Социальный портрет профессионально мобильного преподавателя



Дата16.02.2017
Размер60.8 Kb.
Просмотров148
Скачиваний0

Ахрамович Мария Ивановна

ГУО «Минский городской педагогический колледж»

г. Минск

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация: В данной статье рассматривается интегральная характеристика личности, определяющая конкурентноспособность преподавателя; через модель раскрываются некоторые особенности формирования профессиональной мобильности преподавателей учреждений образования.

Адресуется руководителям, преподавателям, специалистам учреждений образования.

Ключевые слова: академическая мобильность, профессиональная мобильность, социальный портрет, интегральная характеристика.

Akhramovich Maryia

Minsk city pedagogical college

Minsk


SOCIAL PORTRAIT OF A PROFESSIONALLY MOBILE TEACHER

Annotation: This article describes an integral characteristic of personality, which determines the competitiveness of a teacher; using the model reveals some peculiarities of formation of professional mobility of teachers, who work in educational institutions.

It is useful for administrators, teachers and specialists of further education adult institution.

Key words: academic mobility, professional mobility, social portrait, integral characteristic.

Процессы глобализации и интеграции, происходящие сегодня в мире, диктуют необходимость современному преподавателю быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами, быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве.

Возрастающие объемы и сложность информации требуют от педагога умения оперативно обновлять свои знания, повышать уровень образования и квалификации, менять место работы и даже профессию. Следовательно, чтобы сегодня быть успешным и востребованным, преподаватель должен обладать определенными личностными качествами ˗ быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным.

Академической мобильности педагогов в рамках Болонского процесса придается большое значение. В Совместной декларации четырех министров образования (Сорбонна, 1998 г.) прописано: «Открытое европейское пространство высшего образования несет в себе бесчисленное множество перспектив, несомненно, уважающих наше разнообразие, но требующих, с другой стороны, постоянных усилий по устранению препятствий и созданию условий для обучения и учения, которые усилят мобильность и упрочат сотрудничество». Болонская декларация формулирует и задачи в данной области: «Способствовать мобильности за счет преодоления препятствий, эффективному осуществлению свободы передвижения, уделяя особое внимание: … для преподавателей, исследователей и административного персонала ˗ признанию и подтверждению периодов, проведенных в европейских странах, в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав».

Академической мобильностью является перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно от семестра до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение. Такое определение академической мобильности дано в рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1996 г.

В нашем понимании профессиональная мобильность преподавателей учреждений образования – это интегративная характеристика личности, определяющая успешную адаптацию к условиям рынка труда и поликультурной среды, готовность к вертикальным и горизонтальным карьерным перемещениям и конкурентоспособность на основе ресурсов субъектности (субъектной активности, ценностных ориентаций, ценностного самоопределения, субъектного опыта) [5].

Профессиональная мобильность складывается через интеграцию когнитивного, деятельностного и аксиологического аспектов.

В свою очередь когнитивная основа профессиональной мобильности – это предметные, коммуникативные, лингвокультурологические знания и способности быстро адаптировать эти знания в профессиональной деятельности.

Наличие репродуктивных, продуктивных, творческих, межкультурных умений и готовность к переносу сформированных умений – суть деятельностного аспекта.

Аксиологическая основа подразумевает развитие профессиональных и универсальных ценностей.

Для успешного формирования профессиональной мобильности преподавателей следует развивать такие личностные характеристики как активность, креативность, гибкость, коммуникативность, стремление к новому. Перечисленными качествами обладают далеко не все преподаватели. Следовательно, в образовательных учреждениях необходимо проводить целенаправленную работу в данном направлении в формировании мобильной личности, готовой оперативно реагировать на потребности общества, рынка труда, развивающихся технологий и обновляющейся информационной среды.

Значимым фактором обеспечения профессиональной мобильности, по мнению Б.М. Игошева, является наличие у человека определенных личностных качеств и способностей. В своих работах автор выделяет следующие качества и способности:


  • социальная активность, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности;

  • социальная активность, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности;

  • высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности;

  • креативность, творческое преобразование любой ситуации [3, с.108-109].

В работах Ю.И. Калиновского можно найти такие критерии оценки мобильности личности, как:

  • свойства и качества личности: открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, оперативность, локализация контроля, толерантность;

  • умения: рефлексии, саморегуляции, самоопределения, целеполагания;

  • способности: видеть и понимать сущность изменений в социуме; видеть вариативность и альтернативность развития ситуации; конструктивно, продуктивно мыслить; проектировать необходимые изменения в микросоциуме; решать проблемы; адаптироваться к изменениям [4, с.284].

Следует учитывать и основные преграды профессиональной мобильности. Наиболее типичными являются культурные, социально-экономические и академические барьеры. Болонский процесс пытается снизить эти препятствия в рамках Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).

Обширный и не исчерпывающий перечень характеристик показывает, что формирование профессиональной мобильности предъявляет особые требования к организации всего спектра жизнедеятельности образовательного учреждения.

Попробуем схематично отобразить основные направления работы в образовательных учреждениях по формированию профессиональной мобильности преподавателя.

Схема 1


Модель формирования профессиональной мобильности у преподавателей учреждений образования

Преподаватели учреждений образования  это, прежде всего, люди со сложившимися жизненными ценностями, зачастую «с барьером предупреждения против нововведений и перемен; внутренней неуверенностью, порожденной как необходимостью перестраивать деятельность в новых условиях, так и снижением профессиональной самооценки» [1, с.107]. Данные особенности педагогов необходимо учитывать при организации мероприятий по формированию профессиональной мобильности, внедрять инновационные технологии обучения преподавателей. Сегодня ко всем личностям – педагогам, наставникам, которые обучают и воспитывают нас, постоянно обращены ожидания людей, а значит, что педагогические действия их должны быть правильными не только с позиции педагогов, но и выглядеть таковыми в глазах большей части граждан [2].

Изучение основных характеристик педагогов вашего учреждения образования не только рисует портрет преподавателей, но и позволяет сделать вывод о том, как лучше поспособствовать развитию их профессиональной мобильности, что повлечёт за собой повышение ценности проводимых мероприятий.

Знание социального портрета профессионально мобильного преподавателя позволяет не просто ориентироваться на общую массу, а учесть потребности и интересы ее отдельных сегментов при карьерном продвижении. Персональный подход к каждому педагогу дает отличный результат в виде эффективного преподавания и конкурентноспособности.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Василькова, Т.А. Основы андрагогики / Т.А. Василькова.  М. : Педагогика, 2011

  2. Зубра, А. С. Педагогическая культура преподавателей высшей школы / А.С. Зубра. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005

  3. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: моногр. / Б.М. Игошев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 201 с.

  4. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.И. Калиновский. - СПб., 2001. - 470 с.

  5. Степанова И.А. Формирование профессиональной мобильности будущих педагогов во внеучебной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 80-82;


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал