Санкт-петербургский гуманитарный



Pdf просмотр
страница1/9
Дата12.02.2017
Размер0.87 Mb.
Просмотров1335
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
ТАНЕЦ

В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР И ТРАДИЦИЙ
Материалы VI Межвузовской
научно-практической конференции
26 февраля 2016 года
Рекомендовано к публикации редакционно-издательским советом СПбГУП
Санкт-Петербург
2016

ББК 85.32
Т18
Танец в диалоге культур и традиций : материалы VI Межвузовской научно-практической конференции, 26 февраля
2016 г. — СПб. : СПбГУП, 2016. — 100 с 978-5-7621-0857-7
ISBN 978-5-7621-0857-7
© СПбГУП, 2016
Т18
В сборнике опубликованы материалы VI Межвузовской научно-практиче- ской конференции Танец в диалоге культур и традиций, состоявшейся 26 февраля года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов и посвященной танцевальному фольклору. Авторы — известные специалисты в области этнохореологии — преподаватели высших учебных заведений России, Белоруссии и Польши. Этнохореоло- гия — новое для России научное направление, переживающее в настоящее время процесс становления и нуждающееся в формировании собственной научно-тео- ретической и методической основы. Разнообразная тематика материалов конференции отражает актуальные аспекты изучения этнического/фольклорного танца. Особое внимание уделено проблеме подготовки этнохореографов врос- сийских вузах. Предназначено хореографам, искусствоведам, культурологам, педагогам, студентам, магистрантами аспирантам профильных вузов и факультетов, атак- же всем интересующимся историей и теорией народной хореографии.
ББК 85.32
Научный редактор
Ю. А. Стадник, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, старший преподаватель кафедры хореографического искусства СПбГУП
Рецензенты:
Е. Э. Дробышева, профессор кафедры философии, истории и теории искусства Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург), доктор философских наук;
З. Д. Лянгольф, заведующая кафедрой хореографии
Санкт-Петербургского государственного института культуры, доцент, заслуженный работник культуры РФ

СОДЕРЖАНИЕ
Пленарное заседание ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ЭТНОХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ СТРАНЫ
А. С. Запесоцкий,
ректор СПбГУП, член-корреспондент Российской академии наук,
доктор культурологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,
заслуженный артист РФ
ОПЫТ ЭТНОХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПбГУП. . . . . . . . . . . . . . . . 8
В. В. Матвеев,
заведующий кафедрой хореографического искусства СПбГУП, доцент
ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХОРЕОГРАФОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Т. Б. Бадмаева,
профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры
Московского государственного института культуры, кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия,
член Международной организации по народному творчеству при ЮНЕСКО
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ЭТНОХОРЕОГРАФОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Н. Д. Мусина,
доцент кафедры народного танца Казанского государственного
института культуры, заслуженный работник культуры Республики Татарстан
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ — ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ РЕЧИ НАРОДА . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Т. В. Шастина,
доцент кафедры русского народного песенного искусства
Санкт-Петербургского государственного института культуры,
профессор Российской академии естествознания, кандидат педагогических наук,
заслуженный работник науки и образования РАЕ
ПЕСНЯ–РИТМ–ТАНЕЦ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ИСКУССТВА УСТНОЙ ТРАДИЦИИ СТУДЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА . . . . . . . . . . . . . Секция 1 НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА
Ю. М. Чурко,
профессор кафедры хореографии Белорусского государственного университета
культуры и искусств (Минск, доктор искусствоведения,
лауреат Государственной премии Республики Беларусь,
заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
ПРОБЛЕМЫ ТРАДИЦИОННОГО ФОЛЬКЛОРА И СОВРЕМЕННОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Танец в диалоге культур и традиций
Д. Н. Катышева,
профессор кафедры искусствоведения СПбГУП, доктор искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РФ
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ — ИСТОЧНИК МНОГООБРАЗИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
А. Б. Афанасьева,
доцент кафедры педагогики начального образования
и художественного развития ребенка Российского государственного
педагогического университета им. АИ. Герцена (Санкт-Петербург),
кандидат искусствоведения
НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК ФОРМА ДИАЛОГА КУЛЬТУР . . . . . . . . . . . . . . . . 31
В. А. Беляева-Сачук,
преподаватель кафедры этнологии и антропологии культуры
Щецинского университета (Польша, доктор этнологии
ПОЛЬСКИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
О. А. Печурина,
доцент кафедры общественных наук
Санкт-Петербургского государственного университета
промышленных технологий и дизайна, кандидат философских наук
СИМВОЛИКА ТКАЧЕСТВА В НАРОДНОМ ТАНЦЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
И. В. Коновальчик,
старший преподаватель кафедры хореографии
Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск,
магистр искусствоведения
ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖЕНСКОЙ ЛЕКСИКИ В БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ КОНЦА ХХ — НАЧАЛА ХХI ВЕКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Н. М. Шикер,
руководитель польского фольклорного ансамбля «Гаик» (Санкт-Петербург),
заслуженный деятель культуры Республики Польша
РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛЬСКОГО КРАКОВЯКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
С. А. Гродникова,
концертмейстер кафедры хореографии
Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск,
магистр искусствоведения
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО И ПЛАСТИЧЕСКОГО ТЕКСТОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ФОЛК-МОДЕРН ХОРЕОГРАФИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
С. В. Тарасова,
аспирантка кафедры хореографического искусства СПбГУП
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ И СОВРЕМЕННЫЙ БАЛЕТ СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ВЗАИМНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ На примере спектакля А. Ратманского Русские сезоны) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

5
Содержание
Секция 2 ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
О. Б. Буксикова,
заведующая кафедрой теории и методики хореографического искусства
Белгородского государственного института искусств и культуры,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры РФ,
член Всемирного совета танца ЮНЕСКО;
М. Н. Амелина,
аспирантка кафедры философии и истории науки
Белгородского государственного института искусств и культуры
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
С. В. Гутковская,
заведующая кафедрой хореографии
Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск,
кандидат филологических наук, доцент
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БАЗА ДАННЫХ АРХИВА ОБРАЗЦОВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Д. И. Умеров,
ведущий научный сотрудник Республиканского центра развития
традиционной культуры Республики Татарстан (Казань)
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА В ТАТАРСКОЙ ЭТНОХОРЕОЛОГИИ На примере фольклорных плясок татар-мишарей Саратовской области. . . . . . . . . . . . 48
Л. Л. Новик,
преподаватель кафедры хореографии
Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск,
магистр искусствоведения
ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
О. А. Федотовская,
доцент кафедры пения и музыкального образования
Вологодского государственного университета
ПЛЯСКА ПАРОЧКА ОПЫТ ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ По материалам фольклорных экспедиций Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного университета) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
А. М. Федотовская,
магистрант Вологодского государственного университета
ПЛЯСОВАЯ КУЛЬТУРА ПОДБОЛОТЬЯ По результатам фольклорных экспедиций в Бабушкинский район Вологодской области) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
С. Л. Чернышова,
доцент кафедры этнокультурологии Института народов Севера
Российского государственного педагогического университета им. АИ. Герцена
(Санкт-Петербург), кандидат культурологии;
Танец в диалоге культур и традиций
Е. Е. Беглова,
воспитатель-методист детского сада № 61 Калининского района
Санкт-Петербурга;
Я. И. Дедык,
магистрант Института народов Севера Российского государственного
педагогического университета им. АИ. Герцена (Санкт-Петербург)
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭВЕНОВ КАМЧАТКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ К вопросу реализации экспедиционного проекта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Е. А. Пархомова,
ведущий хранитель фондов Фольклорно-этнографического центра
им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории
им. НА. Римского-Корсакова
МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МОЛОДЕЖНЫХ СОБРАНИЙ В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ К проблеме жанровой атрибуции) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Ю. А. Стадник,
заместитель заведующего кафедрой по учебной работе,
старший преподаватель кафедры хореографического искусства СПбГУП
СОБИРАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА. XXI ВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Секция 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ РОССИИ
О. А. Прохоренко,
доцент кафедры хореографического искусства СПбГУП,
кандидат искусствоведения
ЛЕЗГИНКА. ИСТОКИ И СИМВОЛЫ ТАНЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Н. Э. Мартынова,
старший преподаватель кафедры этнокультурного образования
Челябинской государственной академии культуры и искусств
КАДРИЛЬ И ЕЕ СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
В. А. Цвингер,
педагог дополнительного образования Дома детского творчества Олимп
Выборгского района Санкт-Петербурга
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СВАДЕБНЫХ ТАНЦЕВ ОСЕТИН. . . . . . . . . . . . . . . 73
В. В. Студитских,
доцент кафедры психологии развития и возрастной психологии
Удмуртского государственного университета (Ижевск,
кандидат психологических наук
УДМУРТСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

7
Содержание
С. Л. Чернышова,
доцент кафедры этнокультурологии Института народов Севера
Российского государственного педагогического университета им. АИ. Герцена
(Санкт-Петербург), кандидат культурологии
ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ СЕВЕРНЫХ ЭТНОСОВ Проблемы сохранения и развития) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Р. А. Садыкова,
студентка IV курса факультета искусств СПбГУП
ЖЕНСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА РУКУ БАШКИР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Р. А. Султангареева,
главный научный сотрудник Института истории, языка и литературы
Уфимского научного центра РАН, доктор филологических наук,
заслуженный работник культуры Башкирской АССР
БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ — ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Л. Я. Николаева,
доцент кафедры хореографии Омского государственного университета
им. Ф. М. Достоевского
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ На примере Омской области) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Н. Н. Везнер,
руководитель образовательно-информационного центра
Международного союза немецкой культуры (Москва,
кандидат исторических наук
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Пленарное заседание ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ
ЭТНОХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ СТРАНЫ
А. С. Запесоцкий,
ректор СПбГУП, член-корреспондент Российской академии наук,
доктор культурологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,
заслуженный артист РФ
ОПЫТ ЭТНОХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПбГУП
Уважаемые коллеги, сегодня в стенах нашего Университета в рамках Межвузовской научно-практической конференции Танец в диалоге культур и традиций проходит встреча специалистов в области этно хореографии. Кафедрой хореографического искусства СПбГУП ранее уже был успешно проведен ряд международных и межвузовских научно-практических мероприятий по разным направлениям хореографии, но по танцевальному фольклору конференция проходит впервые. Сегодня в работе конференции принимают участие авторитетные ученые и практики из Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Польша. Известно, что фольклор — общечеловеческое явление. Он всегда являлся основой, генетическими корнями национальных культур, органически соединяя традиционную и естественную идентичность. Танцевальный фольклор — источник развития различных направлений хореографического искусства. В настоящее время в условиях распространения глобальной массовой культуры танцевальное искусство, как никогда, испытывает потребность в животворном источнике народного танца, стремясь к обогащению смысловых, жанровых и лексических ресурсов профессиональной хореографии. Проблематика конференции обширна. В докладах участников поднимаются вопросы, касающиеся профессиональной компетенции специалистов по этнической хореографии, проблем подготовки этнохореогра- фов в вузах страны, исследования современного состояния танцевального фольклора разных народов, теоретических и практических аспектов методик описания образцов танцевального фольклора. Уважаемые коллеги собрались здесь сегодня, чтобы высказать свои мнения по насущным проблемам развития этнохореографии в России
АС. Запесоцкий ив мире. Убежден, что научно-методический уровень и авторитет кафедры хореографического искусства СПбГУП достаточны для конструктивной постановки и решения вышеназванных вопросов, а практические мастер-классы позволят воплотить самые смелые творческие идеи и замыслы в действительность. Сегодня потребность в специалистах по танцевальному фольклору, способных работать в разных отраслях искусства, культуры и образования, остается неудовлетворенной. Отчасти эта проблема решается на кафедре хореографического искусства нашего Университета. Здесь этно хореографический компонент подготовки специалистов осуществляется поэтапно. Более десятилетия (с 2002 г) проектировалась и апробировалась последовательность обучения студентов различным методам работы с танцевальным фольклором. В результате многолетней работы на кафедре сформировался блок учебных дисциплин, направленных на подготовку специалистов и бакалавров, владеющих этнохореографи- ческими профессиональными навыками. Благодаря теоретической и практической деятельности кафедра хореографического искусства СПбГУП известна в России как одна из ведущих в деле освоения танцевального фольклора. Необходимо сказать и о сотрудничестве нашей кафедры с Вологодским научно-методическим центром культуры, который систематически проводит полевые исследования, организуя фольклорно-этно- графические экспедиции. На основе соглашения о партнерстве и сотрудничестве с 2012 года студентами кафедры хореографического искусства СПбГУП под руководством преподавателей осуществляется кропотливая работа по расшифровке и описанию образцов народной хореографии Вологодской области. Результаты этого труда наших студентов используются для методической помощи творческим коллективам Вологодской области. Университет надеется на подобное сотрудничество с научно-методическими центрами культуры ив других регионах России. Наш Университет, безусловно, будет и далее продолжать совершенствовать методы профессиональной подготовки студентов-хореографов в области этнохореографии. Вместе с уважаемыми коллегами, тесно сопрягая практику с наукой, мы можем добиваться дальнейших успехов в этой области. Желаю участникам конференции плодотворной работы.
Пленарное заседание. Проблемы и перспективы подготовки этнохореографов в вузах
В. В. Матвеев,
заведующий кафедрой хореографического искусства СПбГУП,
доцент
ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХОРЕОГРАФОВ
Фольклорный танец, наряду с классическими народно-сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Достаточно много статей, книг написано о сути фольклорного искусства. Значительно важнее практическое отношение. Человек танцует на праздниках игу- ляньях, встречаясь с друзьями, танцуют люди разных профессий, различных возрастов и национальностей, посвящая этому свое свободное время. Любовь к танцу привела к возникновению и активному развитию любительских и профессиональных коллективов танца. Исполнение танца можно смотреть много рази каждый раз открывать новое и незнакомое. Это потому, что танец — живое искусство, рожденное во имя красоты и поэзии, они сам — пластическая поэзия художественно преобразованной жизни человека и природы [1, с. 45]. Причиной раннего рождения танца является его ритмическая основа. Способность к ритму — одно из важнейших свойств природы человека. По сути своей фольклор — первооснова всех остальных направлений хореографического искусства. Но даже фольклор, основой которого является народное творчество, нуждается в профессиональном взгляде, профессиональном воздействии, профессиональном чутком обращении с ним. Кафедра хореографического искусства Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов ставит своей целью подготовку педагогов, учителей танца в различных направлениях хореографического искусства. Система подготовки включает изучение и овладение подавляющим большинством танцевальных направлений, видов, тенденций хореографического искусства. Кафедра с момента своего возникновения уделяла особое внимание фольклору. Это сложное направление и довольно необычный предмет, имеющий свои отличительные особенности, свою культуру и понимание. Фольклорный танец — это не только реализация способности человека к движению, но и составляющая глубокого внутреннего мира человека, общностей, национальных сообществ, характера, национальных черт, творческой способности к движению, его реализации. Выпускники кафедры сегодня работают по всему миру ив различных направлениях и областях хореографического искусства, но благо-
В. В. Матвеев даря всеобщей и разносторонней подготовке с пониманием относятся к святая святых — основе любого танцевального направления — фольклору. Ряд выпускников с честью играют роль этнографически грамотных интерпретаторов фольклора, работая в народно-сценическом танце. Многие годы художественным руководителем Государственного хореографического ансамбля танца «Хорошки» является выпускница кафедры хореографического искусства СПбГУП народная артистка Республики Беларусь Валентина Гаевая. Этот коллектив вот уже многие годы свято оберегает народные хореографические традиции, постоянно обновляя репертуар, учитывая особенности фольклорных танцевальных первоисточников. Благодаря этнографической грамотности нашей выпускницы ее творчество становится предметом научных исследований
1
Нам это особенно приятно. Свою работу на изучении танцевального искусства, в том числе фольклорного, народного, строят известные на всю страну выпускники кафедры заслуженный работник культуры, лауреат премии Правительства РФ Душа России, балетмейстер и руководитель заслуженного коллектива народного творчества России — ансамбля танца «Россияноч- ка А. Л. Носихин; заслуженный работник культуры, руководитель образцового ансамбля народного танца Карусель В. М. Бандуля. Ярким примером является работа выпускницы Университета, а ныне педаго- га-репетитора Государственного академического театра танца Гжель Галины Рогацкой. В ее профессиональной деятельности очень грамотно и последовательно подчеркивается система сохранения фольклорных традиций в современной хореографии. Фольклор, как любой вид искусства, — не застывшая субстанция. Это живое народное творчество, которое требует постоянного изучения. С активным включением в учебный процесс (с 2002 г) старшего преподавателя кафедры хореографического искусства Санкт-Петер- бургского Гуманитарного университета профсоюзов Юлии Александровны Стадник дело развития и изучения вдвойне активизировалось. Юлия Александровна не только сама участвует в изыскательской работе, выезжая в фольклорно-этнографические экспедиции с целью поиска и фиксации образцов танцевального фольклора, но и обучает студентов кафедры расшифровке собранных материалов, методике преподавания, интерактивной и сценической реконструкции русского фольклорного танца.
Кафедра и далее планирует продолжать работу по изучению фольклорного богатства нашей Родины, развивать организационную деятельность
1
Например, статья Л. Л. Новик в настоящем сборнике.
Пленарное заседание. Проблемы и перспективы подготовки этнохореографов в вузах как по форме, таки по содержанию. Надеемся, что нам хватит сил и возможностей осуществить свою фольклорную экспедицию, после которой, как правило, возникают новые интересные танцевальные композиции, сюиты. Большим разделом работы может стать разработка костюмиро- вания номеров с учетом полученных входе экспедиции фольклорно- этнографических материалов. Но более всего хочется верить, что выпускники кафедр хореографии вузов России все с большим пиететом будут относиться к нашему национальному богатству.
Литература
1. Уральская В. И. Природа танца / В. И. Уральская. — М. : Сов. Россия, 1981. — 110 с.
Т. Б. Бадмаева,
профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры
Московского государственного института культуры, кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия,
член Международной организации по народному творчеству при ЮНЕСКО
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ЭТНОХОРЕОГРАФОВ
Положительным моментом в сегодняшней ситуации кризиса представляется тот факт, что создатели Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования наконец-то пришли к долгожданному выводу о необходимости включения в перечень профессиональных компетенций, которыми должны овладеть выпускники, принципиально нового пункта. Так, впервые в пункте
ПК-24 записано следующее читать, записывать и воспроизводить хореографические отрывки, которые были записаны и закодированы в какой-либо форме с использованием широкого спектра видов нотаций и ресурсов Этот факт означает, что произошел значительный прорыв в развитии теоретического направления в области этнической хореографии, который может вывести нашу науку на качественно новый уровень и приблизить изучение фольклорной хореографии к уровню точных наук. На сегодняшний день можно констатировать, что, к сожалению, мы в очередной раз отстали от западной науки почти налет, считая со дня выхода первой книги по кинетографии Рудольфа Лабана в 1926 году и создания Института Лабана в Германии. Его изыскания были подхвачены преданными учениками, которые развили и усовершенствовали его систему.
Т. Б. Бадмаева
Сейчас из их числа сформировались два направления — европейское и американское. Система Лабана причисляется к самым популярным. Вышло большое количество книг на разных языках. У нашей страны была возможность перейти от словесных систем записи танцев, предложенных еще в х годах В. М. Верховинцем [2], в х — ЕМ. Марголис [4] и другими, на более совершенную графическую систему записи движений, после выхода в свет в 1940 году книги С. С. Лисициан Запись движения (кинетография)» [3]. Кинето- графия уже проходила апробацию в Московском и Ереванском хореографических училищах, где получила высокую оценку. Но начавшаяся вскоре война помешала развитию событий. А после нее у государства было огромное количество проблем другого уровня. В 1956 году в Англии супруги Джоан и Рудольф Бенеш создали свою систему записи и открыли Институт Бенеш. Эта система была графической, записывалась на нотном стане, как и у Лабана, но отличалась минимализмом, так как все знаки были очень лаконичными и их могли прочитать только люди, знающие основы классического танца. Таким образом, в настоящее время в мире считаются наиболее популярными три системы Лабана, Бенеш и Лисициан. Распространением знаний по первым двум системам специалисты занимаются очень активно, продвигая их в разных странах, в том числе ив России. В Московской государственной академии хореографии изучают только первые две. При этом нужно заметить, что практически во всех книгах по записи движений, которые выходят на европейских языках, неизменно приводятся соответствующие ссылки на работу С. С. Лисициан. Вторая волна интереса к научному труду С. С. Лисициан была инициирована старшим научным сотрудником Института этнографии АН СССР Марией Яковлевной Жорницкой, которая в х годах отправила своих аспиранток Лидию Исламовну Нагаеву из Башкирии и Тамару Борисовну Бадмаеву из Калмыкии в Ереван к самой Србуи Степановне для изучения системы кинетографии. Впоследствии ими были опубликованы результаты полевых исследований хореографического фольклора народов этих республик. Причем последняя книга ЛИ. На- гаевой (1981) [5] на одну треть состояла из кинетограмм по С. С. Лиси- циан. Первыми аспирантками С. С. Лисициан были Женя Камсаровна
Хачатрян и Эмма Хачатуровна Петросян. Они не только обучали новобранцев, разъясняя теоретические основы системы, но и редактировали их кинетограммы, передавали педагогические приемы обучения этой танцевальной письменности. Ж. К. Хачатрян вместе с М. Я. Жор- ницкой выезжала на Крайний Север Дальнего Востока, где помогала
Пленарное заседание. Проблемы и перспективы подготовки этнохореографов в вузах фиксировать танцевальную пластику представителей малочисленных народов Севера. Но тогда мы не могли предположить, что система найдет практический выход в наш компьютерный XXI век. В своей книге С. С. Лисици- ан скромно писала, что условные обозначения в ее системе очень просты фон-основа ее записи — неблагородные пять линий нотного стана, как у Лабана и Бенеш, а примитивная школьная тетрадка в клетку
0,5×0,5 см. Кинетография дает множественность плоскостей и объем движений. Черточки размером одной из сторон клетки и круг размером в клетку прекрасно ложатся в простейшую двоичную компьютерную систему — 0–1. Что это Гениальное предвидение или случайность В этом нужно разбираться. По крайней мере, после нашей совместной с информатиком А. Ю. Алексеевым статьи «Компьютинг танца vs ней- рокомпьютинг танца [1] меня стали активно приглашать на математические конференции.
В завершение доклада хотелось бы отметить, что впервые в истории хореографического образования графическая система кинетографии была включена в учебный план магистратуры Московского государственного института культуры.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал