Самостоятельная работа студентов (срс)




Дата24.04.2017
Размер0.6 Mb.
Просмотров135
Скачиваний0

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Энергетический факультет
Кафедра прикладной информатики и математики
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для студентов заочной (ускоренной) формы обучения по дисциплине «Экономическая информатика»
для направления подготовки
38.03.01 (080100.62) – Экономика профили: Налоги и налогообложение
Бухгалтерский учет анализ и аудит
Экономика предприятий и организаций
Финансы и кредит
Экономика предприятий и организаций (горной промышленности и геологоразведки)
Общая трудоемкость дисциплины 180 часов, 5 зачетных единиц
Виды занятий
Распределение по семестрам в часах
Всего часов
1 семестр
2 семестр
1 2
3 4
Общая трудоемкость
72 108 180
Аудиторные занятия, в т.ч.:
8 10 18 лекционные (ЛК)
6 0
6 практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)
2 10 12 лабораторные (ЛР)
-
-
Самостоятельная работа студентов (СРС)
64 98 162
Форма промежуточного контроля в семестре экзамен экзамен
72
Форма текущего контроля в семестре контрольная работа №1 контрольная работа №2
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) нет нет

2
Краткое содержание курса
Перечень изучаемых тем и разделов дисциплины
Раздел 1. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
Тема 1.1. Экономическая информатика и информация.
Тема 1.2. Организация и представление данных в ЭВМ.
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
Тема 2.1. Современный персональный компьютер: состав и принципы функционирования.
Тема 2.2. Периферийные устройства современного ПК.
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
Тема 3.1. Структура программного обеспечения современного ПК. Файловая структура операционных систем
Тема 3.2.Технологии обработки текстовой информации
Тема 3.3. Электронные таблицы Microsoft Excel.
Тема 3.4.Технологии обработки графической информации
Тема 3.5. Средства создания электронных презентаций.
Раздел 4. Базы данных
Тема 4.1 Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных и банками знаний
Тема 4.2 Модели данных в информационных системах
Тема 4.3 СУБД Access. Объекты баз данных
Раздел 5. Основы сетевых технологий
Тема 5.1 Компьютерные сети
Тема 5.2 Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях

Форма текущего контроля
1 семестр
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А № 1
Контрольная работа включает в себя четыре задания. Два теоретических вопроса и два практических задания.
Допускается оформление работы только в печатном варианте.
Титульный лист оформляется в соответствии с «Требованиями к оформлению учебной текстовой документации».
Вариант выбирается по последней цифре в номере зачетной книжки.
В начале каждого задания указывается его номер, под которым оно записано в данном пособии, а не порядковый номер в работе! Затем записывается сам вопрос, план изложения ответа и развернутый ответ по всем пунктам плана.
Очередное задание должно начинаться с новой страницы.
Задания №1 и №2 – развернутый конспект по теории, в соответствии с
вариантом.

3
Задания №3, №4 – практические, могут прилагаться к контрольной работе на CD диске или демонстрируются при защите работы.
В работе приводится описание технологической последовательности выполнения заданий №3 и №4.
При защите контрольной работы студенту необходимо ответить на вопросы по оформлению документа (разметка страницы; номер страницы; автосодержание; заголовки; сноски; колонки; таблицы и т.д.)
В конце контрольной работы приводится список использованной литературы и/или Интернет – источников. Источники должны быть актуальными, т.е. изданными не более 5-ти лет назад.
После проверки контрольной работы преподавателем, и устранения всех указанных недочетов по ней проводится собеседование и выставляется оценка.
ВНИМАНИЕ!
1.
Для допуска к сдаче экзамена необходимо защитить контрольную работу.
2.
Последний день приема контрольных работ – второй день сессии.
3.
Контактная информация: тел. кафедры ПИМ
41-73-12
E-mail: kafedra_pim@mail.ru (письмо с темой «для Яковлевой Л.Л.»)


4
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А № 1
З А Д А Н И Я П О В А Р И А Н Т А М

№ ВАРИАНТА
Теоретические вопросы
Практические задания
Вопрос № 1

Вопрос № 2

Практическое
задание № 3

Практическое
задание № 4
1
1 1 1 1
1 1
2
2 1 2 2
1 2
3
3 1 3 3
1 3
4
4 1 4 4
1 4
5
5 1 5 5
1 5
6
6 1 6 6
1 6
7
7 1 7 7
1 7
8
8 1 8 8
1 8
9
9 1 9 9
1 9
0
1 0 2 0 1 0 2 0
Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013
Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации


В О П Р О С Ы Д Л Я З А Д А Н И Й № 1 И № 2
и п р и м е р н о е с о д е р ж а н и е о т в е т а

1.
Информация и общественное развитие. Информатизация и компьютеризация общества. Информатика и кибернетика.
Что означает термин "информатика" и каково его происхождение.
Как происходило информационное развитие общества. Какие области знаний и административно- хозяйственной деятельности официально закреплены за понятием "информатика" с 1978 года.
Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика.
Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения.
Что подразумевается под понятием "информация" в бытовом, естественно-научном и техническом смыслах. Чем отличается информатизация от компьютеризации общества. Каковы информационные аспекты управления. Кибернетика как наука, история ее развития, основные задачи. Какую роль сыграл Н. Вирт в развитии кибернетики. Информатизация общества, информационное общество.
2.
Моделирование при помощи компьютера: основные понятия, уровни моделирования, виды, имитационное моделирование.
Понятие модели. Информационная модель объекта. Примеры информационных моделей объектов.
Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления. Уровни моделирования. Инструменты моделирования. Место моделирования в деятельности человека.

5
Постановка задачи. Разработка модели. Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования. Имитационное моделирование. Виды имитационного моделирования.
3.
Системы счисления
Что такое система счисления. Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной.
Примеры. Как порождаются целые числа в позиционных системах счисления. Понятия: алфавит, основании е, разряд, номер разряда. Какие системы счисления используют специалисты для общения с компьютером. Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной.
Почему в компьютерах используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления
Как перевести целое число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления.
Как перевести правильную десятичную дробь в любую другую позиционную систему счисления.
Как перевести число из двоичной (восьмеричной, шестнадцатеричной) системы в десятичную.
Как производятся арифметические операции в позиционных системах счисления. Примеры.
4.
Логические основы функционирования ЭВМ: основы алгебры логики. Основные понятия логики: высказывания (простые и сложные). Логические связки.
Логические функции и формы их представления. Построение таблиц истинности. Законы логики.
Доказательства тождественной истинности, ложности и эквивалентности функций.
Комбинационные логические схемы. Решение тестовых логических задач.
5.
Основные направления информатики.
Разработка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения. Теория информации.
Математическое моделирование. Методы искусственного интеллекта. Системный анализ.
Биоинформатика. Социальная информатика. Методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа. Телекоммуникационные системы и сети. Приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.
Технические, программные и алгоритмические средства – как части информатики..
6.
Свойства информации. Измерение информации.
Свойства информации: достоверность, полнота, ценность, своевременность понятность, доступность, краткость. Подходы к определению количества информации (технический и энтропийный). Формулы Хартли и Шеннона. Единицы измерения информации (минимальная, основная, производные). Примеры измерения количества информации в рамках энтропийного подхода.
7.
История развития вычислительной техники и классификация ЭВМ
Критерии классификации компьютеров. Классификация по поколениям.
Краткая историческая справка. Блез Паскаль, Чарльз Бэббидж, Герман Холлерит, Алан Тьюринг,
Конрад Цузе, Клод Шеннон, С.А. Лебедев, Говард Айкен, Джон фон Нейман, Норберт Винер- их роль в развитии компьютерной техники.
Микрокомпьютеры. Специальные компьютеры. Персональные компьютеры. Миникомпьютеры.
Суперминикомпьютеры. Мэйнфреймы. Суперкомпьютеры. Портативные компьютеры. Особенности современных компьютеров.
8.
Кодирование информации (текстовой, графической, звука).
Язык как способ представления информации. Необходимость кодирования. Кодирование чисел - системы счисления. Способы кодирования. Кодирование текстовой информации – таблицы кодов
ASCII. Примеры вычисления количества текстовой информации (расчет размера текстового файла).
Структура графического изображения. Понятия: пиксель, разрешение, битовая глубина. Расчет объема памяти для хранения картинки с указанным разрешением и глубиной цвета. Кодирование звука: уровни, амплитуда. Расчет объема звукового файла.
9.
Функционально-структурная характеристика ЭВМ (суть работы ЭВМ, состав ЭВМ, структурная схема, принципы работы ЭВМ (архитектура фон Неймана))

6 10.
Персональный компьютер (состав, назначение основных устройств, архитектурные принципы организации)
11.
Процессор (состав, назначение, характеристики)
12.
Память ЭВМ (виды, характеристики)
Внутренняя память (оперативная, постоянная, полупостоянная). Особенности каждого вида, характеристики. Внешняя память (виды носителей информации, их особенности, характеристики).
НЖМД, НГМД, CD, DVD, Zip, Flash – память.
13.
Устройства для долговременного хранения информации (виды, характеристики, особенности каждого вида)
Виды носителей информации, их особенности, характеристики. НЖМД, НГМД, CD, DVD, Zip,
Flash – память. Принципы чтения и записи информации на магнитные и оптические носители.
14.
Внутренняя память ПК.
Внутренняя память (оперативная, постоянная, полупостоянная). Особенности каждого вида, характеристики.
15.
Мониторы: назначение, виды, характеристики. Различия между мониторами различных видов.
16.
Дополнительные устройства подключаемые к ПК: принтеры, сканеры, графический планшет, плоттер, модем.
17.
Принтеры: виды, особенности каждого вида, принципы формирования печатного оттиска, характеристики(общие для всех и для отдельных видов)
18.
Сканеры: назначение, виды, особенности сканирования текстов и изображений.
19.
Портативные компьютеры: виды, особенности (программное обеспечение и аппаратные характеристики).
20.
Структура программного обеспечения.
Понятие программного обеспечения. Системное, прикладное, инструментальное. Категории программ относящихся к различным классам. Понятия: операционная система, утилита, драйвер, файловый менеджер. Назначение системных программ. Системы программирования, языки программирования, трансляторы языков. ПО общего и специального назначения. Назначение текстовых редакторов, электронных таблиц,
СУБД, графических редакторов, телекоммуникационных программ. Особенности подготовки пользователей специализированного прикладного программного обеспечения. Варианты распространения программ (freeware, shareware, trial). Понятие дистрибутива. Особенности бесплатно и условно-бесплатно распространяемого программного обеспечения. Лицензионные ключи. Алгоритм инсталляции и деинсталляции программ. Особенности установки интегрированных программных пакетов.

7
П Р А К Т И Ч Е С К И Е З А Д А Н И Я № 3 и № 4

1.
EXCEL
Создать (по образцу) таблицу для расчета затрат на приобретение канцтоваров.
Вместо знаков ??? должны быть формулы
Построить круговую диаграмму.
2.
EXCEL
Создать (по образцу) таблицу для расчета заработной платы.
В соответствующих ячейках должны быть формулы.
На втором листе сформировать ведомость на начисление детского пособия, учитывая количество детей и размер пособия на одного ребенка.



















3. EXCEL

8
Подготовить таблицу для продавца мороженым, по которой можно быстро определить стоимость нескольких порций. Вводить только стоимость одной порции каждого вида. (Используйте абсолютную адресацию)
4. EXCEL
Оформите таблицу, в которую внесена раскладка продуктов на одну порцию, чтобы можно было, введя общее число порций, получить необходимое количество продуктов.
Подготовьте отдельную ячейку, в которую будет вводится количество порций.
Введите формулу для расчета необходимого количества продуктов в зависимости от числа заказанных порций, примените абсолютные ссылки на ячейку, содержащую число заказанных порций при расчете требуемого количества продуктов.



9
5. EXCEL


Подготовьте бланк по образцу.

Введите стоимость подписки на один месяц.

Заполните формулами остальные ячейки.

Примените денежный формат числа для соответствующих ячеек.

Используйте абсолютную адресацию

Стоимость подписки

Кол-во месяцев

1
2
3
4
5
6
"
Аргументы и факты
"







"
Вечерняя Москва
"







"
Экран и сцена
"








6. EXCEL
Подготовьте таблицу для расчета суммы процентных выплат продавцам разных отделов некоторого магазина, по принципу: если выручка в отделе более 10 000 рублей, то продавцу причитается 2% от суммы, в противном случае 3%.
Предусмотреть подсчет итоговых сумм, максимальной и минимальной выручки.

7. EXCEL
Гражданин открыл счет в банке, вложив 10 000 руб. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Определить прирост вклада за первый месяц, за 2 первых, за 3 первых и т.д.. до 12 месяцев.
Значения получать путем копирования (распространения) формулы, введенной только в одну из ячеек.
8. EXCEL
Некая фирма закупила для своих подразделений мониторы и принтеры. Общие результаты покупки представлены в таблице. Используя команду «Промежуточные
итоги», определить:
1.
общую стоимость и общее количество всех мониторов; всех принтеров;
2.
средние значения цены мониторов и принтеров (отдельно);
3.
общее количество и общую стоимость каждой разновидности мониторов и принтеров.

10
9. EXCEL
Построить график функции y=sin(X), на отрезке от -2 до 2 с шагом 0,2.

10. EXCEL
Для каждого студента группы из 15 человек известны оценки, полученные на пяти экзаменах сессии. Сформировать столбец начисление стипендии исходя из среднего балла:=5 стипендия повышена на 50%, от 4 до 5 – на 25%, менее 3,5 баллов – стипендия не начисляется. Во всех остальных случаях начисляется базовая сумма.
11. WORD
Оформить фрагмент текста по образцу

11
12. WORD
Оформить фрагмент текста по образцу

13. WORD
Оформить фрагмент текста по образцу


12
14. WORD
Оформить фрагмент текста по образцу

15. WORD
Оформить фрагмент текста по образцу


16. WORD
Оформить фрагмент текста по образцу














13
17. WORD
Оформить фрагмент текста по образцу


18. WORD
1.
Создать шаблон электронной формы «Студент» в которой, можно набирать фамилию студента в текстовом поле, выбирать название института из списка и указывать при помощи элемента «флажок» пол студента.
2.
Установить защиту с паролем на шаблон формы.
3.
Продемонстрировать создание документов на основе этого шаблона

19. WORD
1.
Открыть многостраничный документ со сложной структурой (как минимум 3 главы, в каждой 4 параграфа, внутри разделение на пункты).
2.
Создать оглавление с указанием номеров страниц.
20. WORD
Оформить схему в ТП WORD по образцу


14
2
семестр
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А № 2
Контрольная работа включает в себя четыре задания. Два теоретических вопроса и два практических задания.
Допускается оформление работы только в печатном варианте.
Титульный лист оформляется в соответствии с «Требованиями к оформлению учебной текстовой документации».
Вариант выбирается по последней цифре в номере зачетной книжки.
В начале каждого задания указывается его номер, под которым оно записано в данном пособии, а не порядковый номер в работе! Затем записывается сам вопрос, план изложения ответа и развернутый ответ по всем пунктам плана.
Очередное задание должно начинаться с новой страницы.
Задания №1 и №2 – развернутый конспект по теории, в соответствии с
вариантом.
Задания №3, №4 – практические, могут прилагаться к контрольной работе на CD диске или демонстрируются при защите работы.
В работе приводится описание технологической последовательности выполнения заданий №3 и №4.
В конце контрольной работы приводится список использованной литературы и/или Интернет – источников. Источники должны быть актуальными, т.е. изданными не более 5-ти лет назад.
После проверки контрольной работы преподавателем, и устранения всех указанных недочетов по ней проводится собеседование и выставляется оценка.
ВНИМАНИЕ!
1.
Для допуска к сдаче экзамена необходимо защитить контрольную работу.
2.
Последний день приема контрольных работ – второй день сессии.
3.
Контактная информация: тел. кафедры ПИМ
41-73-12
E-mail: kafedra_pim@mail.ru (письмо с темой «для Яковлевой Л.Л.»)


15
З А Д А Н И Я П О В А Р И А Н Т А М
№ ВАРИАНТА
Теоретические вопросы
Практические задания
Вопрос № 1

Вопрос № 2

Практическое
задание № 3

Практическое
задание № 4
1
1 1 1 1
1 1
2
2 1 2 2
1 2
3
3 1 3 3
1 3
4
4 1 4 4
1 4
5
5 1 5 5
1 5
6
6 1 6 6
1 6
7
7 1 7 7
1 7
8
8 1 8 8
1 8
9
9 1 9 9
1 9
0
1 0 2 0 1 0 2 0

В О П Р О С Ы Д Л Я З А Д А Н И Й № 1 И № 2
и п р и м е р н о е с о д е р ж а н и е о т в е т а
1.
Виды компьютерной графики. Особенности каждого вида.
Векторная и растровая графика. Особенности формирования изображения. Характеристики изображения (разрешение, глубина цвета). Форматы графических файлов. Примеры программ для обработки векторной и растровой графики.
2.
Операционные системы (понятие, история развития, функции).
3.
Системы электронного документооборота (понятие, принципы функционирования, режимы эксплуатации). Примеры систем электронного документооборота используемых в России.
4.
Финансовые функции Excel (ПЛТ, ЧПС, ВСД, ПС, ПРПЛТ, ОСПЛТ, БС, КПЕР,
СТАВКА, АПЛ, ДОБ, АСЧ, ДДоб). Назначение, синтаксис, примеры использования при решении задач.
5.
Использование инструментов отбора данных в Excel (автофильтр, расширенный фильтр).
6.
Компьютерные вирусы (классификация, способы заражения). Методика использования конкретной антивирусной программы (например «Антивирус
Касперского», «Dr. Web» или другое).
7.
Локальные сети: классификация, особенности функционирования и использования.
8.
История развития сети Интернет, структура Сети, способы подключения к Интернет.
9.
Электронная почта как служба Интернета: назначение, основные понятия, использование услуги при помощи почтовых клиентов.

16 10.
Протокол FTP и особенности передачи файлов. Использование Web браузеров для доступа к FTP-серверам, программы клиенты FTP.
11.
Протоколы Интернет- понятие, особенности и назначение протоколов IP, DNS, TCP,
HTTP, FTP, POP3, SMTP. Понятие URL. Современные социальные сети.
12.
World Wide Web как служба Интернет: назначение, основные понятия (гиперссылка, гипертекст, навигация, Web-страница, сайт, портал, баннер, браузер), принципы функционирования WWW.
13.
Использование браузера Internet Explorer (Opera, FireFox и др. (на выбор)) (навигация, настройки, особенности).
14.
Технология использования электронной почты (принципы использования, вложения, адресная книга, настройки, программы категории почтовый клиент)
15.
Инструменты поиска информации в Интернет.
16.
Информационная безопасность. Проблемы защиты информации. Политика безопасности. Методы и способы защиты информации.
17.
Электронная цифровая подпись.
18.
СУБД Access: назначение, интерфейс, основные принципы создания базы данных.
19.
Основные объекты СУБД Access: назначение, способы их создания и использования
(таблицы, формы, запросы, отчеты).
20.
База данных: понятие, назначение, виды моделей данных, роль баз данных в экономике.

17
П Р А К Т И Ч Е С К И Е З А Д А Н И Я № 3 и № 4

ВНИМАНИЕ!!!

Для успешного и правильного выполнения практических заданий, необходимо в
первую очередь, выполнить прилагаемые лабораторные работы.

1 этап
Выполнить практические работы:
1.
Приложение_1 (Лабораторная работа в Excel)
2.
Приложение_2 (Лабораторная работа в Access)
2 этап
Выполнить индивидуальные задания


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3 (ЭТ Excel)

По каждому варианту необходимо решить 6 задач. Формулировки задач во всех
вариантах одинаковы и приведены ниже. Исходные данные для варианта в таблицах.
Задача 1.
Вычислить n-годичную ипотечную ссуду на покупку квартиры за Р руб. с годовой ставкой i% и начальным взносом А%. Сделать расчет для ежемесячных и ежегодных выплат для исходных данных, представленной в следующей таблице:
вариант
n
P
i
A
1 7
1 700 000 5
10 2
8 2 000 000 6
10 3
9 2 200 000 7
20 4
10 3 000 000 8
20 5
11 3 500 000 9
15 6
7 2 100 000 10 15 7
8 2 500 000 11 30 8
9 3 100 000 12 30 9
10 3 200 000 13 25 10 11 3 600 000 14 25
Задача 2.
Вас просят в долг Р руб. и обещают возвратить А руб. в течение n лет. При какой процентной ставке эта сделка имеет смысл?
вариант
n
P
A
1 7
1 70000 30000 2
8 2 00000 31000 3
9 2 20000 33000 4
10 3 00000 34000 5
11 3 50000 41000 6
7 2 10000 32000 7
8 2 50000 37000 8
9 3 10000 40000 9
10 3 20000 35000 10 11 3 60000 41000

18
Задача 3.
Вычислите основные платежи, плату по процентам, общую ежегодную выплату и остаток долга на примере ссуды Р руб. под годовую ставку i% на срок n лет
вариант
n
P
i
1 7
170000 5
2 8
200000 6
3 9
220000 7
4 10 300000 8
5 11 350000 9
6 7
210000 10 7
8 250000 11 8
9 310000 12 9
10 320000 13 10 11 360000 14
Задача 4.
Вы берете в долг P рублей под годовую ставку i% и собираетесь выплачивать по А руб. в год. Сколько лет займут эти выплаты?
вариант
Р
А
i
1 170 000 31 000 3
2 200 000 32 000 4
3 220 000 33 000 5
4 300 000 34 000 6
5 370 000 41 000 7
6 210 000 32 000 8
7 260 000 37 000 9
8 310 000 40 000 10 9
320 000 35 000 4
10 360 000 41 000 5
Задача 5.
Вы собираетесь вкладывать по А руб. в течение n лет при годовой ставке i%.
Сколько денег будет на счету через n лет?
вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
n

i%
200 10 2
190 11 3
178 12 4
164 13 2
146 14 2
243 8
3 320 9
4 423 10 5
521 11 6
711 12 7

19
Задача 6.
Cоставить таблицу начисления премии по итогам работы сети n магазинов с месяца А
по месяц В по следующему правилу:
1.
если продукции продано не меньше чем на С руб., то комиссионные составляют
i%;
2.
за первое место дополнительно начисляется j
1
%, за вторе место j
2,
% и т.д., за k-е место дополнительно начисляется j
k
%
вариант
С
i
j
1
j
2
j
3
j
4
n
A
B
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 2 300 000 4 400 000 6 500 000 8 600 000 10 700 000 12 800 000 14 900 000 1 700 000 191000 212000 1
2 3
4 5
1 2
3 4
5 3
4 5
6 7
3 4
5 6
7 1.5 2
2.5 3
3.5 1.5 2
2.5 3
3.5 1.25 1.5 1.75 0.75 1
1.25 1.5 0.75 0.88 0.38 0.50 0.63 7
6 5
6 7
8 10 9
5 6 май июнь июль август май октябрь ноябрь декабрь январь февраль июль август ноябрь февраль декабрь январь май май май июнь
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4 (СУБД Access)

По каждому варианту необходимо создать базу данных в СУБД Access.
Количество таблиц, их структуру и характеристики полей продумать самостоятельно.

11. Access
В базе данных хранятся сведения об абитуриентах, поступающих в университет: код абитуриента, Фамилия И.О., факультет, специальность, оценки вступительных экзаменов по двум предметам. a)
Создать форму для ввода основных данных (поля факультет, специальность, подготовительные курсы – поля со списком). b)
Создать отчет «Список абитуриентов, получивших 2 балла на экзамене»
(предварительно создать соответствующий запрос).
12. Access
В базе данных хранятся сведения об абитуриентах, поступающих в университет: код абитуриента, Фамилия И.О., факультет, специальность, количество 5, 4, 3 в аттестате, оценки вступительных экзаменов по двум предметам. a)
Создать форму для ввода следующих данных: Фамилия И.О., количество 5, 4, 3 в аттестате и вычислить средний балл аттестата. c)
Создать отчет «Список группы», содержащий фамилии абитуриентов определенной (по выбору) специальности и оценки вступительных экзаменов
(предварительно создать соответствующий запрос).


20
13. Access
Создать базу данных «Видеотека», содержащую следующие поля: код фильма, название фильма, страна, продолжительность фильма, жанр, дата приобретения. a)
Создать форму для ввода данных (поля страна, жанр – поля со списком). d)
Создать отчет - список фильмов, закупленных после 2000 года, сгруппированных по жанру, с указанием страны и продолжительности просмотра (предварительно создать соответствующий запрос).
14. Access
Создать базу данных «Видеотека», содержащую следующие поля: номер, фильм, страна, продолжительность фильма, жанр, дата приобретения. a)
Создать форму для ввода данных (поля страна, жанр – поля со списком). b)
Создать отчет - список фильмов – боевиков, продолжительность которых больше
120 минут, указав страну, где был снят фильм (предварительно создать соответствующий запрос).
15. Access
Создать базу данных “Подписка”, содержащую следующие поля: фамилия, адрес, название издания, тип издания, с какого числа, по какое. a)
Создать форму для ввода данных (поля название и тип издания – поля со списком). b)
Создать отчет - список изданий срок подписки, на которые превышает 6 месяцев
(предварительно создать соответствующий запрос).
16. Access
Создать базу данных “Подписка”, содержащую следующие поля: фамилия, адрес, название издания, тип издания, с какого числа, по какое. a)
Создать форму для ввода данных (поля название и тип издания – поля со списком). b)
Создать отчет - список подписчиков, подписавшихся на издание любого типа
(газета или журнал) с начала года (предварительно создать соответствующий запрос).
17. Access
Создать базу данных «Страны мира», содержащую следующие поля: страна, столица, часть света, население, площадь. a)
Создать форму для ввода данных (поле часть света – поле со списком). b)
Создать отчет, содержащий поля страна, столица и часть света для стран расположенных в Азии (предварительно создать соответствующий запрос).
18. Access
Создать базу данных «Страны мира», содержащую следующие поля: страна, столица, часть света, население, площадь. a)
Создать форму для ввода данных (поле часть света – поле со списком). b)
Создать отчет, содержащий поля страна, население и площадь для стран с населением менее 10 млн. человек и площадью более 100 тыс. кв. км
(предварительно создать соответствующий запрос).



21
19. Access
Создать базу данных «Спортсмен», содержащую следующие поля: фамилия, страна, вид спорта, место. a)
Создать форму для ввода данных (поля страна и вид спорта – поля со списком). b)
Создать отчет, поместив в нем поля фамилия, страна и вид спорта для спортсменов, занявших 1-ые и 2-ые места (предварительно создать соответствующий запрос).
20. Access
Создать базу данных «Спортсмен», содержащую следующие поля: фамилия, страна, вид спорта, место. a)
Создать форму для ввода данных (поля страна и вид спорта – поля со списком). b)
Создать отчет - список спортсменов России, занявших призовые места в любом виде спорта (предварительно создать соответствующий запрос).

Форма промежуточного контроля
1 семестр - экзамен
2 семестр - экзамен
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
(1 семестр)
1.
Информация и общественное развитие. Информатизация и компьютеризация общества. Информатика и кибернетика. Свойства информации. Единицы измерения информации.
2.
История развития и классификация ЭВМ
3.
Кодирование информации (текстовой, графической, звука).
4.
Функционально-структурная характеристика ЭВМ (суть работы ЭВМ, состав
ЭВМ, структурная схема, принципы работы ЭВМ)
5.
Персональный компьютер (состав, назначение основных устройств, архитектурные принципы организации)
6.
Процессор (состав, назначение, характеристики)
7.
Память ЭВМ (виды, характеристики)
8.
Устройства для долговременного хранения информации (виды, характеристики, особенности каждого вида)
9.
Мониторы: назначение, виды, характеристики. Различия между мониторами различных видов.
10.
Дополнительные устройства подключаемые к ПК: принтеры, сканеры, графический планшет, плоттер, модем.
11.
Принтеры: виды, особенности каждого вида, принципы формирования печатного оттиска, характеристики(общие для всех и для отдельных видов)
12.
Сканеры: назначение, виды, особенности сканирования текстов и изображений.
13.
Структура программного обеспечения современных ПЭВМ. Особенности приобретения и установки программного обеспечения.

22 14.
Виды компьютерной графики. Особенности каждого вида.
15.
Операционные системы (понятие, история развития, функции).
16.
Файлы и каталоги: определения, правила формирования имен в операционной системе Windows *, иерархия каталогов, шаблоны имен файлов (назначение, используемые символы, примеры), понятие полной спецификации файла, распространенные расширения имен файлов, понятие зарегистрированного файла в операционной системе Windows. Принципы размещения файлов на дисках
(понятие каталога, родительский каталог, особенности корневого каталога, подкаталогов, иерархия (дерево) каталогов). Назначение дерева каталогов.
17.
Классификация программ для подготовки текстов.
18.
Основные сведения о компьютерных шрифтах: виды, характеристики, установка, использование окна Шрифт в ТП Word)
19.
Общие сведения о текстовом процессоре MS Word: вид экрана, настройка интерфейса (линейки, масштаб, панели инструментов, непечатаемые символы, линии-ограничители текста). Способы сохранения документа в ТП Word .
Автосохранение.
20.
Структура документа в окне ТП Word. Общие правила ввода текста. Исправление ошибок. Расстановка переносов. Использование буфера обмена и автозамены для повторения фрагментов текста. Вставка символов-картинок (, , , , )
21.
Работа с таблицами в ТП Word: способы создания (3), автоформат, добавление
(удаление) строк (столбцов), слияние, разбиение ячеек, настройка стиля и цвета границ, заливка фона ячеек.
22.
Создание автоматического оглавления в ТП Word. Назначение, создание и использование гиперссылок.
23.
Общие сведения о программах – архиваторах: назначение, методика архивации и разархивации. Самораспаковывающийся архив.
24.
Общие сведения о процессоре электронных таблиц Excel(интерфейс, общие принципы работы, структура документа). Типовые технологические операции с книгами и листами в Excel
25.
Виды адресации ячеек в Excel (относительная, абсолютная, указание имени диапазона)
26.
Использование функций в Excel. Логические функции в Excel (И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ,
СЧЕТЕСЛИ)- правила использования, примеры задач)
27.
Работа с таблицами Excel в режиме базы данных (формы, сортировка, практические примеры)
28.
Компьютерные вирусы (классификация, способы заражения).Антивирусная профилактика
29.
Локальные сети: классификация, особенности функционирования и использования.
30.
История развития сети Интернет, структура Сети, способы подключения к
Интернет.

23
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
(2 семестр)
1.
Общие сведения о процессоре электронных таблиц Excel(интерфейс, общие принципы работы, структура документа). Типовые технологические операции с книгами и листами в Excel
2.
Виды адресации ячеек в Excel (относительная, абсолютная, указание имени диапазона)
3.
Использование функций в Excel. Логические функции в Excel (И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ,
СЧЕТЕСЛИ)- правила использования, примеры задач.
4.
Финансовые функции Excel (ПЛТ, ЧПС, ВСД, ПС, ПРПЛТ, ОСПЛТ, БС, КПЕР,
СТАВКА, АПЛ, ДОБ, АСЧ, ДДоб). Назначение, синтаксис, примеры использования при решении задач..
5.
Использование инструментов отбора данных в Excel (автофильтр, расширенный фильтр).
6.
СУБД Access: назначение, интерфейс, основные принципы создания базы данных.
7.
Основные объекты СУБД Access: назначение, способы их создания и использования (таблицы, формы, запросы, отчеты).
8.
База данных: понятие, назначение, виды. Базы знаний.
9.
Модели данных в информационных системах
10.
Реляционная модель базы данных: основные понятия, принципы построения.
11.
Понятие информационной системы, фактографические и документальные ИС.
12.
Электронный документооборот, принципы, технологии, примеры программ.
13.
Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная цифровая подпись.
14.
Локальные сети: классификация, особенности функционирования и использования.
15.
Топологии локальных сетей.
16.
История развития сети Интернет, структура Сети, способы подключения к
Интернет.
17.
Информационные сервисы Интернет: WWW, FTP (назначение, правила использования, особенности)
18.
Коммуникационные сервисы Интернет: E-Mail, интерактивные сервисы (чат, форум, блог), назначение, правила использования, особенности.
19.
Инструменты поиска информации в Интернет.

24
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1.
Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В.Симоновича. - 3-е изд. - СПб. : Питер,
2011. - 640с. : ил. - (Учебник для вузов).
2.
Информатика : учебник / Н. В. Макарова [и др.] ; под ред. Н.В. Макаровой. - 3-е изд. перераб. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 768с. : ил.
3.
Михеева, Елена Викторовна. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие / Михеева Елена Викторовна. - 4-е изд.,стер. - М. :
Академия, 2012. - 384с.

Дополнительная литература:
1.
Михеева Елена Викторовна. Практикум по информатике : учеб. пособие / Михеева
Елена Викторовна. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 192с.
2.
Шафрин Юрий Алексеевич. Учебник. IBM PC / Шафрин Юрий Алексеевич. - М. :
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 536с. : ил.
3.
Акулов, Олег Анатольевич. Информатика: базовый курс : учебник / Акулов Олег
Анатольевич, Медведев Николай Викторович. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Омега-
Л, 2008. - 574с.

Internet – ресурсы
1.
http://www.lessons-tva.info/edu/e-informatika.html
- Экономическая информатика on- line учебник
2.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Всемирная электронная энциклопедия Википедия
(Россия).
3.
http://window.edu.ru/
- электронная библиотека (единое окно доступа к образовательным ресурсам)
4.
http://pmi.ulstu.ru/new_project/index.htm
- электронный учебник по информатике
5.
www.intuit.ru
– Интернет университет информационных технологий
Ведущий преподаватель доцент кафедры ПИМ Яковлева Л.Л.
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Глазырина И.П.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал