Семинар «Роль увлечений в жизни воспитанников детского дома»



Скачать 51.79 Kb.
Дата13.02.2017
Размер51.79 Kb.
Просмотров193
Скачиваний0
ТипСеминар

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Семинар

«Роль увлечений в жизни воспитанников детского дома»

Увлечение (хобби) - некое занятие, не имеющее особой материальной выгоды, которым регулярно занимаются на досуге, для души.


Значение увлечений в жизни детей

Иметь  увлечение  полезно. По мнению ученых, чувство свободы, которое рождается из деятельности ради удовольствия от самой деятельности, а не ради каких-то внешних причин, повышает самооценку. Хобби и  увлечения  учат  детей  быть ответственными, самостоятельными, бережно относиться к чужому труду, помогают развить кругозор, расширить круг друзей. Многие специалисты считают, что для гармоничного  развития  личности более полезны  увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать те способности, которые не используются в школе.

Иногда детское хобби перерастает в  увлечение  всей жизни, помогает найти призвание и профессию. Но и не доведенный до совершенства опыт все равно пригодится: попробовав несколько направлений, легче понять, к чему же тянет больше. Некоторые психологи рекомендуют выбирать хобби, которые помогают компенсировать слабости. Например, деткам, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения — плетение, вышивка, вязание, поделки из глины или природных материалов.

Другие уверены, что при выборе хобби надо учитывать индивидуальные особенности малыша, характер, темперамент. Например, холерикам нужны спортивные секции, меланхоликам — творческие занятия, флегматикам — познавательные, научно-популярные кружки. А вот сангвиникам важно попробовать все.



Что влияет на выбор хобби

  1. Интересы значимых взрослых.  Увлечения   детей  во многом зависят от того, чем заняты  взрослые, какую развивающую среду они создают. Ребенок, выросший среди мольбертов, с высокой степенью вероятности увлечется рисованием. Чтобы воспитать в ребенке единомышленника, чаще обсуждайте с  ним  свои  увлечения , ищите о нем всякие интересные факты, подробно отвечайте на любые детские вопросы. Если  ребенок  оказался компетентнее вас, найдите в себе силы признать его первенство. Если же он в чем-то ошибся, не ругайте: ведь общее  увлечение  должно приносить удовольствие.

  2. Природная предрасположенность. В определенный момент ребенок начинает тянуться к какому-то определенному делу и увлекается им так, что "за уши не оттянешь". Дело становится его страстью. А функция взрослых — не удивляться и не препятствовать, пусть даже "странное" занятие в вашей собственной душе никакого отклика не вызывает. Стоит довериться ребенку и ориентироваться на задатки и способности, которые в нем появляются.

  3. Советы и указания взрослых. Педагогам полезно проявлять настойчивость, пытаться вместе с  ребенком  находить какие-то позитивные стороны в любом виде деятельности, которым он будет заниматься, постоянно подбадривать и стимулировать мотивацию. Иначе при малейших проблемах и необходимости трудиться от  увлечения  откажется.

Способы поддержания интереса

Чтобы поддержать интерес, постоянно поощряйте и хвалите  ребенка. Например, можно выделить специальную полочку для его поделок или наград, "доску почета" для фотографий.


Если ребенок наотрез отказывается от какого-то малознакомого ему занятия (но полезного с вашей точки зрения), предложите "пробный урок", чтобы понять, надо попробовать.

Главное - уважение к выбору ребенка!



Возможные проблемы:

  1. Ребенок ничем не интересуется

Решение. Расширяем кругозор. Помогут музеи, экскурсии, театры, книги, журналы. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте с профессионалами —пусть  ребенок  поймет, насколько велик мир  увлечений  и подберет себе занятие по душе. Или же сам взрослый должен заинтересоваться каким-либо занятием, чтобы увлечь ребенка.

 2. Так увлечен, что забывает об учебе

Решение. Не исключено, что такое сильное  увлечение  станет основой для выбора будущей профессии. Убедите  ребенка, что школьные знания помогут ему стать настоящим профессионалом. Например, будущему модельеру нужно создавать выкройки — для этого надо хорошо владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию.

 3. Непостоянство

Решение. Смириться с такой сменой интересов. Конечно, для  взрослых  хлопотно, когда хобби и  увлечения   детей  меняются очень часто. Но ведь  дети  с рано выраженным  увлечением  встречаются довольно-таки редко. "Среднестатистические" ребята находятся в постоянном поиске. Давление и упреки в легкомыслии не сделают  ребенка  более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное — чтобы  увлечения  делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Дайте возможность перепробовать все хобби и  увлечения, к которым он стремится.

И на всякий случай уточните, что именно не устраивает  ребенка  в "брошенном"  увлечении . Причины могут быть самыми разными, например, не сложились отношения с руководителем. Возможно, ситуацию можно поправить.

 4. Круг интересов - компьютер

Решение. Компьютерные игры тоже могут быть хобби: главное, чтобы это не превратилось в манию. Владение компьютером может стать основой и для других хобби — например,  увлечения  фотографией, дизайнерским искусством, программированием. Одновременно хорошо бы придумать какое-то дело, связанное с движением, и условиться уделять ему заданное количество минут в день.

 5. Хобби не соответствует полу

Решение. Будет полезно познакомить  ребенка  и с иными, более "подходящими" ему  увлечениями . Чем больше вы создаете познавательных моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них  ребенок  обнаружит свой интерес в данной области. Главное — не запрещать и не подшучивать. Помочь советом вовсе не означает навязать собственные представления о жизни. Позвольте ребенку быть самим собой: "Да, вот, я такой человек, каким я являюсь, я бы хотел шить мягкие игрушки, а не играть в хоккей. И это мой выбор".



6. Одержим коллекционированием

Решение. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней) и даже с желанием следовать подростковой моде (собирание кукол Винкс, наклеек) и т.д. В любом случае благодаря коллекционированию чадо воспитывает в себе такие качества, как аккуратность, ответственность, целеустремленность, упорство, коммуникабельность. Коллекционирование вырабатывает также умение делать выбор. Отмечено, что многие великие люди имели свои пристрастия к собирательству.

Когда вы признали за  ребенком  право собирать то, что ему нравится, покажите ему картинки и фото с изображениями того, как хранятся схожие коллекции, как его собратья по  увлечению  проводят сборы и выставки. Вместе продумайте собственные способы хранения и демонстрации коллекции. Можно постараться рационально организовать место в его шкафу или на полках так, чтобы коллекция была и видна, и доступна.



7. Приносит в дом животных

Решение. Общение с "братьями нашими меньшими" учит  ребенка  ответственности и заботе. Общение с животными необходимо организовывать в специально отведенных для этого местах. Решение содержать животное в доме надо принимать только всем вместе.



Наличие увлечений в жизни воспитанника детского дома является важной ступенькой в развитии социальной компетентности.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал