Рынок грузовых автомобилей




страница1/6
Дата08.04.2017
Размер1.45 Mb.
Просмотров327
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Центр развития
РЫНОК ГРУЗОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ
2016 год
РЕЗЮМЕ ................................................................................................. 2
1.
ОБЗОР ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В
РОССИИ .................................................................................................. 9
2.
ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ... 19
3.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
И
РОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ26
4.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ....... 34
4.
ПРОГНОЗ ПАРАМЕТРОВ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ НА БЛИЖАЙШИЙ ПЕРИОД. ...................................... 52
ПРИЛОЖЕНИЕ ...................................................................................... 55

Автор: Бутов А. М.

Рынок грузовых автомобилей
2
РЕЗЮМЕ
Наличие собственной отрасли производства грузовых автомобилей является признаком высокого уровня развития экономики страны. Эффективными промышленными комплексами в сфере производства грузовых автомобилей обладают такие, наиболее передовые в экономическом и технологическом отношении страны, как США, Япония и Германия. Как правило, развитие отрасли производства грузового автотранспорта сопровождается в стране параллельным ростом внешнего и внутреннего грузопотока и расширением сети автодорог. Согласно данным Росстата, на долю перевозок грузов автомобильным транспортом в настоящее время в России приходится около 70% суммарного объема грузоперевозок. В абсолютном выражении это составляет более 5 млрд. тонн в год
1
Особенностью российского транспортного комплекса является то, что грузоперевозки автомобильным транспортом больше, чем в большинстве прочих стран, являются дополняющим элементом железнодорожных грузопотоков. Так, если основная масса перевозок грузов железнодорожным транспортом производится на значительные расстояния, тов отношении автомобильного транспорта мы можем сказать, что им преимущественно осуществляется дальнейшее распределение этих грузопотоков. Это подтверждается и данными о средней дальности перевозки грузов для железнодорожного транспорта она составляет более 1,5 тыс. км, в то время как рассматриваемый показатель для автомобильного транспорта приближается всего лишь к 50 км. Тем не менее, рост средней дальности перевозки автотранспортом становится все более и более заметной тенденцией. Поданным
Росстата, за период с 2001 по 2015 год средняя дальность перевозки одной тонны груза автомобильным транспортом выросла практически в два раза. Важно отметить, что рост средней дальности перевозки грузов происходил на фоне качественного улучшения транспортной инфраструктуры. Так, например, с 2008 по 2014 год протяженность автодорог увеличилась практически в два раза. В тоже время в протяженности железных дорог общего пользования существенных изменений не наблюдалось. При этом непросто выросла протяженность автомобильных дорог, но возникло большое число крупных складских комплексов, имеющих привязку исключительно к автодорожной сети. Таким образом, сегодня в России имеется целый комплекс предпосылок для развития грузовых автоперевозок, а, следовательно, и роста внутреннего спроса на грузовые автомобили. Озвученные предпосылки находят свое подтверждение в статистике, касающейся динамики наличного парка грузовых автомобилей в России. Так, в 2014 году парк достиг 3,84 млн. единиц техники, показав при сопоставлении с 2000 годом рост более чем в 2 раза. При этом одной из основных особенностей российского парка является его высокий средний возраст, составляющий в настоящее время 19,3 года. В частности, поданным Автостата, на начало
2016 года почти 75% парка – техника старше 10 лета- старше 15 лет. Наличие в парке большого объема возрастной, не удовлетворяющей современным требованиям допустимой токсичности, техники создает предпосылки для его замены, а значит, оказывает позитивное влияние и на российский рынок грузовых автомобилей. Однако в настоящее время российский рынок находится в состоянии спада 2012 год стал последним после кризиса 2008-2009 годов, когда российский рынок грузовых автомобилей показал положительную динамику продаж. Объем видимого потребления грузовых
1
По информации Росстат

Рынок грузовых автомобилей
3 автомобилей в России в этот год составил 313,2 тыс. единиц техники. Начиная с 2013 года физический объем реализации грузовых автомобилей в России неуклонно снижался в 2013 году объем видимого потребления грузовых автомобилей в России сократился на 14% по отношению к уровню предыдущего года, в 2014 – на 29%, в 2015 – на 35%. В итоге, в 2015 году российский парк грузовых автомобилей показал результат в 3,83 млн. единиц техники. Отрицательная динамика при этом была показана впервые за последние 15 лет. Показатели российского рынка при этом явно расходятся с глобальными тенденциями на рынке грузовых автомобилей. После кризиса 2008-2009 годов мировой рынок встал на устойчивую траекторию роста. На которой они находится вплоть до настоящего времени. В
2015 году в мире было продано 23,37 млн. единиц коммерческих автомобилей предназначенных для перевозки грузов и пассажиров. Основным драйвером роста глобальных продаж выступают рынки стран NAFTA и Австралии. В отрасли происходит активное внедрение новых технологий, ключевыми из которых являются системы внешней и внутренней коммуникации систем автомобиля. Конечной точкой складывающихся трендов является подключение имеющихся автопарков в глобальную сеть, а также создание механизма беспилотных грузоперевозок автотранспортом. Лидерами рынка, как по объемам выручки, таки по внедряемым инновациям являются такие компании, как Daimler
Trucks, Volvo, Paccar, MAN, Scania. Российский рынок не входит в число топовых мировых рынков. И его доля в глобальном рынке в последние годы имела явную тенденцию к снижению. По состоянию на 2015 год она составила всего 0,7%, в то время как в 2015 году она достигала 1,8%. Самые известные из российских марок, такие как КАМАЗ и ГАЗ, также не входят в число топовых мировых производителей, пользуясь спросом преимущественно на внутреннем рынке и рынках сопредельных стран. В 2015 году, согласно данным Росстата, в России было произведено 130,6 тысяч грузовых автомобилей. На экспорт в тот же год было отправлено 20 тысяч грузовых автомобилей. Сопоставив эти цифры, мы получим, что 15% произведенной в России грузовой техники пошло на экспорт. Около 75% направленных на экспорт автомобилей было поставлено в страны СНГ. Складывавшийся тренд снижения продаж послужил причиной роста внимания к российскому рынку автомобилей со стороны Правительства. В результате, с наступлением 2014 года
Минпромторгом РФ был инициирован целый комплекс мер по поддержке авторынка и автопрома. В частности, весной 2014 года субъектам РФ были выделены средства на субсидирование закупки муниципального транспорта, работающего на газомоторном топливе, на сумму 3,7 млрд. рублей. Свыше 3 млрд. рублей было выделено на реализацию программы по субсидированию перевозок автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке, в другие регионы страны. Еще порядка 2,3 млрд. рублей было предусмотрено на приобретение 3,5 тыс. автомашин для нужд МВД в рамках реализации программы по государственной закупке специальной автомобильной техники, которая является совместной инициативой
Минпромторга и МВД. Далее происходило только дальнейшее расширение мер поддержки, акцент которого делался непросто на стимулирование спроса, нона его всестороннее смещение в сторону произведенной в России техники. В 2015 году в силу вступили программа
2
Расчет ЦР НИУ ВШЭ
3
Данные Международной ассоциации производителей автотехники

Рынок грузовых автомобилей
4 льготного автокредитования и программа льготного автолизинга, под действие которых попал только избранный перечень производимой техники. На эти программы было выделено 4 млрд. рублей. В конце 2015 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил дополнительные меры поддержки автомобильной промышленности. Так, согласно постановлению от 12 ноября 2015 года №1226, у производителей автомобилей и автокомпонентов появилась возможность претендовать на получение субсидий на возмещение части затрат по обслуживанию кредитов, полученных на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности. Кроме того, дополнительные бюджетные ассигнования в размере 4,824 млрд. рублей были выделены на компенсацию российским организациям части затрат в связи с производством колесных транспортных средств в рамках Постановления Правительства от 18 марта 2015 года №244. Перечисленные меры, как мы сказали, должны были стимулировать спрос именно на технику российского производства. Отчасти эту стратегию можно считать удавшейся. Так, если в 2012 году доля внутреннего производства в структуре видимого потребления была равно 61%, тов году она уже достигала 84%. Тем не менее, результат этот был показан на фоне спада продажи фактические объемы производства грузовиков в России снижались в 2015 году было произведено 130,6 тысяч грузовых автомобилей, что на 15% ниже аналогичного показателя годом ранее. Слабость внутреннего рынка заставила Правительство изыскивать возможности для усиления экспортного направления сбыта. Всерьез этим вопросом занялись лишь в 2016 году. Во- первых, с 1 января 2016 года в России стартовала программа по субсидированию части логистических расходов при наземной и морской транспортировке автомобилей, машинокомплектов и комплектующих, а также расходов по их адаптации и сертификации на зарубежных рынках. Во-вторых, экспорт был включен в список условий для заключения специальных инвестиционных контрактов, которые гарантируют для инвестора сохранение налоговых условий на срок действия контракта (долети позволяют претендовать на участие в госпрограммах. Например, такой документ уже заключен с СП Mazda и «Соллерс» – партнеры намерены вложить 2 млрд руб. в создание на Дальнем Востоке производства двигателей с производственной мощностью до 50 000 моторов в год, которые будут поставляться прежде всего на экспорт. Приоритет развития экспорта сохранится государством ив следующем году. Так, в 2017 году на поддержку экспорта автомобилей отечественного производства планируется потратить 6,5 миллиардов рублей. Деньги пойдут на доводку параметров автомобилей до европейских норм экологичности и безопасности, а также компенсацию логистических затрат
5
По итогам 10 месяцев 2016 года из РФ было экспортировано 10,6 тыс. грузовых автомобилей, что на 26% ниже показателя аналогичного периода 2015 года. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день развитие российского экспорта грузовых автомобилей существует скорее как идея, чем как реализованный факт. Статистика последних трех лет говорит о последовательном снижении объемов российского экспорта рассматриваемого нами вида техники. Текущая стратегия развития экспорта опирается на два основных столпа низкий курс рубля и масштабную поддержку со стороны государства. Однако в условиях прогнозируемого на ближайшие
4
Постановление Правительства РФ № рот
Рынок грузовых автомобилей
5 несколько лет дефицита бюджета ставка на расширение поддержки экспорта (хотя бы в течение трех последующих лет) имеет очевидные риски. Это понимают руководители многих иностранных сборочных предприятий, которые не спешат с инвестициями в развитие, ожидая гарантий от Российского Правительства. В целом, как ив ряде других промышленных отраслей, одной из ключевых проблем, характерной как для отрасли производства автомобилей вообще, таки грузовых автомобилей в частности, является отсутствие стабильной, понятной и долгосрочной государственной политики. Постоянно возникающие противоречия, например, между текущими фискальными задачами и выстраиванием долгосрочной программы развития отрасли, приводят к сложностям с привлечением в отрасль инвестиций. К тому же кругу проблем можно отнести желание Правительства усилить налоговое бремя на организации-перевозчики грузов автомобильном транспортом. Так, введение системы Платон, накладывающей дополнительное денежное обременение на автоперевозчиков, на фоне сократившегося спроса на грузоперевозки оказывает дополнительное негативное влияние на спрос на грузовые автомобили. В качестве дополнительного негативного фактора такой политики необходимо назвать ослабление рыночных конкурентных механизмов как на рынке грузовой техники, таки в сфере грузоперевозок. Следовательно, мы вправе ожидать соответствующее усиление ценового давления по цепочке - от производителя грузового автомобиля через компанию- перевозчика на грузоотправителя. Как мы видим, в последние три года, когда в российской экономике в полной мере проявились кризисные тенденции, значимость государственного внимания к деятельности отрасли производства грузовых автомобилей стала едва лине определяющим фактором состояния автопрома. Речь идет прежде всего о мерах прямой государственной поддержки, без которых показатели отрасли были бы гораздо ниже. На сегодняшний день в Правительстве есть понимание необходимости продления государственной поддержки отрасли как минимум еще на год. Угрозой отказа от этих мер является обвал спроса. Тем не менее в условиях бюджетного дефицита государство ищет возможности сокращения размеров поддержки с одновременным сохранением ее эффективности. Результатом этого поиска стала идея о механизме большей адресности поддержки на 2017 год. По нашему мнению, текущая политика государства в отношении отрасли является в большой степени операционным реагированием по наиболее проблемным векторам. Очередная попытка более системного подхода представлена в проекте Стратегии развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 года, где приоритетным направлением названо развитие экспорта. Однако эта задача не может быть решена исключительно институциональными преобразованиями внутри отрасли. И ее реализация будет зависеть от состояния внешних по отношению к отрасли факторов. Если говорить о ближайших перспективах рассматриваемого нами рынка, тов соответствии с действующим прогнозом Института Центр развития НИУ ВШЭ, вплоть до 2020 года, экономика России будет развиваться с темпом менее 1% ежегодно. При этом наилучшим образом отражающий состояние платежеспособного спроса в российской экономике показатель курса рубля по отношению к доллару США будет демонстрировать соотношение
65,5-65,9 руб./долл. в течение всего периода 2017-2020 гг. Сочетание фактора низкого темпа роста экономики со слабостью национальной валюты создает предпосылки для сохранения низкого уровня платежеспособного спроса на грузовые автомобили. Таким образом, даже с учетом сохраняющегося уровня государственной поддержки, в заявленных временных

Рынок грузовых автомобилей
6 границах мы не можем ожидать существенного роста грузоперевозок, объем которых будет колебаться вблизи текущего уровня.
Табл. 1 Сводная таблица показателей, характеризующих вклад производства транспортных
средств и оборудования в развитие российской экономики
Источники: Росстат (официальный сайт, ЕМИСС), ФНС, расчеты Института Центр развития НИУ ВШЭ.
6
В номенклатуре Росстата: код ОКВЭД DM, для ВДС коды ОКВЭД 34+35+23.3+24.61+29.6.
7
Производство транспортных средств и оборудования (код ОКВЭД DM).
8
Производство транспортных средств и оборудования (код ОКВЭД DM).
9
При поставках на внутренний рынок.
10
Фонд оплаты труда по полному кругу организаций рассчитан как произведение среднесписочной численности и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, умноженное на 12.
11
С досчетом на объем инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
12
Без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений.
13
Без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений.
14
В 2014-2015 гг. в отрасли зафиксирован убыток до налогообложения.
15
Производство транспортных средств и оборудования (коды ОКВЭД 34+35 без прочих.
16
Рассчитана как отношение прибыли до налогообложения к выручке от продажи продукции в процентах.
2012 2013 2014 2015 Валовая добавленная стоимость (ВДС) производства транспортных средств и оборудования в основных ценах, млрд. руб.
845 873 1 077 1 156 Вклад в ВВП (ВДС в основных ценах) экономики, %
1,46 1,41 1,59 1,60 Индекс производства, % к предыдущему году 10,3 2,2 8,5
-8,5 Динамика среднегодовых цен производителей, % к предыдущему году 6,24 1,02 4,09 14,01 Доля производства транспортных средств и оборудования в отдельных показателях по экономике в целом
- в фонде оплаты труда (по полному кругу организаций, %
2,35 2,32 2,28 2,27
- в среднесписочной численности работников (по полному кругу организаций, %
2,26 2,25 2,19 2,14
- в инвестициях в основной капитал (по полному кругу организаций, %
1,14 1,38 1,64 1,55
- в выручке от продажи продукции (по крупными средним организациям, %
2,94 3,13 2,88 2,76
- в прибыли до налогообложения (по крупными средним организациям, %
1,20 1,32
-
14
-
- в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет РФ, %
15 1,61 1,56 1,45 1,29
- в расходах федерального (или консолидированного) бюджета на национальную экономику Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы со среднероссийским уровнем (по полному кругу организаций, %
103,9 103,1 103,8 106,2 Рентабельность (убыточность) продукции (по крупными средним организациям, %
3,1 2,7
-0,5
-0,6

Рынок грузовых автомобилей
7
Табл. 2 Сводная таблица показателей, характеризующих вклад производства грузовых
автомобилей в производство транспортных средств и оборудования
Источники: Росстат (официальный сайт, ЕМИСС), ФНС, расчеты Института Центр развития НИУ ВШЭ.
17
Рассчитана на основе формы Росстата з Сведения о затратах на производство и продажу продукции как разница между выпуском и материальными затратами по экономике в целом, производству транспортных средств и оборудования (код ОКВЭД DM), производство грузовых автомобилей (код ОКВЭД 34.10.4).
18
При поставках на внутренний рынок.
19
В 2014-2015 гг. в отрасли зафиксирован убыток до налогообложения.
20
Рассчитана как отношение прибыли (убытка) до налогообложения к выручке от продажи продукции в процентах.
2012 2013 2014 2015
ВДС производства грузовых автомобилей (по крупными средним организациям, млрд. руб.
49,7 54,2 54,9 42,2 Вклад в ВДС производства транспортных средств и оборудования (по крупными средним организациям, %
6,35 5,85 6,08 4,54 Индекс производства, % к предыдущему году
4,9
-1,3
-25,7
-14,7 Динамика среднегодовых цен производителей, % к предыдущему году 10,79 2,72 6,13 21,34 Доля производства грузовых автомобилей в отдельных показателях производства транспортных средств и оборудования
- в фонде оплаты труда (по крупными средним организациям, %
н./д. н./д. н./д.
4,5
- в средней численности работников, % н./д. н./д. н./д.
5,6
- в инвестициях в основной капитал (по крупными средним организациям, % н./д.
9,8 10,6 6,2
- в выручке от продажи продукции (по крупными средним организациям, %
9,3 10,0 9,2 7,4
- в прибыли до налогообложения (по крупными средним организациям, %
15,4 8,7
-
19
-
- в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет РФ, % н./д. н./д. н./д. н./д.
- в расходах федерального (или консолидированного) бюджета на национальную экономику, % Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы со средним уровнем в производстве транспортных средств и оборудования (без субъектов малого предпринимательства, % н./д.
93,1 88,3 80,7 Рентабельность (убыточность) продукции (по крупными средним организациям, %
20 5,2 2,4
-0,6
-1,0

Рынок грузовых автомобилей
8
Табл. 3. Сводная таблица показателей, характеризующих развитие рынка грузовых
автомобилей в России
Источники: Росстат (официальный сайт, ЕМИСС), Автостат, АСМ-холдинг, расчеты Института Центр развития НИУ
ВШЭ.
2012 2013 2014 2015 Видимое потребление грузовых автомобилей РФ, тыс. шт 269,2 192,4 125,6 Изменение видимого потребления грузовых автомобилей в РФ, % к предыдущему году
-14%
-29%
-35% Производство грузовых автомобилей РФ, тыс. штук 207,4 153,1 128,1 Изменение производства грузовых автомобилей в РФ, % к предыдущему году
-2%
-26%
-16% Уровень зависимости от импорта- доля импорта в видимом потреблении грузовых автомобилей в РФ, %.
38%
33%
32%
16% Уровень развития экспорта
- отношение экспорта грузовых автомобилей из РФ, к внутреннему производству, %.
9%
13%
14%
18%
Справочно:
Перевезено грузов автотранспортом, млн. тонн 842 5 635 5 417 5 041 Доля автотранспорта в общем объеме перевезенных грузов всеми видами транспорта
69%
68%
68%
66% Наличный парк грузовых автомобилей в РФ (без млн. шт.
3,33 3,61 3,84 3,83 Протяженность автомобильных дорог общего пользования, тыс. км
1278,3 1396,5 1451,2 1480,8

Рынок грузовых автомобилей
9 1.
ОБЗОР
ОТРАСЛИ
ПРОИЗВОДСТВА ГРУЗОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ
В РОССИИ
1.1.

Значение отрасли производства грузовых автомобилей для экономики
России
Наличие собственной отрасли производства грузовых автомобилей является признаком высокого уровня развития экономики страны. Эффективными промышленными комплексами в сфере производства грузовых автомобилей обладают такие, наиболее передовые в экономическом и технологическом отношении страны, как США, Япония и Германия. Активным развитием этого сегмента промышленности занимаются и те страны, которые уже в ближайшем будущем будут претендовать название передовых экономик. Среди таких стран мы в первую очередь должны назвать Китай и Индию. Как правило, развитие отрасли производства грузового автотранспорта сопровождается в стране параллельным ростом внешнего и внутреннего грузопотока и расширением сети автодорог. Если рассматривать внутреннюю специфику российской отрасли производства грузовых автомобилей, то она возникла на фундаменте советского промышленного комплекса, и ее ключевые предприятия появились еще в советский период. Среди таких предприятий выделяются Горьковский автомобильный завод (ГАЗ, Камский автомобильный завод (КАМАЗ) и Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Согласно данным Автостата, совокупная доля перечисленных трех предприятий в 2015 году превысила 80% в суммарном объеме производимых в России грузовых автомобилей
21
За прошедшие с начавшихся впервой половине х годов прошлого века экономических преобразований годы российская отрасль производства грузовых автомобилей претерпела значительные изменения. Прежде всего, нужно сказать о том, что в структуре выпускаемой продукции сильно вырос сегмент так называемых малотоннажных, крытых грузовиков, что стало отражением бурного развития в стране розничной и мелкооптовой торговли. С другой стороны, развитию сегмента крупнотоннажной техники способствовал динамичный рост строительной отрасли. При этом именно в этом локальном сегменте российские производители имеют конкурентоспособный на международном рынке продукт. Внутренний спрос на грузовую автотехнику хорошо иллюстрируется данными о суммарном объеме перевозок грузов в России. Согласно данным Росстата, на долю перевозок грузов автомобильным транспортом приходится около 70% суммарного объема грузоперевозок. В абсолютном выражении это составляет более 5 млрд. тонн в год. Рассматривая отрасль производства грузовых автомобилей в качестве обеспечивающей выполнение в стране определенной части потребного объема грузоперевозок, мы должны отметить, что применительно к российским реалиям грузоперевозки автомобильным транспортом во многом являются дополняющим элементом железнодорожных грузопотоков. Так, если идущий по железной дороге грузопоток, это прежде всего массовая перевозка грузов на значительные расстояния, тов отношении автомобильного транспорта мы можем сказать, что им в основном осуществляется дальнейшее распределение этих грузопотоков. Это подтверждается и данными о средней дальности перевозки грузов для железнодорожного
21
https://www.autostat.ru/infographics/25485/



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал