Складская логистика становится полигоном



Скачать 64.75 Kb.

Дата11.02.2017
Размер64.75 Kb.
Просмотров94
Скачиваний0

Работа складского хозяйства обычно скрыта от глаз посторонних.
Между тем именно складская
логистика становится полигоном,
где в первую очередь находят
полноценное коммерческое
применение многие новые
технологии
. Дополненная реальность, компьютерное зрение, робототехника, точное позиционирование, большие данные — все это уже помогает эффективно хранить, распределять, комплектовать и отпускать товары со склада.
СКЛАДНО
И ЛАДНО
ОЛЬГА
ШАТАЛОВА
СЕМЬ ТЕХНОЛОГИЙ,
КОТОРЫЕ НАШЛИ
СЕБЕ МЕСТО
НА СКЛАДЕ
ТЕХНОДРОМ
50
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ МАРТ #3 2015

Ш
тих- и QR-коды изначально придумывались для си- стемы складской инвентаризации, а серийные авто- матические тягачи, перевозящие тележки с грузом, стали колесить по складским комплексам задолго до того, как беспилотный гугломобиль проехал свои первые километры по автодорогам. Так что немало технологий пришли в нашу жизнь прямиком «со склада».
В «умных» кладовках компаний используется немало любопытных хайтек-инструментов. И, кстати, российские разработчики таких технологических решений подчас не от- стают от зарубежных.
1
БЕЗВОДИТЕЛЬСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Автомобили без водителя на дорогах общего поль- зования еще не скоро станут обыденностью, зато на продвинутых складах интеллектуальные автопи- лоты трудятся уже вовсю. В России разработкой подоб- ных систем занимается стартап RoboCV (резидент «Сколкова»).
Его основатель Сергей Мальцев — выходец из российского проекта «Селеноход», целью которого было создание луно- хода для участия в конкурсе Google Lunar X Prize с призовым фондом в $30 млн. В 2013 году российская команда сошла с дистанции, поскольку не нашла денег на создание летного образца. Однако «лунные» наработки пригодились Мальцеву на Земле — для производства «складоходов». Разработанная
RoboCV система Х-Motion позволяет «прикрутить» интеллекту- альный автопилот к существующему складскому транспорту.
Опробовать техническую новинку решились на заводе
Samsung в Калужской области. Благодаря усилиям специ- алистов из RoboCV шесть единиц складской электрической техники обрели способность самостоятельно перемещаться в пространстве. Компьютерное зрение тягачам обеспечили лазерный сканер и видеокамеры. Сканер позволяет распоз- навать объекты и предупреждает случайные столкновения роботранспорта во время движения. Видеокамеры, в свою очередь, считывают штрихкоды и специальные метки. Вся информация с сенсоров и датчиков попадает в «мозг» авто- пилота — компьютер, установленный на борту тягача. Все это позволяет автопилотируемому складскому транспорту самостоятельно находить нужные стеллажи и паллеты, а так- же избегать столкновения с предметами и людьми. При этом компьютерный «мозг» выбирает наиболее оптимальный путь к цели. Автопилот «заточен» на выполнение стандартных, рутинных действий. На случай возникновения необходимо- сти совершить какую-либо нестандартную операцию пред- усмотрено отключение автопилота, чтобы ее мог выполнить водитель-человек.
Пока стартап предлагает решения для установки автопи- лота на три типа складской техники — тягач, паллетопере- возчик и подборщик заказов. Автопилотирование техники, обеспечивающей вертикальное перемещение груза (вроде узкопроходного штабелера), — задача посложнее — из-за бо- лее высоких требований к уровню безопасности. Однако и здесь стартаперы уже близки к тому, чтобы предложить готовый продукт.
Решений в сфере автопилотирования складского транс- порта немало и за рубежом. Недавно немецкая фирма STILL
(один из крупнейших в мире производителей вилочных по- грузчиков) представила разработку под названием iGo Easy,
51
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ МАРТ #3 2015
за которую получила приз в номинации «Автоматически управляемые транспортные средства» премии IFOY Award
2014. Автоматическими погрузчиками, оборудованными комплексом iGo Easy, можно управлять с помощью планшет- ного компьютера после установки на него специального при- ложения: ставить задачи, корректировать действия, следить за выполнением.
2

РОБОТОТЕХНИКА
Американский онлайн-ритейлер Amazon свой вариант склада будущего уже построил в городе
Феникс (США) и продемонстрировал восхищенной публике в прошлом году. Совсем без участия че- ловека здесь не обходится (в комплексе работает полторы тысячи служащих), но роль складских рабочих и ча- стично грузчиков на предприятии выполняют роботы модели
Kiva и Robo-Stow. Первые, маленькие и плоские, перемещают паллеты с товарами; вторые, схожие с гигантской рукой, про- изводят манипуляции с крупногабаритной продукцией. Как уверяют представители Amazon, роботы могут разгрузить машину за тридцать минут без вмешательства человека, в то время как «живые» грузчики справляются с этой задачей за два–три часа.
Кстати, вся эта робототехника у Amazon — собственного производства. Три года назад ритейлер приобрел за $775 млн компанию — разработчика робосистем Kiva Systems. И за про- шедшее время «дочка» произвела для центров исполнения заказов (коих у Amazon на территории США десять) в общей сложности 15 тыс. складских роботов.
А что если изначально проектировать и строить склад как единый роботизированный комплекс, которому даже не требуется никакой специализированной складской техники
«внутри»? Таких складов-автоматов в мире существует уже немало. Поскольку пребывания человека непосредственно в зоне хранения не предполагается, пространство там можно организовать максимально оптимальным способом — на- пример, в виде многоярусных конструкций (этот принцип компоновки склада известен как High Bay).
Что представляет собой подобный склад-автомат? Как правило, это высотное здание (до 50 метров), позволяющее разместить внутри 25–30 ярусов для хранения паллет. Между стеллажами остается узкий проход, где перемещаются только автоматизированные краны. Их задача — принимать паллеты в зоне приемки-выдачи и укладывать на полки склада, а также выполнять обратные операции. «Непосредственно в работе по постановке или снятию товара со стеллажей человек не участвует, есть только технические сотрудники, которые обслуживают весь этот автоматизированный комплекс», — поясняет Сергей Ступарь, начальник проектного отдела компании Itella в России (бизнес-подразделение финской государственной компании Posti Group). Компания активно ис- пользует компоновку High Bay на своих складах в Финляндии.
Автоматизированный кран способен перемещаться между стеллажами со скоростью до 250 м в минуту по горизонтали и 80 м — по вертикали. Таким образом, он сможет склади- ровать или выдать до 200 паллет в течение часа при длине ряда более 100 м. И это не единственный плюс технологии.
Благодаря многоярусности и «скученности» стеллажей такие склады даже при большой вместительности занимают очень скромную площадь.
3

УДАЛЕННЫЙ МОНИТОРИНГ
Не только складской транспорт и полки нуж- даются в автоматизации. Иногда поставленный на технологические рельсы процесс мониторинга условий хранения и сохранности товара способен сберечь компании деньги и время. Российское подразделение французской сети гипермаркетов «Ашан», например, внедрило на своем складском комплексе в поселке
Томилино Московской области технологическую платформу по удаленному контролю и управлению условиями хра- нения, чтобы снизить потери от порчи фруктов и овощей.
Платформа «Свежие продукты» была внедрена в партнер- стве с компаниями «Термокул» (российский оператор рынка инженерных систем холодоснабжения) и Danfoss (датский производитель холодильного оборудования). Сотрудники получили удаленный доступ к информации о температуре, влажности, наполненности камер, а также возможность менять параметры работы холодильного оборудования в зависимости от ситуации. В результате это позволило снизить объем возврата скоропортящихся продуктов почти в десять раз — с 20 процентов до двух–трех. Помимо этого, удаленное управление холодильными камерами уменьшило энергопотребление склада. За год было сэкономлено 1,39 млн кВт•ч. В денежном эквиваленте это составило около 5,5 млн рублей. Успехи по экономии электроэнергии были даже отмечены на конкурсе Национального объединения про- ектировщиков: склад в Томилине удостоили звания самого энергоэффективного.
4

ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
У корпорации Google не все ладится с очками дополненной реальности: в начале 2015 года она изъяла Google Glass из продажи без объяснения причин, а потом заявила о полном перезапуске проекта — то есть о начале разработки девайса с нуля. Зато в складском хозяйстве идея очков дополненной реальности оказалась как нельзя кстати и принята на ура: ведь руки у складского работника и комплектовщика заказов по возможности должны быть свободны, и при этом ему важно иметь перед глазами массу нужной информации.
Логистическая компания DHL недавно «развязала» руки сотрудникам своего склада в Нидерландах, раздав им очки дополненной реальности Vuzix M100. Для технологичного аксессуара написали специальное приложение, которое значительно облегчает выполнение заданий. Теперь ком- плектовщику заказов достаточно лишь взглянуть на список позиций сквозь очки — и устройство нарисует ему маршрут между стеллажами и укажет нужную полку. Кроме этого, очки сканируют информацию о продукте и подсказывают, в какую ячейку необходимо его положить. Такой подход к комплектованию значительно экономит время. Рабочему достаточно следовать подсказкам программы, чтобы быстро и безошибочно выполнить свою работу.
5

СИНТЕЗ
И РАСПОЗНАВАНИЕ РЕЧИ
Еще один способ «освобождения рук» склад- ских рабочих — внедрение на складе техноло- гии pick-by-voice (от англ. «собери-с-голоса»), которая использует технологию синтеза и рас-
ТЕХНОДРОМ
52
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ МАРТ #3 2015
познавания речи. Система формирует задание для каждого комплектовщика в голосовой форме. Сотрудники же но- сят на поясе небольшое приемно-передающее устройство и гарнитуру с наушником и микрофоном. Услышав команду, работник подтверждает ее получение ответом в микрофон.
«Система голосового подбора диктует сотруднику данные хорошо поставленным голосом, — объясняет Сергей Ступарь из компании Itella. — Технология Pick-by-voice применяется как вместо бумажного пикинг-листа, так и вместо сканера.
Известно, что на голосовые задания человек реагирует лучше, чем на письменные указания». В большинстве случаев даже дефекты речи у сотрудника — не препятствие для понимания системой его ответов.
Опыт внедрения системы голосового подбора на несколь- ких российских складах компании Itella показал, что трудоза- траты на выполнение операций сотрудниками сокращаются на 26% по сравнению с применением обычных, «бумажных» технологий.
6

«УМНАЯ»
ТЕЛЕЖКА
Труд складского работника, как правило, строго регламентирован и однообразен. Изо дня в день ему приходится выполнять повторяющиеся опе- рации. Долгое время сохранять внимание и кон- центрацию на задаче практически невозможно, оттого велик риск ошибок. Уставший за смену комплектовщик заказов может с легкостью перепутать товары.
Чтобы свести к минимуму возникновение ошибок и влия- ние человеческого фактора, французская Balea Group предло- жила использовать «интеллектуальную» тележку и не менее
«умный» погрузчик, которые оснащены взвешивающими механизмами и могут подключаются по Wi-Fi к системе управления складом. Что это дает? Технике «известно», ка- кой именно заказ комплектуется в данный момент и каков вес каждой единицы хранения, с которой она имеет дело.
И если комплектовщик положит в тележку неправильный товар, то техника обнаружит ошибку по весу и оповестит работника о промашке. Контроль правильности выполнения задания происходит в режиме реального времени. Собственно говоря, запрограммировать складской транспорт можно как на сборку сложных заказов, так и на подбор тех, что состоят из одного вида товара.
Разработка пришлась по душе российскому подразделению французской логистической компании FM Logistic. На складах предприятия каждого работника укомплектовали такой
«интеллектуальной» тележкой.
7

АККУМУЛЯТОРНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Российская компания Energy8, входящая в группу Drive Electro, решила заново изобрести такую привычную складскую технику, как по- грузчик. Слабое место электрокаров (не только работающих на складе, но и вообще) — аккумуляторные батареи. По подсчетам Energy8, 95% всех поставляемых в Россию погрузочных машин до сих пор оснащено устарев- шими свинцово-кислотными и гелевыми аккумуляторами.
У них масса недостатков: взрывоопасность, высокие рас- ходы на обслуживание, большой вес и относительно малая емкость, не обеспечивающая достаточный запас хода. В свою очередь, компания предлагает амбициозное решение — за- менить морально устаревшие аккумуляторы на литий-ион- ные. Именно такие батареи используются в большинстве мобильных устройств. Однако только инженеры компании
Energy8 смогли адаптировать «мобильные» аккумуляторы для работы в погрузчиках.
Что это дало складскому бизнесу? Во-первых, литий-ион- ные батареи совершенно безопасны. Во-вторых, технология энергоэффективна. Литий-ионные батареи заряжаются значительно быстрее и дольше держат заряд. И в-третьих, для зарядки новых аккумуляторов не требуется специальный персонал и зарядные комнаты. А это существенная экономия.
Зарядить электропогрузчик — не сложнее, чем обычный мобильный телефон.
Технология появилась в России лишь несколько лет назад благодаря стараниям компании Energy8. Впрочем, и в мире она тоже только-только начинает развиваться. В 2013 году фирме удалось продать лишь 11 литий-ионных аккумуля- торов, в 2014-м — 51. В Energy8 надеются, что этот год при- несет продажи как минимум 200 батарей. Ее клиентами уже стали такие компании, как «Ашан», «Коркунов» и «Данон».
Как утверждает разработчик решения, рано или поздно эта технология полностью вытеснит с рынка все прочие аккумуляторы. Это лишь вопрос времени.
промокод
BUSINESS2015
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «БИЗНЕС-ЖУРНАЛА»!
«МОЁ ДЕЛО» ИДЕАЛЬНО ПОДХОДИТ
ДЛЯ ООО И ИП НА УСН И ЕНВД
*Зарегистрируйтесь на сайте MOEDELO.ORG и получите три дня бесплатного использования сервиса. Если вам понравится сервис, при оплате введите промокод business2015 и получите скидку в 25%.
ПОЛУЧИТЕ
25%
СКИДКУ
НА ГОДОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
В ИНТЕРНЕТ-БУХГАЛТЕРИИ «МОЁ ДЕЛО»*
реклама
БЖ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал