«Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов»



Скачать 346.99 Kb.
страница1/4
Дата27.10.2016
Размер346.99 Kb.
Просмотров484
Скачиваний0
ТипРеферат
  1   2   3   4
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 165»

города Магнитогорска

Психолого -педагогический проект на тему :
«Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов»

Автор – составитель: Педагог - психолог

МДОУ « ЦРР-Детский сад №165»

Фоменко ЕА

город Магнитогорск




Содержание





Введение




Глава 1

Теоретические аспекты применения компьютерных игр в развитии креативного мышления дошкольников




1.1

Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников




1.2

Применение игровых технологий в образовательном процессе




Глава 2

Организация деятельности педагога -психолога по интегрированию в занятия по развитию креативного мышления, через компьютерные игры




2.1

Изучение представлений родителей об использовании компьютерных игр в развитии креативного мышления детей старшего дошкольного возраста




2.2

Изучения уровня развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста




2.3

Организация занятий по развитию креативного мышления старших дошкольников с включением компьютерной игры




2.4

Анализ влияния компьютерных игр на развитие креативного мышления старших дошкольников







Заключение







Библиографический список используемой литературы




Приложение 1

Анкета для родителей. «Изучение представлений родителей об использовании компьютерных игр в развитии креативного мышления детей старшего дошкольного возраста




Приложение 2

Консультация для родителей. «Как правильно выбрать обучающую компьютерную программу для ребенка дошкольного возраста »




Приложение 3

Конспект занятия «Космическое путешествие» с приложениями





Введение

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества — это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога дошкольного учреждения. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира. В отличие от обычных технических средств обучения информационно - коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого -либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Таким образом, миссия данного проекта видится в том, чтобы показать, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в образовательной деятельности.

Вид проекта: исследовательский.

Цель проекта: найти и опробовать новые формы работы с использованием ИКТ, позволяющие повысить эффективность образовательной деятельности педагога – психолога ДОУ, в аспекте развития креативного мышления дошкольников .

Задачи проекта:

− изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников;

− подобрать, а если необходимо - создать новые компьютерные игры и упражнения на развитие креативного мышления старших дошкольников;

− ознакомить родителей с предстоящей работой над данным проектом;

− апробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по развитию креативного мышления у старших дошкольников;

– в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия в ДОУ индивидуальных компьютеров для каждого ребенка;

− экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в развитии креативного мышления старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие креативного мышления дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка;

− пропагандировать использование развивающих компьютерных игр в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.

Срок реализации проекта : 1 год.

Участники проекта: педагог -психолог, дети подготовительной группы, родители .

Направления развития: социально -личностное, познавательно -речевое

Образовательные области: Познание, Коммуникация .

Объект исследования: Влияние использования компьютерных игр, как одного из элементов развивающих занятий, на развитие креативного мышления старших дошкольников .

Предмет исследования: использование компьютерных игр на занятиях по развитию креативного мышления в подготовительной группе .

Актуальность темы: В связи с утверждением и введением программы «ТЕМП» (Технология+Естествознание+Математика=Педагогика) и действие Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155) установлен принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно - образовательного процесса: в данном случае не через систему обычных занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Акцент на совместную деятельность педагога и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности при организации педагогического процесса в ДОУ и вносит в содержание программ необходимые изменения. Образовательная деятельность построена на основе интеграции занятия по развитию креативного мышления в компьютерной игре. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию. Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютер в ДОУ используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно - образовательного процесса. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в дошкольном учреждении ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесс , обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Использование информационно -коммуникационных технологий в учебно -воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в ДОУ — в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога -психолога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Соответствующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно -пространственному восприятию, зрительно -моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно -коммуникационных технологий.

Этапы реализации проекта:

I. Организационно – подготовительный этап

Задачи этапа: - изучить литературу по теме проекта;

-подобрать существующие компьютерные игры, а при необходимости, создать новые в соответствии с тематическим планированием занятий по развитию креативного мышления;

-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами развития креативного мышления;

- создать справочник библиографической литературы по теме проекта.

II. Основной этап.

Задачи этапа : -изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на развитие креативного мышления ребёнка;

-просветить родителей по вопросам работы над данным проектом;

-провести входящее диагностическое обследование направленное на выявление актуального уровня развития креативного мышления;

- внедрить на занятиях по развитию креативного мышления компьютерную игру, основываясь на задачах занятия;

- экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в развитии креативного мышления старших дошкольников.

III. Заключительный этап

Задачи этапа : -провести итоговое диагностическое обследование по выявлению актуального уровня развития креативного мышления;

-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в развитии креативного мышления старших дошкольников;

- сделать выводы по теме проекта;

-ознакомить с результатами работы педагогический коллектив ДОУ и родителей.

В рамках подготовки данного проекта были изучены методики использования компьютерных игр в обучении дошкольников :

− З.М. Габдуллина Программный комплекс «Информатика для дошкольников»;

− программа раннего обучения «Kidsmart» ( умный ребёнок ).

Возможные эффекты от реализации проекта «ИКТ в детском саду»:

− Устойчивое внимание детей в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему.

− Сформированная настойчивость и терпение у детей подготовительной группы.

− Повышение уровня развития креативного мышления у старших дошкольников.

− Способность ребенка находить решения методом проб.

− Возрастет:

- исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

- мотив успешного решения познавательных задач;

- возможность практического использования компьютера детьми.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

− Разработка методики использования компьютерных игр в развитии креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.

− Повышение эффективности процесса обучения.

− Активизация познавательной деятельности детей.

− Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды по интегрированию в развитие креативного мышления, через компьютерные игры.

Глава 1. Теоретические аспекты применения компьютерных игр в развитии креативного мышления дошкольников.

1.1. Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.



Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни современного общества , в том числе в дошкольные образовательные учреждения. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей, показывают особую роль компьютера в развитии интеллекта, креативности и личности ребенка в целом ( С.Л.Новоселова , С.Пейперт , Г.Петку , Б.Хантер и др.). Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представления о мире, учится мыслить и анализировать, развивать свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование информационных качеств личности, информационной культуры. В решении этих задач могут помочь развивающие компьютерные игры [43]. Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя дидактические компьютерные игры [7],[11],[39],[43]. Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США в Массачусетском технологическом институте, в 1971 году. В применении информационных компьютерных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами. Информатизация дошкольного образования в нашей стране началась с середины 80-х годов прошлого столетия [7]. К моменту открытия первого детского сада, оснащенного компьютерами, уже существовал определенный научный задел. Академия педагогических наук СССР утвердила направление исследований "Психолого –педагогические основы использования компьютерных игровых программ в системе дидактики детского сада" (научный руководитель направления – кандидат психологических наук С.Л.Новоселова ). Основные положения направления легли в основу разработки научных основ информатизации дошкольного образования. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно – игровой комплекс в детском саду. Начались комплексные научные исследования. Результаты экспериментов анализировались и учитывались в дальнейших исследованиях и разработках. У истоков этой работы стояли ученые и специалисты Центра "Дошкольное детство" им . А.В.Запорожца, МГУ им. Ломоносова, Психологического института РАО, ЦНИИ "Электроника", и других организаций, которые в 1990 году объединились в независимую Ассоциацию "Компьютер и детство". Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики [40]. Было признано целесообразным, в информатизации дошкольного образования идти от деятельности к информатике, так как даже самые упрощенные сведения о принципах программирования в условиях перегрузки детей занятиями, изживания в детских садах игры приведут к утрате связи познавательного интереса детей с их реальной повседневной деятельностью. Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. Компьютер – развивающее средство самостоятельной деятельности ребенка.

Компьютерные игры не заменяют обычных; компьютерные игрушки не заменяют "предметных" игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей – замещать в игре одни предметы другими [40]. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в процессе игры.



Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Эта особенность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на мониторе, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы [41]. Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Великобритании, Франции. В США существует ряд моделей обучения детей дома и в школе с применением компьютеров. Исследования показали, что дети, обучающиеся в группах компьютерного обучения, достигли больших успехов по сравнению с теми, кто не использует компьютер. В США действовала программа "Дети и массовая культура". Главный вывод по этой программе – в получении знаний определяющее значение имеют игры, в том числе и компьютерные. Авторы указывают на необходимость внедрения в практику детских садов компьютеров. Исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют о расширении сфер использования компьютера в образовании и воспитании детей, огромной популярности компьютерных игр. Был проведен опрос, в котором, по мнению 82% опрошенных, современные дети обладают более обширным багажом знаний, чем предыдущие поколения, именно благодаря тем возможностям в образовании, которые открывает компьютер. Компьютерные игры характеризуются как увлекательные и новаторские. 34% опрошенных указывают на то, что компьютер помогает в образовании и воспитании детей. По мнению французских специалистов, компьютерные игры учат детей логически мыслить, развивают словарный запас, расширяют кругозор. Среди обучающих программ используемых в работе дошкольных учреждений Франции, есть такие, которые помогают детям осваивать буквы, распознавать их в словах. Авторы программ руководствуются принципом "обучать развлекая". Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности. У старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, обычно не свойственные детям этого возраста. В процессе деятельности детей за компьютером было выделено несколько типов мотивации: интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; исследовательский мотив (желание найти ответ на незнакомые вопросы); мотив успешного решения познавательных задач [43]. Отечественная наука и практика также располагают интересным опытом разработки и применения компьютерных программ в работе с дошкольниками [12],[15],[19],[24],[36]. Первый опыт применения компьютера в детском саду в Советском Союзе связан с г. Шяуляй (Литва). В подготовительных группах был оборудован компьютерный класс. Специально для дошкольников были разработаны учебные программы, направленные на закрепление и уточнение знаний по математике, и обучению грамоте. Немного раньше в Новосибирске компьютер применялся в подготовительных классах с целью обучения математике, грамоте, формирования элементов компьютерной грамотности. В обоих случаях педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире [40]. В 1991 году в России началась реализация проекта "Пилотный детский сад". Целью этого проекта было получение комплекса наукоемких программно -методических средств для современных компьютеров, адресованных детям 4-7 лет и охватывающих все разделы дошкольного воспитания. Программа проекта отмечала необходимость установления преемственности в развивающем использовании компьютеров в детском саду и школе [40]. Ассоциация "Компьютер и детство" создала десятки развивающих программ, направленных на развитие режиссерских игр, конструирования, комбинаторских способностей мышления, элементарных математических представлений, ориентации в пространстве, на знакомство с закономерностями природных явлений. Составлением игровых программ для дошкольников занимаются педагоги, психологи, программисты. До недавнего времени возможности освоения дошкольниками компьютерных средств не были представлены ни в одной программе. В 1994 году Московский комитет образования утвердил программу "Столичное образование", разработанную совместно Департаментом образования г. Москвы, МГПУ, НИИ развития образования, в которой поднял проблему информатизации дошкольного уровня образования, создания предметной развивающей среды детства. Значение компьютерных средств в развитии современного дошкольника нашло отражение в программе "Истоки" (1995 год ), созданной учеными Центра "Дошкольное детство" им . А.В. Запорожца. В ней указывается, что компьютер – специфическое "интеллектуальное орудие" человека, позволяющее решать задачи деятельности на новом информационном уровне. Российские ученые (Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях [43]. Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых приоритетная задача для образования и общества. Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих и обучающих компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения [43]. Таким образом, исследователи применения компьютерных игр в образовательном процессе ДОУ, отмечают, что развивающие компьютерные игры можно и нужно применять в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Особо отмечается, что компьютерные игры не должны заменять обычных игр дошкольников [39]. Компьютер может стать прекрасным помощником в развитии и образовании ребенка. Навыки и способности, которые разовьет ребенок при помощи компьютера, окажутся полезными не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. Разделяя точку зрения многих исследователей и обсуждая данную проблематику с коллегами, мы считаем основным аспектом использования компьютера в дошкольном учреждении, всестороннее развитие ребенка, формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

1.2. Применение игровых технологий в образовательном процессе

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).[41] Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н.Моторина, С.П.Первина, М.А.Холодной, С.А.Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно - образного типа мышления к наглядно -действенному мышлению.[36] На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В.Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Компьютер в детском саду используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В нашем ДОУ есть все необходимые условия для развития и обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий, а так же создана стимулирующая среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря наличию интерактивного оборудования и компьютерного обеспечения становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достижению результатов. Всё это помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Собранные и созданные педагогами самостоятельно игры знакомят детей с понятиями пространства и времени, помогают развить креативное мышление, учат логически мыслить, помогают развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.

Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросам включения компьютерных игр в систему работы по развитию креативного мышления выделим основные преимущества применения ИКТ на занятиях педагога психолога:

Во-первых, это равные возможности овладения современными средствами при подготовке к школе детей из семей с разным уровнем жизни;

Во-вторых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах, как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми;

В-третьих, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей;

В-четвертых, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным;

В-пятых, любую детскую компьютерную программу можно считать развивающей, поскольку она способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка. Потенциал компьютерных технологий необходимо использовать на развитие ребенка, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.

Глава 2. Организация деятельности педагога - психолога по интегрированию в занятия по развитию креативного мышления, через компьютерные игры.

2.1. Изучение представлений родителей об использовании компьютерных игр в развитии креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование было направлено на выявление представлений родителей о влиянии компьютерных игр на развитие ребенка, особенностей их использования, возможности применения их в развитии креативного мышления. Исследование проводилось в МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №165» г.Магнитогорска. В процессе исследования выборка составила 15 родителей. Метод исследования – анкетирование. Возраст детей по выборке 6-7 лет. Возраст родителей 24-40 лет. Анкета для родителей (см . Приложение №1) являлась анонимной, и состояла из пяти вопросов. Из предложенных вариантов ответов анкетируемые могли выбрать несколько или предложить свой ответ.

Для последующего анализа нами были выделены такие параметры как:

1. Частота игр;

2. Экспертные источники;

3. Целесообразность использования компьютерных игр для развития креативного мышления;

4. Изучение мнения родителей об использовании компьютерных игр на занятиях по развитию креативного мышления в детском саду;

5. Локализация эффекта применения компьютерных игр на развитие креативного мышления старших дошкольников;

Рассмотрим данные параметры подробнее.

1. Частота игр

Вопрос "Играет ли Ваш ребенок в компьютерные игры" был включен в анкету без заданности относительно нормы частоты игр. Сформулированный в таком виде вопрос позволяет нам не столько определить объективно существующую периодичность и частоту игрового взаимодействия ребенка с компьютером, сколько выделить для анализа субъективное отношение родителей к такому взаимодействию. Полученные результаты говорят о том, что современные родители стремятся оградить своих детей от общения с компьютером. Из 15 опрошенных родителей дошкольников 6-7 лет были получены следующие ответы: Да – ответили 5 человек; Редко – 3 человека; Не играет, хотя компьютер есть – 7 человек; Было замечено, что мальчики чаще играют в компьютерные игры. Притом, что компьютер есть во всех опрошенных семьях. Родители являются продвинутыми пользователями, используя компьютер в работе и в свободное время. Тем не менее, оберегают своих детей от общения с ним. Для того чтобы более качественно проинтерпретировать обнаруженную тенденцию, в дальнейшем, в анкету может быть включен вопрос, который напрямую позволит выяснить, почему наметилась данная тенденция в современных семьях.

2. Экспертные источники

В качестве экспертных источников при выборе игр родителям предлагались следующие варианты:

а) просьба ребенка;

б) советы друзей;

в) консультация педагога и психолога;

г) журнальные статьи;

д) телевизионные передачи;

е) другое

Родители могли выбрать несколько вариантов ответа. Распределение выборов представлено в диаграмме 1.



c:\users\компьютер 6\desktop\1.jpg

Диаграмма №1

Руководство родителей при выборе компьютерных игр

Из приведенной диаграммы следует, что из 15 опрошенных руководствуются: Просьбой ребенка – 33%; Советами друзей – 27%; Консультацией педагога и психолога – 20%; Журнальными статьями – 7%; Телевизионными передачами – 0%; Другое – 13%. По пункту "другое" был указан личный выбор. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что родители не владеют информацией о том, какие игры нужны детям дошкольного возраста. Родители больше полагаются на выбор ребенка, хотя совершенно очевидно, что ребенок дошкольного возраста может выступать экспертом при выборе компьютерных игр лишь с точки зрения эмоционального отношения к внешним атрибутам игры (красочное оформление, популярность игры среди сверстников) и критерий "полезности" не включается в механизм выбора ребенком игры. Ориентируясь же преимущественно на пожелания ребенка, родитель оказывается в ситуации стихийного, неуправляемого, во многом ситуативного взаимодействия ребенка с компьютером. С нашей точки зрения, такие родители больше всего нуждаются в педагогическом просвещении и формировании представлений о целесообразности, функциональности и регламентированности компьютерных игр для детей дошкольного возраста. С целью просвещения родителей по выбору компьютерных игр для развития ребенка, считаем целесообразным проведение родительских собраний в дошкольных учреждениях. Педагога и психолога родители также не считают достаточно компетентными, чтобы обратиться к ним с этим вопросом.

3. Целесообразность использования компьютерных игр для развития креативного мышления.

В ответе на вопрос "Считаете ли Вы целесообразным использование компьютерных игр для развития креативного мышления?": "Да " ответили 11 человек; "Нет " – 2 человека; "Затрудняюсь ответить " – 2 человека. В сегодняшних условиях информатизации общества родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому, желательно заняться подготовкой ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. Параллельно с обучением ребенка родителям не мешает повысить и свою информационную культуру, хотя бы изучая литературу по данному вопросу. Сегодня издается много книг и периодических изданий, помогающих родителям ввести ребенка в мир компьютерной грамотности. А развивающие компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью: пробовать, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении компьютерных программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, его подготовки к школе родителям следует применять ряд рекомендаций (см . Приложение №2)

4. Изучение мнения родителей об использовании компьютерных игр при подготовке к школе на занятиях в детском саду

Нам представляется очень важным выяснить у родителей, хотят ли они, чтобы компьютерные технологии применялись в образовательном процессе дошкольных учреждений. "Да " – ответили 9 человек; "Нет " – 2 человека; "Затрудняюсь с ответом " – 4 человека. Компьютер как средство деятельности не должен в своей технической и программной сути быть враждебен ребенку. Необходимо донести эту информацию до родителей, возможно, они изменят свое отношение к использованию компьютера в развитии детей.

5. Локализация эффекта применения компьютерных игр в развитии креативного мышления

Таблица №1



Развивается мышление

Развивается внимание

Развивается память

Развивается воображение

Другое

7человек

5 человек

4 человека

2 человека

3 человека

Из данной таблицы видно, как распределились мнения родителей по вопросу "В чем Вы видите пользу при использовании компьютерной игры направленной на развитие креативного мышления ребёнка?" Можно было выбрать несколько из предложенных вариантов ответа. Родители указали на то, что в компьютерных играх развивается мышление и внимание ребенка, меньше память. В графе «другое» отмечались умения считать и ориентироваться в пространстве. Проведенное анкетирование позволяет сделать следующие выводы: при выборе компьютерных игр для детей опираются главным образом на пожелания ребенка. В силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста, недостаточного развития у них уровней произвольности и планирования, дети не могут быть единственными экспертами при выборе компьютерных игр. Мы считаем необходимым педагогическое просвещение таких родителей. В качестве такого просвещения может выступать специальная литература для родителей, поскольку в реальной практике большая часть их не рассматривает педагогов как авторитетных экспертов в области компьютерных игр. Большинство родителей считают возможным использование развивающих компьютерных игр, и хотели бы применения компьютерных игр на занятиях в детском саду. Но не все с этим мнением согласны. Необходимо знакомить родителей с тематикой включения компьютерной игры в основное занятие, с теми задачами, которые несут компьютерные игры. Большинство родителей считают, что компьютерные игры оказывают скорее положительное воздействие на ребенка, локализация этого воздействия определяется ими в области интеллектуального развития, а именно формирования мышления и внимания –необходимых предпосылок готовности к школе.



2.2. Изучение уровня развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления результатов использования данной методики внедрения компьютерной игры в занятия по развитию креативного мышления за учебный год проводилось диагностирование детей, ( в сентябре – входящая диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения занятия проводились в экспериментальной подгруппе А, а подгруппа Б являлась контрольной. За основу диагностического инструментария был взят Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы, а также пакет рекомендованных диагностических методик используемых в работе педагогов -психологов ДОУ. Из набора методик был вычленен диагностический инструментарий с учётом развития познавательных процессов, на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры. Были взяты следующие блоки: развитие внимания, опосредованной памяти, формирование мыслительных операций, и даны критерии оценок по уровням.( см . таблицу№ 3)

Таблица№ 2

Предмет исследования


Цель исследования


Диагностический инструментарий

Внимание

Определить продуктивность и устойчивость внимания

«Корректурная проба» (тест Бурдона)

Память


Изучить процесс произвольного

запоминания



«Пиктограмма» (А.Р.Лурия), адаптированный вариант

Мышление

Изучить сформированность образно -логического и предпосылки словесно -логического мышления

«Методика раздели на группы» [33] «Последовательные катринки» (адаптированный вариант методики А.Н.Берштейна)

Готовность к усвоению учебного курса

Оценка элементарных математических представлений

Решение задач

Критерии оценок компонентов познавательного развития по уровням



Таблица№ 3

Диагностический инструментарий

Высокий уровень


Средний уровень


Низкий уровень


Внимание

Дети, способные сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способные отвлечься от всего постороннего. Дети, выявившие следующие показатели: 0,75 < S < 1,0 3 балла

Дети, выявившие следующие показатели устойчивости внимания: 0,5 < S < 0,75 2 балла


Дети, не способные сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, не способные отвлечься от всего постороннего, с показателем устойчивости внимания S < 0,5 1 балл

Память

Дети, правильно воспроизводящие по собственному рисунку или записи 10 слов или сочетания 12 слов. Правильно воспроизведенными считаются только слова, которые восстановлены по памяти буквально, или те, которые преданы другими словами, но точно по смыслу. (8-10 баллов)

Дети, правильно воспроизводящие от 4 до 7 слов или Словосочетаний (4-7 б.)


Дети, не вспомнившие по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделавшие ни к одному слову рисунка или записи. (0-3 б.)


Мышление (Методика «раздели на группы») Задание№ 3


Дети, выделившие за 2,5 минуты все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы; красные, синие, зеленые фигуры; большие и малые фигуры. (8-10 6.)

Дети, выделившие за 3 мин. все группы фигур. Дети, выделившие за 3 мин. только 5-7 групп. (4-7 баллов)


Дети, выделившие за 3 мин. менее 3 групп фигур. (0-3 б.)


Мышление («последовательность картинки») Задание №4


Ребенок правильно располагает картинки и правильно описывает изображенные события. Возможно изменение последовательности, если оно разумно обоснованно. (3 б.)

Ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать (2 б.)


Ребенок построил случайную последовательность картинок. (1 б.)


Готовность к усвоению учебного курса Задание № 5


Дети, выполнившие операцию сложения и вычитания, правильно понимающие текст задачи. Осуществляющие переход к соответствующем у конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Дети, выполнившие верно обе задачи (3 б.)

Дети, выполнившие верно одну задачу (2-1 б.)


Дети, не выявляющие умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию

текста задачи. Дети, пытавшиеся решить одну задачу, но число кружков и квадратов неверное. (0 б.)


Интерпретация результатов диагностики с описанием присвоения баллов, и делением на условные группы.

Общее заключение об уровне познавательного развития строится на основе диагностических результатов по выбранным компонентам путем сложения бальных показателей по каждой диагностике. Максимальный балл делим пополам и от каждой половины отнимаем половинный показатель. Таким образом мы получаем среднеарифметические показатели максимальных и минимальных баллов.

Таблица№ 4



Уровни познавательного развития

Итоговая сумма баллов

Высокий

20 - 29 баллов

Средний

10 – 19 баллов

Низкий

0 – 9 баллов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал