Сборник материалов всероссийского сбора по подведению итогов деятельности единой



страница1/6
Дата31.01.2017
Размер1.85 Mb.
Просмотров665
Скачиваний0
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ


СБОРНИК
МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СБОРА

ПО ПОДВЕДЕНИЮ ИТОГОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В 2015 ГОДУ

И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ НА 2016 ГОД
(16 февраля 2016 года)

Москва – 2016

Материалы Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2015 году и постановке задач на 2016 год
В сборнике представлены материалы Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2015 году и постановке задач на 2016 год.

С приветственным словом к участникам Всероссийского сбора обратился губернатор Московской области А.Ю. Воробьев.

С вступительным словом на Всероссийском сборе выступил Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков.

В работе Всероссийского сбора приняли участие руководство Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания, Совета Безопасности РФ, Следственного комитета РФ, представители федеральных органов исполнительной власти (члены Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности), руководители субъектов Российской Федерации, члены Общественного совета при МЧС России, члены Экспертного совета МЧС России, руководящий состав центрального аппарата МЧС России и территориальных органов МЧС России, начальники спасательных воинских формирований центрального подчинения МЧС России и руководители организаций МЧС России.

Материалы Всероссийского сбора подготовлены к печати в Центре стратегических исследований гражданской защиты МЧС России.

Материалы Всероссийского сбора представляют интерес для специалистов и работников органов управления, занимающихся вопросами гражданской обороны, защиты населения и критически важных объектов, разработчиков продукции для гражданской обороны.




Президент Российской Федерации

Владимир Владимирович Путин:


Сегодня МЧС − это мощная, мобильная, технически хорошо оснащённая
структура. При этом важно, что вы не стоите на месте, а постоянно совершенствуетет свою работу, методы, улучшаете технические средства, которыми пользуетесь.


Вы готовы первыми прийти на выручку тем, кто попал в беду, спасти жизнь людей, сделать всё необходимое, чтобы максимально быстро преодолеть последствия природных и стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий.

Среди приоритетов − развитие Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая при необходимости позволяет быстро мобилизовать все имеющиеся федеральные и региональные силы и средства на борьбу со стихией.

Важно повышать мобильность экстренных служб МЧС. Развивать систему профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием нашей космической навигационной системы ГЛОНАСС, с использованием других средств, в том числе космического мониторинга, активнее применять в борьбе со стихией новые методики и технику.

И конечно, на новый уровень должно выходить международное сотрудничество МЧС в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Для развития партнёрства с коллегами из других стран у вас есть всё необходимое: и богатый опыт работы, технический и кадровый потенциал.

В свою очередь государство будет и дальше укреплять систему социальных гарантий сотрудников МЧС, создавать вам необходимые достойные условия службы.


Москва, Кремль,

23 декабря 2015 года




Из обращения Президента Российской Федерации В.В.Путина

в день 25-летия МЧС России


СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

А.Ю. Воробьев

Приветствие участникам Всероссийского сбора …………………………




6







В.А. Пучков

Вступительное слово………………….…………………………………….





7

В.В. Степанов

Состояние защиты населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций в 2015 году и задачи на 2016 год…………………………..……



10







Н.П. Овсиенко

Организация деятельности Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Центральном федеральном округе по итогам 2015 года…………………

23








В.С. Артамонов

Текущее состояние и перспектива развития законодательства и нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения………………………………………………………..

27








Л.А. Беляев

Развитие реагирующих подразделений МЧС России и улучшение взаимодействия в рамках РСЧС………………………………………………..

40








Р.Б. Темрезов

Организация мероприятий по обеспечению безопасности на объектах туристического кластера Карачаево-Черкесской Республики……………



46







Е.А. Борисов

О кратких итогах деятельности в решении задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году, развитие Арктической зоны, создание аварийно-спасательного центра в п. Тикси……………………………………….

48







С.Г. Левченко

Реагирование сил и средств ТП РСЧС Иркутской области на ликвидацию лесоторфяных пожаров в 2015 году, уроки и выводы, задачи на 2016 год………………………………………………………………………


51







Ю.А. Берг

Реагирование сил и средств ТП РСЧС Оренбургской области на ЧС, обусловленную заторами на дорогах в январе 2016 года…………………



55







С.Г. Митин

Развитие противопожарной службы Новгородской области. Создание условий, стимулирующих развитие добровольной пожарной охраны на территории субъекта………………………………………………………..


58







В.В. Потомский

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях. Организация работы пунктов временного размещения…………………………………….


63







В.А. Яковлев

Развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на территории Астраханской области…………………………………………………………..


67







В.П. Томенко

Основные направления развития территориальной подсистемы РСЧС Красноярского края для обеспечения необходимого уровня безопасности населения и территории………………………………………………..

70








О.Ю. Мизуренков

О деятельности общественных организаций в обеспечении пожарной безопасности…………………………………………………………………

74








Н.П. Литюк

Развитие добровольной пожарной охраны в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа………………………

80








В.А. Пучков

Подведение итогов Всероссийского Сбора ………………………………

82




ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ВСЕРОССИЙСКОГО СБОРА
А.Ю. Воробъев, Губернатор Московской области
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рад приветствовать вас в этом зале. У Московской области и российских спасателей самые тесные, партнерские отношения. Хочу особо поблагодарить за службу подмосковных спасателей. В прошлом году наше областное управление стало лучшим в стране. У нас самый современный учебный центр в Подольске, лучший мобильный штаб. Начальник управления Сергей Алексеевич Полетыкин признан лучшим руководителем в системе МЧС России. Мы гордимся нашими коллегами и товарищами.

Сегодняшний Всероссийский сбор МЧС имеет большое значение в первую очередь с точки зрения координации действий между различными ведомствами. Именно благодаря слаженной работе, профилактике пожаров, в прошлом году удалось снизить количество возгораний на 4%, а количество жертв на 12,7%. Этому также способствовал запуск «Системы-112», которая сократила время обработки экстренных вызовов.



За прошедший год проведено сотни успешных операций в городах и районах Подмосковья, на автомобильных и железных дорогах, в лесах и на воде. Вместе с тем, каждый сезон мы сталкиваемся с огромным количеством вызовов. При этом нам удается вырабатывать комплексные решения, которые позволяют справляться с самыми сложными угрозами.

Профессия спасателей – особая миссия, которая не дает возможности перевести дух. Ваш труд требует профессионализма, самоотверженности, личного мужества. Я уверен, что в любой ситуации будет найдено самое верное решение. А системная работа, непрерывное оттачивание навыков позволит обеспечить максимальную безопасность жителей.


Спасибо!

Вступительное слово
В.А. Пучков, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Уважаемые коллеги! Сложным и напряженным был 2015 год. Но благодаря слаженной работе обеспечена безопасность жизнедеятельности населения, ликвидированы последствия масштабных чрезвычайных ситуаций, потушены сложнейшие пожары, осуществлены гуманитарные операции и выполнен широкий круг различных задач по оказанию помощи и поддержке человека в беде.

В 2015 году в Российской Федерации были сохранены положительные тренды во всех областях деятельности функциональных и территориальных подсистем РСЧС. Спасено более 271 тысячи человеческих жизней. За каждой из них тяжелый профессиональный самоотверженный труд пожарных, спасателей, медиков, полицейских и представителей других служб РСЧС. Сокращено количество техногенных пожаров. Уменьшено число погибших на водных объектах и при чрезвычайных ситуациях. Снижены потери от различных катаклизмов природного и техногенного характера.

Позитивные изменения налицо и они продолжают оставаться положительными и в наступившем 2016 году. В прошедшем году проведено более 135 тысяч спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. И сегодня практически на каждое второе из них реагируют пожарно-спасательные подразделения МЧС России.

Пиротехники министерства обезвредили около 45 тысяч взрывоопасных предметов и более 600 авиабомб.

Отмечаю, что в 2015 году вновь подтвердила свою эффективность система резервирования финансовых и материальных ресурсов, которая сформирована правительством РФ и регионами страны. Такой системный подход в ушедшем году обеспечил оказание финансовой помощи. Из резервного фонда правительства помощь получили 22 субъекта РФ, общим объемом свыше 6 млрд. 300 млн. рублей. Более 600 человек получили жилье. Всего финансовая помощь из резервного фонда правительства РФ оказана свыше 164 тысячам человек. Такая же гигантская работа проведена органами исполнительной власти субъектов РФ на местах. Именно совместная и эффективная деятельность федерального центра и регионов нашей страны позволяет нам ежегодно сокращать количество чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров и других бедствий, уменьшая при этом гибель людей и материальные потери.

Улучшена работа по ликвидации аварий и сбоев на объектах ЖКХ, жилье, объектах социальной инфраструктуры.

Задачи, поставленные президентом РФ и правительством РФ, органы управления и подразделения РСЧС в прошедшем году выполнили в полном объеме.

Эффективно работали в рамках РСЧС МВД РФ, Минздрав РФ, Минкультуры РФ, Минкомсвязь РФ, Минтранс РФ, Роспотребнадзор, Росгидромет, Росводресурсы и другие федеральные структуры, а также госкорпорации.

Благодаря совместной деятельности органов государственной власти всех уровней осуществлены и в полном объеме проведены мероприятия по повышению уровня готовности сил и средств реагирования, развитию и поддержанию системы управления, систем оповещения и связи. Улучшена работа комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и в субъектах РФ и в органах местного самоуправления. В лучшую сторону отмечаются Республики Татарстан, Дагестан, Крым, Чеченская, Саха (Якутия), Краснодарский и Красноярские края, Свердловская, Сахалинская, Кемеровская, Ленинградская и Московская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь и многие многие другие субъекты РФ.

Сегодня с учетом сложностей в экономике и реализации антикризисных мер должен состояться серьезный конструктивный разговор о развитии РСЧС и ГО в современных условиях. В решении задач, стоящих сегодня перед государством РСЧС занимает очень важное место. Ее социальное и гуманитарное значение очень высоки. Несмотря на сложные экономические условия, мы должны сохранить набранные темпы развития системы МЧС России и на федеральном уровне, и в регионах нашей страны. Требуется решение важнейшей задачи по профилактики и предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров, снижению потерь и ущерба, а также оперативная ликвидация из последствий. Необходимо обеспечить гарантированную безопасность жизнедеятельности населения нашей страны. Особенно в отдаленных сельских поселениях. Мы с вами знаем, какую огромную работу для этого надо проделать, и какой ценой достигается эта безопасность.

В 2016 году необходимо энергично реализовывать целый комплекс мероприятий. Президентом РФ 22 декабря утверждена программа развития органов управления и сил МЧС России на период до 2020 года, утверждены планы ГО и защиты населения и другие очень важные документы. Также продолжает реализовываться государственная программа защиты населения и территорий и обеспечения пожарной безопасности, а также ряд других программ на федеральном уровне и в субъектах страны.

Важнейшая тема на 2016 год и для МЧС России, и для всех федеральных структур и руководителей субъектов РФ – это обеспечение решения в полном объеме задач по реализации социальной гарантии сотрудников, работников, военнослужащих и МЧС России и РСЧС. Обеспечение жильем, денежным довольствием и заработной платой, вещевое обеспечение, экипировка и оснащение, совершенствование медицинского обеспечения – эти вопросы должны быть на личном контроле каждого министра и высших руководителей субъектов РФ. Адресная помощь многодетным семьям и тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации – это также предмет заботы всех руководителей системы РСЧС.

Уважаемые коллеги! В завершение выражаю благодарность личному составу органов управления сил РСЧС за плодотворную работу. Благодарю сотрудников МЧС России за самоотверженность, мужество и высокий профессионализм. Желаю и в дальнейшем эффективно решать поставленные задачи, отдавать все силы и знания защите и спасению людей и помощи каждому, кто в этом нуждается. Уверен, что плодотворная работа Всероссийского сбора поможет проанализировать накопленный опыт нашей совместной деятельности. Сделать соответствующие оценки и выводы. Разработать осмысленный прогноз и стратегию действий на ближайшее время и перспективу. Желаю участникам Всероссийского сбора успехов и плодотворной работы!

Состояние защиты населения и территорий страны от чрезвычайных

ситуаций в 2015 году и задачи на 2016 год
В.В. Степанов, первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий
Вопрос состояния и перспективы защиты населения и территорий в настоящее время, когда мир динамично развивается, особенно актуален.

Глобализация, экономические потрясения, проявление экстремизма, новое качество социума, развитие науки и техники, хозяйственное освоение новых арктических и других территорий, использование ресурсов мирового океана и иные факторы современности требуют реальной и адекватной оценки всех опасностей и угроз, которые сопровождают эти процессы.

Во-первых, сформирована современная законодательная основа защиты населения и территорий и механизмы последующей реализации (Рис. 1).

МЧС России в рамках своих полномочий последовательно формирует и реализует государственную политику в области обеспечения безопасности населения.

С учетом современных социально-экономических условий МЧС России за последние годы внесены изменения в законодательство Российской Федерации. Они направлены на совершенствование системы управления, координации органов управления и сил, системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также развитие системы подготовки различных категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения
от чрезвычайных ситуаций.


Проведена большая работа по оказанию методической нормативной правовой помощи муниципальным образованиям, в которой участвовали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы МЧС России. При этом акцент был сделан на индивидуальные особенности муниципалитетов, а также учитывались риски, которые существуют на их территориях.

Для реализации законодательной основы за последние годы сформированы механизмы исполнения требований нормативных документов в рамках современной Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Выполняется комплекс программ и мероприятий, рассчитанный на долгосрочную перспективу и направленный на защиту национальных интересов и приоритетов, достижение целей и решение задач в области внутренней и внешней политики. Он призван укрепить природную и техногенную безопасность, обеспечить устойчивое развитие страны.




Органы

исполнительной власти субъектов РФ


МЧС РОССИИ


Федеральные органы исполнительной

власти




Указ Президента РФ от 13.11.2012

№ 1522 «О создании комплексной

системы экстренного оповещения

населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»


Указ Президента РФ

от 11 июля 2004 г. № 868

«Вопросы Министерства Российской

Федерации по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий»



Федеральный закон

от 21.12.1994 № 68-ФЗ

«О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»


Федеральный закон

от 21.12.1994 № 69-ФЗ

«О пожарной

безопасности»


Федеральный закон

от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской

обороне»



Другие нормативные правовые акты Российской Федерации



Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007

«О силах и средствах единой государственной системы

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»


Постановление

Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»


Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794

(ред. от 15.02.2014) «О единой

государственной системе

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»



Рис. 1. Современная законодательная основа защиты населения и

территорий и механизмы последующей реализации
Учитывая существующие риски и прогнозы, мы приступили к созданию новых эффективных механизмов организации современных законодательных основ. Реализуются экономические, инфраструктурные, социальные и другие проекты регионов нашей страны с учетом вектора защиты жизни и здоровья людей от различных угроз (Рис. 2.).

Развивается система антикризисного управления, в которой реализована система снижения рисков. Модернизируется система реагирования на чрезвычайные ситуации и бедствия, совершенствуются технологии спасения, сформирован качественно новый облик профессий пожарного и спасателя.

При этом в 2015 году нам удалось сохранить положительную динамику во всех областях деятельности МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

В 2015 году вновь подтвердила свою эффективность система резервирования финансовых и материальных ресурсов, которая сформирована во всех субъектах Российской Федерации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

Обеспечить актуализацию состава

целей, задач, мероприятий и целевых показателей, их соответствие

объемам и источникам

финансирования, включая бюджеты бюджетной системы и иные

источники с учетом результатов

оценки рисков недостижения

установленных целевых показателей

Поручение Президента Российской Федерации

от 02.10.2014 № Пр-2333 по вопросу совершенствования механизмов

реализации государственных

программ Российской Федерации




Методические рекомендации по формированию в государственных программах ________________________________________________________________________________________________________________________

вопросов защиты населения и территорий

Утверждены Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28 августа 2015 года







Органам исполнительной

власти субъектов

Российской Федерации

Федеральным органам
исполнительной власти


Российской Федерации


Рис. 2. Совершенствование механизмов реализации государственных программ Российской Федерации
Хочу отметить, результативность и продуктивность оказания помощи пострадавшим в Сахалинской, Волгоградской, Мурманской областях, Приморском, Хабаровском, Краснодарском, Забайкальском краях, Республике Татарстан, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках.

Именно совместная и эффективная деятельность федерального центра и регионов нашей страны позволяет нам ежегодно сокращать количество чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров и других бедствий, уменьшая при этом гибель людей и потери.

В лучшую сторону по этим показателям отмечаются Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Красноярский и Краснодарский края, Курская, Свердловская, Кемеровская, Оренбургская, Ленинградская, Московская области и г. Москва.

Целесообразно и в дальнейшем осуществлять меры по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов на федеральном уровне и в регионах.

Во-вторых, создана мощная система реагирования на чрезвычайные ситуации и пожары.

В обеспечении защиты от бедствий и катастроф важную роль играет совершенствование технической оснащенности органов управления и сил МЧС России и РСЧС, ведение активной инновационной деятельности.

В 2015 году Россия столкнулась с рядом крупномасштабных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и пожаров. При ликвидации их последствий были задействованы все силы РСЧС.

Это сложные природные пожары в различных регионах Сибири, затопление судов в морях, обрушения зданий, крупные дорожно-транспортные происшествия и многие другие чрезвычайные ситуации и пожары.

Беспрецедентной стала операция по реагированию в связи с крушением самолета Аэробус A-321 над Синайским полуостровом. В кратчайшие сроки была организована оперативная переброска сил и средств МЧС России со всем необходимым оборудованием, снаряжением и техникой для проведения поисково-спасательных работ в сложнейших климатических условиях. Спасателями было оказано всестороннее содействие Межгосударственному авиационному комитету и другим органам при проведении следственных мероприятий. В максимально короткие сроки была организована доставка граждан России и их багажа из Египта. Эта масштабная комплексная работа продемонстрировала результативность взаимодействия всей системы РСЧС.

Эффективность РСЧС была продемонстрирована и на территории Крымского федерального округа, где в условиях полного прекращения поставок электроэнергии была обеспечена жизнедеятельность населения и налажена работа социально-значимых объектов.

Особое внимание уделяется Арктической зоне Российской Федерации, которая практически полностью прикрыта пожарно-спасательными подразделениями МЧС России. Создаются комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России, продолжается работа по наращиванию численности и возможностей арктической группировки сил и средств МЧС России.

Стратегия развития Арктической зоны включает в себя:

  • учет особенностей регионов Арктики, традиций проживающих людей;

  • разработка и внедрение арктической экипировки, техники, технологий;

  • строительство арктических спасательных центров;

  • повышение готовности пожарно-спасательных подразделений в северных широтах;

  • поддержка реализации серьезных экономических проектов в Арктике;

  • внедрение авиационно-спасательных технологий.

Хочу отметить большую работу по всестороннему жизнеобеспечению населения Юго-Востока Украины и лиц, вынужденно покинувших её территорию.

И во всей этой работе неоценимая помощь была оказана регионами нашей страны. Благодаря совместным и слаженным действиям были созданы необходимые условия для стабилизации социально-экономической обстановки, тем самым не допущена гуманитарная катастрофа в данных регионах.

Учитывая тенденции современного мира, энергично развиваются авиационно-спасательные технологии, беспилотная авиация и робототехника, перспективные средства инженерной, радиационной и химической защиты населения и территорий в ЧС, обеспечения пожарной безопасности.

При этом значительное внимание уделяется взаимодействию МЧС России с Российской академией наук, отраслевыми научно- исследовательскими организациями и национальными исследовательскими университетами по следующим направлениям:

Первое. Разработка новых средств и технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
в том числе средств коллективной и индивидуальной защиты.


Второе. Развитие и внедрение автоматизированных систем поддержки принятия решений органами управления РСЧС, комплексной системой техногенной безопасности и защиты населения и территорий Российской Федерации, системы оповещения и информирования населения, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Третье. Разработка новых образцов пожарно-спасательной техники и оборудования в рамках реализации программы импортозамещения.

Четвертое. Внедрение новейших достижений науки и техники в области создания антропоморфной робототехники, новой элементной базы, нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий для решения прикладных задач в области обеспечения безопасности защиты населения
и территорий.


Также важным направлением является активное развитие беспилотной авиации, которое позволит с высокой эффективностью осуществлять мониторинг и разведку территории субъектов Российской Федерации. В прошлом году созданы центры беспилотной авиации во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Они позволили перейти на качественно новый уровень проведения всех видов воздушной разведки, мониторинга и поисково-спасательных работ.

Ключевой задачей внедрения новых технологий и образцов техники станет сокращение времени реагирования и повышение готовности пожарно-спасательных подразделений и эффективности их борьбы за сохранение жизни и здоровья граждан, а также обеспечение безопасности самих спасателей и пожарных.

В-третьих, реализованы современные подходы предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также оказания помощи пострадавшим.

Оценивая опасности и риски РСЧС на сегодняшнем этапе должна развиваться от принципов оперативного реагирования к принципам профилактики, управления рисками и уменьшения опасности бедствий. Для повышения системы реагирования требуется комплексное взаимодействие и профильных профессиональных служб - МЧС России, МВД России и Минздрава России. Необходимо динамично развивать общественные организации и объединения. Сегодня это – «Российский союз спасателей» (Россоюзспас), Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО) и сотни различных общественных организаций, которые работают в сфере безопасности жизнедеятельности населения, а также добровольцы.

Развитие РСЧС определяется использованием современных форм и методов предупреждения и реагирования на бедствия и уровнем ее технической и технологической оснащенности.

Все основные планы и программы по совершенствованию РСЧС подготовлены и реализуются в рамках утвержденной Стратегии национальной безопасности. Также выполнены положения Государственной программы защиты населения и территорий, Плана строительства сил и средств МЧС России и ряда других важных документов.

В ближайшие годы с учетом экономических условий финансовые и материальные ресурсы должны быть сосредоточены на задаче проведения эффективных мероприятий по сбалансированному развитию системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров и территориальных подсистем РСЧС.

Важно опережающими темпами развивать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наращивать систему космического мониторинга. Сегодня в этой сфере наблюдается серьезный мощный прорыв, причем работает наша отечественная техника, технологии и специалисты.

Система космического мониторинга уже показала свою эффективность в решении задач защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, паводками и другими катаклизмами.

В интересах увеличения объемов, улучшения качества и повышения оперативности получения космической информации МЧС России активно развивает межведомственное сотрудничество в этой области. Так, в октябре 2015 г. запущен в работу совместный центр приема космической информации на базе Главного управления МЧС России в Мурманске. Аналогичные центры планируется развернуть в городах Дудинка и Анадырь, создание которых позволит контролировать Арктическую территорию Российской Федерации.

Для реализации возрастающей потребности МЧС России планируется:

создать комплексную многофункциональную систему космического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и внедрить его в систему сети наблюдения и лабораторного контроля для прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

оснастить ЦУКСы территориальных органов МЧС России аппаратно-программными средствами приема (получения) и обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса для включения в Единую территориально-распределенную информационную сеть.

провести поисковые исследования и разработать системный проект по созданию и развитию космического сегмента единой системы предупреждения и парирования астероидно-кометной опасности.

Особенно остро востребована система космического мониторинга в период весеннего половодья, летне-осенних паводков и пожароопасный период.
С его помощью осуществляется оперативный контроль более 3 тысяч паводкоопасных участков на территории России.

Опыт крупномасштабных наводнений прошлых лет показал, что одним из основных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями, является контроль состояния гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных.

Организован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности бесхозяйных ГТС и сокращение их количества. В результате проделанной работы в 2015 году уменьшили число бесхозяйных ГТС на 981 сооружение (21,9%). Планируем продолжить работу по данному направлению.

Ежегодно проводятся превентивные и профилактические мероприятия, направленные на снижение риска негативного воздействия паводковых вод на населенные пункты и объекты экономики. В субъектах Российской Федерации создан весь необходимый резерв материальных и финансовых ресурсов для обеспечения этих мероприятий.

Прошлый год вскрыл ряд проблем в организации предупреждения и тушения лесных пожаров, а также ликвидации их последствий. Несмотря на предпринимаемые меры, природные пожары в Сибирском федеральном округе и ряде других регионов привели к потере жилья и объектов социальной инфраструктуры.
К сожалению, не удалось избежать и гибели людей.


Причинами этому послужили не только сложные погодные условия, но и ряд нерешенных проблем в области защиты от природных пожаров.

Обращаю внимание на положительный опыт применения нового комплексного подхода к профилактике, а там, где было необходимо к тушению природных пожаров на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с привлечением сил всех территориальных подсистем субъектов Российской Федерации.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации МЧС России продолжает проводить системную работу для устранения выявленных недостатков и направленную на соблюдение норм законодательства в области лесных отношений и выполнения профилактических мероприятий.

Благодаря комплексному подходу к существующим рискам выстроена эффективная система «непрерывности технологического цикла прогнозирования», при которой каждый последующий вид прогноза уточняет предыдущий. Это позволит снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизировать материальный и финансовый ущерб от катастроф.

В последние годы МЧС России проведена значительная работа в области совершенствования государственных надзоров, повышения их роли в современных условиях, ориентированных, прежде всего, на профилактическую работу. При планировании государственного надзора используется система оценки рисков потенциальной опасности видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами (Рис. 3).



Рис.3. Совершенствование государственных надзоров

В этой связи, внедрен и используется риск-ориентированный подход при осуществлении соответствующих мероприятий по надзору. Создана модель риск-ориентированного метода проведения проверок, исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности для населения и территорий.

Таким образом, мероприятия по контролю в текущем году в основном коснутся только учреждений социальной сферы, образования, здравоохранения, а также критически важных объектов для национальной безопасности страны. Примерами успешного внедрения риск-ориентированного подхода в пилотных зонах реализации новой модели контрольно-надзорной деятельности являются Республика Татарстан, Краснодарский край, где уже сегодня налицо высокие результаты повышения качества контрольных мероприятий и сокращения проверок.

Планируем продолжать мероприятия по сохранению устойчивого безопасного функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов, проработать и нормативно закрепить требования, предъявляемые к таким объектам.

Организована работа по проведению профилактических осмотров объектов защиты по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения административных процедур принудительного характера. Главным результатом таких мероприятий будет являться работа по устранению нарушений в ходе осмотра. Важно, что
в этом случае инспектор будет выступать как консультант и помощник.


Для субъектов малого бизнеса введены «надзорные каникулы» - запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на три текущих года.

Также МЧС России внедряет новые подходы институтов негосударственного контроля, таких как добровольное декларирование пожарного риска, независимая оценка риска и другие.

Внедрение новой системы государственных надзоров МЧС России позволяет снижать нагрузку на представителей малого и среднего бизнеса, региональные и муниципальные органы власти. При этом внимание акцентируется на объектах с массовым пребыванием людей, а также представляющих наибольшую опасность для граждан.

МЧС России продолжит внедрение новых подходов по профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также активно развивать и внедрять в практику систему прогнозирования опасностей и угроз.

В-четвертых, сформирована и функционирует система антикризисного управления.

Большую роль в защите населения и территории играет созданная вертикаль системы антикризисного управления, стержнем которой является Национальный центр управления в кризисных ситуациях. На федеральном уровне он осуществляет общую координацию центров управления в кризисных ситуациях и Единых дежурно-диспетчерских служб на территориях.

НЦУКС внедряет современные технологии управления, формирует базы данных, программы.

В январе этого года индийская делегация во главе с премьер-министром Нарендрой Моди посетила НЦУКС. Сотрудничество МЧС России и МВД Индии развивается по ряду направлений. Подготовлен ряд документов, совместных планов, которые планируется обсудить и утвердить в первом полугодии 2016 года.

Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России обладают мощными ресурсами прогнозирования. Функционируют секторы космического мониторинга, моделирования и поддержки принятия решения, обеспечивается координация всех органов управления и сил РСЧС. Организовано взаимодействие и информационный обмен между федеральными структурами, органами власти регионов и местного самоуправления.

МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непрерывно совершенствует свою деятельность по развитию и оптимизации систем управления, сил и средств, предназначенных для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Созданы современные ЦУКСы в Московской и Мурманской областях, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Татарстане и Ингушетии.

Повышается значимость деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям регионов. Это управленческие структуры, обеспечивающие регулирование, взаимодействие и обеспечение энергичной работы при катаклизмах. В городе Санкт-Петербурге, Алтайском крае и в других субъектах их лично возглавляют высшие руководители региона.

Следующим шагом в этой работе мы видим консолидацию финансового, материально-технического и кадрового потенциалов, которая обеспечит дальнейшее развитие взаимодействия между МЧС России и регионами страны в новых экономических условиях.

Немаловажным аспектом является укрепление взаимодействия в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций трансграничного характера, и в этом направлении проводится большая системная работа.

В перспективе будем активно модернизировать НЦУКС и задействовать его возможности для обеспечения решений социальных, экономических и других проблем в регионах страны. Внедрять новые информационные и телекоммуникационные продукты, отечественные технологии в сферу управления. Это придаст мощный импульс в реализации современных идей и подходов МЧС России.

В-пятых, совершенствование международной кооперации системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Прошлые годы были также отмечены переходом на новый уровень международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В 2015 году МЧС России возглавило межведомственную делегацию от российской стороны в третьей Всемирной конференции ООН (г. Сендай, Япония). Результатом совместной работы послужило принятие Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий.

Для дальнейшей реализации основных направлений принятой программы в октябре 2015 года в Москве проведен Международный конгресс управления рисками катастроф и стихийных бедствий.

Выработанные в ходе его работы приоритетные направления задают вектор нашего развития. Это позволит России подтвердить свой статус государства-лидера в области уменьшения опасности бедствий и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на современные экономические условия и сложную геополитической обстановке Россия сохраняет тренд в гуманитарном чрезвычайном реагировании и продолжает последовательно продвигать инициативу по развитию сетей антикризисного управления. Они будут служить основой для создания международного механизма преодоления чрезвычайных ситуаций и оказания помощи людям в районах бедствий.

Планируем и в дальнейшем продвигать интересы России и внедрять современные подходы в сфере международного сотрудничества. По-прежнему основополагающим принципом остается – МЧС России приходит на помощь пострадавшим в любой точке земного шара.

В-шестых, развитие пожарно-спасательных гарнизонов, деятельность которых впервые регламентирована федеральным законодательством.

МЧС России ведет непрерывную работу по совершенствованию и развитию всех видов пожарно-спасательных подразделений. В этом году будут переоснащаться и создаваться новые подразделения на Дальнем Востоке, в Сибири, в Заполярье, в Калининграде, на вооружении которых стоят высокотехнологичные средства спасения, современное оборудование и экипировка.

Хочу отметить, что 2016 год в системе МЧС России и в целом в РСЧС объявлен Годом пожарной охраны, совместно с регионами спланированы новые масштабные шаги по развитию пожарной охраны.

В целях развития сил противопожарной службы и реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации необходимо:

Создать специализированные пожарно-спасательные части, способные выполнять задачи по тушению крупных пожаров и проведению различного вида аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации.

Завершить работу по развитию группировки сил и средств МЧС России на территории Крымского полуострова.

Прикрыть особо важные для национальной безопасности страны объекты экономики, в том числе, объекты атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической отрасли.

Сформировать аэромобильную группировку для реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиационных технологий.

Укрепить реагирующие подразделения МЧС России, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Обеспечить деятельность центров беспилотной авиации и оснастить их современными беспилотными летательными аппаратами.

Развить подразделения федеральной противопожарной службы для прикрытия объектов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, кубка конфедерации FIFA 2017 года, а также XXIX (29) Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Кроме этого, до конца года будет создан Корпус сил добровольной пожарной охраны. Каждый населенный пункт, независимо от его величины, количества жителей, удаленности от районного центра будет прикрыт подразделением пожарной охраны.

Следует отметить, что комплексный системный подход по развитию всех видов пожарной охраны позволит повысить эффективность системы реагирования на чрезвычайные ситуации, пожары и другие бедствия. Благодаря чему будет гарантировано обеспечена помощь и поддержка каждому человеку, оказавшемуся в беде или в трудной жизненной ситуации.

В-седьмых, развитие системы гражданской обороны и защиты населения.

В связи с появлением новых видов угроз и опасностей сформирована современная система гражданской обороны, продолжается работа по развитию её сил и средств, в том числе нештатных и специальных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Внедряется комплексная защита населения, направленная на реализацию принципа «защита обеспечена дома», которая предусматривает всестороннее обеспечение безопасности людей в местах проживания и на работе.

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 июля 2015 г. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, организована переработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации с учетом современных требований.

Меры по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны рассмотрены и одобрены на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 сентября 2015 года.

Подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке проект основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года, в котором определены основные направления развития с учетом нового облика гражданской обороны.

В соответствие с современными вызовами приведены подходы к предоставлению населению средств коллективной и индивидуальной защиты, сокращены в разы требования к объемам ресурсов гражданской обороны, накапливаемых в запасах, а также эвакуации населения.

Это позволяет регионам экономить сотни миллионов рублей ежегодно и внедрять новый формат гражданской обороны.

Продолжается работа по нормативному техническому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения. В ближайшее время будет выпущен Технический регламент Евразийского экономического союза по безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны. Его принятие защитит отечественного производителя.

Все это должно привести к сокращению расходов бюджетов всех уровней, повышению эффективности выполнения мероприятий по гражданской обороне, и в целом, укрепит оборонный потенциал страны и социальную защищенность населения.

В-восьмых, совершенствование системы подготовки населения.

От уровня подготовки и культуры безопасности жизнедеятельности граждан напрямую зависит обеспечение защиты населения и территории страны.

В последние годы сформирована Единая система подготовки и обучения населения. В нее входят ВУЗы МЧС России, учебные центры федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методические центры по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, курсы гражданской обороны муниципальных образований, учебно-консультационные пункты и иные образовательные организации.

В 2015 году подготовку прошли более 256 тыс. руководителей всех уровней, около 67 млн. работников организаций и неработающего населения, свыше 9 млн. учащихся.

Совершенствуются существующие и внедряются новые эффективные, формы, методы и технологии подготовки населения с учетом новых видов угроз, в том числе с использованием IT-технологий.

Особое внимание уделяется обучению подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности. На различных уровнях проведено более 24,7 тысяч


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал