Сорока Светлана Александровна Профессиональное обучение лиц с особенностями психофизического развития



Скачать 139.1 Kb.
Дата28.10.2016
Размер139.1 Kb.
Просмотров192
Скачиваний0
Сорока Светлана Александровна

Профессиональное обучение лиц с особенностями психофизического развития

Сорока Светлана Александровна - преподаватель специальных учебных предметов 1-ой квалификационной категории, работает в УО «Ивацевичский ГПЛ СП» с 2004 года, педагогический стаж – 11 лет.

Светлана Александровна ведет обучение лиц с особенностями психофизического развития с 2008 года. За это время преподавателем приобретен положительный опыт по обучению лиц данной категории учащихся, накоплен и систематизирован учебный материал – созданы элементы учебно-методического комплекса по предметам теоретического обучения по квалификации «Садовод. Овощевод».

Усвоение материала лицами с ОПФР связано с многочисленными сложностями - это низкая учебная мотивация, плохое восприятие, запоминание и воспроизведение терминов, профессиональных понятий, быстрая утомляемость и др. Светлана Александровна успешно решает существующие проблемы, связанные с обучением данной категории учащихся, стремится создать все условия, способствующие возникновению интереса к овладению ими профессиональными знаниями и умениями. Продумывает объём словесной информации с позиции сложности и доступности, составляет опорные конспекты для учащихся, занимательные задания, разрабатывает мультимедийные презентации, наглядный материал. В копилке педагога реальные предметы в натуральном виде, муляжи, иллюстрированные пособия, картины, схемы, рисунки, фотографии. Преподаватель считает, что сочетание на уроке словесных и наглядных приёмов обучения, дозированный объём и адаптированная для их уровня восприятия информация, смена видов деятельности способствуют успешному обучению лиц с ОПФР.

Разработаны различные виды контроля: тесты, дифференцированные по уровням сложности, карточки-задания, задания на установление соответствия с множеством выбора, кроссворды и др.

Светлана Александровна, работая с учащимися с особенностями психофизического развития, стремится развивать познавательный интерес к обучению, формировать положительную мотивацию к будущей профессиональной деятельности, развивать их личностные качества, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Форма обобщения опыта – представление элементов учебно-методического комплекса по предметам «Основы агрономии», «Садоводство», «Овощеводство», выступление на методической комиссии.
Воробей Татьяна Николаевна

Тема «Особенности развития трудовой деятельности учащихся с ОПФР в процессе производственного обучения»

Воробей Татьяна Николаевна - мастер производственного обучения 1-ой квалификационной категории, работает в УО «Ивацевичский ГПЛ СП» с 1993 года, педагогический стаж – 30 лет.

Татьяна Николаевна ведет обучение лиц с особенностями психофизического развития с 2008 года по квалификациям «Овощевод», «Садовод».

Реализация основной цели производственного обучения как учебного предмета - формирование основ профессионального мастерства квалифицированного рабочего в соответствии с учебным планом и учебной программой при обучении лиц с ОПФР требует особого подхода. Учащиеся с особенностями психофизического развития в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками испытывают трудности, обусловленные недостатками их познавательной деятельности, низкой учебной мотивацией, слабым уровнем самоконтроля и интеллектуального развития. Поэтому главными задачами, реализующимися в процессе обучения лиц данной категории, Татьяна Николаевна считает коррекцию недостатков их эмоционального развития, воспитание волевого поведения, адекватной самооценки и уровня притязаний учащихся. Мастер производственного обучения постоянно стремится к формированию устойчивой мотивации к учебно-трудовой деятельности учащихся. Достигается это различными путями: последовательным сокращением помощи учащимся в выполнении заданий; использованием при объяснении технологии и последовательности трудовых операций различных видов наглядности - реальных объектов, изображений, рисунков, фотографий; вариативностью практического повторения, постоянным закреплением опыта выполняемых работ; применением и устных, и письменных инструкций.

Отработка практических навыков, формирование творческого начала достигается также на занятиях кружка «Овощевод» под руководством педагога. Свой опыт по развитию трудовой деятельности учащихся с ОПФР в процессе производственного обучения и кружковой работы Татьяна Николаевна представила на заседании методической комиссии.

Педагогом были представлены методические рекомендации по теме: «Особенности развития трудовой деятельности учащихся с ОПФР в процессе производственного обучения», разработанные структурные элементы учебно-методического комплекса по производственному обучению квалификации «Садовод» по темам: «Высадка рассады томата в открытый грунт», «Уход за культурой томата в открытом грунте», «Уход за культурой томата в защищённом грунте», куда вошли конспекты учебных занятий, комплект операционных карт, тестовые задания контроля знаний учащихся. Также представлен фотоотчет работ учащихся с ОПФР на кружке.

Форма обобщения опыта – открытый урок производственного обучения по квалификации «Овощевод», творческий отчет на заседании методической комиссии.


Мохор Галина Васильевна

Тема «Практикоориентированность как условие успешной профессиональной подготовки лиц с ОПФР»

Мохор Галина Васильевна - преподаватель специальных предметов 1-ой квалификационной категории, работает в УО «Ивацевичский ГПЛ СП» с 1998 года, педагогический стаж – 15 лет.

Галина Васильевна считает, что обучение лиц с ОПФР по специальным предметам должно быть практикоориентированным, что значительно улучшает эффективность образовательного процесса, способствует формированию у учащихся первоначальных умений и навыков практической работы, необходимых на производственном обучении, также формированию понимания того, где и как, и для чего полученные знания употребляются на практике. Механизм формирования теоретических знаний участвует непосредственно в накоплении практического опыта учащегося, в таком случае реалии жизни и практической деятельности фиксируются в сознании обучаемого в закономерностях такого рода: «если сделать так, то получим результат такого типа», или «в ситуациях такого вида следует учитывать такие факторы и игнорировать - все остальные» и т.д.

Преподаватель, реализуя практико-ориентированное обучение, не ограничивается только словесными методами, текстами при объяснении, текстовыми тестами при проверке знаний. При обучении, контроле знаний широко используются рисунки, иллюстрации, альбомы, презентации, учебные фильмы, натуральные муляжи, применяет электронные учебники, содержание всех вышеназванных средств обучения обязательно ориентируется на уровень восприятия, понимания и запоминания учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Изучение предмета «Оборудование швейного производства» осуществляется непосредственно на натуральных макетах – швейных машинах, также используются различные учебные презентации, иллюстрированный дидактический материал, натуральные образцы тканей, виды швов. Преподавателем разработано учебное пособие - альбом «Новые швейные машины», предназначенный для самостоятельного изучения учащимися, успешно применяет в своей работе электронный учебник по предмету «Технология швейного производства».

Лабораторно-практические занятия организуются непосредственно в лабораториях с использованием натуральных образцов, учебных макетов, моделей, материалов. Также преподавателем разработаны «Лабораторные практикумы» по предметам «Технология швейного производства», «Конструирование одежды», «Оборудование швейного производства», в каждом из которых даны методические рекомендации по выполнению лабораторно – практических работ.

Форма обобщения опыта – мастер-класс, творческий отчет.

Малинчик Сергей Степанович

Тема «Презентация учебно-методического комплекса по учебному предмету «Устройство сельскохозяйственных машин»

Данный опыт является продолжением обобщенного опыта преподавателя, представленного на областном уровне в 2012г. по теме «Разноуровневые тесты и задания по предмету».

Более 20 лет работает в учреждении профессионально-технического образования Малинчик Сергей Степанович. На протяжении всего этого времени неизменным остается его педагогическое кредо «Чтобы иметь право учить, надо учиться самому». Сергей Степанович воплощает его в жизнь постоянно. Он никогда не останавливается на достигнутом, уверенно идет в ногу со временем, владеет современными технологиями в образовании, старается быть в курсе всех новейших тенденций в развитии сельхозтехники.

Трудовой путь Сергея Степановича начался с должности мастера производственного обучения, вот уже 13 лет работает преподавателем специальных учебных предметов, столько же времени он преподает специальный учебный предмет «Устройство сельскохозяйственных машин». Годы практики, педагогической деятельности позволили говорить о накоплении определенного положительного опыта по проектированию и применению структурных элементов УМК по преподаваемому предмету, обучаемой профессии. «Создание полноценного УМК по учебному предмету – залог результативного обучения, качественного образования», - так считает Сергей Степанович. Он несколько лет работал над УМК. В настоящее время неэффективно заниматься разработкой структурных элементов УМК для учебного предмета с нуля, так как существует множество готовых средств. Перед современным педагогом стоит задача поиска и разработки недостающих звеньев, методик обучения, адаптация существующих, но устаревших, либо перегруженных учебных материалов. Участие в республиканской творческой группе также способствует созданию и наполнению компонентов УМК. Сергей Степанович являлся участником республиканской творческой группы по разработке ЭОР «Устройство сельскохозяйственных машин» по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», учебный предмет «Устройство сельскохозяйственных машин».


В 2015 году завершилась работа педагога над созданием структурных элементов УМК. Структурные элементы УМК по учебному предмету «Устройство сельскохозяйственных машин» квалификации «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» составлены согласно Положению об учебно-методическом комплексе на уровне профессионально-технического образования, утвержденном Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 №167.

Теоретический раздел содержит перечень учебных изданий, перечень и наглядные образцы плакатов, натуральных объектов и электронных средств обучения, также здесь представлен ЭОР «Устройство сельскохозяйственных машин».

В практический раздел вошли материалы для проведения лабораторно-практических работ в рамках учебной программы.

Раздел контроля знаний содержит материалы текущей и итоговой аттестации: тесты, проверочные работы, материалы обязательных контрольных работ.

В вспомогательный раздел УМК вошли элементы учебно-программной документации по учебному предмету: учебная программа «Устройство сельскохозяйственных машин», тематическое планирование, нормативы оснащения учебного кабинета, планы учебных занятий.

Содержание УМК соответствуют требованиям образовательного стандарта и типовой УПД по квалификации «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Материалы являются современными и актуальными, соответствуют тенденциям и требованиям сельского хозяйства РБ на сегодняшний день.

Презентация структурных элементов данного УМК проходила на областном уровне дважды:

на первом этапе областного конкурса «Лучший педагогический работник 2015 года в системе профессионального образования», благодаря чему Малинчик С.С. вышел во второй тур и стал победителем в номинации «Самый творческий преподаватель»;

на «Ярмарке педагогических проектов профессионального образования», где прошла презентация опыта работы преподавателя специальных учебных предметов Малинчика С.С. по теме «Структурные элементы УМК учебного предмета «Устройство сельскохозяйственных машин».

Материалы могут быть использованы в работе преподавателей специальных учебных предметов, мастеров производственного обучения квалификации «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», методистов, заместителей директоров по УПР.




Горчанюк Людмила Александровна

Тема «Выхаванне патрыятызму сродкамі мясцовага краязнаўства»

Горчанюк Людмила Александровна – преподаватель общеобразовательных учебных предметов. Работает в учреждении образования с 1986 года, трудовой стаж - 30 лет.

Людмила Александровна преподает в профессиональном лицее белорусский язык и литературу. Она не просто учит и передает знания, она отдает учащимся частичку своей души, учит любить их родную Беларусь, культуру, свой народ, так как любит и знает сама. На протяжении многих лет педагог изучала вместе с учащимися, собирала материалы, отражающие историю, культуру, быт, традиции Ивацевичской земли. Богатый опыт послужил основой для реализации проекта «Вытокі», над которым Людмила Александровна работала несколько лет. Этот проект состоит из нескольких блоков, они охватывают самые различные сферы: “Івацэвіччына старажытная”, “Старонкі ваеннай гісторыі”, “Нашы славутыя землякі”, “Памятныя мясціны”, “Прырода роднага краю”, “Культурная спадчына”. В рамках проекта педагогом проведено множество замечательных мероприятий, викторин, игр, вечеров, встреч с известными людьми, экскурсий, накоплено и систематизировано множество материалов. На что же направлены вышеназванные материалы? На воспитание духовно-нравственной личности, знающей и любящей свою “малую родину”, традиции предков, культуру, историю. Людмила Александровна уверена: невозможно воспитать полноценного гражданина, труженика, который не знает своих корней, людей, живших здесь до нас, оставивших нам великое наследие –белорусскую землю. Благодаря краеведению, краеведческой деятельности учащиеся учатся самостоятельно работать с различными источниками, изучают необходимый материал, собирают его, приобретают навыки исследовательской работы. Узнают свой край, учатся любить его больше, ценить. Работая над проектом «Вытокі», преподаватель подготовила совместно с учащимися увлекательную экскурсию в этнографический зал лицейского музея «Беларуская хата». Именно там педагог со своими воспитанниками знакомят гостей с национальными праздниками, традициями, белорусской кухней, разыгрывают элементы сватовства, сцены будничной жизни наших предков.

В копилке педагога собраны сценарии мероприятий, информационных и воспитательных часов, материалы встреч с известными людьми, исследовательская деятельность, фотогалерея из опыта работы и др.

Данный материал может быть использован в работе преподавателей бел.языка и литературы, кураторов учебных групп, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, педагогов-организаторов.

Опыт преподавателя был представлен на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных учебных предметов.

Форма обобщения опыта – творческий отчет.

Ильчук Людмила Адамовна

Тема «Совершенствование структурных элементов учебно-методического комплекса учебного предмета «Математика»

Ильчук Людмила Адамовна - преподаватель общеобразовательных предметов 1-ой квалификационной категории, работает в УО «Ивацевичский ГПЛ СП» с 2010 года, педагогический стаж – 23 года.

Людмила Адамовна активно работает над созданием, обновлением структурных элементов УМК учебного предмета «Математика». Преподаватель считает, что это обеспечивает комплектность и преемственность учебного материала, ориентирует педагога на системное использование всех компонентов УМК на основе эффективных методик в обучении, способствует обновлению дидактического, методического материала, совершенствованию организации учебной деятельности и развитию обучающихся.

В копилке преподавателя планы-конспекты уроков по темам «Степень с рациональным показателем», «Многогранники. Площади многогранников», «Объёмы многогранников» «Параллельность прямых и плоскостей», «Логарифмическая функция», «Введение в стереометрию», «Тела вращения», «Производная», «Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве», «Показательная функция», «Обобщающее повторение», «Тригонометрические функции» и др.

Создание структурных элементов УМК имеет практическую направленность, что способствует использованию полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни, в профессиональной деятельности учащихся. Преподавателем разрабатываются задачи, применяемые в практической профессиональной деятельности квалификаций «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель автомобиля кат. С», «Швея», «Повар» и др.

Разработаны опорные конспекты для учащихся по всем темам учебного предмета «Математика», которые содержат необходимые пояснения, формулы, термины, рисунки. Преподаватель активно работает над созданием мультимедийных презентаций, пополняет мини-каталог ЭСО по учебному предмету.

Созданы самостоятельные работы по темам: «Угол между плоскостями», «Поверхность и сечение призмы», «Аксиомы стереометрии», «Перепендикуляр и наклонная», «Объем тел», «Параллелепипед», «Объём призмы», «Объём и поверхность пирамиды», «Объём и поверхность конуса», «Объем и поверхность шара», «Сечение пирамиды».

Людмила Адамовна активно занимается организацией исследовательской деятельности учащихся по обучаемому предмету, что способствует развитию познавательного интереса, формирует способность к анализу, обобщению, умению выдвигать гипотезы и отстаивать свою точку зрения. Под руководством Людмилы Адамовны написаны две исследовательские работы «Математика в моей профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» автор Шульга Максим (Диплом ІІІ степени на областной конференции «С наукой в будущее» в 2013г.), «Математика против курения» автор Собко Сергей (Диплом ІІІ степени на областной конференции «С наукой в будущее» 2014 г.). На данном этапе совместно с группой учащихся работает над исследовательской работой по теме «Математика и компьютерные игры».

Форма обобщения опыта – творческий отчет, материалы «Из опыта работы».

Давыдович Марина Петровна

Тема «Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся средствами православной культуры»
Давыдович Марина Петровна - библиотекаря УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства». Работает в учреждении образования с 1984 года, трудовой стаж - более 30 лет.

Марина Петровна – библиотекарь с большим стажем работы, огромным опытом, более 30 лет посвятила она этой должности. Приобщая учащихся к миру литературы, Марина Петровна реализовывала различные направления воспитательной деятельности: экологическую культуру, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное и др. Особенно актуальным и интересным является опыт библиотекаря по формированию духовной культуры учащихся средствами Православия. Вот уже несколько лет учреждение образования «Ивацевичский ГПЛ СП» сотрудничает с Православной Церковью, инициатором, организатором встреч, совместных мероприятий всегда была Марина Петровна. За несколько лет деятельности в данном направлении у нее сложилась полноценная система: разработана программа сотрудничества, сценарии совместных мероприятий, материалы для бесед, проведения информационных и воспитательных часов, лекции, сценарии праздников, презентации. Библиотекарем собрано много книг и публикаций, посвященных истории Православия, историческому наследию Беларуси. Особенное внимание она уделяет искоренению сквернословия среди учащихся, ежегодно проводятся вечера, посвященные этой теме, беседы, выступает на информационных и воспитательных часах. Библиотекарь проводит различные творческие конкурсы среди учащихся, интеллектуальные игры, например, таки как «Знаете ли Вы Библию?», «Православные храмы Беларуси», «Библейские притчи» и др.

Марина Петровна уверена: взаимодействие с Белорусской Православной Церковью позволит значительно расширить воспитательную среду, внести в неё истинно гуманные и нравственные ценности и, самое главное, изучить огромный опыт Православной Церкви, приобщиться к потенциалу её традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственного воспитания.

Содержание опыта - это механизмы взаимодействия, система совместной работы библиотекаря учреждения профессионально-технического образования с Православной в Церковью по воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся.

Данный материал может быть использован в работе библиотекарей, кураторов учебных групп, педагогов-организаторов, воспитателей, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

Опыт библиотекаря был представлен на заседании методической комиссии кураторов групп и воспитателей.



Форма обобщения опыта – творческий отчет.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал