Реализация фгос: Межпредметный подход в формировании универсальных учебных умений в основной школе



Скачать 155.54 Kb.
Дата28.10.2016
Размер155.54 Kb.
Просмотров119
Скачиваний0
Реализация ФГОС: Межпредметный подход в формировании универсальных учебных умений в основной школе

Глыбовская О.В., заместитель директора школы по УВР №266

Цейтлина Е.Ю., научный консультант, к.п.н

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом определены требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования. Эти требования включают освоение школьниками универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), использование УУД в учебной, познавательной и социальной практике, построении индивидуальной образовательной траектории (ФГОС, 2010).


Однако учебные программы, как и прежде, разделены на практически не связанные между собой дисциплины, которые ориентированы в основном на формирование предметных знаний и предметных умений. Традиционно учебный процесс осуществляется в рамках изолированных учебных предметов даже в начальной школе, где почти все предметы ведутся одним учителем. Показательно и то, что учителя, работающие в средней и старшей школе, привычно сами себя называют «учителями-предметниками», тем самым проводя ограничительную черту, за которой остаются эрудиция, выходящая за рамки одного учебного предмета, широкие научные знания в своей области, способность работать на стыке смежных наук.
Между тем, о важности межпредметных связей писали еще Я.А. Коменский и Дж. Локк, В.Ф. Одоевский и К.Д.Ушинский. И тема эта остается актуальной до наших дней. Теоретики и практики современного образования признают, что межпредметные связи способствуют развитию самостоятельного мышления, овладению навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формированию целостного мировоззрения, повышают практическую и научно-теоретическую подготовку учащихся, способствуя овладению обобщенным характером познавательной деятельности, что дает возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их в практической деятельности. Однако механизмы внедрения межпредметного подхода в практику школы несовершенны, межпредметные связи в учебном процессе носят эпизодический характер.
Как видим, возникает противоречие: ФГОС требует межпредметного подхода, без которого невозможна работа над метапредметными, универсальными умениями, а практика остается на привычных предметных позициях и ориентирована преимущественно на предметные знания и умения.
Для решения проблемы обратимся к основным направлениям осуществления межнаучного взаимодействия. В науке это:

  • комплексное изучение разными науками одного и того же объекта.

  • использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

  • привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

Мы можем ориентироваться на эти направления и при осуществлении межпредметного подхода и в образовательном процессе. Наиболее доступным для школы нам представляется комплексное изучение одного и того же объекта на разных учебных предметах.

Например, экологические проблемы могут объединить биологию, географию, химию; вопросы культуры – историю, литературу, языкознание, историю искусств; технические проблемы – физику, информатику, технологию, математику.


Очевидно, что подобная работа должна быть систематической, что она требует согласованных и заранее спланированных усилий всех учителей, работающих в классе или параллели, при обязательной координации этой деятельности со стороны школьной администрации..
Алгоритм совместной работы учителей может быть следующим:

  • изучение каждым учителем программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

  • совместное планирование межпредметных связей, разработка и согласование способов их реализации - на уровне методических объединений, творческих, инициативных групп учителей;

  • выделение основных УУД, на развитие которых будет направлена работа всех учителей класса (параллели);

  • подготовка и проведение запланированных различных форм организации учебного процесса (интегрированные уроки, фестивали, спектакли, дискуссии, игры, презентации, проектная, исследовательская деятельность и т.д.), в которых смогут проявиться универсальные умения школьников;

  • контроль и оценка освоения УУД как результата осуществления межпредметных связей (междисциплинарный зачет в различных формах с применением критериальной оценки, содержащей требования к освоению УУД)

Работа в этом направлении в течение нескольких лет ведется в школе № 266 Адмиралтейского района. Наиболее ценными приобретениями педагогического опыта школы являются следующие методические разработки:

  1. Ресурсные материалы, демонстрирующие связь форм организации учебной деятельности, формируемые в ходе этой деятельности универсальные учебные умения возможные критерии их оценки.

  2. Разработки уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие универсальных учебных умений

  3. Положение о междисциплинарном зачете, направленном на итоговую оценку сформированности УУД.

Предлагаем фрагменты этих методических материалоа вниманию учителей и школьной администрации:

  1. Формирование УУД в основной школе Ресурсные материалы.

Предполагаемые результаты по ФГОС, формы организации учебной деятельности и оценка учебных достижений в условиях критериального оценивания.

Таблица 1

Коммуникативные универсальные учебные действия (умения)

Ключевые умения

Общение и взаимодействие, умение представлять и сообщать информацию в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии

и аргументации своей позиции

Оценочные модули

(объекты мониторинга)



Формы организации учебной деятельности

1

Дискуссия

Дебаты



1.Умение слушать и слышать друг друга, правильно интерпретировать информацию

2. Умение ясно формулировать свои мысли

3. Умение доказывать свою точку зрения

4. Умение задавать вопросы, включаться в диалог

5. Речевая культура, ясность выражения мысли, грамотность

2 .

Выступление с сообщением, докладом, рефератом


1. Логичность изложения

  1. Доступность для предполагаемой аудитории

  1. Иллюстративность (схемы, таблицы, графики, видеоматериалы, фотография, художественные произведения, музыка...)

  1. Умение заинтересовать слушателей (общение с аудиторией, эмоциональность)

  1. Умение отвечать на вопросы

3.

Устное высказывание на заданную тему

1. Полнота изложения материала

2. Аргументация, доказательность высказывания

3. Грамотность, речевая культура

4. Иллюстративность.

  1. Соответствие высказывания заданной теме, умение отвечать на вопросы

Ключевые умения

Работа в группе, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Оценочные модули

(объекты мониторинга)



Формы организации

учебной деятельности

1.

Решение проблем (групповая работа)

Коллективное создание продукта (компьютерной презентации, карты-схемы, иллюстрации и т.п.)




1. Определение способов взаимодействия, принятие функций участников, распределение ролей

2. Совместное планирование деятельности

3. Обмен знаниями и совместный поиск недостающей информации (взаимопомощь и взаимоконтроль)

4. Умение разрешать конфликтные ситуации, коррекция своих действий и действий партнера, умение договариваться

5. Достижение цели совместной деятельности

2.

Работа в группе

1. Степень осознанности (понимания) выполняемых работ

2. Взаимодействие в группе (организованность, рациональное распределение ролей, доброжелательный настрой)

3. Активность всех участников группы

  1. Самостоятельность группы (умение обходиться без учителя)

5. Результативность групповой работы

Таблица 2

Познавательные универсальные учебные действия (умения)

Ключевые умения

Постановка проблемы. Поиск решения проблемы.

Умение анализировать, обобщать, классифицировать. Оценка освоения этапов исследования


Оценочные модули

(объекты мониторинга)



Формы организации

учебной деятельности

1. Постановка проблемы




1. Умение видеть проблему (ставить вопросы)

Проектная и исследовательская деятельность


2. Умение выдвигать гипотезу

3. Умение структурировать текст

4. Умение читать схемы, таблицы, карты – работать с метафорами

5. Умение давать определение понятиям

2. Поиск решения проблемы

Проектная и исследовательская деятельность


1.Умение наблюдать

2.Умение проводить эксперимент

3. Умение делать выводы и умозаключения

4.Умение работать с разными источниками информации

5.Умение оценить полученные результаты и возможности их дальнейшего применения (развития)

3. Умение обобщать, классифицировать

Исследовательская деятельность


1.Умение выбрать основания для классификации – выбирать признак, существенный для решения задачи

2. Члены деления – непересекающиеся

3. Деление на каждом этапе – по одному основанию

4. Соразмерность деления (объемы совпадают)

5. Полнота (содержательность) классификации

4. Оценка освоения этапов исследования

Исследовательская и проектная деятельность

1.Формулирование проблемы, гипотезы

2. Подготовка к проведению исследования

3.Проведение исследования (самостоятельность)

4.Презентация, защита

5. Оценка полученных результатов, обсуждение перспектив исследования

5. Общая оценка проектной работы

Проектная деятельность

1. Обоснование актуальности темы, проблемы

2. Цель, задачи, план реализации проекта - обоснованность

3. Выбор способов и средств достижения результатов – оптимальность

4. Реализация проекта – завершенность

  1. Анализ результатов, выводы

6. Защита проекта

Проектная деятельность

  1. Логичность и доступность изложения

2. Умение отвечать на вопросы по существу

3. Разнообразие средств, использованных для представления работы. Качество оформления проектной работы (текст, тезисы выступления, электронные носители, графики, таблицы, видеоматериалы…)

4. Соотнесение задуманного и результата.

5. Оценка возможных перспектив развития проекта.

7. Подготовка сообщения, доклада, реферата

Самостоятельная работа над темой (проблемой)

1. Обоснование выбора темы

2. Новизна информации

3. Использование литературы (количество, качество)

4. Раскрытие темы

5. Наличие вывода

8. Составление рецензии на работу

Рецензирование

1. Изложение основных фактов и идей

2. Оценка соответствия работы теме

3. Выявление сильных сторон

4. Выявление слабых сторон работы. Умение дать автору работы рекомендации

5. Стиль, речевая культура, грамотность

9. Оценка (самооценка) портфолио

Портфолио

1. Наличие индивидуального образовательного плана

  1. Грамоты, благодарности, дипломы, рецензии,

отзывы на работы автора

  1. Рефлексии, самооценки, памятные знаки культурных

и духовных событий (программы мероприятий, пригласительные билеты, музейные и театральные буклеты), фиксирующие встречи с явлениями культуры и науки, общественной жизни

  1. Тезисы творческих работ, пояснительные записки к

проектам, их фрагменты, фотографии материальных результатов, видео- и фотоматериалы об участии автора в значимых для него событиях

  1. Материалы из Интернета, выписки из книг

10. Работа на уроке-лекции

Конспектирование

  1. Полнота конспекта

  1. Выделение главного (абзац, цвет, подчеркивание)

  1. Возможность воссоздания содержания лекции по конспекту

  1. Лаконичность формулировок, наличие условных сокращений

  1. Культура оформления работы - разборчивость записей, наличие полей (для вопросов и пометок)

11. Опорно-схематический конспект

Составление ОСК

(опорно-схематических конспектов)



1. Полнота использования исходного материала

  1. Логичность (наличие схем, показывающих

смысловые связи между понятиями, количество этих связей)

3. Возможность воспроизведения полного текста по данному ОСК. Наглядность (наличие рисунков, символов; читаемость: аккуратность выполнения ОСК)

4. Возможность воспроизвести ОСК




5. Лаконичность, оптимальный объем (рациональное использование опорных сигналов – слов, словосочетаний, символов)



12. Работа с учебным текстом. Составление таблицы

Работа с текстом.

Составление таблицы





  1. Полнота использования материала

  1. Соответствие отобранной информации графам таблицы

  1. Умение выбрать главное

  1. Лаконичность формулировок

  1. Графическая культура, аккуратность выполнения таблицы

13. Лабораторная работа

Постановка эксперимента

  1. Умение работать с оборудованием

  1. Самостоятельность при выполнении работы

  1. Полнота проработанного материала

  1. Наличие выводов

  1. Грамотность оформления работ, выполнения рисунков, схем

Таблица 3

Личностные универсальные учебные действия (умения)

Ключевое умение

Самооценка

Формирование у учащегося активной позиции в учебной деятельности, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности связаны с определенным уровнем развития самооценки, выступающей важны механизмом саморегуляции.

Становление дифференцированности, адекватности, надежности самооценки тесно связано с уровнем сформированности учебной деятельности и развитием познавательной активности1

Объекты мониторинга

Формы организации деятельности

1. Прогностическая самооценка

(выполняет функцию регуляции активности личности на этапе включения ее в новый вид деятельности, связано с этапом ориентировки в деятельности и оценкой учеником своих возможностей включения в нее)



Самооценка

учащимися процесса и результатов учебной деятельности




Дифференцированность самооценки – способность школьника различать разные стороны успешности (неуспешности) учебной деятельности (да, нет)

2. Корригирующая самооценка

(выполняет функцию контроля за деятельностью и внесения необходимых корректив, соотносится с этапом выполнения деятельности)



Действенность самооценки как механизма саморегуляции

(да, нет)



3. Ретроспективная оценка

(выполняет функцию самооценки деятельности в целом, подведения итогов на основе соотнесения целей и результатов, соотносится с завершающим этапом деятельности)



Адекватность самооценки (да, нет)

Ключевое умение

Развитие мотивов учения

Объекты мониторинга

Уровни познавательной активности2

Формы организации деятельности

 Воспроизводящая активность

(алгоритмический уровень)

Ученик понимает, запоминает и воспроизводит информацию, овладевает способами ее применения по образцу.

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен.

Самооценка и взаимооценка уровня познавательной активности учащихся



Интерпретирующая активность

(преобразующий уровень)

Ученик проникает в сущность явления, стремится познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях



Эвристическая активность

(эвристический)

Проникновение в сущность явлений, попытка найти для этой цели новый способ. Пути решения учебной задачи - нестандартные 



Творческая активность

(творческий уровень)

Задача (проблема) ставится самим школьником. Проникновение в сущность явлений, попытка найти для этой цели новый способ.

Новые пути решения учебной задачи. Высокая степень самостоятельности 


Таблица 4

Регулятивные универсальные учебные действия (умения)

Ключевое умение

Целеполагание

Развитие способности к целеполаганию во временной перспективе принципиально меняет ход развития подростка. Из развития, осуществляемого преимущественно форме воспитания и обучения, обусловленного внешне заданными целями, оно преобразуется в подлинное саморазвитие на основе осознанных личностью целей и планов их достижения3

Объект мониторинга

Сформированность способности к целеполаганию:



Форма организации деятельности

  1. Обоснованный выбор цели

  2. Конкретность цели

  3. Определение временного интервала, в пределах которого планируется достижение цели

  4. Достижение поставленной цели.

  5. Способность закрепить успех

Портфолио

(раздел «Индивидуальный образовательный план»)

Самоанализ результатов учебной деятельности - по учебным периодам

(четверть-триместр)





  1. Разработки уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие универсальных учебных умений

Здесь могут быть два примера - описание 1 урока или 1 мероприятия

  1. Из проекта Положения о междисциплинарном зачёте



  1. Междисциплинарный зачёт (МДЗ) является частью системы работы методических объединений (кафедр) над формированием УУД и представляет собой логическое завершение определенного этапа освоения учащимися группы УУД в течение учебного года.

  2. Цель междисциплинарного зачёта - формирование и контроль развития универсальных учебных умений у учащихся средней школы.

  3. Междисциплинарный зачёт проводится по смежным предметам:

  • предметам гуманитарного цикла:

обществознание - история - литература – русский язык - мировая художественная культура – история Санкт-Петербурга – изобразительное искусство – музыка;

  • предметам естественнонаучного цикла: математика – физика – химия – география - биология – ОБЖ.

Сочетание предметов и содержание МДЗ варьируется в зависимости от учебных программ, возраста и подготовленности школьников и может быть построено, например,

на основе двух учебных предметов:



  • биология – география,

  • физика – математика,

  • химия – физика,

  • биология – ОБЖ,

  • история – литература,

  • история Санкт-Петербурга – литература,

  • русский язык – литература;

трех предметов:

  • русский язык – история – литература,

  • история – литература – МХК,

  • физика – химия – математика;

четырех предметов:

  • обществознание - история – литература – МХК,

Возможно также сочетание предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла:

  • математика – изобразительное искусство

  • история - география

и т.п.

  1. Методические объединения (кафедры) в конце каждого учебного года совместно определяют важнейшие универсальные учебные умения, над развитием которых будет идти работа на всех учебных предметах цикла в следующем учебном году в каждой из параллелей (см. объекты мониторинга в таблице 1) и планируют содержание МДЗ.

  2. Сочетание учебных предметов, тематика междисциплинарных вопросов определяются учителями-предметниками и утверждаются на заседаниях соответствующих методических объединений (кафедр).

  3. Подготовка к МДЗ включает работу педагогов над развитием у учащихся универсальных умений в условиях соответствующих форм учебной деятельности (см. таблицу 1).

  4. Междисциплинарный зачет проводится в 5 – 11 классах не чаще 1-2 раз по гуманитарным предметам и 1-2 раз по естественнонаучным предметам в течение учебного года. Время проведения согласуется с учебной частью.

  5. Оценка результатов МДЗ осуществляется с помощью критериальной оценки или ее адаптированного варианта.

Литература

  1. Формирование УУД в основной школе. – М.: Просвещение,2010. – С. 28

  2. Блинова Т. Л. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО / Т. Л. Блинова, А. С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (Москва, июнь 2013 г.).  — М.: Буки-Веди, 2013.

  3. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 2009 г.

  4. Цейтлина Е.Ю. Критериальная оценка учебных достижений школьников./ Сб. Личностное развитие учащихся в современном образовании и обществе. – Благоевград – СПб., 2008.



1 Формирование УУД в основной школе. – М.:Просвещение,2010. – С. 28

2 Шамова Т.А. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982

3 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Педагогика, 1979



3 Формирование УУД основной школе: от действия – к мысли.- М.: Просвещение, 2010. – С.132


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал