Ремонт военной автомобильной техники организация и технические средства эвакуации ват



Pdf просмотр
страница1/4
Дата13.03.2017
Размер9.72 Mb.
Просмотров717
Скачиваний1
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕМОНТ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ЭВАКУАЦИИ ВАТ

Под редакцией кандидата технических наук, профессора полковника Герасимова АН.
Допущено Министерством обороны Российской Федерации
в качестве учебного пособия для курсантов
высших военно-учебных заведений
Главного автобронетанкового управления МОРФ,
обучающихся по специальности 150200
«Автомобили и автомобильное хозяйство
Рязань 2006

2
ББК 39.33-083 Р
Рецензенты:
Начальник 1 экспериментального проектно-производственного объединения
(1 ЭППО, г. Бронницы) полковник Одарущенко В.К.

Начальник кафедры материальной части и ремонта РВВДКУ
доцент полковник Токарев А.Н. Р Ремонт военной автомобильной техники. Организация и технические средства эвакуации ВАТ: Учеб. пособие. – Рязань РВАИ, 2006. – 81 с. Учебное пособие Организация и технические средства эвакуации ВАТ» предназначено для курсантов института и разработано в соответствии с учебной программой дисциплины Ремонт ВАТ» вузов ГАБТУ МОРФ. Пособие составлено коллективом авторов канд. техн. наук, доцентом
Ухалиным АС, канд. техн. наук, доцентом полковником Коберниченко А.Б., канд. техн. наук Протасовым А.В., канд. техн. наук полковником Яркиным В.Р., канд. техн. наук, доцентом полковником Воробьевым Г.Г., подполковником
Гостеевым О.В., подполковником Лощининым В.И. под общей редакцией канд. техн. наук, профессора Герасимова АН. В пособии изложены основные положения по организации эвакуации ВАТ в соответствии с проектом нового Наставления по автотехническому обеспечению НАТО, новой организационно-штатной структурой эвакуационных подразделений войскового звена и новым типажом эвакуационных машин. Одна из целей издания приведение в соответствие содержания и вопросов учебного пособия возросшему объему темы Организация и технические средства эвакуации ВАТ» в новой программе учебной дисциплины Ремонт ВАТ».
ББК 39.33-083

3 Содержание Введение. …5 1 Основные положения по организации эвакуации ВАТ............................ …6 2 Характеристика видов застреваний АТ и объемов работ. …9 3 Основы расчетов сил сопротивления перемещению при вытаскивании объектов эвакуации.
..13 4 Основы расчетов сил сопротивления перемещению при транспортировании объектов эвакуации.
..19 4.1 Сила тяги, способы ее реализации и увеличения. ..22 5 Способы эвакуации поврежденных машин. ..26 6 Эвакуационные подразделения и средства эвакуации части, соединения 7 Основные направления развития средств эвакуации ВС РФ на период дог Техника эвакуации с использованием эвакуационных машин и табельных средств.
..43 8.1 Эвакуация машин с поля боя. ..43 8.2 Эвакуация машин в горной местности. ..46 8.3 Техника эвакуации и применение табельных и подручных средств. ..47 8.4 Полиспасты. ..52 8.5 Такелажное оборудование. ..56 8.6 Сцепка объекта эвакуации с тягачом при буксировании. ..59 9 Требования безопасности проведения эвакуационных работ и транспортирования поврежденных машин.
..61 9.1 Общие указания. ..61 9.2 Требования безопасности при вытаскивании машин 9.3 Требования безопасности при транспортировании машин. ..62 Заключение. ..66 Контрольные вопросы. ..67 Список литературы. ..68 Приложения Приложение А. Значения коэффициентов сопротивления качению для колесных и гусеничных машин на различных дорогах
(местности.
..69

4 Приложение Б. Значения величин сos

и sin

для различной крутизны подъема.
..70 Приложение В. Значения коэффициента сцепления

для колесных и гусеничных машин на различных дорогах (местности Приложение Г. Величины коэффициента сопротивления подъему i на маршрутах эвакуации.
..72 Приложение Д. Легкий колесный эвакотранспортер КТ-Л (ТК-6А).
Тактико-техническая характеристика.
..73 Приложение Е. Легкий колесный эвакуационный тягач КЭТ-Л (ТК-5В).
Тактико-техническая характеристика.
..74 Приложение Ж. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1.
Тактико-техническая характеристика.
..76 Приложение И. Машина технической помощи МТП-А2.
Тактико-техническая характеристика.
..78 Приложение К. Машина технической помощи МТП-А6 на базе МТ-ЛБ.
Тактико-техническая характеристика.
..80

5 Введение Требования министра обороны РФ, начальника ГАБТУ МОРФ к повышению качества профессиональной подготовки выпускников ввузов, анализ результатов отзывов из войск об их служебной деятельности свидетельствуют о необходимости дополнительного углубленного изучения курсантами вооружения и военной техники (ВВТ) ив том числе технических средств эвакуации военной автомобильной техники (ВАТ). В современных условиях использования военной автомобильной техники при возрастающем поражающем воздействии на нее противника подсистема эвакуации является определяющей для подсистемы ремонта, которая способна эффективно функционировать только при соответствии производственных возможностей обеих подсистема именно при своевременной доставке средствами эвакуации неработоспособной автомобильной техники в ремонтно-восстановитель- ные органы. По опыту ведения боевых действий входе локальных войн и вооруженных конфликтов (Афганистан, Чечня, при выполнении войсками боевых задач автомобильная техника может потерять подвижность в результате повреждения, застревания на местности, опрокидывания, завала в укрытиях или затопления на водных преградах, а также из-за гибели экипажа. В этом случае процессу восстановления поврежденных машин будет предшествовать их эвакуация из зоны огневого воздействия противника в безопасный район к ремонтной мастерской или на сборный пункт поврежденных машин. Должностные лица автомобильной службы должны знать общие положения по организации эвакуации ВАТ, назначение, порядок применения эвакуационных машина также практические приемы и особенности выполнения эвакуационных работ в различных условиях.

6 1 Основные положения по организации эвакуации ВАТ Эвакуация ВАТ является составной частью автотехнического обеспечения войск. Общие положения по организации эвакуации излагаются в Наставлении по автотехническому обеспечению ВС РФ. Технические основы эвакуации, а также практические приемы проведения эвакуационных работ приведены в Руководстве по эвакуации. Под эвакуацией автомобильной техники, вооружения и военной техники (в дальнейшем по тексту машина, объект) понимается комплекс работ, включающий поиск, вытаскивание застрявших (опрокинутых, затонувших) машин, приведение их в транспортабельное состояние, транспортирование поврежденных или не имеющих водителей (механиков-водителей) машин из мест выхода из строя или которым угрожает захват противником, к маршрутам эвакуации, в места ремонта или к местам передачи (погрузки.
Цель эвакуации – своевременное освобождение войск и маршрутов их перемещения от поврежденной автомобильной техники, обеспечение ремонтных частей и подразделений ремонтным фондом, а также сохранность вышедших из строя машин. Входе боевых действий при организации эвакуации заместитель командира части по вооружению (начальник автомобильной службы) производит расчеты объема эвакуационных работ, возможностей эвакуационных органов, определяет потребность в средствах усиления и разрабатывает предложения по организации эвакуации поврежденной автомобильной техники, которые отражаются на рабочей карте с указанием мест размещения эвакофонда, развертывания сборных пунктов поврежденных машин (СППМ) и размещения эвакоподразделений.
Основные принципы организации эвакуации: эвакуация вышедшей из строя АТ осуществляется непосредственно входе действий войск во всех случаях, как правило, сначала эвакуируются машины сводите- лями (экипажами, требующими спасения, легко застрявшие (затонувшие) маши-

7 ны с наименьшим объемом ремонтных и других работ в первую очередь эвакуируется АТ из-под огня противника, из районов или мест, которым угрожает захват противником прежде всего эвакуируются машины, в наибольшей степени определяющие боеспособность в данных условиях боевой обстановки, а из них – с наименьшим объемом ремонтных и эвакуационных работ в условиях радиоактивного и химического заражения эвакуационные работы проводятся после радиационной и химической разведки и проведения (при необходимости) частичной специальной обработки. К основным мероприятиям, проводимым при эвакуации машин, относятся следующие уточнение местонахождения и состояния машин, подлежащих эвакуации, поданным технической разведки выполнение подготовительных работ вывод поврежденных (неисправных) машин из-под огня противника вытаскивание застрявших, затонувших, засыпанных машин, переворачивание опрокинутых машин буксирование (транспортирование) поврежденных (неисправных) машин.
В ходе наступления эвакуация АТ в войсковом уровне осуществляется, как правило, вперед, по направлению передвижения войска также в рокадных направлениях силами и средствами самих подразделений (частей, приданных эвакуационных подразделений и попутным транспортом в места, спланированные для развертывания СППМ.
При ведении оборонительных действий эвакуация поврежденных машин осуществляется средствами низшего звена на СППМ или к ремонтным подразделениям (частям) старшего начальника. Эвакуировать поврежденные машины в обороне необходимо немедленно, чтобы противник в случае своего продвижения не смог их захватить или уничтожить. Машины, требующие ремонта не более одного часа, восстанавливаются на

8 месте или эвакуируются в район расположения подвижных ремонтных средств своих подразделений. Машины, требующие ремонта в большем объеме, силами экипажей (водителей) приводятся в транспортабельное состояние, а затем доставляются на полковые СППМ или временные места сосредоточения неисправной техники. Все поврежденные машины, которые не могут быть восстановлены ремонтными и эвакуационными средствами частей (подразделений, эвакуируются на
СППМ соединения, как правило, силами и средствами старшего начальника. Эвакуация машин осуществляется в несколько этапов и разделяется напер- вичную и последующую.
Первичная эвакуация – эвакуация машин из районов боевых действий и с мест выхода их из строя к маршрутам эвакуации или на ближайшие СППМ. Первичная эвакуация выполняется силами и средствами подразделений и частей. В отдельных случаях для первичной эвакуации могут привлекаться эвакуационные органы старших начальников.
Последующая эвакуация – дальнейшее транспортирование объектов с маршрутов эвакуации и СППМ в места их ремонта или погрузки на транспорт для отправки. Последующая эвакуация выполняется силами и средствами соединений и объединений. Непосредственное выполнение работ при эвакуации АТ осуществляется экипажами эвакуационных машин, водителями (расчетами, а также личным составом других подразделений, привлекаемых для этих целей. Для успешного выполнения работ по вытаскиванию вышедших из строя машин существенное значение имеет правильная оценка характера застревания и соответствие тяговых возможностей средств эвакуации необходимым усилиям вытаскивания. Кроме того, успех данных работ определяется выбором способов и приемов эвакуации, которые зависят от особенностей раскладки такелажных схем, объема и трудоемкости подготовительных работ.

9 2 Характеристика видов застреваний АТ и объемов работ По степени сложности застревания машин принята следующая классификация застреваний, представленная в таблице 1. Таблица 1 - Классификация застреваний и величина относительного сопротивления вытаскиванию машин Вид застреваний Сопротивление вытаскиванию в долях массы эвакуируемых объектов Легкое не более 1 Среднее
1 – 3 Тяжелое
3 – 5 Особо тяжелое более 5 Данные таблицы 1 свидетельствуют, что наиболее важной характеристикой сложности застревания машин является относительное сопротивление вытаскиванию, величина которого выражается в долях массы эвакуируемых объектов. Характеристика внешних признаков застревания, опрокидывания и затопления автомобильной техники, особенности проведения подготовительных работ силами водителя, экипажа, использование тяги эвакуационного тягача и средств механизации инженерных работа также возможные способы эвакуации представлены в таблице 2. Таблица 2 – Характеристика застреваний АТ Внешние признаки застревания Особенности подготовительных работ Возможный способ
Легкое застревание
Застревание машины в размокшем грунте, болоте, снегу и др. с погружением до оси колеса опорного катка) при исправной ходовой части Расчистка пути выхода машины силами водителя и экипажа тягача
Самовытаскивание или вытаскивание лебедкой тягача прямым перемещением Продолжение таблицы 2 Внешние признаки застревания Особенности подготовительных работ Возможный способ Опрокидывание машины на борт или вверх ходовой частью на ровных участках местности в карьеры, рвы, овраги, кюветы Не выполняются Установка машины лебедкой тягача полуподъ- емом или прямым перемещением с последующим вытаскиванием Затопление машины на водной преграде с твердым пологим дном глубиной м
Зачалка тросов лебедки силами экипажа тягача Вытаскивание машины лебедкой тягача прямым перемещением
Среднее застревание
Застревание машины в размокшем грунте, снегу, на песчаном броде с погружением до оси колеса и при частичном вмерза- нии зимой застревание машины до верхней части крыла – в болоте Расчистка пути выхода машины и мест зачалки тросов лебедки силами водителя и экипажа тягача Вытаскивание лебедкой тягача с использованием блока-полиспаста полуподъемом или прямым перемещением Опрокидывание машины на борт или вверх ходовой частью в глубокие карьеры, рвы, овраги и при частичном вмерзании машины в грунт зимой Срытие и скалывание смерзшегося грунта кру- тостей с применением навесного бульдозерного оборудования или взрывного способа Установка машины лебедкой тягача с использованием блока-полиспаста полуподъемом или прямым перемещением с последующим вытаскиванием Затопление машины без опрокидывания на водных преградах с вязким дном, заболоченными и крутыми берегами глубиной 2,5-5 м
Зачалка тросов лебедки силами водителя и экипажа тягача, срытие кру- тостей берега Вытаскивание лебедкой тягача с применением блок-полиспаста с прямым перемещением
Тяжелое застревание Застревание машины в болоте и обвалившихся укрытиях с погружением до верха борта кузова Расчистка пути выхода машины с применением бульдозерного оборудования. Укладка лежней, обкалывание подрыв) смерзшегося грунта зимой Вытаскивание лебедкой тягача с раскладкой полной такелажной схемы прямым перемещением или полуподъемом Опрокидывание машины ходовой частью вверх в узкие, глубокие карьеры, рвы, овраги и при частичном вмерзании в грунт зимой Срытие крутостей берегов с использованием навесного бульдозерного оборудования Вытаскивание краном или лебедкой тягача с применением блока-поли- спаста

11 Продолжение таблицы 2 Внешние признаки застревания Особенности подготовительных работ Возможный способ Затопление машины с опрокидыванием на естественных водных преградах, с вязким дном и крутыми берегами глубиной болеем
Зачалка тросов лебедки силами водителя и экипажа тягача с привлечением оборудования для подводно-технических работ срытие крутостей берега с применением навесного бульдозерного оборудования Вытаскивание машины лебедками нескольких тягачей с раскладкой полной такелажной схемы
Особо тяжелое застревание Застревание машины на заболоченной местности ив обвалившихся укрытиях с погружением до верха борта Расчистка пути входа машины с использованием навесного бульдозерного оборудования и расчистка мест зачалки тросов укладка лежней силами экипажа и с привлечением дополнительного личного состава Вытаскивание машины лебедками одного или нескольких тягачей путем раскладки полной такелажной схемы прямым вытаскиванием или в комбинации с полу- подъемом Срыв сбрасывание) машины в условиях горной местности с обрывов, с крутизной скатов дои глубиной болеем Срытие крутости обрыва взрывным способом Вытаскивание и установка краном или лебедкой тягача путем раскладки полной такелажной схемы Затопление машины с опрокидыванием на водной преграде с вязким дном и обрывистыми берегами глубиной болеем, занос ее песком и илом Подготовка машины и зачалка тросов с привлечением подразделений и техники инженерных войск и легководолазного снаряжения Вытаскивание и установка лебедками одного или нескольких тягачей путем раскладки полной такелажной схемы прямым перемещением В таблице 3 приведены средние трудозатраты на вытаскивание автомобильной техники, полученные по результатам экспериментальных исследований. Тру- дозатраты приводятся на вытаскивание АТ прямым перемещением. При вытаскивании машин полуподъемом указанные затраты снижаются в 1,5-2 раза.

12 Таблица 3 – Средние трудозатраты на вытаскивание автомобильной техники при застреваниях, опрокидываниях и затоплениях различной сложности
Трудозатраты при различных видах застревания, чел.-ч Наименование работ легкое среднее тяжелое особо тяжелое Вытаскивание автомобилей и гусеничных машин без выполнения подготовительных работ
0,7-0,8 1,8-2,0 4-6 10-13 Вытаскивание АТ с производством подготовительных работ вручную
- для застрявших машин до 2,0 4,0-12,0 7-15 20-30
- для затонувших машин до 3,0 до 40 до 60 до 100 Вытаскивание АТ с выполнением подготовительных работ при использовании средств механизации
- для застрявших машин до 1,0 2,0-8,0 5-10 12-15
- для затонувших машин до 2,0 до 35 до 50 до 80 Средние трудозатраты на одно вытаскивание машины прямым перемещением Основы расчетов сил сопротивления перемещению при вытаскивании объектов эвакуации Процесс эвакуации связан с обеспечением перемещения застрявшего или поврежденного объекта ив общем случае предусматривает преодоление сил сопротивления движению (при его вытаскивании, буксировании или транспортировании) за счет прикладываемого средством эвакуации тягового усилия. Чтобы правильно выбрать заранее или проверить достаточность тяговых возможностей средства эвакуации, необходимо по результатам осмотра объекта и оценки его технического состояния, сложности застревания определить ориентировочные величины сил сопротивления перемещению объекта и тягового усилия, развиваемого средством эвакуации, и сопоставить их между собой. Сопротивление перемещению (движению) объекта эвакуации возникает в результате взаимодействия его составных частей (прежде всего элементов ходовой части, рамы, корпуса и оперения и т.п.) с окружающей средой, грунтом препятствия или полотном дороги. На объект эвакуации могут действовать силы сопротивления перемещению
(
R
П
)
, которые по природе возникновения подразделяют на силы основного (
R
1
) и дополнительного (
R
2
) сопротивлений
R
П
= R
1
+ R
2
(1)
Сила основного сопротивления перемещению объекта эвакуации (
R
1
) включает сопротивление качению (
R
к
) и сопротивление подъему (
R
i
), а также сопротивление инерции (
R
j
) и воздушной среды (
R

) (рисунок 1).

14 Так как при вытаскивании объектов эвакуации действие сил инерции и сопротивления воздушной среды незначительно, то ими можно пренебречь, тогда
R
1
= R
к
+ R
i
.
(2)
Сила сопротивления качению (
R
к
) обусловлена сопротивлением перемещению, возникающему в результате взаимодействия колес (гусеничного движителя) машины с грунтом и деформации последнего, и может быть определена по формуле

R
к
=
Q
м

cos,
(3) где

коэффициент сопротивления качению

Q
м
– вес объекта эвакуации, кН (тс);

– угол продольного уклона дороги (местности, град.
Q
м
– вес объекта эвакуации,

- угол продольного уклона дороги

- угол несовпадения направления перемещения объекта эвакуации с направлением приложения тягового усилия Рисунок 1 – Схема сил сопротивления движению объекта эвакуации

15 Значения коэффициентов сопротивления качению (

) для колесных и гусеничных машин на различных дорогах (местности) приведены в приложении А. Сила веса объекта эвакуации определяется из уравнениям G

м
,
(4) где
g –
ускорение свободного падения, равное 9,81 мс
G
м

масса объекта, кг (т.
Сила сопротивления подъему (
R
i
) вызывается действием силы веса объекта эвакуации при движении его по наклонной поверхности (склоны оврагов, насыпей, рвов и т.п.). В результате этого возникает составляющая сила, параллельная дороге и направленная в сторону, противоположную направлению движения объекта на подъем (при движении на спуске она является скатывающей силой. Сила сопротивления подъему определяется по формуле
R
i
=
 Q
м

 sin.
(5) Знак плюс принимается при движении машины на подъема минус – при движении под уклон. Значение величин
cos

и
sin

для различных углов продольного уклона дороги (местности) приведены в приложении Б. Для определения величины силы основного сопротивления перемещению объекта эвакуации (
R
1
) при застревании в различных условиях можно использовать эмпирические формулы, приведенные в таблице 4.

16 Таблица 4 – Формулы для определения силы основного сопротивления перемещению объекта эвакуации при застревании в различных условиях Характеристика застревания Формула Примечание
1 Вытаскивание объектов, застрявших на дорогах (местности)
sinα
(fcos
Q
R
R
R
м
i
k
I
1





) (6)
2 Вытаскивание объектов, застрявших в обвалившихся укрытиях и на заболоченных участках местности, при погружении их на глубину, большую радиуса колеса каткам (где
k
– коэффициент пропорциональности, зависящий отвеса застрявшего объекта (для объектов веса более 200 кН
k
= 0,020; от 120 до 200 кН
k
= 0,015; менее кН
k
= 0,010);
h – глубина погружения объекта в грунт, м

– угол продольного крена приза- стревании, град Знак «+» при движении машины на подъем знак при спуске
3 Вытаскивание объектов, застрявших в окопах, противотанковых рвах (с вертикальными крутостями)
0,3)
γ
36
(
Q
R
м
III
1


(Формула справедлива для значений в пределах 20

60
Для определения сил дополнительного сопротивления перемещению объекта эвакуации (
R
2
) используются формулы, приведенные в таблице 5.

17 Таблица 5 – Формулы для определения сил дополнительного сопротивления перемещению объекта эвакуации, при застревании в различных условиях Характеристика застревания Формула Примечание
1 Застревание с заклиниванием колес (гусениц)
,
2
м
м
gG
Q
R
I




(9) где

- коэффициент сцепления движителя объекта эвакуации с дорогой Значение

для колесных и гусеничных машин приведены в приложении В
2 Застревание при несовпадении направления приложения тягового усилия с направлением перемещения объекта эвакуации
1
II
2
R
0,02β
R


, (10) где

- угол отклонения, град (обычно от 10 до 30 град)

3 Застревание с заклиниванием управляющих колес в вывернутом положении
м
Q
2,0)
(1,5
R
III
2



(11)

4 Застревание с задеванием агрегатами объекта эвакуации за грунт крутостей препятствия летом
м
Q
0,5)
(0,3
R
IV
2



(12) зимой
м
Q
1,5)
(1,0
R
IV
2



(13)

5 Застревание суп- лотнением, нагребани- ем грунта (снега) в завалах
м
Q
R
V



)
5
,
1 0
,
1
(
2
(14)

6 Застревание с при- мерзанием ходовой части объекта к грунту
м
Q
R
VI



)
5
,
2 5
,
1
(
2
(15)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал