Юдина Ольга Андреевна
Урок обществознания в 11 классе
Тема: «Социальная мобильность»
Цели урока:
Личностные:
-
Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни;
-
Формировать заинтересованность в личном успехе учащихся;
-
Формировать ценностные ориентиры учащихся.
Метапредметные:
-
Развивать умения сознательно организовать свою познавательную деятельность;
-
Развивать умения объяснять явления и процессы социальной действительности;
-
Развивать способности анализировать реальные социальные ситуации;
-
Развивать умения выполнять познавательные и практические задания;
-
Развивать умения работать в парах, уметь договариваться.
Предметные:
-
Актуализировать знания учащихся о социальной стратификации, социальном статусе, социальной мобильности, социальных «лифтах» людей в современном обществе.
Ход урока:
-
Организационный момент. Организованное начало урока.
-
Формулирование темы урока. Работа с видео-кейсом.
Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»)
-
О чем данный фрагмент? (О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни)
-
Какое явление общественной жизни показано? (Изменение социального статуса человека)
-
Какой социологический термин употребляется, применительно к этому явлению? (Социальная мобильность)
-
Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Какая тема сегодняшнего урока? (Социальная мобильность)
-
Попытайтесь дать определение этому понятию. (Это перемещение людей в структуре общества, изменение их социального статуса)
-
Формулирование цели урока. Заполнение кластера на доске.
-
Является ли тема урока новой для вас? (Нет)
-
В таком случае, как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? (Вспомнить, актуализировать, закрепить знания, узнать что-то новое по этой теме, углубить знания, наработать материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию и т.д.)
На доске заполняется кластер из ответов учащихся:
-
Как вы думаете, в чем актуальность этой темы для вас? Оценить свое нынешнее положение в социальной структуре общества. Какие выводы можно сделать? (Учащиеся находят актуальность темы в том, что им необходимо самим определять пути своей дальнейшей социальной мобильности, т.к. скоро они станут выпускниками школы)
-
Работа в парах.
-
У вас на партах лежат рабочие карты (кластеры) «Виды социальной мобильности». Ваша задача – заполнить их, вспомнив известные вам виды социальной мобильности, и написать пример к каждому виду мобильности.
Рабочая карта урока (кластер):
Заполненная рабочая карта урока (кластер):
Возможные варианты примеров к каждому виду социальной мобильности:
-
Вертикальная восходящая – Повышение работника в должности;
-
Вертикальная нисходящая – Увольнение работника;
-
Горизонтальная – Переход человека из одного гражданства в другое;
-
Групповая – В результате революции старый класс уступает господствующее положение новому классу;
-
Индивидуальная – Один человек независимо от других перешел из старого класса в новый;
-
Межпоколенная – Сын шахтера становится инженером;
-
Внутрипоколенная – Токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода.
-
Проверка.
-
Давайте проверим, какие виды социальной мобильности вы смогли вспомнить. (На доске постепенно заполняется кластер «Виды социальной мобильности»)
-
Прочтите примеры, которые вы дописали в свой кластер.
Те, кто не смог привести примеры или не вспомнил какой-либо вид социальной мобильности, дописывают их в рабочую карту при проверке. Рабочая карта должна быть заполнена у каждого (обязательно!), материал необходим для подготовки к ЕГЭ.
-
Работа с понятием «социальные лифты» («каналы социальной мобильности»)
-
Посмотрите еще раз на наш кластер. На схеме есть еще один элемент, который мы не отметили, но который очень важен для социальной мобильности. На кластере – это линии, которые соединяют ячейки. А в общественной жизни они называются «социальные лифты» или «каналы социальной мобильности». Кто может дать определение этому понятию? (Социальные «лифты» - это пути, по которым происходит перемещение человека в социальной структуре общества, изменение его социального статуса. Социальными «лифтами» могут быть: вступление в брак, получение образования, смена места жительства, физические и умственные способности человека, армейская служба и др.)
-
Актуализация темы. Обращение к учащимся.
-
Давайте помечтаем и представим себя 11 октября 2022 года. Опишите в нескольких предложениях себя, свою жизнь, свои достижения на тот момент. (Учащиеся в свободной форме на листочках записывают, какой видят свою жизнь через 10 лет)
-
А теперь, глядя на свои записи, напишите, как вы этого достигли, какими каналами («лифтами») воспользовались. (Учащиеся дописывают пути достижения желаемого будущего)
-
А вы знаете, что наши мысли материальны? Если человек чего-то хочет, у него есть цель, он постепенно непреклонно идет к своей цели.
-
Домашнее задание.
-
Чтобы ваши мечты стали еще более четкими, осознанными, а в будущем – воплотились, домашнее задание будет творческим!
-
Домашнее задание: составить коллаж на альбомном листе (или даже формат ватмана/полуватмана) из журнальных и газетных вырезок на тему «Мое будущее. Я в 2022 году».
-
Рефлексия учебной деятельности.
-
Вернемся к целям нашего урока, к самому первому кластеру, который мы составили на уроке.
-
Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой?
-
Является ли тема актуальной для вас сегодня?
-
Где вам пригодятся полученные на уроке знания?
Поделитесь с Вашими друзьями: |