«\"Серьезные игры\" в обучении английскому языку»



Скачать 335.05 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата30.10.2016
Размер335.05 Kb.
Просмотров383
Скачиваний0
ТипРеферат
  1   2   3

Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Уфа 2008
Курсовая работа на тему:
« “Серьезные игры” в обучении английскому языку»
Выполнила: Перова Ю.
ФИЯ
Кафедра английского языка
303 группа
Проверил: Калимуллин Р.Х.

| 2
Содержание
Содержание ......................................................................................................... 2
Введение .............................................................................................................. 3
Что такое игра? .................................................................................................... 5
«Серьезная» игра. ............................................................................................... 7
«На рассвете» «серьезных» игр. ..................................................................... 10
Причины использования обучающих компьютерных игр в образовательном процессе.............................................................................. 14
Трудности, возникающие при использовании обучающих компьютерных игр в образовательном процессе .................................................................... 21
Компьютерная обучающая игра «АДИ» .......................................................... 27
Заключение ........................................................................................................ 39
Список литературы ............................................................................................ 41

| 3
Введение
Современное российское образование в области иностранных языков ставит главной целью формирование коммуникативной компетенции школьников, что предполагает развитие умения использования иностранного языка как средства общения, то есть в непосредственной речевой деятельности, а также формирование социокультурной компетенции, одним из компонентов которой является приобщение учащихся к культурам и традициями стран изучаемого языка. Для этой цели на настоящем этапе образовательной языковой политики, используются наряду с традиционными методами обучения и различные инновационные технологии, такие как компьютерные технологии, игровые технологии, проектная методика.
На современном этапе развития человеческого общества игнорировать компьютерные технологии, глобальную сеть Интеренет просто невозможно. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, как в профессиональную, так и частную, что неудивительно сейчас даже увидеть ребенка четырех лет, еще плохо говорящего, но уже умеющего играть в компьютерные игры. Такое место компьютерных технологий в нашей жизни подразумевает использование их уникальных возможностей в образовательных целях.
В настоящее время происходит активная компьютеризация школ, вместе с этим создаются все новые и новые компьютерные обучающие программы: всевозможные учебные курсы, электронные словари, переводчики и многое другое. Последние разработки в компьютерных видеоиграх позволяют говорить о возможности их включения в образовательный процесс в качестве одного из эффективных методов обучения иностранным языкам. Подобные компьютерные игры, известные в западной педагогике еще под названием «серьезные» игры, являются, действительно, уникальными средствами обучения языкам. Их уникальность состоит в том, что учащиеся не только получают удовольствие от процесса игры, который всегда связан с положительными эмоциями и радостью, но и в том, что они способствуют‐ развитию критического мышления, расширению кругозора и формированию

| 4 различных навыков, лексических, грамматических, фонетических, которые служат базой для развития умений речевой деятельности.
Целью этой работы является рассмотрение компьютерных «серьезных игр» как эффективного метода обучения иностранным языкам, целесообразности их использования в учебном процессе, влияние компьютерных игр на здоровье и развитие учащихся, а также рассмотрение использования обучающих игр в зарубежной практике, на основе одной из «серьезных» игр, используемой при обучении английскому языку в начальных школах Франции. Ознакомившись с европейским опытом, необходимо будет сказать о возможности его заимствования, «перенятия» отечественными школами.
Используя определение «компьютерная игра» , я здесь буду иметь ввиду лишь «серьезные» или, другими словами, обучающие компьютерные игры, исключая тем самым обсуждение компьютерных игр, существующих исключительно в качестве развлечения.

| 5
Что такое игра?
Известно, что такой вид деятельности, как игра, существовала еще около
40 веков назад. Игры, таким образом, являются неотъемлемой частью человеческого опыта и присутствуют в каждой культуре. Игра обычно ассоциируется с положительными эмоциями, забавой, вызывает радость.
Игры включают в себя активную физическую или умственную деятельность, а часто и то, и другое. Многие игры позволяют развивать различные практические навыки, могут служить хорошими упражнениями или, в некоторых случаях, выполняют образовательную и развивающую функции. Игры ставят всех участников в одинаковое положение – в игровых ситуациях нет изначально слабых или сильных игроков, и каждый может проявить максимально свои способности и инициативу.
Попробуем дать определение игре. Итак, вот одно из них, и звучит оно следующим образом: игра ‐ это то, что отдельный человек делает для получения удовольствия и то, что совершенно поглощает его внимание.
Следующие примеры:
Игра ‐ забава, ощущение радости и удовольствия; деятельность, которая создает расслабленную и комфортную психологическую атмосферу, обепечивающую хорошие условия для изучения какого‐либо материала или предмета.
Игра ‐ набор определенных действий, с конкретными целями, задачами и последующими результатами, который предполагает участие одного или более игроков. Игра‐ это также совокупность различных правил, которые создают искуственную реальность.Также, игра включает соревновательный момент. Даже в том случае, если игра индивидуальна, то есть когда игрок играет один, он соревнуется, таким образом, с условиями, предложенными игрой. По М.Ф. Стронину, игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Л.С. Выготский считает, что вершиной эволюции игровой деятельности является обучающая игра, по его терминологии ‐ "мнимая ситуация".

| 6
Игра, как один из методов преподавания, как способ организации урока, очень ценится преподавателям. А какое отношение к себе снискали обучающие компьютерные игры?
Многие учителя относятся к использованию компьютерных игр с большим недоверием, и не воспринимают их серьезно, считая, что они предполагают лишь развлечение. Однако, едва ли такое мнение можно назвать объективным.
В нашей стране практика использования компьютерных игр не столь распространена, как например в Европе. Конечно, во многом это связано с той экономической ситуацией, которая еще пока не позволяет школам использовать компьютерные технологии максимально. Проблема также и в отношении самих учителей к компьютеру‐ многие педагоги просто игнорируют использование компьютерного обучения, так как не владеют умением работать с компьютером.Тем не менее, использование компьютерного обучения, а в особенности обучающих компютерных игр является аспектом очень важным, ведь их обучающий потенциал по‐
настоящему велик. Ведь такая игра ‐ это не только развлечение, но также деятельность, которая выполняет несколько функций: игра обучает, воспитывает, развивает умственные и творческие способности учащихся, делает обучение более интересным, более ярким, вызывает мотивацию в совершении тех или иных действий, создает атмосферу радости и психологического комфорта. Действительно ли это так – серьезный вопрос, который будет рассмотрен в последующих главах данной работы.

| 7
«Серьезная» игра.

В настоящее время едва ли не вызовет трудность найти ребенка, который никогда в своей жизни не пробовал играть в компьютерные игры или же просто никогда не слышал об их существовании. Проведенное в
Соединенных Штатах исследование в уже теперь далеком 2001 году, показало, что многие молодые люди играют в компьютерные игры в свободное от занятий время, тратя на них более 7 часов в неделю. И, я не побоюсь предположить, что число как молодежи, приобщившейся к видеоиграм, так и количество часов, проводимых у мониторов компьютеров, увеличилось к настоящему моменту, по‐ крайней мере вдвое. Так, современный ребенок, возжожно, никода не играл, скажем в волейбол, но сможет с уверенностью рассказать о какой‐либо компьютерной игре.
Любая компьютерная игра сосоит из следующих компонентов:
1) Определенные правила игры;
2) Определенная цель игры, достигнув которой, можно прийти к желаемому результату;
3) Наличие определенных задач на конкретном этапе игры.
Не является новостью, что компьютерные игры, вообщем, существуют для развлечения, однако существуют и ,так называемые, «серьезные» игры, которые служат не только развлекательным целям, но и обучают.Так, игра может стать очень интересным и достаточно эффективным методом обучения иностранным языкам.
Что же заключается в понятии «серьезная» игра? Говоря о «серьезной» игре, необходимо сначала дать некоторую информацию о специальном подходе в обучении, которое,на сегодняшний день, часто применяется в
Соединенных Штатах Америки и странах Европейского Союза.
Применение обучающих компьютерных игр является фактически обязательной составляющей данного подхода. Имя подходу Edutainment, что значит «Обучение‐развлечение». То есть, это подход, при котором в обычные уроки включаются различные, какие ‐ либо известные формы развлечения. Это могут быть экскурсии, походы в музей, с одной стороны, а также, использование различных телевизионных программ, Интернета, компютерных программ и «серьезных» игр, с другой стороны. Многие

| 8 преподаватели, использующие этот подход отмечают его эффективность в процессе обучения. Так, по их мнению, успех этого метода очевиден, поскольку обучение (как и учение) становится процессом веселым и интересным, занимательным и захватывающим. Учителя, использующие в своей практике такой подход,
говорят о необходимости проводить учебный процесс с учетом нужд и интересов современного поколения школьников. Так, в настоящее время, фактически каждая семья, имеет доступ к телевидению, который часто не ограничивается возможностью смотреть до 60 и более телеканалов. Новое поколение школьников имеет также доступ к различным компьютерным играм, глобальной сети
Интернет и т.д.. Современных школьников уже невозможно заинтересовать традиционными методами обучения и процессом обучения, поэтому задача современного учителя заключается в том, чтобы найти подходящее способы мотивации учащихся к учению, способы привлечь и удержать внимание учащихся к конкретному учебному предмету, и, в то же время, планомерно идти к достижению цели обучения по тому или иному предмету, используя различного вида телевизионные программы, фильмы, музыку, интеренет, и обучающие компьютерные игры. Видно, что «серьезные» игры часто рассматриваются одним из методов данного подхода. Это обусловлено тем, что они сочетают в себе как собственно игровой развлекательный компонент, так и обучающий компонент.
Познакомимся поближе с обучающими компьютерными играми. Итак, обучающая компьютерная игра может быть определена как электронное средство информации со всеми характеристиками присущими любой игре, целью которой является достижение, той или иной группой учащихся, поставленных целей обучения по определенному предмету. Не существует на сегодняшний день четкого определения понятия
«обучающая компьютерная игра» или, по‐другому, «серьезная» игра, хотя она обычно определяется как игра, используемая для образовательных нужд, для тренировки и обучения в таких сферах как маркетинг и бизнес, существующая в различных жанрах и использующая различные игровые технологии.
Существует множество мнений в современной критической литературе

| 9 как о пользе использования обучающих компьютерных игр в обучении, так и об обратном. Установлено, что игры, как предполагающие физическую и умственную деятельность, так и комьютерные игры доставляют удовольствие, они мотивируют и захватывают, помогают восстанавливать уже давно полученную информацию, а также развивают критическое мышление и социальные навыки. Против таких высказываний выступает мнение о том, что частое использование компьютерных игр может обострить негативные психо‐социальные тенденции (например, это проявляется в социальной изоляции, агрессии и жестокости), что игра вызывает зависимость, сходную зависимости табачной, и, вообщем, отрицательно влияет на здоровье. Попытаемся рассмотреть поэтапно все «плюсы» и «минусы» обучающих компьютерных, или по‐другому, «серьезных» игр. Первый этап‐ некоторые сведения об истории компютерных игр.

| 10
«На рассвете» «серьезных» игр.
«Серьезная игра» ‐ это не ноу‐хау последних лет. Задолго до того, как появился сам термин «серьезная игра» , начали разрабатываться игры для образовательных целей. Так, например, это игры, созданные еще в начале 1980х годов. Однако, они, к сожалению, в свое время, не снискали большой популярности. Постоянно растущие технические возможности компьютерного обеспечения позволили добиться по‐настоящему фантастических результатов ‐ компоненты игры стали невероятно реалистичными, что привело к полному пересмотру взгляда на обучающие компьютерные игры в конце 1990х годов. В течение этого времени, многие исследователи начали заниматься исследованием полезности и эффективности компьютерных игр для различных целей, включая также и образовательные цели.
В данной главе будут рассмотрены некоторые обучающие компьютерные игры, которые были разработаны специально для образовательных целей
«на заре» компьютерной эры, а конкретнее ‐ «на заре» компьютерных игр.
Первая игра, которую я рассмотрю, называется «The Agent Usa» («Агент
США»). Первая ее версия появилась еще в 1980 году и была разработана как игра обучающая региональной географии и географии всей страны
(здесь имеется ввиду география США). Содержание игры заключается в следующем: некий «Агент США» , персонаж игры, должен найти определенный город в Соединенных Штатах Америки, где он может
«достать» специальный медицинский препарат, который поможет вылечить людей стран, заболевших какой‐то неизвестной болезнью. Не будем рассказывать в подробностях о правилах игры и о том, какие действия надо предпринять для того, чтобы выиграть, или, другими словами – о собственно развлекательном моменте игры, но коснемся исключительно обучающего компонента.
Во‐первых, вся игра заключается в работе с географической картой США, на которой обозначен фактически каждый крупный город. Задача игрока ‐ путешествовать из одного города в другой, бродить по его улицам, заходить в его здания, с целью найти необходимый медицинский аппарат.
Такое «путешествие» позволяет учащимся узнать о расстоянии между

| 11 городами страны, о том, в каком Штате находится тот или иной город, о том чем характеризуется данный город (здания, улицы,известные места) и многое другое. Эта игра служит средством расширения кругозора, знаний о географии страны, о ее размерах. Так, например, такой элемент игры, который предполагает «путешествие» из одного города в другой на поезде, позволяет учащимся видеть на экране расстояние между пунктом отправления и пунктом назначения; или же при планировании поездки, рассчитывать время с учетом расстояния самостоятельно.
Следующая игра называется «Alpha Beam with Ernie». Эта игра служит средством обучения иностранному языку, а точнее, приобщению детей дошкольного возраста или младшего школьного возраста к алфавиту иностранного языка, в нашем случае алфавиту английского языка.
Содержанние игры заключается в следующем ‐ Эрни, персонаж игры,‐ пилот небольшого космического шатла, который должен собрать
«контейнеры с горючим» в определенной последовательности. Каждый из «контейнеров» обозначен буквой алфавита. Только если последовательность сбора «горючего» выполнена правильно, Эрни сможет вернуться домой, на Землю.
Эта игра достаточно широко использовалась для обучению алфавиту детей дошкольного возраста, поскольку являясь, прежде всего, интересной и забавной игрой, она учитывала возрастные особенности детей, и, одновременно, позволяла достаточно эффективно приобщать детей к алфавиту английского языка.
Перейдем к следующему примеру: «Calamity adventure 2: People and
Traditions» («Приключение Каламити. Люди и традиции»). В этой игре, разработанной в 80х годах прошлого века, учащимся предлагается читать различные статьи и тексты об американской культуре и истории, а затем отвечать на поставленные вопросы. Непосредственно игровой, развлекающий элемент, заключается в том, что учащимся надо «помочь» пресонажам игры (Mona, Moki, Jules Verne, Calamity Jane), потерпевшим кораблекрушение, найти дорогу домой, что может быть «выполнено» только путем правильного ответа на вопросы по прочтении текстов.
Таким образом, очевидно, что целевая аудитория игры ‐ американские школьники младшего школьного возраста, а целью игры является

| 12 позволить учащимся улучшить их навыки и умения чтения. Обратимся к содержанию упражнений игры:
1) Чтение инструкций и заданий к тексту;
2) Анализ слов, их функций в предложениях, их значения и контексты употребления , пути словообразования;
3) Введение новой лексики страноведческой семантики, которые нужно в последствии заучить;
4) Понимание и умение решать различные языковые загадки;
5) Выделение основной идеи текста;
6) Анализ информации, данной в тексте;
7) Догадка по контексту о значении слова;
8) Использование «ключей» для определения значения слова;
9) Расширение знаний об американской культуре, о людях, традициях, знаменитостях, писателях, политиках, актерах, музакантах, исследователях из текстов, которые составляют основу игры.
Можно заметить,что все задания игры включают в себя все те основные этапы работы с текстом, которые применяются в традиционных методиках обучения в школах при обучении чтению. Действительным преимуществом этой игры является то, что она «трансформирует» процесс обучения чтению в более интересный, «погруженный» и наглядный.
Игра «Cave of the Word Wizard» («Пещера волшебника слов») появилась в
1983 году. Она направлена на формирование навыков орфографии, где задача учащегося, посредством различных звучащих команд и инструкций, правильно записать диктуемое слово. Так, учащийся печатает слова на клавиатуре, и они автоматически отображаются на экране компьютера. Сложность написания слов постепенно увеличивается, начинаясь от односложных слов до слов, содержащих три и более слогов.
Если слово вводится правильно, то учащийся набирает определенное количество «очков» и может приступать к следующему заданию. Если же слово написано неправильно, учащийся теряет определенное количество баллов. Эта игра, таким образом, не только тренирует навыки сложной английской орфографии, способствует запоминанию и выведению определенных правил написания, но и служит основой развития умений

| 13 письма. Она также тренирует слуховые навыки, так как все задания, предложенные в виде инструкций, даются в звуковой форме.
Список подобных обучающих компьютерных игр достаточно большой, причем разные игры ставят своими целями развитие различных навыков и умений. Так, это может быть обучение навыкам чтения и письма, как, например, в игре «Reader Rabbit», это могут быть также познавательные игры по географии, как , например, игра «Where's Waldo? Exploring
Geography» («Где Уальдо? Изучая географию»), которая предполагает найти местоположение «потерявшихся атлетов» через характеристику о какой‐либо стране или местности; это могут быть игры на формирование лексических навыков, где заданные слова нужно соотнести с соответсвующими картинками, или же самостоятельно подписать картинку. Примером такой игры является «Word Rescue» («Спаси слово»).
По мере включения обучающих компьютерных игр в процесс обучения, остро встали такие вопросы как необходимость контроля за содержанием игр и о том, как наиболее эффективно использовать возможности обучающей компьютерной игры. Стало очевидным, что разработчики игр, прграммисты, должны тесно сотрудничать с методистами по учебным предметам. Кроме того, чрезвычайно важно учитывать интересы и особенности молодой аудитории учащихся, их определенные образовательные и социальные нужды.

| 14
Причины использования обучающих компьютерных игр
в образовательном процессе.
С началом распространения компьютерных игр,положенным в середине
1990х годов, многие исследователи занялись изучением того, насколько обоснованным и адекватным является использование «серьезных» игр как одного из метода обучения в условиях школы.Таким образом, в настоящее время, выделяют множество причин использования обучающих компьютерных игр. Я приведу некоторые из них:
1) Игры являются привлекательными. Они используют такие технологии, которые заменяют реальность и развивают фантазию. Богатые визуально, они как бы вовлекают игрока в фантастические миры, которые тем не менее, кажутся очень реальными;
2)Игры имеют цели. Достижение какой ‐либо цели ‐ задача игрока, достижение же цели мотивируется посредством игровой деятельности‐ развлечения;
3)Игры позволяют пронести ситацию «через себя» или выступить в другой роли, иначе говоря‐почувствовать себя другими человеком.
Эти причины были выведены американским исследователем и обозревателем компьютерных технологии – Марком Пренски.
Пренски также выделяет 11 элементов, которые, по его мнению, делают игру привлекательной. Они зафиксированы в нижеследующей таблице:
Характеристики компьютерной
игры
Как эти характеристики влияют на
интерес играющих
Развлечение
Удовольствие и наслаждение
Игра
Напряженная и увлеченная погруженность в игру
Правила
Структура
Цели
Мотивация
Взаимодействие с игрой
Выполнение(т.е. действие)
Итоги и резульаты
Познания
Приспособляемость
Ход, движение
Победа
Удовлетворение собственного эго
Вызов игры
Адреналин

| 15
Проблема
Умение быстро реагировать и принимать решение
Образ игры и сюжет
Эмоции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал