Роль инновационных компьютерных технологий на уроках теории музыки в школе



Скачать 100.69 Kb.
Дата28.10.2016
Размер100.69 Kb.
Просмотров239
Скачиваний0
ТипРеферат
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №3»

Роль инновационных компьютерных технологий

на уроках теории музыки в школе

Автор:


Александрова Ольга Юрьевна,

преподаватель

теоретических дисциплин

МОУДОД «ДШИ №3»

г. Воскресенск. 2014 год

Аннотация

В данной работе затрагиваются проблемы, связанные с преподаванием теоретических дисциплин в ДШИ и ДМШ. Цель  данной работы  - рассмотреть вопросы использования электронных ресурсов на уроках музыкальной литературы, теории, сольфеджио с возможностью практического применения компьютерных программ.

Здесьпредставлены широкие возможности музыкальных компьютерных технологий в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном, так и на уровне любительского творчества. Эта работа может быть полезна преподавателям музыкальных школ.

Оглавление

1.    Введение

2.    Виды компьютерных технологий на уроках теории музыки

3.    Заключение

4.    Список литературы

Введение

    В связи с реформированием Российского образования, обновилось содержание предметных областей. Педагоги могут выбрать программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям, психолого-педагогическим возможностям класса.

В музыкальной школе теоретические дисциплины (слушание музыки, сольфеджио, музыкальная литература) часто воспринимаются,по словам самих учеников, как некий балласт, мешающий достижению главной цели: научиться петь или играть на инструменте. Более того, причиной ухода учащихся из музыкальной школы зачастую становятся теоретические предметы.

Проводя свои или присутствуя на уроках по теории музыки, иногда приходится ловить себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают пять человек, остальные пассивны, отсиживают 45 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих пятерых человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работы чаще фронтальная. Учитель торопится изложить материал, чтобы успеть всё.

Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда. Вместе с тем ответ на данный вопрос в педагогике найден давно – учить, применяя в числе прочих методов инновационные технологии в образовательном процессе.

Исследование, описываемое в статье А.Зверева «10 и 90 – новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.Их применение в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. Сегодня совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию.

Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования.

Виды компьютерных технологий на уроках теории музыки

Современный урок в музыкальной школе - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у школьников установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация.

На наш взгляд, сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Условно их можно разделить на следующие группы:


  • Музыкальные проигрыватели

  • Программы для пения караоке

  • Музыкальные конструкторы

  • Музыкальные энциклопедии

  • Обучающие программы

  • Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ–Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.

Можно привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, сделать музыку ярче,воспользовавшись возможностьюзрительного образа в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.







Для сольфеджированияможно использовать такие программы как VocalJam (караоке + сольфеджио), KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается сопровождение, а на экране выводятся слова песни или ноты.

Огромную помощь на уроках музыкальной литературы, музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Здесь можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип.http://img15.nnm.me/1/d/9/2/7/eb4e3c7d16fefe6c756ce844370.jpg

Другие мультимедийные ресурсы - это развивающие программы "Энциклопедия классической музыки", аудиоэнциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты". Эти программы позволяют в близкой для учащихся манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений.

http://www.nd.ru/images/products/263861/263861_screenshot_big_03.jpg

Программа "Уроки музыки с дирижером Скрипкиным" в доступной форме приближает каждого обучающегося к познанию тайн музыкального искусства. Программа включает в себя игры и задания на развитие музыкальности, способы изготовления музыкальных инструментов из подручных материалов, удобный словарик музыкальных терминов, информацию о композиторах и инструментах с демонстрацией их звучания, нотную грамоту. Все упражнения по нотной грамоте озвучены и в доступной форме рассказывают об азах музыкальной теории. Кроме того, музыкальные сказки радуют каждого ученика начальных классов.http://www.nd.ru/images/packages/100253/100253_box_350.jpg

В них содержатся обзорные лекции, дополнительный материал для самостоятельного изучения по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Здесь можно познакомиться с шедеврами разных времен и народов, начиная с наскальных рисунков первобытного человека и заканчивая работами представителей современных направлений.

Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. В пособиях указываются ссылки на Интернет- ресурсы, библиография по каждой теме. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. Здесь есть коллекция избранных музыкальных произведений разных жанров. Материалы можно использовать на разных уроках по разным предметам, как: музыка, МХК, литература, искусство. Материал можно использовать для самообразования, а также для проектной деятельности.

Не менее интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов. В разделе «Теория музыки» учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний. http://img13.nnm.ru/7/f/5/d/6/7f5d6a1f6e08ba8956c15be0d7b2f062_full.jpg

Какой ребенок не любит игры? Дети готовы весь урок сидеть и работать в музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.

Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на нихhttp://comuz.narod.ru/conference/04-tomsk_html_51c64950.png
Кроме этого, в программе «Музыкальный класс» есть замечательный 

«Киберсинтезатор», позволяющий создать собственное произведение в одном из современных стилей. Музыкальный конструктор прост в обращении, не требует специальных знаний. Для вовлечения учащихся в творческий процесс создания музыки, для отдыха это хороший способ.http://img13.nnm.me/c/b/a/f/5/cbaf53dd5a59d5942485010c858d7ece_full.jpg

Более сложные программы для создания собственного музыкального произведения – Nuendo, Cubase, FL Studio, DanceeJay и т.д. Передовые технологии этих программ предоставляют безграничные возможности сочинять, записывать, редактировать, сводить и прослушивать музыкальные композиции. Этипрограммы можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения.Нотные редакторы – Sibelius, Finale. Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, исчезает проблема почерка, тиражирования нотной записи, исправления ошибок.



AdobeAudition - профессиональный инструмент для работы с аудио-файлами, предназначенный для специалистов в области обработки аудио и видеопродукции.Программа предлагает неограниченные возможности микширования, редактирования, создания мастер-копий и обработки звуковых спецэффектов. Продукт совмещает гибкость технологического процесса с предельной простотой в использовании и позволяет создавать разнообразную аудио-продукцию высочайшего качества. Это полноценная студия звукозаписи, оснащенная гибкими и простыми в использовании инструментами.



Выводы

Применение музыкальных компьютерных технологий решаютнекоторые педагогические и воспитательные задачи:



  • Развитие навыков музыкально – творческой деятельности,

  • Развитие навыков обращения с компьютерной техникой,

  • Повышение интереса к получению музыкального образования,

  • Формирование у детей в условиях целенаправленной практической деятельности психологических качеств личности, способствующих достижению поставленной цели,

  • Углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки,

  • Углубление знаний о современных компьютерных технологиях,

  • Расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса учащихся на основе демонстрационных возможностей компьютера,

  • Включение учащихся в общественную жизнь школы через выполнение ими общественно-полезных заданий по музыкальному оформлению праздников, концертов, уроков по истории и теории музыки,


Заключение

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава.




Список используемой литературы

Браун Р. Компьютер — композитор. Пер. с англ. — М.: ЭКОМ, 1998.

Бажов С. Школа игры на синтезаторе. — СПб.: «Композитор», 1998.

Дубровский Д. Компьютер для музыкантов-любителей и профессионалов. — М.: «Триумф», 1999.

Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. — СПб.: «BHV — Санкт-Петербург», 1999.

Загуменнов А. П. Plug-ins. Встраиваемые приложения для музыкальных программ. — М.: «ДМК», 2000.

Колесник Д. Техника и технология малых студий. Приборы обработки звука. Психоакустические методы обработки. — Шоу-Мастер. 1998. № 2. С. 76-78.

Лебедев С.Н., Трубинов П. Ю. «Русская книга о Finale». – СПб: Композитор – Санкт- Петербург, 2003 С. 208

Павленко A. WaveLab 1,5 и SoundForge 4,0 — новый стандарт редактирования звука // Мир ПК. 1997. № 6.

Павленко А. Обработка звука в реальном времени на PC — Мультимедиа. 1998. № 4. С. 90—94.

Персональная студия — творческая лаборатория современного музыканта — Шоу-Мастер. 1997. № 3.

Рабин Дэвид М. «Музыка и компьютер, настольная студия». — Минск, ООО «Попурри», 1998.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал