Сборник материалов в помощь образовательным учреждениям как защитить детей от интернет-угроз



страница1/3
Дата13.02.2017
Размер0.74 Mb.
Просмотров492
Скачиваний0
ТипСборник
  1   2   3

Министерство образования Пензенской области

ППМС центр Пензенской области
Сборник материалов

в помощь образовательным учреждениям

c:\documents and settings\2\рабочий стол\картинки\0a07e2ef84afccb98636c465937e138f.jpeg

КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ

ОТ ИНТЕРНЕТ-УГРОЗ

г. Пенза 2013 г.

Содержание

Введение
Обеспечение информационной безопасности детей
Примерное содержание программы «Медиабезопасность детей и подростков»
Материалы для подготовки занятий по медиабезопасности

  • Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками.

  • Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в интернете.

  • Как избежать кибербуллинга.

  • Как научит ребенка быть осторожным в сети и не стать жертвой интернет- мошенников.

  • Как научить ребенка не загружать ребенка на компьютер вредоносные программы.

  • Как защититься от онлайн-педофилов (советы родителям).

  • Как защититься от СПАМа.

  • Как защититься от хамства и оскорбления.

  • Что нужно знать педагогам и родителям об интернет-зависимости.

  • Как распознать интернет и игровую зависимость.

  • Психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости.

  • Профилактика интернет-зависимости.

  • Зависимость интернета - симптомы семьи.

  • Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал интернет зависимым.

  • Диагностический тест на интенет-зависимое поведение К. Янг.

  • Дополнительные вопросы для диагностики интернет-зависимости.

  • Рекомендации по избавлению от интернет-зависимости.

  • Правила безопасного поведения в интернете (для детей).

  • Советы родителям по медиабезопасности детей раннего возраста.

  • Советы родителям по медиабезопасности детей в возрасте 7-8 лет.

  • Советы родителям по медиабезопасности детей в возрасте 9-12 лет.

  • Советы родителям по медиабезопасности детей в возрасте 13-17 лет.

  • Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей в интернете.

  • Методические рекомендации по провединию дня медиабезопасности.

  • Возможные вопросы для организации обсуждения по теме «Медиабезопасность детей».

  • Викторина по медиатематике.

  • Куда обратиться родителям за помощью в вопросах безопасного интернета для детей.

  • Полезные ссылки.

 


Введениеc:\documents and settings\2\рабочий стол\картинки\15905.p.jpg
За два последних десятилетия интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет-технологий. Сегодня формирование личности подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит на стыке виртуального мира и реальности. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков. И как любое глобальное явление, существенно влияющее на развитие человеческого общества, интернет имеет свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести следующее:

  • оперативность получения любой информации – пользователю интернет нет необходимости идти в библиотеки, искать необходимый материал, достаточно только открыть любую поисковую систему и задать в строке поиска условие и из предложенных вариантов выбрать то, что необходимо;

  • информативность – на любую предложенную тему можно найти несколько точек зрения, сравнить их, получить полную информацию;

  • технологичность - использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

  • творчество – пользователь может использовать в своей работе готовые наработки, предлагаемые для свободного доступа в сети интернет, а может на основе предложенной информации представить что-то свое, непохожее на то, что было предложено, таким образом самовыразиться;

  • общение на расстоянии (социальные сервисы и форумы, электронная почта) – возможность общения, обмена опытом, знаниями;

  • формирование информационной компетентности, включая умение работать с информацией (находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать);

  • возможность постоянного самообразования, самореализации;

  • расширение территориальных границ.

И все же есть и очевидные минусы:



  • при поиске информации пользователь встречает много не нужной, беспорядочной, сопутствующей информации, формирующей недостоверные понятия об объектах, явлениях, процессах. При этом тратиться время на просмотр открывающихся ссылок, проверку содержимого сайтов, отсеивание ненужного «мусора».

  • отсутствие очного общения – очень часто в интернет можно найти целые блоки обучающих программ, которые предполагают самостоятельное изучение и рассмотрение предложенной темы, но все-таки общение с преподавателем, который может объяснить непонятный материал, не заменишь никакой машиной;

  • ухудшение здоровья пользователя: потеря зрения (компьютерный зрительный синдром), гиподинамия, искривление осанки, психические и интеллектуальные нарушения развития, подростковая агрессия.

Подростки в интернете сталкиваются с теми же рисками, что встречаются им в реальной жизни в обществе. Но в реальной жизни угрозы достаточно локализованы – они могут исходить от родственников, сверстников, знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно – без географической или какой-то другой привязки: вредная информация, асоциальные сайты, религиозные секты, тайные общества, экстремистские сайты, реклама насилия, нецензурная лексика, порнографические сайты, психологическое давление, маньяки, мошенники.

Отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них – нарушение прав человека, проблема изоляции и утраты «Я», проблема в формировании идентичности, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

К запрещенной для распространения среди детей относится следующая информация:



  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

  • оправдывающая противоправное поведение;

  • содержащая нецензурную брань;

  • содержащая информацию порнографического характера.


Обеспечение информационной безопасности детей

c:\documents and settings\2\рабочий стол\картинки\www.jpg

В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности дети не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Под определение проблематичного или «опасного» контента подпадают разнообразные материалы (тексты, картинки, аудио, видеофильмы, музыка, изображения, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

«Опасный» контент является причиной следующих проблем:


  • дети невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне «безобидных» сессий в интернете;

  • юные пользователи часто вполне компетентны для того, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту;

  • произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на детской психике, поведении.

Распространенность таких угроз в Сети достаточно высока.

   Для обеспечения информационной безопасности школьников необходимо обучение их правилам отбора информации, формированию умений ей пользоваться. Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Для этого в образовательных учреждениях целесообразно проводить с детьми уроки по медиабезопасности.



Целью таких уроков должно стать – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.  

В процессе уроков будут решаться задачи:



  • информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

  • информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

  • ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с   нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

  • обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

  • профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

  • предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.  

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;  

  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

  • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и  репутации;

  • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

  • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

  • применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Во время проведения уроков медиабезопасности следует ознакомить обучающихся: 

  • с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;

  • с информацией о необходимости критического отношения к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, признаках отличия достоверных сведений от недостоверных, способах нейтрализации вредной и опасной для детей информации, распознавания признаков злоупотребления 
    доверчивостью;

  • с правилами общения в социальных сетях (сетевой этикет);

  • ознакомить обучающихся с адресами помощи в случае интернет-угрозы, номером всероссийского детского телефона доверия, контактной информацией об аппарате Уполномоченного по правам ребенка.

Освоение медиабезопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому желательно привлечь родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций.

Предлагаем один из вариантов программы по медиаобразованию детей и подростков.


Примерное содержание ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы

«Медиабезопасность детей и подростков»

Пояснительная записка

Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ). Медиабезопасность ребенка – это задача, прежде всего школьного воспитания.

Программа разработана с учетом требований законов РФ: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа может быть использована при организации учебных занятий с обучающимися.



Цель программы: освоение детьми базовых принципов компьютерной безопасности и защиты от возможных компьютерных угроз.

В процессе освоения программы решаются следующие задачи:



  • ознакомление обучающихся с нормативно-правовыми документами по вопросам защиты от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

  • формирование у обучающихся системы знаний в области безопасного использования сети Интернет, СМИ, различных видов телекоммуникаций;

  • изучение технологий и средств защиты информации; 

  • формирование навыков профилактики зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.

Результатами освоения программы являются:

  • осознание обучающимися значимости проблемы медиабезопасности ;

  • сформированные компетентности в области правовых аспектов медиабезопасности детей и подростков;

  • знание способов защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Формы организации занятий: лекции, практические занятия, семинары, круглые столы, деловые игры, дискуссии, консультации и др.
Учебно-тематический план

темы

Название

Количество часов

Раздел 1. Сохранение физического и психического здоровья детей при работе с компьютером

6

1.1

Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК в общеобразовательных учреждениях

2

1.2

Гигиенические требования к организации занятий с использованием ИКТ

2

1.3

Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей

2

Раздел 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

4

2.1

Этика и право при создании и использовании информации

2

2.2

Основные законы Российской Федерации в области компьютерного права

2

Раздел 3. Защита детей и подростков от негативного влияния современных телекоммуникаций

12

3.1

Опасность, подстерегающая в сети Интернет

2

3.2

Организация безопасного поиска информации в сети Интернет

4

3.3

Безопасное общение детей в Интернете: социальные сети, чаты, электронная почта

4

3.4

Профилактика Интернет-зависимости

2

Раздел 4. Технологии и средства защиты информации от несанкционированного доступа

12

4.1

Способы защиты информации

2

4.2

Меры безопасности при работе с электронной почтой

4

4.3

Основы безопасности при общении в социальных сетях

4

4.4

Основы безопасности мобильной (сотовой) связи

2

Раздел 5. Компьютерные вирусы и средства защиты

4

5.1

Виды компьютерных вирусов

2

5.2

Антивирусные программы и файрволы

2

ИТОГО

36


Содержание программы

Раздел 1. Сохранение физического и психического здоровья детей при работе с компьютером
Тема 1.1 Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК в общеобразовательных учреждениях

Здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации работы школьника на компьютере. Профилактика нарушений здоровья детей в современной информационной среде.


Тема 1.2 Гигиенические требования к организации занятий с использованием ИКТ

Гигиенические требования к организации занятий с использованием новых информационно-компьютерных технологий.


Тема 1.3 Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей

Воздействие компьютера на психическое здоровье детей. Уход от реальности. Признаки, характерные для игромании, как разновидности зависимого поведения. Стресс при работе с компьютером. Способы его профилактики и коррекции.


Раздел 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации
Тема 2.1 Этика и право при создании и использовании информации

Сетевой этикет. Информационная безопасность. Угрозы информационной безопасности. Уровни информационной безопасности. Направления защиты компьютерной информации.


Тема 2.2 Основные законы Российской Федерации в области компьютерного права

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ –1 с последующим изменением и дополнением)

Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» (от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ).

Федеральный закон «О связи» (от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ с последующим изменением и дополнением).

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).
Раздел 3. Защита детей и подростков от негативного влияния современных телекоммуникаций
Тема 3.1 Опасность, подстерегающая в сети Интернет

Риск получения ребенком доступа к информации, причиняющей вред эмоциональному и психическому здоровью детей и подростков. Основные угрозы безопасности детей в Интернете: заражение вредоносным ПО, неконтролируемые покупки, киберхулиганы, злоупотребление общим доступом к файлам, неприличный контент, вторжение в частную жизнь. Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере.


Тема 3.2 Организация безопасного поиска информации в сети Интернет

Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ. Формирование запросов в поисковых системах.


Тема 3.3 Безопасное общение детей в Интернете: социальные сети, чаты, электронная почта

Противостояние угрозам из Интернета. Инструкции по безопасному общению в чатах, социальных сетях, электронной почте. Интернет-этика поведения в Интернете. Безопасное общение при использовании мобильной (сотовой) связи.


Тема 3.4 Профилактика Интернет-зависимости

Профилактика Интернет-зависимости. Преодоление Интернет-зависимости у детей и подростков.


Раздел 4. Технологии и средства защиты информации от несанкционированного доступа
Тема 4.1 Способы защиты информации

Цели совершения преступления. Основные понятия в области защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. Уровни защиты информации. Меры по защите информации. Планирование мер по защите информации на создаваемые электронные ресурсы.


Тема 4.2 Меры безопасности при работе с электронной почтой

Основные угрозы личной безопасности: кража индентификационных сведений, мистификация, нежелательная почта (спам). Доступ к файловой системе (папкам). Утечка информации через электронную почту. Меры безопасности при работе с электронной почтой.


Тема 4.3. Основы безопасности при общении в социальных сетях

Основные угрозы: кража персональных сведений, фишинг, доступ к информации, хранящееся на компьютере, использование информации, опубликованной на личной страничке в корыстных целях и др. Меры предосторожности при общении в социальных сетях.


Тема 4.4 Основы безопасности мобильной (сотовой) связи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал