Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет



Скачать 344.5 Kb.
страница1/3
Дата18.01.2017
Размер344.5 Kb.
Просмотров485
Скачиваний0
  1   2   3



Содружество Независимых Государств
Исполнительный комитет

О развитии автомобильной промышленности

государств – участников СНГ в 2015-2016 годах

(информационно-аналитический материал)

Москва, 2016 год



Оглавление





Введение

Автомобильная промышленность мира



3

3


Перспективные направления развития мировой автомобильной

промышленности



5


Автоиобильная промышленность СНГ

7

Азербайджанская Республика

9

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация


10

11

13



Республика Узбекистан

Украина


Выводы и предложения

19

20

22




Введение
В работе использованы данные Межгосударственного статистического комитета СНГ (далее – Статкомитет СНГ), а также материалы профильных министерств и ведомств государств – участников СНГ, национальных ассоциаций автопроизводителей.

Рассмотрена информация по государствам – участникам СНГ, в которых имеются автосборочные производства.

Автомобильная промышленность является одним из лидеров машиностроения в ряде государств – участников СНГ и процессы, происходящие в отрасли, оказывают значительное влияние не только на смежные сектора экономики, но и на базовые показатели экономического развития на пространстве Содружества.

В этой связи информация о состоянии автомобильного производства в государствах – участниках СНГ может быть использована при подготовке и корректировке национальных программ развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов, межгосударственных концепций и программ развития.


Автомобильная промышленность мира
Первая десятка стран по производству автомобилей в 2015 году представлена ниже:

Производство автомобилей, млн штук



Страна/регион

2013 год

2014 год

2015 год

Китай

22,1

23,7

24,5

США

11,1

11,7

12,1

Япония

9,6

9,8

9,3

Германия

5,7

5,9

6

Республика Корея

4,5

4,5

4,6

Индия

3,9

3,8

4,1

Мексика

3,1

3,4

3,6

Испания

2,2

2,4

2,7

Бразилия

3,7

3,1

2,4

Канада

2,4

2,4

2,3

Евросоюз

16,2

17

18,2

Мир в целом

87,5

89,7

90,7

Источник: данные OICA.
2015 год характеризовался разнонаправленной динамикой сбыта коммерческих автомобилей в мире.

Лидером на мировой арене остается авторынок Китая. В 2015 году здесь было продано 26,8 % всех новых автомобилей. При этом за 2015 год на территории страны реализовано 24,6 млн транспортных средств, что на 4,7 % меньше значений 2014 года. За этот же период экспортные поставки из КНР сократились на 20 %. Показатель продаж стал самым низким за последние три года. Например, в 2013 году китайский авторынок вырос на 14 %, а в 2014 году – на 6,9 %.

Предприятия Северной Америки выпустили 17,7 млн легковых автомобилей, что на 3,3 % выше показателей 2014 года. Подавляющая доля пришлась на США. Здесь было изготовлено 12,1 млн ед. (+3,8 %). Мексика произвела 3,6 млн транспортных средств (+7,9 %), а в Канаде производство упало до 2,28 млн ед. (–5,5 %).

За 2015 год сбыт новых автомобилей в США достиг 17,5 млн ед., что на 5,6% выше и является лучшим результатом с 2000 года. Продажи новых автомобилей в Канаде достигли 1,9 млн ед. Относительно 2014 года показатели выросли на 2,54 % и стали рекордными для местного рынка.

В Индии продажи новых автомобилей в 2015 году выросли на 9,8 % и перешагнули отметку 2 млн ед. Годом ранее местный авторынок поднялся на 2,5 %, а в 2013 году снижался на 9,9 %.

Хорошие результаты на индийском рынке специалисты связывают с ростом покупательской активности, снижением цен на моторное топливо и выводом в торговую сеть новых моделей грузовиков и автобусов. Согласно данным ассоциации автопроизводителей Индии в 2015 году продажи новых коммерческих автомобилей выросли на 7,6 % и достигли 652,6 тыс. ед.

Емкость корейского авторынка за 2015 год увеличилась на 10,3 %, до 1,83 млн ед., а в мировом объеме это составило около 2 %. При этом по объемам выпуска автомобильной техники (в 2015 году – 4,56 млн ед.) Южная Корея входит в пятерку мировых лидеров вслед за Китаем, США, Японией и Германией.

Выпуск автомобилей в странах – членах Евросоюза в 2015 году увеличился на 6,2 % и достиг 15,9 млн ед.

По продажам легковых автомобилей первое место удерживает Германия с результатом 3 206 тыс. ед. (рост 5,6 % по сравнению с 2014 годом). На втором месте – Великобритания, в которой реализация составила 2 633,5 тыс. легковых автомашин (+6,3 %). Далее следует французский авторынок – 1 917,2 тыс. проданных автомобилей (+6,8 %), затем итальянский рынок – 1 574,9 тыс. ед. На пятом месте рынок Российской Федерации с показателем 1 497,5 тыс. реализованных легковых автомобилей, при этом падение объемов продаж на российском рынке составило 36,6 %.

Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в Евросоюзе вырос на 11,6 %. За 12 месяцев было продано 1,7 млн ед.

По сведениям Ассоциации европейских автопроизводителей (АСЕА), парк новых грузовиков полной массой более 3,5 тонны за 2015 год в Европе вырос на 16,2 % и достиг 325,7 тыс. ед. Сектор коммерческих автомобилей допустимой массой более 16 тонн продемонстрировал рост 19,4 %. За прошедший год в данном сегменте реализовано 260,1 тыс. ед. такой техники. Рынок автобусов Евросоюза за 12 месяцев увеличился на 17,8 %, до 39,8 тыс. ед.

Интересны показатели загрузки производственных мощностей автомобильной промышленности в 2015 году.




Регион

Мощности по производству автомобилей, млн шт.

Загрузка мощностей, %

Мир в целом

106,7

85

Северная Америка

18,5

96

Европа

24,5

65

Китай

28,5

82

Турция

1,6

70

Бразилия

4,5

67

Российская Федерация

3,44

40

Источник: данные Минпромторга России
В 2016 году мировой авторынок демонстрировал рост. За первое полугодие 2016 года глобальные продажи автомобилей увеличились на 2,5 % относительно аналогичного периода 2015 года и составили 44,3 млн шт. 27,5 % всех продаж пришлось на Китай, где за шесть месяцев было продано 12,184 млн авто, что на 6 % больше, чем год назад.

В США за этот же период было продано 8,6 млн автомобилей (+1,4 %). Правда, в Японии, третьем по величине авторынке мира, продажи автомобилей сократились в первом полугодии на 5 %, до 2,493 млн. шт.

Тройка самых крупных авторынков Европы демонстрирует стабильные темпы роста. Продажи автомобилей в Германии, Великобритании и Франции за рассматриваемый период увеличились на 7,4; 3,1 и 9 % соответственно. За то же время авторынок Индии увеличился на 5,3 %, до 1,613 млн авто.
Перспективные направления развития мировой автомобильной промышленности
Мировые гиганты автостроения уже сейчас имеют массовые модели на электротяге – это Prius у Toyota, Leaf у Nissan, i-MiEV у Mitsubishi, автомобили американской компании Tesla.

Главным недостатком у автомобилей на электротяге в настоящее время является повышенная стоимость по сравнению с бензиновыми или дизельными аналогами и неразвитая инфраструктура по заправке и обслуживанию таких автомобилей.

Однако, во-первых, разница в цене может снижаться по мере роста производства и удешевления технологии, во-вторых, стоимость километра пробега на электротяге несравненно дешевле, чем на дизеле и тем более на бензине, а, в-третьих, во многих странах разницу уже сейчас компенсируют разного рода субсидиями – например, во Франции, если сдать дизельную машину старше 14 лет, можно получить 10 тыс. евро скидки на электромобиль. При этом, если экологические нормы в Европейском союзе продолжат ужесточаться, то к 2020 году бензиновые и дизельные автомобили станут стоить столько же, сколько «электрички».

Японская компания Toyota Motor планирует запустить массовое производство экологически чистых электромобилей. Машины будут производиться на платформе моделей Prius и Corolla. Запуск массового производства электромобилей Toyota Motor будет приурочен к началу токийской Олимпиады-2020.

Очередной электромобиль компании Tesla, который планируют запустить в производство в 2017 году, будет стоить около 40 тыс. долларов США, а дальность поездки будет составлять около 320 км.

Tesla разворачивает сеть «Суперзарядок» – станций для зарядки электромобилей, которые позволяют зарядить электромобиль менее чем за час.

Стоимость услуг при зарядке автомобилей Tesla:

заряд аккумуляторной батареи наполовину за 20 минут – бесплатно; фирменная технология быстрой роботизированной замены батареи на заряженную (занимает полторы минуты) – 60–80 долларов США.

По состоянию на сентябрь 2014 года в мире насчитывалось 200 станций, функционирующих на трех континентах: 114 в Северной Америке, 66 в Европе и 20 в Азии.

Энергетические кризисы стимулируют поиск эффективных заменителей газа или нефти. По мнению ряда ученых, занимающихся поиском альтернативных энергоносителей, одним из перспективных направлений развития современной энергетики является замена углеводородного топлива на водород.

Использование водорода связано с трансформацией этого химического элемента в водородное топливо – сжиженную или газообразную смесь водорода и кислорода. Распространение водородного топлива пока еще сдерживает высокая себестоимость конечного продукта и отсутствие развитой инфраструктуры (заправочные станции, заводы по производству, топливопроводы и прочее). Стоимость килограмма водородного топлива зависит от способа получения. Например:

конверсия метана обходится в 2,5 доллара за килограмм топлива;

классический электролиз воды обусловливает затраты от 2 до 10 долларов США за килограмм топлива;

высокотемпературная обработка угля в безвоздушном пространстве позволяет получать килограмм топлива по цене от 1,5 до 2 долларов США.

Разумеется, при таком уровне затрат водородное топливо пока не может конкурировать с традиционными энергоносителями.

Производство водородного топлива и автомобилей в настоящее время имеет ряд существенных ограничений: при использовании водорода велика опасность взрыва и возгорания; несовершенные технологии хранения водородного топлива, неизвестно какой сплав использовать для баков хранения водорода; отсутствует инфраструктура заправок автомобилей.

Тем не менее уже появились образцы «водородных» автомобилей.

В настоящее время мировые автопроизводители могут предложить заинтересованным покупателям и «водородную», и «гибридную» (традиционный бензин плюс водород) схемы силового агрегата. Лидирующие позиции в этом сегменте рынка занимают концерны Honda (модель Honda FCX); Ford Motor Company (концепт Focus FCV); Toyota (модель Toyota Highlander FCHV); Daimler AG (модель Mercedes-Benz A-Class); Hyundai (модель Tucson FCEV); General Motors.

В СНГ происходит активное развитие автомобильного транспорта на газомоторном топливе.

Автомобильная промышленность СНГ

Нормативно-правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ в области движения товаров и услуг, включая автомобильную технику и автокомпоненты, определяется следующими документами:

Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года;

Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств – участников Содружества Независимых Государств от 23 декабря 1993 года и Протокол «О механизме реализации Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников Содружества Независимых Государств» от 15 апреля 1994 года;

Соглашение о сотрудничестве в области машиностроения от 24 сентября 1994 года;

Соглашение о товарообороте и производственной кооперации в области машиностроения на взаимоувязанной основе от 9 декабря 1994 года.

Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года;

Договор о зоне свободной торговли от 18 ноября 2011 года.

28 октября 2016 года главами правительств Армении, Беларуси, Кыргызстана, России и Таджикистана подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в автомобилестроении (не вступило в силу).

Указанная нормативно-правовая база дополнена техническими регламентами в рамках Евразийского экономического союза.

Технические регламенты Таможенного союза – ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному, авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

По данным Статкомитета СНГ, в целом по Содружеству в 2015 году произведено меньше, чем в 2014 году, автомобилей грузовых на 17 %, легковых – на 28 %, тракторов – на 32 %.


Производство основных видов машиностроительной продукции в 2015 году

Государства – участники СНГ

Автомобили грузовые

Автомобили легковые пассажирские

Тракторы для сельского и лесного хозяйства

тыс. штук

в % к 2014 году

Справочно: 2014 год в % к 2013 году

тыс. штук

в % к 2014 году

Справочно: 2014 год в % к 2013 году

тыс. штук

в % к 2014 году

Справочно: 2014 год в % к 2013 году

Азербайджан

0,4

136

115

0,7

39



1,0

75

171

Беларусь

3,5

44

69

8,5

91



34,3

66

83

Казахстан

1,7

70

111

12,5

34

99,2

1,2

99,5

89

Россия

131

85

74

1213

72

90

5,1

76

88

Украина





61





57







Всего по СНГ

136

83

74

1235

72

90

41,6

68

85

В целом по СНГ в первом полугодии 2016 года автомобилей грузовых произведено на 4 % больше, чем в первом полугодии 2015 года. Выпуск автомобилей легковых за указанный период сократился на 18 %, тракторов – на 0,4 %.


Производство основных видов машиностроительной продукции в первом полугодии 2016 года

Государства – участники СНГ

Автомобили грузовые

Автомобили легковые пассажирские

Тракторы для сельского и лесного хозяйства

тыс. штук

в % к первому полугодию 2015 года

Справочно: первое полугодие 2015 года в % к первому полугодию 2014 года

тыс. штук

в % к первому полугодию 2015 года

Справочно: первое полугодие 2015 года в % к первому полугодию 2014 года

тыс. штук

в % к первому полугодию 2015 года

Справочно: первое полугодие 2015 года в % к перовму полугодию 2014 года

Азербайджан

0,2

158

114

0,1

17

25

0,3

44

90

Беларусь

1,6

98

40

3,1

83

98

19,1

99,2

66

Казахстан

0,7

117

162

3

38

45

0,7

107

119

Россия

58,7

104

77

537

82

76

3

116

62

Украина





90













Всего по СНГ

61,2

104

76

543

82

75

23,1

99,6

67



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал