Самообследование гоу сош «Школа надомного обучения» №196 по направлениям деятельности. Общие вопросы



страница1/4
Дата27.10.2016
Размер0.8 Mb.
Просмотров141
Скачиваний0
  1   2   3   4
Самообследование

ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 196

по направлениям деятельности.


  1. Общие вопросы.

    1. Общая характеристика учреждения, ступени его развития за последние пять лет.

ГОУ СОШ № 196 создана Постановлением Московского Совета депутатов трудящихся № 16/02 от 31.08.1973 года для обучения детей, находящихся на лечении в детской психиатрической больнице № 6. С 1980 г. школа являлась базовой школой Октябрьского района г. Москвы по работе с педагогически запущенными детьми. С 1986 года - лабораторией Института теории и истории педагогики по проблеме коррекционно-развивающего обучения в условиях массовой школы. В 1992 году школа получила статус Московской городской школы коррекционного обучения (приказ № 363 от 21.09.1990 г.) и работала в режиме городской экспериментальной площадки по разработке модели образовательного процесса для детей с трудностями социальной адаптации. В 1994 году школе присвоен статус ГОУ школа-лаборатория (приказ Московского департамента образования № 218 от 18.06.1994 г.). В 2001 году школа переименована в ГОУ среднюю общеобразовательную школу № 196 (приказ Московского комитета образования № 905 от 27.11.2001). В 2007 году школа переименована в ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 196 (приказ № 197/ак от 23.03.2007 г.)

Школа имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности регистрационный номер 023448 серия А № 281951 от 06.02.2008 года, свидетельство о государственной аккредитации серия ГА 016766 от 16.02.2007 года, ИНН 7725050788, регистрационный номер 1037700092627, лицензию на осуществление медицинской деятельности серия ФС-1 № ФС-77-01-004609 от 16.07.2009 сроком действия на пять лет.

Устав школы (редакция № 4, зарегистрирован МиФ налоговой службой № 46 № 064.721 от 26.11.2007) отражает специфику контингента обучающихся и содержит нормативные требования к организации и содержанию образовательного процесса как для детей с трудностями школьной и социальной адаптации, постоянно обучающихся в школе, так и для детей, временно обучающихся в школе в связи с лечением в ДПБ № 6 и ПБ № 15.

В уставе школы отражена основная цель деятельности: создание максимально благоприятных условий для обучения, воспитания и развития таких детей, оказания им психолого-медико-педагогической помощи; содействие социальной адаптации, которая в конечном итоге обеспечила бы развитие психологически здоровой и способной к самостоятельной организации своей жизни личности.

Положение о единых требованиях к организации учебно-воспитательного процесса, разработанное в школе, соответствует положениям Закона об образовании и Типовому положению о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях города Москвы.

ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 196 (далее по тексту «Школа»), как структурный элемент государства, призвана создавать условия для качественного обучения и воспитания детей, в том числе детей – инвалидов, с сохранным интеллектом и отсутствием девиантного поведения, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе (в соответствии с действующим Перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому), детей находящихся на лечении в Детской психиатрической больнице № 6 и психиатрической больнице № 15 на основе государственных образовательных стандартов в интересах личности, общества, государства. Кроме того, способствовать социальной адаптации и интеграции в общество данной категории детей; осуществлять психолого-педагогическую поддержку обучающегося и его семьи; формировать общую культуру личности обучающихся; развивать и совершенствовать образовательный процесс, материально-техническую базу; осуществлять дополнительные меры социальной поддержки работников школы.

Школа работает в пятидневном режиме. Все классы и группы занимаются в первую смену. Занятия проводятся в помещении школы и в помещениях указанных выше больниц.

Проектная мощность здания школы – 1 тысяча учебных мест.

Школа имеет 34 кабинета, 1 компьютерный класс, 1 спортивный зал, 1 актовый зал, библиотеку, 3 медицинских кабинета.

Условия обучения в школе соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Школа полностью обеспечена учебниками как федерального, так и регионального компонента, имеются все государственные программы по предметам.

Образовательный процесс обеспечен разнообразным разноуровневым дидактическим материалом, способствующим осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения.

Многими учителями – предметниками используются модульные технологии планирования.

Учебные кабинеты технически хорошо оборудованы. На уроках различных образовательных циклов кроме средств наглядности активно используются современные образовательные технологии.

Школа работает в режиме полного дня. Продолжительность урока составляет 40 минут.

По своему качественному составу педагогический коллектив состоит

по образованию:






Учебный год

2008 – 2009

2009-2010

2010-2011

Всего педагогических сотрудников

68




68




67




Высшее педагогическое образование

54

79,6%

60

88%

62

93%

Высшее дефектологическое образование

6

8,8%

3

4,4%

5

7%

Высшее непедагогическое образование

5

7%

5

7%

4

6%

Незаконченное высшее педагогическое образование

2

3,2%

1

1,5%

1

1%

Среднее специальное педагогическое образование

1

1,5%

1

1,5%

-

-

по квалификации:






Учебный год

2008 – 2009

2009-2010

2010-2011

Высшая квалификационная категория

36

53%

32

47%

32

48%

Первая квалификационная категория

10

15%

15

22%

16

24%

Вторая квалификационная категория

17

25%

12

18%

12

18%

Другой разряд

5

7%

9

13%

7

10%

Педагогические кадры по возрастному составу:






Учебный год

2008 – 2009

2009-2010

2010-2011

До 40 лет

16

23,5%

19

28%

20

30%

41 – 50 лет

12

17,7%

8

12%

10

15%

51 – 60 лет

16

23,5%

19

28%

20

30%

Более 60 лет

24

35,3%

22

32%

17

25%

В течение трех лет 45 учителей прошли квалификационные испытания.

В школе работают все необходимые специалисты: педагоги-психологи, дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, врач-психиатр, невропатолог, педиатр, физиотерапевт.

В среднем в школе обучается 200 учащихся: 37 групп. Средняя наполняемость групп постоянного состава – 4-6 человек, групп при больнице – до 12 человек. Индивидуально учатся 38% постоянного состава. Инвалиды – 47 % постоянного состава.

За последние 5 лет в рамках единого педагогического эксперимента по созданию образовательной среды, инициирующей и поддерживающей социализацию и развитие детей с ОВЗ, успешно работали следующие группы:

- «Структуризация содержания образования как способ индивидуализации процесса обучения» /рук. Лебедев В.В., к.п.н., профессор кафедры УОС МПГУ;

- «Учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации учебной деятельности как средство расширения их зоны ближайшего развития» /рук. Галеева Н.Л., к.б.н., доцент, доцент каф. УОС МПГУ.

Работая в данном ключе, школа подготовила базу для обоснования и апробации научно-методической работы «Учебный предмет как средство социализации учащихся», т. е. учитель со всеми его компетенциями, технологиями становится ресурсом для обеспечения оптимизации образовательного процесса. Таким образом, создание условий для реализации социализирующей направленности педагогических воздействий в урочной деятельности позволило повысить уровень социальной адаптации школьно и социально дезадаптированных учащихся, что наблюдается через положительную динамику личностного роста и учебных успехов обучающихся.

Сложная система управления образовательным процессом в школе, где существуют и динамично взаимопроникают друг в друга пять разных форматов обучения, требует высокого уровня управленческих компетенций у представителей школьной администрации. За последние 5 лет все завучи школы повышали квалификацию на кафедре управления образовательными системами. Это обеспечило команде управленцев единый подход к управлению образовательным процессом «по конечному результату», помогло выстроить стройную и гибкую систему внутришкольного контроля, включающую системный мониторинг внутренних ресурсов учебного успеха ученика (по обученности, обучаемости, мотивации, уровню развития общеучебных навыков), мониторинг качества внешних ресурсов образовательного процесса (уровня компетентности учителя, качества уроков и внеурочных событий, качества предметных кабинетов и т.д.).

С 2009 года в течение двух лет в школе под руководством зам. зав. кафедрой УОС Галеевой Н.Л. проходило педагогическое исследование ««Специалисты методической службы школы как субъекты управления качеством образовательного процесса (компетентностный подход)». Мы поставили цель повысить качество образования школьников посредством повышения уровня компетентности всех специалистов, управляющих качеством школьной методической системы.

С 2011 года коллектив школы активно работает над новым инновационным проектом «Исследование и разработка методического сопровождения внедрения технологии представления учебного материала и организации работы учащихся, учителей и администрации в информацинно-образовательной среде школы». В рамках этой работы мы планируем создать «Единое информационное пространство школы», ресурсы которого будут позволять проводить уроки, используя модель обучения «1 ученик – 1 компьютер» и будут способствовать переходу школы на безбумажную технологию ведения школьной документации. Результаты инновационной деятельности, выраженные в повышении качественных показателей работы образовательного учреждения, мы видим для Ученика в выработке коммуникативных навыков, для Учителя в выработке новых методик по разработке и проведению уроков, для Администрации в повышении качества управления образовательным процессом, переходе на электронный документооборот, для Семьи в повышении уровня обратной связи. Наряду с этим в сфере повышения квалификации педагогов и использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий Школа ведет инновационную деятельность в рамках реализации Программы Intel «Обучение для будущего».

1.2. Анализ контингента учащихся.

В Государственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Школе надомного обучения» №196 обучаются дети, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому – письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28 июля 1980 г. № 281-М/17-13-186.) и находящиеся на лечении в ДПБ №6 и ПБ №15.

Контингент школы часто сменяем. Это объясняется тем, что сроки пребывания в школе определяют органы здравоохранения: от нескольких недель до 1 учебного года. Спектр нарушений, при которых удается наблюдать ярко выраженный положительный эффект, достаточно широк - от пограничных состояний до тяжелых форм психических расстройств.

Общим для всех поступающих на обучение в школу кроме декомпенсации их психического состояния, является наличие так называемой «дезадаптивной триады»:

- сниженная эффективность учебной деятельности;

- негативизм по отношению к школьным правилам;

- сниженные навыки эффективной коммуникации, сочетающиеся с низким уровнем эмоционального благополучия и самосознания.

Для 80% обучающихся характерна стойкая неуспешность в обучении, отклоняющееся поведение, которое имеет чаще всего вторичный характер и выступает как защитная реакция на требования взрослых. Качественными признаками, характеризующими познавательный уровень наших детей, являются отсутствие твердых знаний, несформированность учебных умений, низкая познавательная мотивация. У 40% обучающихся выраженная дезадаптация определяется недостаточностью познавательной деятельности, пограничным уровнем интеллектуальных достижений вследствие снижения энергетического потенциала деятельности, мотивационного компонента у детей с эмоционально-волевой незрелостью, признаками инфантилизма на фоне депрессивного аффекта с апатическим компонентом в сочетании с явлениями резидуально-органической церебральной недостаточности (снижением умственной работоспособности, недостаточностью активного внимания, повышенной утомляемостью, истощаемостью), с признаками инертности психических процессов. У большинства учащихся преобладает сниженное настроение, переживание комплекса неполноценности у одних и наличие агрессивно-напряженного состояния – у других. Общим является ощущение дискомфорта, никому ненужности, глобального неприятия мира взрослых, отказ от любых форм совместной деятельности. У подростков со стеничным складом личности школьная дезадаптация с чертами девиантного поведения трансформируется в социальную дезадаптацию с чертами делинквентного поведения, а трудности поведения генерализируются, распространяются на отношения в семье, которые в большинстве случаев носят характер взаимного психологического негативизма.

Практически все обследованные обнаружили повышенную конфликтность, склонность решать конфликты силовыми методами. В основе такой неблагополучной психолого-педагогической характеристики контингента учащихся школы лежит чаще всего комплекс причин и биологических и социальных.

Школу посещают дети из семей, занимающих различное социальное положение;

51 % - неполные семьи; 71 % - неблагополучные семьи, 85 % - социально-незащищенные, 47 % - дети-инвалиды, 8 % - сироты.

Школа обучает детей и подростков, имеющих патологию нервно-психической сферы и хронические соматические заболевания.

Сравнительные диагностические данные ( по основному заболеванию) учащихся постоянного состава:



диагнозы

% учащихся с данной патологией

2008/ 2009 учебный год

2009/2010 учебный год

2010/2011 учебный год

2011/2012 учебный год

Эндогенные заболевания

Шизофрения

24,2%

27%

23,9%

30%

Эпилепсия

1,6%

1,4 %

4,5%

3,3%

Психопатия

-

1,4 %

4,5%

-

РДА (ранний детский аутизм)

17,7%

23,6%

23,9%

22,1%

Последствия органического поражения ЦНС

Психопатоподобный с-м

35,6 %

32,4

30,7%



36,5 %

Неврозоподобный с-м

Церебрастенический с-м

Психоорганический

Эмоциональное лабильное расстройство

Посттравматический с-м

неврозы

Невротическое развитие личности

3,2%

1,4 %

6,8

1,6%

Логоневроз

1,6%

4,2%

3,4

1,6%

Патохарактерологическое расстройство личности

Патохарактерологические черты характера

3,2%

-







Патохарактерологические реакции

-

1,4 %







Депрессивные расстройства личности

6,5%

1,4 %




1,6%

Смешанные расстройства поведения и эмоций

6,5%

5,6%

2,3

3,3%

Анализ данных о заболеваемости за последние три года показывает, что ежегодно среди учащихся в школе растет число детей с эндогенными заболеваниями и ранним детским аутизмом, что говорит об усложнении контингента учащихся с преобладанием негативной симптоматики, преимущественно в интеллектуальной сфере. Что в свою очередь диктует необходимость постоянного медицинского сопровождения процесса обучения и специальную подготовку педагогов, которая проводится на лекциях, семинарах и разборах, проводимых врачами психиатрами и другими специалистами.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал