«Социальная мобильность»



Дата11.04.2017
Размер0.75 Mb.
Просмотров216
Скачиваний1
ТипУрок

Предмет: обществознание

Учитель: Полякова Г.В.

11 класс.

Тема: «Социальная мобильность».
Цель урока: продолжить изучение социальной структуры современного общества. Способствовать социальной адаптации учащихся

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с основными функциями и задачами социальной мобильности как неотъемлемой части культуры современного демократического общества.

2.Продолжить формирование умений и навыков аналитической работы учащихся с источниками информации, способствовать выработке навыков исследовательской работы.


Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

Тип урока: комбинированный


Основные понятия: социальная мобильность, социальный статус, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы социальной мобильности.

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя:

- Вся наша жизнь - это движение вперёд, к цели.

Ребята, а какие цели перед собой ставите вы? Ведь наверняка каждый из вас хочет быть успешным, состоявшимся в жизни человеком. Как же этого добиться?

Пожалуй, полностью готовых рецептов нет, но сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на очень важные вопросы: что помогает человеку занять более высокую социальную позицию в обществе, найти своё призвание, стать успешным? У вас на партах есть бланки ответов, на которых, работая в течение урока, вы попытаетесь составить условия успешности для себя. Затем мы обменяемся мнениями.

Характеризуя любое общество, мы обращаем внимание на формы объединения людей: это группы, общности, которые и составляют очень важную социальную сферу

2.Актуализация знаний.

2.1.Беседа по вопросам:

А) Какой наукой изучается социальная сфера жизни общества?

Б) В) даже в первобытном обществе существовала дифференциация по полу, возрасту, обязанностям, привилегиям. Что значит это понятие?/ различия, разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение./

На уроках истории и обществознания вы изучали различные типы общественных отношений. Социальное расслоение свойственно любому обществу?

2.2.Беседа с элементами дискуссии.

Дифференциация подразумевает не только выделение определённых групп, но и определённое неравенство между ними с точки зрения общественного положения /объём и характер прав, привилегий, обязанностей, влияния/

Можно ли это неравенство устранить? Какова точка зрения учёных?

/Уч-ся говорят о 3-х точках зрения: Марксизм-устранение социального неравенства с помощью изменения экономической системы.

Другая точка зрения: расслоение - зло, но оно неизбежно, с ним необходимо смириться. 3-я точка зрения - неравенство положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию в общественных отношениях.

Социальная однородность- гибель.

Учитель: Какая точка зрения ближе вам? Как вы понимаете социальное равенство?

( Прежде всего, это равенство перед законом, равенство прав и возможностей.

Можно добавить, что равенство возможностей не предполагает равных результатов. А документы ООН ставят задачу обеспечения равных возможностей, обеспечения благосостояния нынешних и будущих поколений.)

Что является элементами социальной структуры общества?

(классы, страты)

Назовите критерии, положенные в основу деления общества на страты?

(доход, профессия, образование, этнические признаки, возраст и т.д.)
3.Изучение нового материала.

Учитель: Каждый человек может быть отнесён к той или иной социальной группе, каждый занимает определённое место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места? Как оно происходит? Всегда ли общество даёт возможность человеку перейти из одной социальной группы в другую?

Ответить на эти вопросы поможет нам изучение новой темы:

Слайд


Социальная мобильность.

3.1.Таланты рождаются во всех социальных слоях и классах. Если не существует барьеров для социального движения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые люди быстро получают высокий социальный статус. Все перемещения человека или социальной группы включаются в процесс социальной мобильности.

Слайд

Социальная мобильность – это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.



Слайд

Одним из первых определение социальной мобильности дал известный социолог Питирим Александрович Сорокин.

Социальная мобильность – это любой переход индивида, группы или социального объекта, ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется.

З.2.Типы и виды социальной мобильности.

Слайд

Различают несколько типов социальной мобильности:



А) Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой по вертикали, в связи с чем выделяют восходящую (улучшающую положение индивида) и нисходящую (ухудшающую) вертикальную социальную мобильность

Графически вертикальная мобильность обозначается ↑

Б) Горизонтальная – переход индивида от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне.(например смена места жительства, переход из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую)

Во всех случаях индивид не меняет социального слоя, к которому принадлежит. Графически горизонтальная мобильность обозначается →


Учитель:

Одним из примеров вертикальной социальной мобильности может служить жизнь и творчество знаменитой французской певицы Эдит Пиаф.

слайд

Её рождение было насмешкой: мать певичка, родила её прямо на тротуаре, пока отец искал извозчика. Первой пелёнкой будущей звезды Эдит Джованни Гасьон- таково настоящее имя Эдит Пиаф – стала шинель полицейского. Её воспитывала бабушка, имевшая пристрастие к алкоголю. С 8 лет Эдит стала помогать отцу, выступая на улице. Она познала всё: голод, нужду, презрение, смерть малолетней дочери, но не растеряла свой талант. Смогла выйти на сцену, училась петь под аккомпанемент, создавала свой репертуар… и стала знаменитой. На сцену Эдит всегда поднималась в чёрном платье, и на фоне платья, её руки, чудесные, изящные, которыми она взмахивала при пении, порхали как бабочки. Публика восхищалась ей, к Пиаф пришли деньги и слава.



Эдит сумела из самых низших слоёв общества переместиться наверх. Но это отнюдь не сказка про золушку. Певице пришлось проявить силу воли, твёрдость характера. Она много трудилась, чтобы добиться успеха.

слайд Восходящее и нисходящее течение профессиональной, экономической и политической мобильности существует в двух основных формах: индивидуальной и групповой.


4.Закрепление изученного материала.

Слайд


Задание учащимся: Изобразить графически в тетради вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

А) изменение профессии: рабочий стал инженером (↑);

Б) переезд из одного города в другой без изменения профессии (→);

В) повышение квалификации в рамках одной профессии. Например: инженер – ведущий инженер (↑);

Г) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, стал начальником цеха) (↑);

Д) понижение в должности (↓).

Проверка- слайд

Учитель: Пути, по которым проходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

Слайд

Примерами могут быть: армейская служба, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности.



Особенно актуальным сегодня для вас может стать роль будущей профессии как социального лифта. Выбрав гуманитарный профиль, вы уже определяете, что ваша будущая профессия будет находиться в области взаимоотношений человек-человек. Изучая тему социальной мобильности, можно задуматься о том, является ли выбранная вами профессия востребованной в нашем городе или вы будете предлагать свои профессиональные способности на рынке труда в другом городе, регионе.

Социальная мобильность зависит от структуры общества и от самого индивида.

Пример «закрытого» общества с низкой социальной мобильностью.

Слайд


( патриархальное, традиционное общество, касты в Индии и некоторых странах Африки. Замкнутые группы, доступ в которые ограничен.)

Индустриальное, «открытое» общество характеризуется высокой социальной мобильностью.

Слайд

В таком обществе нет запретов на профессии, браки, перемену места жительства.



Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества, на отдельных этапах его развития (революции, войны, реформы).

Предлагаю вам вместе подумать: что в социальной мобильности может зависеть от самого человека? Проверка задания, данного в начале урока.

Учащиеся зачитывают «Условия успешности»


  1. Изменения образа жизни, поведения как способ приобщения к статусному уровню. Человек перенимает образцы поведения этого социального слоя (имидж, речь, виды досуга, манеры общения, привычки.)

  2. Изменение социального окружения.

3) Выбор будущей профессии.
слайд

Выводы:


1.Социальная мобильность необходима, т.к. служит неотъемлемой частью культуры в любом современном индустриально развитом обществе.

2.В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться.

3.Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить социальное положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.
Учащимся предлагается составить синквейн с основными понятиями урока:

Социальная мобильность;

Социальный статус:

Социальный лифт.

слайд (порядок написания синквейна).
5. Домашнее задание

слайд


§6, ответить на вопросы:

1. На примере своих родителей ,дедушек и бабушек, знакомых покажите, как изменилось их социальное положение. С какими обстоятельствами (получение образования, переездом из деревни в город, ростом или сокращением доходов) были связаны эти изменения?

2.Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте.
5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Заключительное слово учителя. Оценки за урок.

Приложение №1

Условия успешности

Что, на твой взгляд, может Что для этого должен

помочь человеку занять делать сам человек?

более высокое социальное

положение в обществе?
1. 1.

2. 2.


3. 3.

4. 4.


5. 5.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал