«школа №19(25) имени вице-адмирала в. М. Головнина»



страница1/35
Дата22.05.2017
Размер1.02 Mb.
Просмотров1449
Скачиваний0
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 19(25) ИМЕНИ ВИЦЕ-АДМИРАЛА В.М. ГОЛОВНИНА»


Рассмотрена

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор МБОУ «Школа № 19(25)»

педагогического совета

__________________ Н.А.ВЕТКОВА

22 июня 2015 г. Протокол № 8

«_____»____________________2015 г.










Приказ №_____ от __________2015 г.




Внесены изменения.

Протокол № 9 от 26.05.2016.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ШКОЛА № 19(25) ИМЕНИ ВИЦЕ-АДМИРАЛА В.М. ГОЛОВНИНА»


г. Рязань, 2015

СОДЕРЖАНИЕ




Введение ……………………………………………………………………………

4

1.

Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования ………………………………………………………………………

6




1.1.

Пояснительная записка ……………………………………………………

6







1.1.1.

Цели и задачи реализации ООП ООО ………………………….

6







1.1.2.

Принципы и подходы к формированию ООП ООО…………..

7




1.2.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО………

9







1.2.1.

Общие положения …………………………………………………

9







1.2.2.

Структура планируемых результатов ……………………………

9







1.2.3.

Личностные результаты освоения ООП …………………………

11







1.2.4.

Метапредметные результаты освоения ООП ………………….

12







1.2.5.

Предметные результаты …………………………………………..

18










1.2.5.1.

Русский язык …………………………………………..

18










1.2.5.2.

Литература …………………………………………….

20










1.2.5.3.

Иностранный язык (английский) ……………………

23










1.2.5.4.

История России. Всеобщая история …………………

28










1.2.5.5.

Обществознание ………………………………………

31










1.2.5.6.

География …………………………………………….

36










1.2.5.7.

Математика …………………………………………..

39










1.2.5.8.

Информатика ………………………………………….

59










1.2.5.9.

Физика …………………………………………………

62










1.2.5.10.

Биология ………………………………………………

67










1.2.5.11.

Химия ………………………………………………….

71










1.2.5.12.

Изобразительное искусство ………………………….

74










1.2.5.13.

Музыка …………………………………………………

81










1.2.5.14.

Технология ……………………………………………

83










1.2.5.15.

Физическая культура ………………………………….

90










1.2.5.16.

Основы безопасности жизнедеятельности ………….

92




1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

95




2.

Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования ………………………………….......................

103




2.1.

Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности …………………………

103




2.2.

Программы учебных предметов, курсов ……………………………….

127







2.2.1.

Общие положения …………………………………………………

127







2.2.2.

Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования ………………………………………………

128










2.2.2.1.

Русский язык …………………………………………..

128










2.2.2.2.

Литература …………………………………………….

132










2.2.2.3.

Иностранный язык (английский) ……………………

146










2.2.2.4.

История России. Всеобщая история …………………

150










2.2.2.5.

Обществознание ………………………………………

171










2.2.2.6.

География ……………………………………………...

174










2.2.2.7.

Математика ……………………………………………

185










2.2.2.8.

Информатика ………………………………………….

200










2.2.2.9.

Физика …………………………………………………

205










2.2.2.10.

Биология ………………………………………………

210










2.2.2.11.

Химия ………………………………………………….

217










2.2.2.12.

Изобразительное искусство ………………………….

220










2.2.2.13.

Музыка …………………………………………………

223










2.2.2.14.

Технология …………………………………………….

229










2.2.2.15.

Физическая культура ………………………………….

235










2.2.2.16.

Основы безопасности жизнедеятельности ………….

236




2.3.

Программа воспитания и социализации обучающихся ………………..

239




2.4.

Программа коррекционной работы ……………………………………..

273

3.

Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования …………………………………………...........

277




3.1.

Учебный план основного общего образования ………………………….

277




3.2.

Система условий реализации ООП ООО ……………………………….

285



ВВЕДЕНИЕ
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 19(25) имени вице-адмирала В.М. Головнина» (ООП ООО МБОУ «Школа № 19(25)») определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы содержат условия для самостоятельной реализации образовательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП ООО МБОУ «Школа № 19(25)» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – Стандарт), с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на третьем уровне образования. На этапе разработки ООП ООО МБОУ «Школа № 19(25)» учитывались основные положения Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) и рекомендованной для использования управлением образования и молодежной политики администрации города Рязани.

ООП ООО МБОУ «Школа № 19(25)» является нормативно-управленческим документом, обеспечивающим единство образовательного пространства и достижение планируемых результатов на третьем уровне образования.

ООП ООО МБОУ «Школа № 19(25)» разработана на основе следующих нормативно-правовых и методических документов:

● Всеобщая декларация прав человека;

● Конвенция о правах ребенка;

● Конституция Российской Федерации;

● Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, пп. 3.1, 3.2., 3.3 ст. 11; пп. 1, 3.1., 5, 7 ст. 12; пп. 1, 2, 3, 9 ст. 13; п. 3.6, 3.13, 6.1, 7 ст. 28;

● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644);

● Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» от 04.10.2010 № 986;

● Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28.12.2010 № 2106;

● СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.10.2010 № 189);

● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебными и учебно-лабораторным оборудованием» от 24.11.2011 № МД-1552/03;

● Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (А.М.Кондаков, Е.С.Савинов. Стандарты второго поколения. – М., «Просвещение», 2011);

● Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

● Нормативные правовые акты министерства образования Рязанской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона;

● Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 19(25) имени вице-адмирала В.М. Головнина».

Для реализации ООП ООО МБОУ «Школа № 19(25)» определяется нормативный срок 5 лет, который полностью соответствует возрасту обучающихся в 5-9-х классах.

Основная образовательная программа основного общего образования адресована участникам образовательных отношений: педагоги; родители (законные представители) обучающихся; обучающиеся 5-9-х классов; представители общественности, являющиеся членами Совета школы. Функции, права и обязанности участников образовательных отношений закреплены в локальных актах МБОУ «Школа № 19(25)».

ООП ООО МБОУ «Школа № 19(25)» выполняет следующие функции:

- структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;

- определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала;

- определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;

- определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды ОУ, уровень методической обеспеченности образовательного процесса, степень информатизации образовательного процесса.

Данная образовательная программа предусматривает:

- выявление и развитие способностей обучающихся через систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики;

- участие участников образовательных отношений в развитии внутришкольной социальной среды;

- проектирование образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода;



- создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности.


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы

основного общего образования
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования каждым обучающимся;

  • достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • обеспечить преемственность начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • обеспечить доступность получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

  • установить требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействие всех участников образовательных отношений;

  • обеспечить взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

  • выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

  • организовать проведение интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • обеспечить участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • развить социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся, обеспечить их безопасность.


1.1.2. Принципы и подходы к формированию ООП ООО
Основными принципами реализации ООП ООО МБОУ «Школа № 19(25)» являются: предоставление равных возможностей для всех участников образовательных отношений; открытость образовательного пространства для общественности; учет интересов всех субъектов образовательного процесса; предоставление обучающимся свободы выбора темпа учения, уровня выполняемых заданий, направлений внеурочной деятельности.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет) качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:



  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;

  • изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.



1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.


1.2.2. Структура планируемых результатов

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. В этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. Оценка достижений планируемых результатов этого блока осуществляется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксируются в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитываются при определении итоговой оценки.



Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал