С. А. Прохоров, А. В. Шадурин От наброска до компьютерных технологий. Компьютерная техника в дисциплине



Скачать 44.55 Kb.
Pdf просмотр
Дата14.02.2017
Размер44.55 Kb.
Просмотров186
Скачиваний0

175
ББК 85.11
С.А. Прохоров, А.В. Шадурин
От наброска до компьютерных технологий.
Компьютерная техника в дисциплине «Рисунок»
S.A. Prokhorov, A.V. Shadurin
From the Sketch to Computer Technologies.
Computer Technology in the Discipline «Drawing»
Описаны современные аспекты инновационной деятельности в сфере преподавания дисциплины «Ри- сунок» в высшей архитектурно-дизайнерской школе, задачи и пути дальнейшего его развития. Предложены изменения в организации и системе преподавания в плане увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе, с активным внедрени- ем компьютерной техники и с опорой на имеющийся опыт.
Ключевые слова: рисунок и архитектурная графика, инновационная деятельность, новые образовательные программы, самостоятельная работа студентов.
This article describes modern aspects of innovation in teaching discipline «Drawing» at the higher architectural and design school, tasks and ways for its further development. It proposes changes in organization and system of development in terms of increasing proportion of independent work of students in the teaching process with the active introduction of computer technology and basing on existing experience.
Key word: drawing and architectural graphics, innovative activity, new educational programs, independent work of students.
В настоящее время, в момент модернизации выс- шего профессионального образования, разработки и утверждения ФГОС ВПО третьего поколения, в высшей архитектурной школе особо актуален вопрос внедрения компьютерных технологий, графических преобразований академического и архитектурного рисунков.
Сохранятся ли в классическом виде традицион- ные предметы: начертательная геометрия, черчение, перспектива, или они должны претерпеть изменения в русле парадигмы всеобщей модернизации образо- вания в России?
Есть необходимость рассмотреть предмет «Рису- нок» в единой концепции образования, изучения его преподавания как дисциплины в контексте развития от классической стадии до сегодняшнего дня, а также найти необходимый уровень, востребованный совре- менностью.
Составляющая рисунка в архитектурно-дизай- нерском образовании – один из элементов професси- ональной культуры. Переход к «технологическому» обществу все больше и больше повышает требования к современному воспитанию и образованию, которые складываются с учетом тенденции развития общества, что способствует формированию целостной личности – человека творческого, мыслящего, культурно образо- ванного, с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и активной жизненной позицией. Задачи, стоящие перед архитектурно-дизайнерским образо- ванием в свете проблем XXI столетия, не оставляют сомнений в необходимости совершенствования об- разовательного процесса в профильной подготовке специалиста. Реальное решение этой задачи заключа- ется в осмыслении накопленного творческого опыта и в достижении такого уровня профессионального архитектурно-дизайнерского сознания, которое га- рантирует преемственность в условиях активного
внедрения новых технологий в науке и технике, вклю- чает в себя представление о непрерывности культур-
но-исторического процесса и дает профессионалу видение себя в этом процессе.
Уплотнение времени, огромный поток информа- ции, вхождение в единое информационное образо- вательное пространство, выбор широкого спектра технических возможностей, усложнение социальной и функциональной действительности – характерные объективные черты современного объективного мира.
Архитектурно-художественное образование в силу специфики, необходимого консерватизма не может подвергаться частым и кардинальным изменениям, которые влекут за собой, как правило, утрату приоб- ретенных веками традиций, особенностей, культуры.
С другой стороны, наступившая эпоха динамичного внедрения новых достижений в науке и технике во все сферы жизни человека должна определять требования к художественному образованию (квалификационные требования к специалисту) и совершенствованию архитектурно-художественной практики.
От наброска до компьютерных технологий. Компьютерная техника...

176
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует необходимость соз- дания условий для подготовки поколения творческой, интеллектуально мыслящей личности, современных тенденций архитектурно-художественного творчества, активного внедрения инновационных технологий, отражающихся на процессе профессионального обра- зования, их непрерывного изучения с художественной и методической точек зрения.
Проблема развития художественного творчества в архитектурно-дизайнерской подготовке, на наш взгляд, является важным звеном в сфере професси- онального образования. В современных условиях в качестве источника творчества все чаще выступают знания, инновации в науке, технике и способы их практического применения. Владение культурным мировым и отечественным наследием, умение твор- чески сочетать его с современными архитектурно- художественными направлениями и решать сложные пространственные задачи нашего времени являются актуальными требованиями к профессионалу.
Нам представляется особо важным в процессе модернизации обучения рисунку и его декоративному преобразованию применение современных компью- терных технологий. Использование компьютерных программ позволит усилить логику и методы обучения приемам рисунка и значимость его составляющей в процессе обучения архитектурному проектированию.
Важными показателями развития пространствен- ного и графического мышления выступают широта оперирования и полнота образа. Под широтой опери- рования понимают степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании различного графического материала. Полнота об- раза есть соответствие его реальному предмету.
Она характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность [1, с. 106].
Задания по рисунку с первого года обучения для специальностей «Архитектура» и «Дизайн архитек- турной среды» выполняются в различных графических материалах и техниках. На старших курсах в изуче- нии графических декоративных интерпретаций нами активно ставятся задачи, в решении которых должны применяться компьютерные технологии: графические пакеты Corel Draw, Photoshop и другие, что дает боль- ший простор для творческой фантазии, оперативное применение самых различных графических фильтров, текстур, обогащение пространственной составляющей графической интерпретации натурных объектов [2, с. 125]. Обучение студентов новым навыкам активного использования компьютера как современного инстру- мента для решения графических и композиционных задач декоративных преобразований в рисунке позво- ляет расширить рамки индивидуального проектного языка, а также раскрыть роль развития графического и пространственного мышления в процессе обучения рисунку в высшей школе архитектуры и дизайна.
Комплексной итоговой задачей курса «Рисунок» является формирование художественной культуры и пространственно-композиционного мышления сту- дентов, наработка профессиональных навыков в изо- бразительной работе и архитектурной графике. Прак- тической задачей подготовки студентов-архитекторов и дизайнеров является обучение профессиональным навыкам работы графическими средствами и мате- риалами, используемыми в проектной деятельности, с применением на старших курсах современных ком- пьютерных графических программ как инструмента современного архитектора и дизайнера, что позволяет приблизить дисциплину «Рисунок» к практической проектной деятельности в части визуализации. В связи с этим кафедра изобразительного искусства Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова пред- лагает модернизацию курса рисунка и архитектурной графики с внедрением новых компьютерных техно- логий и выходом их на архитектурно-дизайнерское проектирование.
Внедрение и применение компьютерных тех- нологий в процессе обучения академическому и архитектурному рисункам и декоративным пре- образованиям будет способствовать подготовке дизайнеров и архитекторов, хорошо знающих законо- мерности формирования графического изображения и пространственного облика архитектуры [3, с. 107].
Введение в программу по рисунку для архитекторов и дизайнеров архитектурной среды компьютерных техник – графических пакетов, фильтров и редакто- ров – обусловлено как инновационными процессами высшего образования, направленными на подготовку специалистов, владеющих современными техно- логиями, так и в силу специфики архитектурного и дизайнерского проектирования, в котором ком- пьютер используется как неотъемлемый инструмент.
Таким образом, выполнение графических и компо- зиционных задач в рамках самостоятельной работы по дисциплине «Рисунок» с помощью и посредством компьютерной техники является определенным последовательным этапом для применения полу- ченных навыков в проектной деятельности. Свобод- ное владение приемами изобразительной грамоты с применением новейших технических достижений в сфере компьютерных графических программ обо- гащает, расширяет и углубляет творческий потен- циал при выполнении заданий любого вида, жанра, направления.
Изучение теории и практики рисунка в сочетании с освоением новых компьютерных технологий создаст прочный фундамент для дальнейшего творческого роста в выполнении практических заданий не только в рамках дисциплины «Рисунок», но и в области композиции, архитектурно-дизайнерского проекти- рования.

177
От наброска до компьютерных технологий. Компьютерная техника...
Библиографический список
Мы считаем, что предложенный нами подход к методике преподавания предмета «Рисунок» для архитектурных и дизайнерских школ как конечный результат цепочки «от реалистического рисунка на выход художественного образа декоративного преоб- разования и далее, через современные компьютерные технологии – в архитектурный и дизайн-проект» со- ответствует современным требованиям образования.
1. Поморов С.Б., Прохоров С.А., Шадурин А.В. Деко- ративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре. – Барнаул, 2010.
2. Петров М.Н. Photoshop CS2 для профессионалов. –
СПб., 2006.
3. Прохоров С.А., Шадурин А.В. Живопись для архи- текторов и дизайнеров. – Барнаул, 2010.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал