Соглашение вто по информационным технологиям



страница1/4
Дата28.10.2016
Размер0.69 Mb.
Просмотров530
Скачиваний0
ТипСоглашение
  1   2   3   4


Исполнительный комитет СНГ

Соглашение ВТО по информационным технологиям


(информационно-аналитическая справка)

Москва, 2015 год



ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………..…………...…………….…………..………. 3

I. Соглашение по информационным технологиям (ИТА).…………..…………....... 5

II. Переговоры по расширению ИТА (ИТА-2) ………………………….…...…….... 7

III. Условия ИТА-2 ………. ……………………...……………………….……...…... 8

IV. Оценка возможных последствий присоединения к ИТА-2 …….…..……...…... 9

Приложение: Перечень товаров по ИТА-2 …………………..……………………. 12



ВВЕДЕНИЕ
Уровень промышленного развития современного государства определяется уровнем производства и потребления изделий радиоэлектронной техники, продукции информационно-коммуникационных технологий. Радиоэлектронная промышленность как базовая среди ведущих отраслей является главной движущей силой экономики всех высокоразвитых государств, поскольку именно здесь применяются самые высокие технологии, позволяющие максимально использовать достижения современной техники, что и определяет научно-технический прогресс в других отраслях промышленности.

Ведущие страны Запада, а в последние годы и интенсивно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии уделяют приоритетное внимание развитию радиоэлектроники как «точке роста» экономики, основы для развития других отраслей экономики, обеспечения, технологической независимости, экономической, продовольственной, информационной и военной безопасности государства, охраны здоровья и безопасности населения. В связи с этим в развитых странах применяются меры государственной поддержки для развития наиболее перспективных и экономически значимых направлений радиоэлектронной промышленности как наиболее эффективного способа подъема всей промышленности и укрепления позиций на мировом рынке. Из опыта этих стран известно, что прогресс в области электроники приводит к появлению интегрального эффекта, далеко выходящего за рамки отрасли, способного привести в том числе к росту рынка наукоемкой продукции, повышению технического уровня и конкурентоспособности в смежных отраслях. Применение информационных технологий ведет к значительному росту производительности труда, высвобождению трудовых ресурсов, в то же время оно создает новые рабочие места.

В большинстве государств – участников СНГ существуют как производство IT-продукции, так и планы по его дальнейшему развитию. Речь может идти об оставшихся в «наследство» от СССР предприятиях ВПК, о конверсионных программах, перепрофилированных на производство гражданской продукции, или о развитии совершенно новых производств на собственной базе или при участии инвестиций третьих стран.

Значение информационных технологий в экономических отношениях постоянно возрастает. Нормальное функционирование и развитие любой экономики сегодня невозможно без внедрения и использования информационных технологий как в производстве и сфере услуг, так и в области потребления. Рынок информационных технологий является одним из новейших и активно формирующихся рынков в мировой экономике. На протяжении последних десятилетий наблюдается бурный рост не только производства товаров информационных технологий, но и мировой торговли этой продукцией.

В этой связи понятен интерес к усилиям ВТО по либерализации мировой торговли продукцией информационных технологий. В настоящей работе осуществлен обзор развития договоренностей в сфере торговли IT-товарами в рамках ВТО.

Помимо уже указанных причин, обусловивших интерес к данной теме, следует отметить, что Соглашение ВТО по информационным технологиям – это одно из немногочисленных соглашений, достигнутых членами этой организации в послеуругвайский период.



В ходе подготовки работы были использованы материалы ВТО, Международного торгового центра ООНВТО, СМИ России и Великобритании. Приведен перечень товаров, подпадающих под действие расширенного Соглашения ВТО по информационным технологиям (ИТА-2).

I. Соглашение по информационным технологиям (ИТА)


Формального Соглашения по информационным технологиям как такового в рамках ВТО не существует. 13 декабря 1996 года на первой Министерской конференции ВТО в Сингапуре была принята Министерская декларация о торговле продукцией информационных технологий (WT/MIN(96)/16 от 13 декабря 1996 года) (далее – Декларация). Декларация установила принципы международной торговли продукцией информационных технологий и заложила основу для ее либерализации. Декларацией было предусмотрено обязательство подписавших ее членов ВТО о постепенном снижении ставок пошлин на товары информационных технологий (IT-продукцию) вплоть до их связывания на нулевом уровне с 1 января 2000 года. Перечень товаров, на которые распространяется Декларация, содержится в приложениях к ней (компьютеры, телекоммуникационная аппаратура, полупроводники, оборудование по производству полупроводников и контрольно-измерительных приборов, носители данных и программного обеспечения, научное оборудование, различные запчасти, детали и аксессуары и т.д.). Однако спешка, в которой готовилась Декларация, породила немало ошибок и опечаток в приложениях. К тому же коды ТН ВЭД, с помощью которых описывались товары (HS 1992), существенно устарели.

Декларацию подписали 29 членов ВТО (Австралия, Гонконг, ЕС-15, Исландия, Индонезия, Канада, Республика Корея, Норвегия, Сингапур, США, Тайвань, Турция, Швейцария (от имени таможенного союза Швейцарии и Лихтенштейна) и Япония). В 1997 году к Декларации присоединились еще несколько государств, после чего в документах она стала именоваться Соглашением по информационным технологиям (Information Technology Agreement (ITA)), которое имеет плюрилатеральный статус, т.е. является необязательным для членов ВТО.

Если участник Соглашения являлся членом ВТО в момент присоединения к ИТА, он был должен внести надлежащие корректировки в свои тарифные обязательства и представить их в ВТО в виде официального документа, содержащего новый график снижения пошлин на IT-товары. Таких участников ИТА в настоящее время 39, и они (кроме Сальвадора и Марокко) представили соответствующие документы.

Еще 14 стран, которые присоединились к ВТО и ИТА после 1997 года, внесли графики уступок на IT-продукцию в свои тарифные обязательства, принятые при вступлении в ВТО. Среди них Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина.

Россия присоединилась к ВТО 22 августа 2012 года. При вступлении Россия взяла на себя обязательство присоединиться к ИТА и снизить тарифы на продукты информационных технологий с 5,4 % до 0. В Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года (п. 324) указано: «Российская Федерация представит в Комитет по ИТА перечень тарифных уступок по товарам к Соглашению по информационным технологиям (ИТА) для проверки, с тем чтобы позволить Российской Федерации присоединиться к ИТА, когда она станет членом ВТО». Обязательств по срокам предоставления такой информации в Докладе нет. Россия является нетто-импортером данной продукции. По информации ВТО, ее экспорт и импорт продуктов информационных технологий в 2012 году составили 0,99 и 20,21 млрд долларов США соответственно. 13 сентября 2013 года Комитет участников процесса расширения торговли продуктами информационных технологий ВТО подтвердил, что Российская Федерация присоединилась к ИТА, хотя упомянутый график уступок на IT-товары Россия так и не представила.

Некоторые крупные страны, такие как Бразилия, ЮАР, Мексика, не участвуют в Соглашении.

В настоящее время сторонами ИТА является 81 член ВТО, на долю этих стран приходятся 97 % мировой торговли IT-товарами. Среди участников Соглашения крупнейшие производители и потребители IT-продукции: США, ЕС, КНР, Республика Корея, Япония, Канада, Индия, Австралия.

Соглашение стало первой секторальной договоренностью после завершения Уругвайского раунда. Результатом ИТА стала наиболее значительная либерализация условий торговли после создания ВТО: в 2013 году сумма отмененных импортных пошлин на IT-продукцию составила 1,6 трлн долларов США, что почти в 3 раза больше, чем в 1996 году. По информации ВТО, в настоящее время на IT-товары приходится около 10 % всего мирового экспорта товаров.

Тарифные уступки, предоставляемые участниками ИТА, являются частью их тарифных обязательств в ВТО, поэтому они применяются на базе режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и распространяются на все страны независимо от того, являются они участниками Соглашения или нет. При этом в ряде неприсоединившихся к ИТА стран связанные и применяемые таможенные пошлины на товары информационных технологий составляют в среднем 33 и 7 % соответственно.

II. Переговоры по расширению ИТА (ИТА-2)


В мае 2012 года участники Соглашения признали, что за время его действия появилось множество новых IT-товаров, не охваченных ИТА. По инициативе Евросоюза в июне 2012 года 33 члена ВТО запустили процедуру переговоров по расширению перечня продукции, входящей в сферу ИТА. Была создана техническая рабочая группа (координатором выступил ЕС), которая проводила заседания неофициально, за рамками формальной работы Комитета участников процесса расширения торговли продуктами информационных технологий ВТО.

Количество стран – участниц переговоров быстро выросло до 54 (ЕС-28, Албания, Австралия, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Гватемала, Гонконг, Исландия, Израиль, Япония, Республика Корея, Малайзия, Маврикий, Черногория, Новая Зеландия, Норвегия, Филиппины, Тайвань, Сингапур, Швейцария и Лихтенштейн, Таиланд, Турция и США). Переговоры велись не только по обновлению списка товаров, составленного около 20 лет назад и существенно устаревшего, но и по расширению состава участников ИТА, поскольку многие страны, которые стали крупными игроками на рынке товаров информационных технологий после 1996 года, не являются участниками Соглашения. Одновременно следует отметить, что некоторые участники ИТА, например, Индия и Индонезия, не участвовали в переговорах по его расширению. Они отметили, что не будут принимать участия в дискуссиях, поскольку расширение охвата Соглашения идет вразрез с их национальными интересами.

Уровень импортных пошлин на IT-продукцию, не охваченную ИТА, в некоторых странах довольно высок. Например, в США применяемая таможенная пошлина на детали телефонных трубок составляет 8,5 %, в Китае действует пошлина на видеокамеры в размере 35 %, тариф ЕС на DVD-плейеры – 14 %, пошлина на магнитные карты в Таиланде – 30 %. Очевидно, что отказ от пошлин на IT-товары упрощает доступ на рынки, приводит к экономии средств инвесторов и трейдеров, существенно улучшает деловой климат на рынках, создавая на них атмосферу предсказуемости и уверенности.

После 17 раундов переговоров на заседаниях, проведенных 18 и 24 июля 2015 года, их участники (кроме Колумбии, Маврикия и Турции) договорились о расширении сферы действия ИТА по дополнительному перечню на 201 товар – компьютерные игры и консоли, домашние кинотеатры, аудиосистемы, наушники, видеокамеры, видеоплейеры, полупроводники нового поколения, спутниковые навигаторы, оптические линзы, некоторые виды медицинского оборудования, сенсорные экраны, ультразвуковые сканеры и т.д. Фактически данная договоренность (ИТА-2) стала возможной после достижения согласия между ЕС, США и КНР.

Доля стран – участниц ИТА-2 составляет около 90 % мировой торговли охваченными ею товарами. По заявлению Генерального директора ВТО Роберто Азеведо, ежегодный объем торговли товарами, входящими в дополнительный перечень, превышает 1,3 трлн долларов США и составляет около 7 % всей мировой торговли, что превышает объем торговли автотранспортными средствами или торговли текстилем, одеждой и черными металлами вместе взятыми. Расширение Соглашения по информационным технологиям – самое объемное за последние 18 лет снижение таможенных тарифов в рамках ВТО.

Договоренность ИТА-2 распространена Генсоветом ВТО документом WT/L/956 от 28 июля 2015 года под названием «Декларация по расширению торговли продуктами информационных технологий» (далее – Декларация).


III. Условия ИТА-2
Декларация предусматривает проведение каждым участником ИТА-2 ежегодного снижения таможенных пошлин (а также прочих пошлин и сборов в понимании статьи II:1(b) ГАТТ 1994) вплоть до 0 по 201 товару (перечень этих товаров приведен в Приложении), по следующему графику:

первое снижение – не позднее 1 июля 2016 года;

второе снижение – не позднее 1 июля 2017 года;

третье снижение – не позднее 1 июля 2018 года;

отмена таможенных пошлин – не позднее 1 июля 2019 года.

Отмена прочих пошлин и сборов в понимании статьи II:1(b) ГАТТ 1994 должна быть произведена до 1 июля 2016 года.

Допускается продление этих сроков по чувствительным товарам (перечень условий для продления ограничен). Приветствуется более ранняя отмена таможенных пошлин в одностороннем порядке, например, на товары с относительно низкими ставками.

Аналогично ИТА 1996 года тарифные уступки участников ИТА-2 должны быть включены в их общие тарифные обязательства и будут применяться на основе РНБ и по отношению ко всем странам независимо от того, являются они участниками ИТА-2 или нет.

Декларация открыта для присоединения любого члена ВТО.

Участники договоренности по ИТА-2 обязались до 30 октября 2015 года представить в Секретариат ВТО проекты графиков своих тарифных уступок. Каждый график должен быть рассмотрен и одобрен консенсусом участниками ИТА-2 до 4 декабря 2015 года, с тем чтобы договоренность была окончательно оформлена и подписана на десятой Министерской конференции ВТО в Найроби (Кения) 15–18 декабря 2015 года. ИТА-2 вступит в силу после того, как все графики будут одобрены.

Участники ИТА-2 договорились также не позднее января 2018 года провести пересмотр перечня продукции, охваченной ИТА-2, в целях включения в него дополнительных товаров. Стороны также договорились активизировать переговоры по устранению нетарифных барьеров в секторе информационных технологий.
После окончания Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и создания Всемирной торговой организации до сих пор в рамках ВТО подготовлены только три соглашения, предусматривающие либерализацию торговли (ИТА-1, Соглашение по правительственным закупкам в редакции 2012 года и Соглашение по упрощению торговых процедур 2013 года). ВТО придает большое значение предстоящему официальному оформлению договоренности по ИТА-2, что очень важно для поддержания ее престижа как организации, устанавливающей правила торговли и призванной всемерно содействовать ее развитию и либерализации, особенно на фоне подготовки многочисленных многосторонних региональных соглашений о создании зон свободной торговли.

По подсчетам экспертов, мировой экспорт продукции информационных технологий за 1996–2010 годы вырос в 3 раза; за период 2001–2008 годов – в 2 раза, а за 2009–2014 годы – почти на 30 % и продолжает расти. Расширяется доля этих товаров в общем объеме мировой торговли. Продолжающийся рост спроса, а также дальнейшая либерализация рынка IT-продукции создают благоприятные возможности для стран – производителей IT-товаров, побуждает их и далее развивать свою промышленность, расширять номенклатуру производимых товаров, в том числе для поставки на экспорт.


IV. Оценка возможных последствий и целесообразности присоединения к ИТА–2
Говоря об оценке ожидаемого эффекта расширения ИТА, следует обратить внимание на высказывания авторитетного журнала «The Economist»: «Всего несколько африканских и южноамериканских стран приняли участие в переговорах по ИТА-2, но ВТО считает, что все будут в выигрыше. Расширение торговли должно позитивно отразиться на глобальной цепи поставок электроники, которая покупает материалы и рабочую силу по всему миру. Так как снижаются тарифы на компоненты, например, полупроводники, остальная часть развивающегося мира будет иметь возможность пользоваться более дешевыми готовыми изделиями электроники, а это, в свою очередь, поможет ускорить инновации. Высокотехнологичные отрасли сыграли большую роль в осуществлении южнокорейских и тайваньских чудес развития. Правда, они состоялись при действии в то время тарифных барьеров. Смогут ли развивающиеся страны, которые принимают участие в ИТА-2 достичь таких результатов без такой же защиты, неясно»1. Последнее замечание представляется достаточно существенным для оценки возможных последствий присоединения к ИТА-2 для государств – участников СНГ, являющихся членами ВТО или находящихся на пути к присоединению к этой организации.

Производство IT-продукции в тех или иных масштабах наличествует во многих государствах – участниках СНГ. Такие производства зачастую налажены или создаются в рамках особых экономических промзон, технопарков и т.п. Среди государств – участников СНГ, присоединившихся к ИТА-1(Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина, а также Казахстан, который принял обязательства присоединиться к Соглашению), IT-сектор наиболее развит в России.

Попытаемся оценить возможные последствия присоединения России к ИТА-2 на основе анализа Единого таможенного тарифа ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Во-первых, следует учитывать, что ЕТТ ЕАЭС постоянно корректируется в соответствии с принятыми Россией обязательствами при присоединении к ВТО (одним из них является присоединение к ИТА 1996 года). Почти по 90 % тарифных линий, охватываемых Приложением А к ИТА-2, действующие в настоящее время ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС составляют от 0 до 5 %, т.е. уровень тарифной защиты соответствующих товаров существенным не является. По некоторым тарифным линиям, где уровень ставки в настоящее время более 5 %, он будет снижен в результате выполнения обязательств Российской Федерации в ВТО. И лишь на небольшой перечень товаров сохранится возможность установления ставок более 5 % (но, как правило, не более 15 %, что, впрочем, является уже заметным тарифным барьером). Таким образом, говорить о серьезном открытии рынка при присоединении к ИТА-2 было бы преувеличением.

Вместе с тем в настоящее время Россия заявила о намерении не становиться участником ИТА-2.

За таким решением стоит, как представляется, достаточно прагматичный подход. Прежде всего, уступки, принятые участниками ИТА-2 по принципу РНБ, распространятся и на членов ВТО, не присоединившихся к данному Соглашению. Таким образом, последние, и Россия в том числе, получат возможность расширения экспорта своей IT-продукции на рынки участников ИТА-2, не открывая дополнительно свой рынок. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и фискальный аспект. По оценкам, при отмене пошлин по перечню ИТА-2 речь может идти о потенциальном сокращении поступлений в бюджет России от импортных пошлин на десятки миллионов долларов США.

Отказ от подписания ИТА-2 в Минэкономразвития России объясняется прежде всего желанием защитить отечественных производителей2. ИТА-2 касается многих товаров, которые производятся в России, и распространяется не только на новые виды полупроводников и игровых консолей, но и GPS-устройства, некоторые виды телекоммуникационного и медицинского оборудования. Сейчас ввозная пошлина на такие продукты может превышать 10 %. Отказ России подписать ИТА-2 сохранит некоторую возможность тарифной защиты российским IT-поставщикам. Россия не является крупным экспортером перечисленных в Соглашении продуктов, но пытается наладить собственное производство некоторых из них. Впрочем, не исключается возможность присоединиться к ИТА-2 позднее, когда российские производители будут больше заинтересованы в интеграции отечественного и мирового IT-рынков.

Для других государств – участников СНГ приведенные соображения также могут играть свою роль, но вместе с тем в каждом конкретном случае вопрос следует рассматривать с учетом особенностей национальной экономики.

Для производителей высокотехнологичных товаров и услуг ВТО дает доступ на мировой рынок (в том числе и в качестве покупателей), защиту прав интеллектуальной собственности и возможности для расширения международной кооперации. Но насколько эти возможности будут использованы, зависит от совместных усилий научного, предпринимательского сообщества и органов власти.




Item

HS

2007

ex

*

Product Description

001

350691

ex

Optically clear free-film adhesives and optically clear curable liquid adhesives of a kind used solely or principally for the manufacture of flat panel displays or touch-sensitive screen panels

002

370130




Other plates and film, with any side exceeding 255 mm

003

370199




Other

004

370590




Other

005

370790




Other

006

390799

ex

Thermoplastic liquid crystal aromatic polyester copolymers

007

841459

ex

Fans of a kind used solely or principally for cooling microprocessors, telecommunication apparatus, automatic data processing machines or units of automatic data processing machines

008

841950

ex

Heat exchange units made of fluoropolymers and with inlet and outlet tube bores with inside diameters measuring 3 cm or less

009

842010

ex

Roll laminators of a kind used solely or principally for the manufacture of printed circuit substrates or printed circuits

010

842129

ex

Liquid filtering or purifying machinery and apparatus made of fluoropolymers and with filter or purifier membrane thickness not exceeding 140 microns

011

842139

ex

Filtering or purifying machinery and apparatus for gases, with stainless steel housing, and with inlet and outlet tube bores with inside diameters not exceeding 1.3 cm

012

842199

ex

Parts of filtering or purifying machinery and apparatus for liquids, made of fluoropolymers and with filter or purifier membrane thickness not exceeding 140 microns; parts of filtering or purifying machinery and apparatus for gases, with stainless steel housing, and with inlet and outlet tube bores with inside diameters not exceeding 1.3 cm

013

842320

ex

Scales for continuous weighing of goods on conveyors using electronic means for gauging weights

014

842330

ex

Constant weight scales and scales for discharging a predetermined weight of material into a bag or container, including hopper scales, using electronic means for gauging weight

015

842381

ex

Other weighing machinery, having a maximum weighing capacity not exceeding 30 kg using electronic means for gauging weight

016

842382

ex

Other weighing machinery, having a maximum weighing capacity exceeding 30 kg but not exceeding 5,000 kg using electronic means for gauging weight, excluding machines for weighing motor vehicles

017

842389

ex

Other weighing machinery, having a maximum weighing capacity exceeding 5,000 kg using electronic means for gauging weight

018

842390

ex

Parts of weighing machinery using electronic means for gauging weight, excluding parts of machines for weighing motor vehicles

019

842489

ex

Mechanical appliances for projecting, dispersing, or spraying of a kind used solely or principally for the manufacture of printed circuits or printed circuit assemblies

020

842490

ex

Parts of mechanical appliances for projecting, dispersing, or spraying of a kind used solely or principally for the manufacture of printed circuits or printed circuit assemblies

021

844230




Machinery, apparatus, and equipment

022

844240




Parts of the foregoing machinery, apparatus or equipment

023

844250




Plates, cylinders and other printing components; plates, cylinders and lithographic stones, prepared for printing purposes (for example, planed, grained or polished)

024

844331




Machines which perform two or more of the functions of printing, copying or facsimile transmission, capable of connecting to an automatic data processing machine or to a network

025

844332




Other, capable of connecting to an automatic data processing machine or to a network

026

844339




Other

027

844391




Parts and accessories of printing machinery used for printing by means of plates, cylinders and other printing components of heading 84.42

028

844399




Other

029

845610

ex

Machine tools operated by laser or other light or photon beam processes of a kind used solely or principally for the manufacture of printed circuits, printed circuit assemblies, parts of heading 8517, or parts of automatic data processing machines

030

846693

ex

Parts and accessories of machine tools operated by laser or other light or photon beam processes of a kind used solely or principally for the manufacture of printed circuits, printed circuit assemblies, parts of heading 8517, or parts of automatic data processing machines; Parts and accessories of machine-tools operated by ultrasonic processes of a kind used solely or principally for the manufacture of printed circuits, printed circuit assemblies, parts of heading 8517, or parts of automatic data processing machines; Parts and accessories of machining centres of a kind used solely or principally for the manufacture of parts of heading 8517, or parts of automatic data processing


Приложение

Перечень товаров по ИТА-2


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал