«Социальная мобильность»



Скачать 42.82 Kb.
Дата16.02.2017
Размер42.82 Kb.
Просмотров232
Скачиваний0
ТипУрок

Юдина Ольга Андреевна

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Социальная мобильность»
Цели урока:

Личностные:

  • Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни;

  • Формировать заинтересованность в личном успехе учащихся;

  • Формировать ценностные ориентиры учащихся.

Метапредметные:

  • Развивать умения сознательно организовать свою познавательную деятельность;

  • Развивать умения объяснять явления и процессы социальной действительности;

  • Развивать способности анализировать реальные социальные ситуации;

  • Развивать умения выполнять познавательные и практические задания;

  • Развивать умения работать в парах, уметь договариваться.

Предметные:

  • Актуализировать знания учащихся о социальной стратификации, социальном статусе, социальной мобильности, социальных «лифтах» людей в современном обществе.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Организованное начало урока.

  2. Формулирование темы урока. Работа с видео-кейсом.

Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»)

  • О чем данный фрагмент? (О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни)

  • Какое явление общественной жизни показано? (Изменение социального статуса человека)

  • Какой социологический термин употребляется, применительно к этому явлению? (Социальная мобильность)

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Какая тема сегодняшнего урока? (Социальная мобильность)

  • Попытайтесь дать определение этому понятию. (Это перемещение людей в структуре общества, изменение их социального статуса)

  1. Формулирование цели урока. Заполнение кластера на доске.

  • Является ли тема урока новой для вас? (Нет)

  • В таком случае, как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? (Вспомнить, актуализировать, закрепить знания, узнать что-то новое по этой теме, углубить знания, наработать материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию и т.д.)

На доске заполняется кластер из ответов учащихся:


  • Как вы думаете, в чем актуальность этой темы для вас? Оценить свое нынешнее положение в социальной структуре общества. Какие выводы можно сделать? (Учащиеся находят актуальность темы в том, что им необходимо самим определять пути своей дальнейшей социальной мобильности, т.к. скоро они станут выпускниками школы)

  1. Работа в парах.

  • У вас на партах лежат рабочие карты (кластеры) «Виды социальной мобильности». Ваша задача – заполнить их, вспомнив известные вам виды социальной мобильности, и написать пример к каждому виду мобильности.

Рабочая карта урока (кластер):

Заполненная рабочая карта урока (кластер):


Возможные варианты примеров к каждому виду социальной мобильности:

  • Вертикальная восходящая – Повышение работника в должности;

  • Вертикальная нисходящая – Увольнение работника;

  • Горизонтальная – Переход человека из одного гражданства в другое;

  • Групповая – В результате революции старый класс уступает господствующее положение новому классу;

  • Индивидуальная – Один человек независимо от других перешел из старого класса в новый;

  • Межпоколенная – Сын шахтера становится инженером;

  • Внутрипоколенная – Токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода.

  1. Проверка.

  • Давайте проверим, какие виды социальной мобильности вы смогли вспомнить. (На доске постепенно заполняется кластер «Виды социальной мобильности»)

  • Прочтите примеры, которые вы дописали в свой кластер.

Те, кто не смог привести примеры или не вспомнил какой-либо вид социальной мобильности, дописывают их в рабочую карту при проверке. Рабочая карта должна быть заполнена у каждого (обязательно!), материал необходим для подготовки к ЕГЭ.

  1. Работа с понятием «социальные лифты» («каналы социальной мобильности»)

  • Посмотрите еще раз на наш кластер. На схеме есть еще один элемент, который мы не отметили, но который очень важен для социальной мобильности. На кластере – это линии, которые соединяют ячейки. А в общественной жизни они называются «социальные лифты» или «каналы социальной мобильности». Кто может дать определение этому понятию? (Социальные «лифты» - это пути, по которым происходит перемещение человека в социальной структуре общества, изменение его социального статуса. Социальными «лифтами» могут быть: вступление в брак, получение образования, смена места жительства, физические и умственные способности человека, армейская служба и др.)

  1. Актуализация темы. Обращение к учащимся.

  • Давайте помечтаем и представим себя 11 октября 2022 года. Опишите в нескольких предложениях себя, свою жизнь, свои достижения на тот момент. (Учащиеся в свободной форме на листочках записывают, какой видят свою жизнь через 10 лет)

  • А теперь, глядя на свои записи, напишите, как вы этого достигли, какими каналами («лифтами») воспользовались. (Учащиеся дописывают пути достижения желаемого будущего)

  • А вы знаете, что наши мысли материальны? Если человек чего-то хочет, у него есть цель, он постепенно непреклонно идет к своей цели.

  1. Домашнее задание.

  • Чтобы ваши мечты стали еще более четкими, осознанными, а в будущем – воплотились, домашнее задание будет творческим!

  • Домашнее задание: составить коллаж на альбомном листе (или даже формат ватмана/полуватмана) из журнальных и газетных вырезок на тему «Мое будущее. Я в 2022 году».

  1. Рефлексия учебной деятельности.

  • Вернемся к целям нашего урока, к самому первому кластеру, который мы составили на уроке.

  • Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой?

  • Является ли тема актуальной для вас сегодня?

  • Где вам пригодятся полученные на уроке знания?



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал