Робототехника как способ модернизации автомобильной промышленности



Скачать 50.82 Kb.
Pdf просмотр
Дата19.01.2017
Размер50.82 Kb.
Просмотров152
Скачиваний0

Секция 11 «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ 77-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ААИ
«АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ В РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА
КАДРОВ»
158
РОБОТОТЕХНИКА КАК СПОСОБ МОДЕРНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Страковская М.В.
МГТУ «МАМИ»,
mv.strakovskaya@yandex.ru, 89067131104
Развитие человечества уже много веков связано с развитием техники и технологий.
Чтобы удерживать и расширять позиции на рынке необходимо постоянно модернизировать производств: обновление парка оборудования, поиск и внедрение новых технологий, повышение культуры производства, грамотное управление складом, издержками и персоналом. Ключевым фактором, обеспечивающим конкурентоспособность продукции с точки зрения соотношения ее стоимости и качества, является уровень технологий производства. А технологическое развитие всегда связано с приобретением современного оборудования и автоматизацией производственных процессов. [2]
Именно поэтому остро встаёт вопрос о поиске вариантов развития, которые позволят модернизировать нашу промышленность в кратчайшие сроки, чтобы в последствие дать толчок и собственному инновационному развитию. Одним из таких вариантов может быть внедрение робототехники.
История робототехники, их положительные качества, а также примеры использования роботов на крупнейших автомобильных заводах мира позволит оценить целесообразность и возможность реализации такого внедрения робототехники на российских заводах автопромышленности.
Первое упоминание о роботах можно отнести еще к середине третьего тысячелетия до нашей эры, когда египтяне изобрели идею думающих машин, тогда внутри статуй прятались жрецы и давали предсказания.
Само слово «робот» (от чешского «robota» - тяжелая работа) было впервые использовано чешским писателем Карелом Чапеком (само же слово придумал его брат- художник Йозеф) в 1920 году во время написания научно-фантастическая пьесы «R.U.S», где он описал фабрику, производящую «искусственных людей», которых и назвал роботами. [3]
А в 1942 году Айзек Азимов впервые использует слово "робототехника" в своем рассказе «Хоровод» и создает три закона робототехники, которые, кстати говоря, актуальны и по сей день:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен подчиняться командам человека, если эти команды не противоречат первому закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности, пока это не противоречит первому и второму закону.[7]
Реально же первые промышленные роботы появились в начале 60-х годов XX века в
США ("Юнимейт" и "Версатран") и были предназначены для замены опасных для человека работ. С этого началась роботизация всех отраслей промышленности в США и во всем мире.
Одной из причин этого было стремление повысить производительность труда, поэтому там, где рабочих не хватало, промышленные роботы успешно использовались.
В СССР в 1969 году приступили к разработке промышленного робота «Универсал-50».
К 1986 году выпуск промышленных роботов составил 12 тысяч единиц, что превышало показатели всех других стран. Однако развал советского союза не позволил России исполнить план 900 тысяч роботов к 2000 году, в то время как остальные страны наращивали темпы.
Сегодня страной, где роботов применяют больше всего, является Япония, признанный лидер в области робототехники, именно это активное использование новейших технологий и позволило Японии в послевоенный период войти в элиту мировых экономик.

Секция 11 «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ 77-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ААИ
«АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ В РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА
КАДРОВ»
159
Так что же такое робототехника?
Сейчас принято считать роботами механизмы, которые частично или полностью имитируют деятельность человека.
До настоящего времени единого определения робототехники не существует. В Японии понятие робототехники значительно шире, так, например, к роботам относят даже устройства принципа «взять-положить». В западные странах их считают жесткой автоматизацией, а робототехнической система становится, достигнув гибкости. В связи с этим ведение статистического учета по уровню автоматизации значительно осложнено, но это не умоляет достоинств робототехники.
Что же такого выгодного в использовании робототехники?
Одним из главных достоинств является то, что промышленные роботы можно использовать во всех отраслях промышленности, особенно там, где они могут освободить человека от работы в опасных условиях. Роботы также широко используются при сварке, так как менее чувствительны к высоки температурам, и сборке автомобилей, что увеличивает количество выпускаемой продукции и снижает уровень брака. [10]
Внедрение промышленных роботов позволит ликвидировать нехватку рабочей силы, улучшить условия труда для самих работников, повысить производительность труда. Также стоит отметить, что роботы позволят снизить себестоимость производства, отходы производства, улучшить качество и количество выпускаемой продукции.
Однако у робототехники есть и минусы, так робототехника на стадии внедрения является весьма дорогостоящим удовольствием, робот также имеет ряд ограничений, таких как, например, предварительное программирование каждого движения. Кроме этого, один робот-сварщик может выполнять работу в среднем четырех человек, а это значит, он займет рабочей место целых четырех человек (этот факт уже давно известен, его называют вытеснением человека из технических систем), это способствует уменьшению фонда заработной платы и налогов, но влечет за собой увеличение уровня безработицы.
При внедрении промышленных роботов следует выбирать такие их модели, технические возможности которых необходимы и достаточны с учетом возможных будущих изменений в технологических процессах. [1]
На мой взгляд, на оценки необходимости и возможности применение робототехники необходимо проанализировать следующие:
- срок окупаемости данного внедрения;
- разницу доходов и расходов реализации проекта;
- изменение фонда заработной платы работников и варианты социальной политики для сокращаемых работников;
- уровень роботизации.
Уровень роботизации один из главных, на мой взгляд, показателей, он показывает количество выполняемых операций роботом к общему числу выполняемых операций. Чем ближе этот показатель к единицы, тем уровень роботизации выше, однако каким быть робот ни был многофункциональным и усовершенствованном, полностью роботизировать автомобильную промышленность нельзя, так как ни один промышленный робот не способен принимать решения, на которые способен человек.
Автомобильная промышленность является примером, где применение роботов весьма актуально и выгодно. Развитые страны, выпускающие автомобили, самостоятельно производят робототехнику, что позволяет им опережать конкурентов.
Стоит отметить, что первый патент на робота был получен изобретателем Джорджем
Деволом еще в 1961 году, уже тогда поставки роботов всемирно известной компании
Unimation Inc. заинтересовали такой завод как General Motors, сейчас он является одним из ведущих автопроизводителей, кстати говоря, компания GM в 80-х потратила более 40 миллиардов долларов на разработки в области роботизации.

Секция 11 «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ 77-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ААИ
«АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ В РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА
КАДРОВ»
160
Каких же роботов использовать целесообразней всего?
До определенного момента считалось, что лучше использовать многофункциональные роботов, которые могут делать всё или почти всё. Однако практика показала, что использование узкоспециализированных роботов совместно и многофункциональными открывает новые и новые перспективы развития автомобильной промышленности.
В настоящее время в крупнейших концернах, где в год выпускают десятки тысяч автомобилей, таких так Toyota, Nissan, Honda, BMW, Chevrolet, Opel и др., до минимума сокращено количество тяжелого ручного труда. Практически всю монотонную работу в сборочных цехах выполняют роботы – человеку остается лишь следить за слаженными действиями автоматов, производить их наладку, выставлять требуемые параметры оборудования. [4]
Даже такие элитные бренды как Bentley, Jaguar, выпускающие автомобили премиум- класса с небольшим объемом выпуска и большой долей ручного труда, использует робототехнику для более качественной сборки, а что не менее важно, для тестирования качества автомобилей.
В Советском Союзе крупнейшим интегратором робототехники стала компания
«Автоваз». Развивая мощности по выпуску автомобилей и перенимая опыт мировых автомобилестроительных предприятий, в 1984 г. она приобрела лицензию фирмы KUKA. [6]
Сегодня роботы применяют еще в окрасочным комплексе на УАЗе, на линии работают восемь роботов Variobell фирмы Eisenmann. Новейшее оборудование позволяет одновременно подавать семь красок разных цветов с двухслойным покрытием. [5]
Кстати, и в России действуют разработчики промышленных роботов. Свои наработки на осеннем "Станкостроении-2010" демонстрировало ПТОО - подразделение "АвтоВАЗа", на котором занято 4,5 тыс. человек. В частности, обновлены роботы, собирающие LADA Priora.
[9]
Правительство РФ провело в 2007 году конкурс на разработку и внедрение в производство универсальных роботов для машиностроительной промышленности. Этот конкурс выиграла компания «АвтоВАЗ»совместно с МГТУ «Станкин».
В рамках этого проекта были разработаны роботы TUR грузоподъемностью 15, 30, 150 и 350 килограммов. Преимущества роботов TUR заключаются в том, что они выполняют все операции с высокой степенью точности. Из важных достоинств универсального робота TUR можно отметить его небольшие размеры и простоту в эксплуатации. По сообщению пресс- службы, компания «АвтоВАЗ» готовится к запуску серийного производства роботов, применение которых уменьшит себестоимость выпускаемой продукции и станет новым этапом во внедрении инновационных технологий в отечественную промышленность.
Однако, доля роботизации на уровне производства на заводе принадлежащем компании
«АвтоВАЗ» в сравнении с ведущими автомобильными брендами не высока.[8]
Выводы
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что инновационный прорыв станет реальностью, если постепенно воплощать в жизнь инновационную программу возрождения и модернизации машиностроительного комплекса.
Внедрение робототехники как показал обзор, проведенный в данной статье, весьма эффективный способ модернизировать промышленность, однако очень дорогой, далеко не каждое предприятие способно самостоятельно усовершенствовать свой технологический процесс, в такие моменты ему нужен помощь более сильного партера - государства.
Государство играет важнейшую роль в инновационном прорыве, поскольку принимает необходимые законы и осуществляет финансирования различных программ развития.
Внедрение робототехники позволит преобразовать не только автомобильную промышленность, но и всё машиностроение в целом, что позволит увеличить

Секция 11 «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ 77-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ААИ
«АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ В РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА
КАДРОВ»
161
инновационную привлекательность и конкурентоспособность нашей страны на мировой арене.
Литература
1.
Пособие по применению промышленных роботов' \\Под ред. Кацухико Нода;
Пер. с японского В.В. Потуловой; Под ред. Белянина П.Н, Розина Б.Ш., Даниелевского В.Н. -
Москва: Мир, 1975 — с.456 2.
Журнал «Сварка и резка» № 1, 2010 3. www.androbots.ru
4. www.econgreat.ru/econs-123-2.html
5. www.uaz.ru/company/news/?id=510 6. www.mirprom.ru/Pubs.aspx?id=12415 7. www.myrobot.ru
8. www.obrabotka.net/news/roboty-dlya-mashinostroeniya-ot-kompanii-avtovaz/
9. www.pcweek.ru/idea/blog/idea/221.php
10. www.rworks.ru


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал