Семинар «Современные проблемы методики соединения предметов естественнонаучного цикла



Скачать 69.31 Kb.
Дата16.02.2017
Размер69.31 Kb.
Просмотров102
Скачиваний0
ТипСеминар

Семинар «Современные проблемы методики соединения предметов естественнонаучного цикла (биология и физика)». 03.03.10.

«Технология продвижения экологического проекта обучающихся средствами ИКТ».

Значение экологического проекта в образовательном процессе:

Формирование:


  • экологических понятий, экологического мышления

  • основных ключевых компетентностей

  • Информационной

  • Коммуникативной

  • Разрешение проблем (самоменеджмент)

  • повышение ИКТ – компетентности всех участников проектной деятельности.

Изменение парадигмы образования: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.

Новые подходы в обучении обусловлены и наличием в лицее экспериментальной площадки по апробации цифровых учебных материалов нового поколения. Со времени реализации национального проекта ИСО у нас появились иные возможности проведения не только традиционного эксперимента, но и возникли новые методики в работе с учащимися профильных классов. В этих условиях представляется весьма важной организация работы обучающихся с большим объемом информации и цифровыми инструментами различного рода деятельности. Для этого нужна образовательная среда, стимулирующая познавательную активность ребенка, и новые способы работы учителей.

Первым этапом в такой работе было применение цифровой лаборатории «Архимед» и цифрового микроскопа в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Интерьерное озеленение органично вписывается в систему лицейского образования и как процесс (деятельность обучающихся), и как результат (эффект) данного процесса. При этом реализуются все основные принципы современного образовательного процесса. Продуктом такого использования лаборатории «Архимед» в качестве мотивирующего и развивающего школьников инструмента учебно-воспитательного процесса явилась совместная работа над проектом «Исследование микроклиматических условий в местах зелёных зон лицея», по рекомендациям которого можно грамотно спланировать дальнейшую работу над проектом «Интерьерное озеленение внутренних помещений лицея», работу лицейского кружка «Комнатное цветоводство». Изучение вопросов биологии и экологии комнатных растений, фитодизайна и особенностей технологий их выращивания осуществляется на занятиях кружка ««Цветоводство», во время летней практики по биологии и экологии, в домашних условиях, где многие лицеисты совместно с родителями выращивают комнатные растения для дома и знакомятся с компьютерными программами по фитодизайну. Изучение многообразия жизненных форм комнатных растений и направлений их использования, выращивание и размножение этих растений – это экологические аспекты воспитательной работы в лицее, которая осуществляется на уроках по биологии и экологии, соответствующих элективных и спецкурсов, во время внеклассных мероприятий по предмету и на занятиях кружка «Цветоводство» (руководитель Баркан О. Ю.). Эта работа отмечена двумя дипломами 2 и 3 степени в интеллектуальных конкурсах «Шаг в будущее», «Интеллектуалы XXI века». Следующая работа «Шаг за шагом к устойчивому развитию города» вывела наших любознательных обучающихся в полевые условия на территорию, прилегающую к зданию лицея. Проблема устойчивого развития является актуальной и во многом зависит от того, насколько принципы устойчивого развития реализуются в городах и на местном уровне (районы и микрорайоны города). Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для создания организационных и содержательных основ устойчивого развития других микрорайонов г.Челябинска. Работа отмечена дипломом 2 степени в городской экологической конференции «Я – исследователь» в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи и школьников.

Второй этап развития новых методик в единении предметов естественнонаучного цикла наступил после усовершенствования технической базы лаборатории «Архимед» с появлением лаборатории «Нова». Естественнонаучная цифровая лаборатория «Нова – 5000», в состав которой входит миникомпьютер с сенсорным экраном и набор цифровых датчиков, является инструментом для измерения многих физических и химических величин и также интегрируется с основным цифровым оборудованием эколого-биологической лаборатории.

Сегодня процесс обучения в образовательных учреждениях происходит в ИКТ-насыщенной среде. Многие учебные помещения оборудованы мультимедийной техникой, интерактивными досками, сенсорными и телевизионными панелями, ноутбуками или персональными компьютерами. Эта цифровая техника, безусловно, делает процесс обучения более наглядным, содержательным и интересным и успешно применяется при изучении практически всех учебных дисциплин. В лицее № 102 города Челябинска открылась и работает комплексная лаборатория экологии-биологии: многофункциональная научно-исследовательская площадка, для осуществления сложных естественнонаучных экспериментов на высокотехнологичном оборудовании, интегрированном в единую систему. «Исследование частоты и интенсивности различных источников излучения - безопасность во время учебного процесса» - это новый виток в процессе исследовательской деятельности обучающихся. Цель работы: исследуя зависимость фотометрических величин от расстояния от источника излучения до объекта, сформулировать рекомендации по размещению и использованию данной техники с целью создания безопасных условий работы в лаборатории с максимально возможной степенью комфорта, без стрессов и утомлений. По итогам исследования были разработаны рекомендации по расположению и эксплуатации цифровой техники в эколого-биологической лаборатории. Работа отмечена дипломом 2 степени интеллектуального конкурса «Шаг в будущее», «Интеллектуалы XXI века» осенью 2009года.

В учебной деятельности применение «Архимеда» и цифрового микроскопа в лицее становится таким же естественным, как и сопровождение уроков объектами из ЦОР (видеоурок учителя физики Чичилановой В.Г. включён в коллекцию ЦОР ЧИППКРО). Используя накопленный опыт, учителя физики: Дрибинская Е.А., Чичиланова В.Г., учитель биологии Баркан О.Ю. выступили с проектом «Архимед» в 2007г. в рамках областного конкурса «Педагогическая инициатива» и стали его победителями.

Содержание проекта и виды деятельности: проект охватывает предметную урочную, внеурочную педагогическую сферу, дополнительное образование по естественнонаучному направлению. Затрагивает культурно-просветительскую деятельность через совместное сотрудничество с городским детским экологическим центром дополнительного образования Челябинской области, факультетов экологии ЧелГУ, естественно-технологическим факультетом ЧГПУ, профориентационную деятельность, профильное обучение, методическую деятельность, представленную в виде рекомендаций для учителей ОУ. Продуктами деятельности являются:


  • Методические рекомендации для педагогов ОУ и обучающихся школ по использованию цифровой лаборатории «Архимед»,

  • Исследовательские проекты и формы их представления на интеллектуальные конкурсы и конференции,

  • Набор цифровых объектов (презентации к семинарам и практикумам с целью демонстрации возможностей использования лаборатории «Архимед» в образовательном процессе, видеоурок учителя физики Чичилановой В.Г. включён в коллекцию ЦОР ЧИППКРО),

Полезные ссылки по вопросам программного обеспечения экспериментов, проводимых с помощью лаборатории «Архимед»:

http://www.do.rkc-74.ru (сетевое сообщество учителей биологии)

http://learning.9151394.ru/

Lmor@meil.ru (лаборатория модернизации образовательных ресурсов)

Параллельно этому виду деятельности с мая 2008г. в лицее начинает развиваться освоение новой образовательной среды «СОАСН», разработанной голландскими учёными.

Использование среды «Coach - 6» при реализации программ профильного обучения даёт следующие возможности:



  • Сохранить эксперимент в режиме видео-съемки;

  • Зафиксировать положение движущейся точки;

  • Рассмотреть большой спектр экспериментальных данных;

  • Провести анализ полученных данных;

  • Сэкономить время для оформления работ;

  • Выполнять расчеты и дополнительные исследования во внеурочное время;

  • Использовать видеоданные в различных учебных ситуациях (на уроках, во время элективных курсов)

  • Использовать материалы для организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы;

  • Быстрая обучаемость работе в данной среде;

  • Создать серию лабораторных – практикумов для профильной практики и т.д.

Значение проекта для образовательного процесса:

  • формирование экологического мышления, информационной, коммуникативной компетентностей, компетентности разрешение проблем (самоменеджмент), т. е. воспитание экологически грамотного, успешного человека;

  • Повышение ИКТ – компетентности всех участников проектной деятельности.

Достижения:

  • публичная защита проекта (3 диплома на НПК « Я – исследователь», «Человек на Земле», НОУ);

  • дипломы 1 и 2 степени на конференции «Шаг в будущее» и НОУ с проектом «Исследование микроклиматических условий в местах зеленых зон лицея»;

  • 1 место в городе и области в конкурсе интерьерного озеленения «Оазис»;

  • 1 место на городском и областном слете юных экологов;

  • 3 место в городе в конкурсе экологических агитбригад;

  • 1 место в конкурсе экологической печати, «Зеленый грант» по итогам городского экологического марафона 2007 года.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал