Россия в Первой мировой войне: события, итоги, уроки



Скачать 408.37 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2017
Размер408.37 Kb.
Просмотров704
Скачиваний0
ТипМатериалы для подготовки
  1   2   3


Материалы для подготовки и проведения Урока Мужества на тему: «Россия в Первой мировой войне: события, итоги, уроки

(к 100-летию начала величайшей трагедии в отечественной истории)»

Часть 1.

Введение

В отечественной истории Первой мировой войне уделялось незаслуженно мало внимания. Положение дел не менялось до настоящего времени. А ведь в той страшной и разрушительной войне , участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Война принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито и умерло от ран 9,5 млн. человек, ранено 20 млн., из них 3,5 млн. осталось калеками.

Погибло огромное количество мирного населения. Экономика многих стран была подорвана. Исчезли с лица земли многие монархии, государства, в том числе монархия Романовых и Российская империя. Эта война изменила роковым образом ход российской истории. Многие историки утверждают, что не будь этой войны или не вступи в нее Россия у империи был бы шанс на сохранение своей «жизни» как таковой, своей целостности, далёкой перспективы, мирового влияния.

Большая часть всего прогрессивного общества, политики всех «мастей» того времени неоднократно рекомендовало Николаю II выйти из войны, так как элита прекрасно понимала, что неудачная война таит угрозу революционного взрыва, повторение кошмара пережитого Россией 1905–1906 гг. Хотя история показала, что предвидеть тот кровавый ужас, террор и геноцид собственного народа не могла не только правящая элита России, но и те, кто стоял у истоков русской революции.

Именно революция ее трагический ход, последствия, образование на обломках царской империи советских республик и нового государства в целом «затмила» в отечественной истории Первую мировую войну. И практически повсеместно в учебниках истории России Первая мировая война упоминается чуть ли не вскользь, как одна из основных причин революции. Особенно популярен подобный подход был в нашей стране в советский период её развития.

Актуальность данной темы очевидна. В наше время, в начале XXI века, когда, казалось бы, человечество вступило в новую эпоху, эру, когда невозможность решения политических вопросов, проблем и полярных интересов, как отдельных государств, так и всевозможных союзов, военными способами стала неоспоримой и понятной для всех истиной. Тем не менее в современной политике наблюдаются обратные факты.

Бомбежки, военные вторжения, оккупация, военные перевороты, навязывание своих «единственно верных мыслей», причем навязывание под угрозой войны, все это не прошлый век, а современность, реальность нынешних дней. Благодаря политике «двойных стандартов», умиротворения и потворства агрессору, подстрекательству и конкретной поддержке спецслужб различных стран, их регулярной финансовой поддержке «своих» террористов, сепаратистов, «демократов» и «революционеров» всех мастей современные вооружённые конфликты продолжаются, а число их всё более возрастает.

И именно поэтому столь важно сегодня изучение истории Первой мировой войны, так как она была Первой и именно МИРОВОЙ войной, которая принесла неизмеримое горе и невероятные человеческие потери, и, казалось бы «научила» мировое сообщество ценить человеческую жизнь, но как свидетельствуют современные военные доктрины многих стран мира, не научила. Поэтому человечество, обязано во имя всех мертвых павших в той ужасной войне и ради всех живущих сейчас и тех, кто придет после, знать и помнить, что нет таких проблем, политических «узлов», которые невозможно было бы решить путем мирных переговоров.

Говорить, всегда лучше, чем молчать, и, конечно же, намного лучше, чем вести войну. Да, это долгий путь, трудный и долгий, но амбиции, политическая и экономическая выгода блекнут перед смертью, смертью, которую неизбежно несет война. И поэтому мы обязаны изучать и знать историю Первой мировой войны без умаления, со всеми фактами, событиями, ужасами, страхами и надеждами человечества той эпохи. Надо знать, надо понимать, почему и как это произошло ради того, чтобы НИКОГДА не повторить кровавой, бессмысленной бойни, НИКОГДА не приносить в человеческие жизни горе и смерть, двух неизменных спутников ВОЙНЫ.
1. Обстановка в преддверии войны, противоборствующие стороны

Первая мировая война была результатом острых противоречий, возникших между ведущими капиталистическими странами, интересы котоҏыҳ сталкивались во многих районах земного шара, и в первую очередь в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Противостояние этих стран превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий и установление своего экономического господства.

Наиболее острые противоречия возникли между Великобританией и экономически усилившейся к XX веку Германией. Каждая из сторон ставила перед собой задачу уничтожения вооруженных сил противника и установление своего контроля и сфер влияния. Англия стремилась не допустить Германию на Балканы и Ближний Восток. Германия, в свою очередь, стремилась к тому, чтобы лишить Англию морского и колониального мирового господства и укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, в том числе в Междуречье, Палестине и Египте.

Одновременно имели место острые противоречия между Германией и Францией. Последняя стремилась вернуть себе Эльзас и Лотарингию, отторгнутые Германией в ходе франко-прусской войны 1870-1871 годов. Помимо этого, Франция претендовала на Саарский угольный бассейн, принадлежавший Германии.

Существенные противоречия складывались и в отношениях Германии и России. Германия, как было сказано ранее, претендовала на гегемонию на Балканах, но помимо этого стремилась отторгнуть от России Польшу, Украину и Прибалтику (цели противоборствующих государств в войне сформулированы в Приложении 1).

Противоречия существовали и во взаимоотношениях России и Австро-Венгрии - это был давний спор о Балканах и намерение России захватить Босфор и Дарданеллы, а также ряд земель, населенных славянами и находившихся в составе Австро-Венгрии. Это противостояние стран привело и к соответствующей расстановке сил. В конце XIX века формируется Тройственный союз, куда входили Германия, Австро-Венгрия и Италия, и оформившаяся в первое десятилетие XX века и объединившая Францию, Россию и Англию Антанта. Для будущей войны было готово все.

К упоминаемым в разных источниках к причинам войны относятся экономический империализм, торговые барьеры, гонка вооружений, милитаризм и автократия, баланс сил, происходившие накануне локальные конфликты (Балканские войны, Итало-турецкая война), приказы о всеобщей мобилизации в России и в Германии, территориальные притязания и союзные обязательства европейских держав.

Участники войны. Четверной союз: Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария. Антанта: Россия, Франция, Великобритания.

Союзники Антанты (поддержали Антанту в войне): США, Япония, Сербия, Италия (участвовала в войне на стороне Антанты с 1915 года, несмотря на то, что была членом Тройственного союза), Черногория, Бельгия, Египет, Португалия, Румыния, Греция, Бразилия, Китай, Куба, Никарагуа, Сиам, Гаити, Либерия, Панама, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Боливия, Доминиканская республика, Перу, Уругвай, Эквадор.

Последний русский император войны не хотел. После горького урока русско-японской компании он прекрасно осознавал, что любой вооруженный конфликт непременно принесет страдания, лишения, смерть. Он знал, что на пути победоносной и быстрой военной компании много различных препятствий – начатое перевооружение русской армии еще только в разгаре. Ее техническая оснащенность и огневая мощь существенно уступали германской.

Россия 1914 года не была готова к войне. Военная реформа начатая после поражения в русско-японской войне, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и боеприпасов. Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным.


2. Становление начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в царской России
После поражения в русско-японской войне были проведены некоторые мероприятия по подготовке юношества к службе в армии и на флоте, предпринятые правительством, военным ведомством и общественностью. В первую очередь при отдельных войсковых частях были созданы школы солдатских детей и воспитанников. Так, к 1909 г. в школах солдатских детей войск гвардии воспитывалось уже более 850 человек. Подростков обучали грамоте, а некоторых музыке, пению, письмоводству и техническим навыкам, прикомандировывая их для этого к певческим и музыкантским командам, канцеляриям и мастерским. Из числа обучавшихся в школах был выпущен на службу 101 человек1.

В то же время, из-за низкого уровня организации обучения и воспитания, значительная часть солдатских детей исключалась из школ «за дурное поведение, кражи, пьянки, или, дотянув с трудом до призывного возраста, поступала в ряды своего полка и представляла далеко не лучший контингент солдат; многие дезертировали и попадали под суд. А ведь, кажется, есть для воспитания их все, что требуется»2.

К военной службе готовили воспитанников пансионов-приютов при 1-м и 2-м кадетских корпусах в Петербурге, куда с целью подготовки для поступления в корпус принимались дети – сироты и полусироты отцов-офицеров, убитых или раненых в войне с Японией3.

Для улучшения положения дел в отношении военной подготовки допризывной молодежи была необходима государственная программа, инициатором которой выступило военное ведомство4. Комитет по образованию войск в марте 1907 г. признал необходимым ходатайствовать о введении в городских и сельских школах обязательного обучения мальчиков гимнастике и строю. Это обучение планировалось возложить на учителей школ, при условии соответствующей для этой цели их дополнительной подготовки. Данная цель могла быть достигнута: 1) подготовкой в учительских семинариях; 2) установлением отбывания учителями народных школ воинской повинности в пехоте, хотя бы на правах вольноопределяющихся в течение 1 года; 3) допуском к занятию учительских должностей унтер-офицеров по приобретении ими требуемого образовательного ценза5.

Конкретным шагом решения данной проблемы являлось введение с 1908 г. во всех начальных учебных заведениях урока гимнастики и военного строя (1–2 раза в неделю). Организация этой подготовки, включая создание соответствующей учебно-материальной базы, была возложена на дирекцию учебных заведений6.

Была разработана специальная «Программа обучения военному делу в начальных училищах», основной целью которой являлась «духовная и физическая подготовка молодого поколения к предстоящей ему службе в рядах армии: укрепление в молодежи любви к Царю и Родине; приверженность к закону и порядку; возможно большее физическое развитие молодежи; ознакомление с военным строем и военной дисциплиной»7.

Необходимо отметить также и разработку в этот период программы соответствующего морского воспитания юношества, в которой предполагалось: «1) Обратить особое внимание на литературу, в особенности морскую, для детей всех сословий, а также на литературу патриотического и морского содержания для матросов; 2) основать в приморских пунктах и в некоторых центральных городах с большим населением небольшие морские музеи для ознакомления подрастающего поколения с морским делом; 3) дать бесплатно в начальные и другие школы по нескольку экземпляров сочинений для юношества морского и патриотического содержания; 4) во всех учебных заведениях, как средних, так и низших, обязательно ознакомить всех учащихся, кратко, с отечественным морским делом; 5) в летнее каникулярное время устраивать морские прогулки на пароходах; 6) в приморских городах и местностях учредить «Морские практические школы плавания, гребного и парусного спорта для детей»; 7) основать «Морские подготовительные школы», где обратить особое внимание на морское воспитание». Одновременно планировалось пересмотреть вступительную программу в Морской корпус сообразно новейшим требованиям морской службы и дела морского воспитания8.

Учитывая, что строй и гимнастика должны были постепенно сделаться обязательными предметами обучения во всех начальных учебных заведениях, военное ведомство объявило конкурс по созданию учебных пособий и руководств по дисциплинам. И такие издания были подготовлены9. Обучение и самообучение по этим пособиям способствовало тому, что молодой солдат быстрее адаптировался к требованиям военной службы и преодолению ее трудностей.

Можно отметить постепенное наращивание усилий в деле организации военного воспитания подрастающего поколения. Так, в ноябре 1912 г. в связи с Всеподданнейшим докладом Военного министра по вопросу о правильной организации как внешкольной, так и школьной подготовки к военной службе русской молодежи Николай II принял решение о введении должности Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения страны. На эту должность он назначил командира лейб-гвардии Гусарского полка генерал-майора В.Н. Воейкова10.

В ноябре 1913 г. Воейков докладывал императору о том, что Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи 15 ноября открыло в манеже Главной гимнастическо-фехтовальной школы институт физического развития для учащихся, дабы воспитывать из русской молодежи сильных духом и крепких телом слуг Государя и Отечества.

В январе 1914 г. на заседании Совета министров было принято решение об образовании при Главнонаблюдающем Временного Совета, включавшего представителей 14 заинтересованных министерств и ведомств11. К маю того же года были подготовлены «Основания и общая программа деятельности» Главнонаблюдающего и состоящих при нем учреждений. В соответствии с этим документом, мероприятия по улучшению физического развития народонаселения предполагали: развитие сети общественных организаций, имеющих в виду физическое воспитание в дошкольном возрасте; правильную постановку и обязательное введение в программу физических упражнений; установление известной преемственности между школьной и военной гимнастикой; разработку вопросов о постановке стрелкового дела среди населения12.

С началом Первой мировой войны при Главной гимнастическо-фехтовальной школе были организованы курсы допризывной подготовки молодежи к военной службе. В 1915 г. эти курсы окончило 180 человек: 137 человек от 26 спортивных обществ и 43 человека не состоявшие в обществах, но подлежавшие призыву13.

Одновременно с вышеуказанными мероприятиями предпринимаются многочисленные попытки организовать внешкольное молодежное движение, которое обеспечило бы военную подготовку и физическую тренировку подрастающего поколения перед началом военной службы.

Этой цели, в частности, служило движение под названием «потешных». Наиболее известным примером был опыт А.А. Луцкевича, инспектора народных училищ, действительного статского советника. Весной 1908 г. на свои средства он организовал в Бахмутском народном училище роту детей в возрасте от 8 до 14 лет, обучающихся военному строю и гимнастике. В конце мая 1910 г. они участвовали в парадах в Царском Селе, Санкт-Петербурге и Москве. Дети продемонстрировали перед императором и министрами ротное учение, «сокольскую» гимнастику под музыку, хор, прохождение маршем. После парада Николай II обошел строй, поговорил с детьми и сфотографировался. Роте было присвоено название «Первый народный класс военного строя и гимнастики Государя Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича».

В 1910 г. было высочайше повелено, чтобы войсковые части, в районе расположения коих возникают роты и классы военного строя и гимнастики, оказывали им полное и всестороннее содействие14.

Председатель Совета министров П.А. Столыпин доброжелательно относился к движению «потешных», но в то же время указывал на необходимость «надлежащего упорядочивания этого дела, т.к. при плохой организации оно, вместо приучения детей к дисциплине, может повести лишь к усилению уличных бесчинств»15. Это было связано с поступлением на его имя в декабре 1910 г. докладной записки санкт-петербургского губернатора в которой отмечалось «Легко может статься, что благодаря поспешности и неосмотрительности, вместо дисциплинированных, верноподданных молодых людей, кое-где будут подготовляться кадры для более успешной борьбы с полицией и войсками»16.

Во избежание этого были разработаны Основания для формирования «потешных рот» (Приложение 2).

Кроме того приказом по военному ведомству в сентябре 1911 г. было введено «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». В соответствии с этим положением ее основными целями являлись: укрепление в подрастающем поколении веры в бога, беззаветной любви к государю и Отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и порядку; ознакомление будущих воинов с боевыми традициями русской армии и ее «коренными началами» воинской дисциплины; обучение военному строю и физическое развитие; привитие с юных лет духовных и физических качеств, необходимых воину во время боевых действий.

В совершенно секретном послании министру внутренних дел говорилось о том, что насколько правильное и закономерное развитие дела учреждения «потешных» детских рот является желательным, настолько нежелательно и даже опасно оставление этого дела без точной регламентации и постоянного надзора, в особенности там, где организацией «потешных» рот могут воспользоваться несочувствующие правительству элементы для сплочения в своих видах юношества (в особенности на фабриках)17.

Следует отметить, что в числе внешкольных движений активно проявило себя и скаутское движение, пришедшее в Россию из Англии (название от англ. scout – разведчик). Первый отряд русских юношей - скаутов создал в г. Павловске 30 апреля 1909 г. штабс-капитан О.И. Пантюхов. Через некоторое время отряд переформировали в Царскосельскую дружину разведчиков. В 1910 г. появился отряд в Санкт-Петербурге, основанный преподавателем 1-й Петроградской мужской гимназии В.Г. Янчевецким. В редактируемом им журнале «Ученик» впервые было отведено постоянное место скаутам.

В декабре 1910 г. в Россию приехал основатель скаутинга Р. Баден-Поуэлл. Вопрос развития скаутинга в России он обсуждал с Николаем II и нашел с его стороны благожелательное отношение (царь даже зачислил царевича Алексея в ряды скаутов).

В сентябре 1914 г. создано общество содействия юным разведчикам «Русский скаут», по инициативе которого к концу 1915 г. подобные отряды возникли в 23 городах, а еще через год – в 143 общей численностью около 50 тыс. человек.

В декабре 1915 г. в Петрограде состоялся первый всероссийский съезд инструкторов скаутизма и лиц, им интересующихся. Он способствовал дальнейшему развитию российского скаутского движения. О его особенностях и задачах писали следующее: «У нас в России организация юных разведчиков не есть организация военная, как можно было бы заключить по ее названию, а организация рыцарская. Привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность к Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям – вот задачи, которые объединяют мальчиков и юношей в скаутских отрядах»18.

Во время Первой мировой войны петроградские скауты несли службу связи при различных учреждениях, работали в качестве помощников санитаров при Красном Кресте в лазаретах, организовали отдел по поиску квартир для беженцев и присматривали за их детьми. Можно отметить также организацию тревоги на случай налета германских цеппелинов (дирижаблей), когда всякий скаут должен был уведомлять об этом своих ближайших товарищей, а те – других людей. Оказалось, что через 25 минут, скауты, которых к этому времени насчитывалось в столице около 600, могли сообщить о налете по всему городу. В Государственном Банке, где благодаря уменьшившемуся по мобилизации числу чиновников, персонал с трудом справлялся с рассылкой документов, книг и бланков, этим делом занимались скауты. К началу революции в двух петроградских скаутских дружинах числилось около 1000 детей.

Второй съезд скаутских представителей прошел с 29 декабря 1916 по 4 января 1917 г. К этому времени в России насчитывалось 143 разнопрофильных массовых скаутских организаций. Участие в съезде приняли не только руководители и инструкторы, но и поддерживающие движения литераторы, педагоги и общественные деятели. На съезде были сделаны доклады, приняты окончательные тексты скаутских правил и заповедей, выработаны программы, легшие в основу идеологии российского скаутизма (Приложение 3).

Таким образом, в дооктябрьский период в России происходило формирование системы допризывной подготовки молодежи к военной службе в Российской империи. Ведущее место в ней отводилось школе, широко использовалась и внешкольная подготовка. Главным препятствием становления этой системы было отсутствие необходимых денежных средств.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Персональные компьютеры, история создания и развития
2014 -> Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека
2014 -> Программа по внеурочной деятельности «Мир компьютера» направление «Общеинтеллектуальное»
2014 -> Роль инновационных компьютерных технологий на уроках теории музыки в школе
2014 -> Образовательная программа «Страна компьютерных игр»
2014 -> Программа принята на основании
2014 -> Описание компании


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал