Развитие исследований в области электронной социальной науки



Скачать 98.88 Kb.
Pdf просмотр
Дата13.02.2017
Размер98.88 Kb.
Просмотров287
Скачиваний0
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ Автор ЕЮ. ЖУРАВЛЕВА
ЖУРАВЛЕВА Елена Юрьевна - кандидат философских наук, доцент кафедры общественных
дисциплин Вологодского филиала Северо-западной академии государственной службы (E-mail:
Zhuravleva@vologda.ru).
Аннотация. Раскрывается содержание электронной социальной науки (e-Social Science), одна из задач которой заключается в изучении процессов трансформации социальной науки под воздействием информационно-коммуникационных технологий и киберинфраструктур. По материалам, относящимся к Великобритании, представлены программы развития e-Social Science. Уделяется внимание аналогичным проектам в других странах, а также этическим вопросам осуществления исследований в рамках электронной социальной науки.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии * e-Social Science * электронная инфраструктура * электронное сотрудничество * виртуальная исследовательская среда Последние пятнадцать лет ознаменовались расширением возможностей использования в социальных науках современных высокопроизводительных вычислительно-коммуникационных технологий и инструментов. В Великобритании, Нидерландах, Швеции, Новой Зеландии, США, Австралии осуществляются программы с масштабным финансированием и широким спектром проектов в рамках электронной социальной науки (e-Social Science). Входе их реализации разрабатываются новые методы исследования, создаются сервисы, базы данных. Основоположник теории постиндустриального общества, американский социолог Д. Белл (1919 -
2011 гг.) в 1980 г. предвидел скорые преобразования в "третьей инфраструктуре" современного общества, под которой он понимал коммуникационные сети "Слияние воедино технологий телефона, компьютера, факсмиле, кабельного телевидения и видеодисков будет вести к все более глубокой реорганизации способов коммуникации между людьми, к сокращению, если не к полной ликвидации бумаги в качестве материального носителя информации, ... к реорганизации образования на основе компьютерного обучения и широкого распространения видеодисков" Белл, 1986: 336]. "В области передачи данных (особенно экономической информации в сфере бизнеса) и развития сетей данных коммуникация вызовет необозримые социальные изменения" Белл, 1986: 337]. Информационное общество будущего, основанное на знаниях (knowledge society), будет характеризоваться, полагал Д. Белл, возрастанием авторитета научных сообществ и быстрым развитием компьютерных технологий. Похоже, что некоторые из его прогнозов воплотились в жизнь. О том свидетельствует обеспечение публичного доступа в режиме on-line к удаленным базам данных госучреждений, библиотек, к архивами иным ресурсам, составляющим общественное достояние, размещение электронных учебных материалов на серверах и сайтах локальных сетей учебных заведений, обеспечение интернет-доступа к правовым документами т.д. Возникла и такая новая форма организации, которую называют "сетевым предприятием. Его отдельные элементы могут работать как в автономном режиме, таки в различных проектах, фрагментах сети. Огромное число малых и средних сетевых предприятий функционирует во всех развитых странах мира. стр. 99
Поскольку эти процессы изучаются, возникают соответствующие научные направления, по некоторым из них читаются университетские курсы. В Центре социальной информатики университета штата Индиана (США) проводятся научные исследования по программе "Информационные технологии и социальные изменения, в которую входят направления "Интернет для социологов" и "Киберпространство и будущее общества. Университет Квебека (Монреаль, Канада) предлагает ряд дипломных курсов в области социальной информатики и компьютерной науки. В Великобритании в Университете Уэльса в 2004 г. возник Национальный центр по
электронной социальной науке, о котором пойдет речь ниже. Прежде чем переходить к рассмотрению инициатив и программ по развитию "e-science" в Великобритании, следует остановиться на содержании самого этого термина. Он связан с компьютерными технологиями, однако его не следует смешивать с понятием "компьютерная наука"
(Computer science), которое еще в е гг. вошло в науку как англоязычный аналог информатики
1
Термин "Электронная наука" (e-science) более новый ив отличие от Computer science относится не ко всей сфере знаний об информационных и компьютерных технологиях вообще, а лишь к изучению влияния на науку со стороны электронных сетевых технологий, и к исследованиям виртуальных сред. Согласно общераспространенной версии, понятие "e-Science" ввел в обиход в 1999 г. Дж. Тейлор, занимавший в то время пост директора научных советов Великобритании и выступавший одним из инициаторов политики формирования в стране распределенных компьютерных сетей, ориентированных наведение открытых научных исследований. Эта инициатива в области e-Science позволила ученым получить коллективный доступ к вычислительным ресурсами архивам данных, распределенным между разными организациями в разных научных дисциплинах [Wouthers, 2004]. Электронная социальная наука" первоначально возникала как одно из направлений "электронной науки" и означала применение, а также адаптацию к области социальных наук новых технологий и инструментов. Существуют два варианта истолкования электронной социальной науки в зависимости от выбора ключевого термина. Если подходить с позиции социальной науки в целом, речь идет о том, что с возникновением электронной социологии в социальных исследованиях реализуются новые технические возможности (визуализация, вычисления, сотрудничество на расстоянии и распространение информации. Частица "e" в термине "e-Social Science" означает в данном контексте "расширение" сфер социальной науки. Электронная социология раздвигает ее границы посредством
Гридкомпьютинга и интернет-технологий, связанных со сбором, обработкой, интеграцией, совместным использованием, распространением и хранением социальных данных и информации. С другой стороны, понятие "e-Social Science" можно перевести как "электронная социальная наука". С. Скотт и У. Вентерс определяют ее как "особенный метод виртуализации исследовательских практик" [Scott, Venters, 2006]. При этом под "e-Social Science" ими понимается новая дисциплина, задача которой заключается в изучении процессов трансформации социальной науки под
воздействием информационно-коммуникационных технологий и киберинфраструктур. В этом случае и информационно-коммуникационные технологии, и киберинфраструктуру следует воспринимать как преобразующую силу, изменяющую социальную науку.
"E-Social Science" нередко трактуется и как область применения нового поколения распределенных цифровых технологий для исследования социологических проблем. Она инспирируется, в частности, расширением возможностей социального исследования благодаря развитию инновационных и более мощных, связанных в сеть и совместимых между собой исследовательских инструментов и сервисов, которые облегчают социологам поиск, доступ и анализ данных. Это благоприятствует развитию
_________________________________
1
Появилась в е гг. первоначально во Франции путем слияния словив значении области знаний, охватывающей процессы автоматизированной обработки информации в технических устройствах. стр. 100
сотрудничества ученых, позволяет им решать все более сложные исследовательские задачи.
Развитие e-Social Science в Великобритании. Одной из первых стран, где развитие программы электронной социальной науки началось с реализации небольших демонстрационных пилотных проектов, стала Великобритания. В июле 2004 г. Советом по экономическими социальным исследованиям (Economic and Social Research Council - ESRC) была создана новая структура - Национальный Центр по электронной социальной науке (The National Centre for e-Social Science -
NCeSS) с бюджетом 10,5 млн. фунтов на базе университетов Манчестера и Эссекса. Основной задачей вышеупомянутого Национального центра является изучение и разработка способов, с помощью которых исследовательские методы и инфраструктуру электронной науки можно применять в области социальных наук. Создатели центра сформулировали две стратегические цели. Первая заключается в использовании, развитии и поддержке инноваций в области цифровых технологий для создания инструментов и услуг, которые позволят социологам решать сложные исследовательские проблемы новыми и оригинальными методами. Второй целью выступает повсеместное стимулирование освоения и использования подобных новых инструментов и услуг научным сообществом социологов. Программа исследований Национального Центра электронной социальной науки в 2004 - 2009 гг. состояла из семи проектов.
1. Проект "Цифровые записи для электронных социальных наук" осуществлялся в Ноттингеме под руководством Э. Крэбфри и заключался в разработке нового инструмента - "Цифровой воспроизводящей системы" (Digital Replay System - DReSS), которая позволит синхронизировать, воспроизводить и анализировать аудио- и видеозаписи связанных данных, генерируемых в вычислительных средах или в результате применения вычислительных техник обработки.
2. В Абердине под руководством П. Эдвардса развивается проект PolicyGrid. Его суть - в изучении методов использования технологий семантического веба для доказательств обоснованной политики, междисциплинарного сотрудничества между экологами и социологами.
3. Под руководством Б. Даттона осуществлялся проект "Электронные социальные науки в Оксфорде, содержание которого заключалось в решении правовых, этических и социальных вопросов, связанных с развитием электронной социальной науки (конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни, защита персональных данных, право интеллектуальной собственности, ответственность и доверие в распределенном сотрудничестве.
4. Проект GENeSIS основан на сотрудничестве ученых Лондонского Глобального университета руководитель М. Бэтти) и университета Лидс (руководитель М. Биркин) в разработке инструментов для крупномасштабного моделирования в сферах социально-экономических данных (изменение структуры населения, инструменты визуализации на основе геоинформационной системы.
5. Проект LifeGuide (Саутгемптон, руководитель Л. Ярдли) реализовывался для разработки основанного на Интернет-технологиях комплекса источников, который позволил бы социологам создавать веб-сайты, исследующие поведение пользователей.
6. Проект "E-Lab избыточного веса" основан в Манчестере (руководитель И. Бокхэм) и создан для развития электронной инфраструктуры в области междисциплинарных совместных исследований проблем избыточного веса. Социологи, медики, биологи, психологи смогут обмениваться данными, информацией, аналитическими инструментами для исследования проблем избыточного веса.
7. В проекте DAMES (Data Management through e-Social Science) участвовали два университета
Стирлинга и Глазго (руководитель П. Ламберт). Она была нацелена на разработку инструментов и сервисов для социологов на уровне подготовки документации и преобразования данных (сфера "Управление данными. Эти инструменты ориентированы на исследования данных по тематике профессии, уровня образова- стр. 101
ния, этнической принадлежности, физического и психического здоровья, социальной помощи. Проект также координируется с другими национальными и международными проектами (сервис Экономические и Социальные данные - ESDS, Национальный центр исследовательских методов -
NCRM, сервис безопасных данных - SDS). По итогам пятилетней работы Национального Центра электронной социальной науки, после того как команда центра под руководством Р. Проктера и П. Хайпни в октябре 2009 г. выполнила сформулированный ранее план работы, был создан Манчестерский центр электронных исследований
(Manchester e-Research Centre, руководитель Р. Проктер). Путем создания приложений он развивает благоприятную электронную инфраструктуру для социологов, что, как предполагается, приведет к стремлению проводить исследования с помощью новых методов оценки последствий научной практики, а также результатов исследований электронной социальной науки всем научным сообществом. Манчестерский центр электронных исследований координирует восемь проектов.
1. В рамках проекта "Национальная электронная инфраструктура для социального моделирования" апрель 2009 - март 2012 гг.) осуществляется развитие социального моделирования на основе услуг, сервисов и инструментов электронной инфраструктуры для различных сфер социальных исследований.
2. Целью проекта "Виртуальная исследовательская среда, объединяющая всех" (апрель 2009 - март
2011 г) является использование доступа к порталу Grid (PAG) на основе стандарта JSR-168 для присоединения к Виртуальной исследовательской среде.
3. Проект "Использование ресурсов Web 2.0 для исследователей" (декабрь 2008 -октябрь 2009 гг.) представляет собой исследование роли инструментов Web 2.0 в общении, обмене, распространении научных идей и результатов среди ученых.
4. Основной задачей проекта "Распределенные интеллектуальные учебные среды для маммографического скрининга" (июнь 2007 - май 2010 гг.) стало предоставление рабочей среды электронного обучения для первоначального обучения радиологов и их непрерывного профессионального развития по программе обследования молочной железы.
5. Проект "EUAsiaGrid - на пути к общей электронной науке" (апрель 2008 - март 2010 гг.) был ориентированна осуществление политики в целях содействия промежуточного обеспечения gLite в рамках проекта EGEE ЕС для стран Азии.
6. Национальный центр глубинного анализа текста (май 2008- апрель 2011 гг.) предоставляет услуги анализа текстов академическому сообществу Великобритании.
7. Проект "Электронная инфраструктура для социальных наук" (январь 2007 -декабрь 2009 гг.) предполагает строительство электронной инфраструктуры, включающей в себя передовые информационные и коммуникационные технологии для обеспечения интегрированного доступа к ресурсам социальных наук, в том числе баз данных, инструментов, сервисов и пользовательских сред.
8. Адаптация визуальных инструментов для сотрудничества в области электронной науки (апрель
2006 - апрель 2009 гг.). Проект был создан для разработки новых средств, необходимых для совместной адаптации ученых к среде визуализации в соответствии с задачами исследования. С 2004 г. Национальный Центр по электронной социальной науке, а затем и Манчестерский центр электронных исследований проводит ежегодные международные конференции, посвященные развитию и сферам применения электронной социальной науки. Наиболее точно вопросы о возникновении e-Social Science сформулировал Т. Роуде на первой конференции по электронной социологии "Каковы пути возникновения новых форм теории в области e-Social Science? Почему
новые методы нуждаются в возникновении электронной социальной науки Какие новые формы
сотрудничества реализуются на основе инфраструктуры электронной науки?Как социологи
обеспечивают доступ и полезность цифровой инфраструктуры Почему возникают границы между
этическими, политическими и управленческими вопросами в элек- стр. 102

тронной социальной науке ? Каким образом новые технологии для проведения социальных научных
исследований трансформируют отношения между количественными и качественными методами
исследования? Каковы этические, социальные и политические последствия развития электронной
социальной науки?" [Rodden]. В целом исследовательская проблематика электронной социальной науки включает в себя несколько направлений. Во-первых, это работа с цифровыми данными из Интернета для получения информации о пользователях и сообществах, поиск новых форм цифровых данных (журналы записей мобильного телефона, GPS), создание и использование метаданных для совместного и повторного использования данных. Во-вторых, увеличение совместного использования сведений и информации о социальных взаимодействиях (электронное сотрудничество. В-третьих, рассмотрение вопросов, связанных с применением электронной инфраструктуры и киберинструментов в социальных исследованиях. В четвертых, формирование методов, а затем и методологии e-Social Science (масштабные социальные моделирования различных видов, параллелизация статистических процедур, глубинный анализ текста и данных, метрика, картирование данных, а также непременный учет этических вопросов при использовании данных о частных лицах в исследованиях. Возникновение электронной социальной науки отражает возрастающий интерес к использованию разнообразных источников данных, включая записи, подобные административным записям транзакций, данные. Осознание исследовательской ценности этих источников требует разработки более совершенных и безопасных методов поиска, средств доступа, взаимосвязи, управления, а также более совершенных инструментов как количественного, таки качественного анализа данных. Особого внимания заслуживает проблема возрастания использования объемов и потоков данных в социальных науках [Журавлева, 2009]. Например, в Великобритании требование на объем хранилищ и баз данных, создаваемых на серверах, выросло с примерно 400 гигабайт в 1995 г. до более чем 1 терабайта в 2001 г. Рост кг. общих объемов, не превышающих 10 терабайт, в принципе оправдывается. На сайтах Internet Archive (www.archive.org) и MySpace (http://www.myspace.com/) хранится контент огромного объема, которым необходимо управлять, обеспечивать возможности поиска и доставки результатов пользователям Интернета в течение нескольких секунд.
Опыт других стран. В настоящее время осуществляется несколько высокотехнологичных проектов по использованию Интернет-данных в социальных науках. К примеру, проект Австралийского Национального Университета "Виртуальная Обсерватория по изучению онлайновых сетей" под руководством Р. Акланда был инициирован как лаборатория для исследований в области социальных наук на основе Интернета [Virtual Observatory]. Он был организован в институте Австралийских Демографических и Социальных Исследований Австралийского Национального Университета с целью расширения сферы социальных наук посредством новых эмпирических исследований в онлайновых сетях. Среди Интернет-инструментов VOSON можно перечислить веб-программное обеспечение для сбора и анализа Интернет-данных, включающее инструменты глубинного анализа данных, визуализации и анализа социальных сетей (система) и модуль для сбора и анализа данных, полученных на сайтах социальных сетей (VOSON-SNS). В 2005 г. команда исследователей из Корнельского университета под руководством М. Мейси получила грант Национального научного фонда США в размере 2 млн. долларов для развития сфер применения веб-инструментов в социальных научных исследованиях. Проект является частью международного проекта "Подключение социальные науки в эпоху сетей (2005 - 2008 гг.)" [Getting
Connected] Института Корнелла по социальным наукам. Команда проекта в рамках лаборатории разработала киберинструменты для извлечения и анализа информации из огромной коллекции данных. Источником данных для проектов стал Интернет-архив, разработанный Б. Кале в 1996 г. стр. 103

(Сан-Франциско) и включающий 40 миллиардов веб-страниц, состоящих из текстов, аудио, видео- файлов и программного обеспечения. Некоммерческий Интернет-архив собирался каждые два месяца в течение 10 лет с 1996 по 2005 гг. и представляет собой подробный отчет о событиях и социальной динамике за этот период. На одном из первых этапов работы в 2007 г. корнельской команде было передано 30% или 200 терабайт данных. В рамках проекта можно скопировать и перенастроить большую часть этого массива как реляционную базу данных, которая может быть использована для исследований в области социальных и информационных сетей. М. Мейси считает, что "сетевые взаимодействия оставляют цифровые следы, что создает беспрецедентную возможность для исследования социальной жизни на реляционном уровне. Все это должно способствовать исследованиям в социальном анализе сетей ив разработке дополнительных инструментов для дальнейших исследований приложения социальных наук [Aloi, 2005]. Второе направление исследований электронной социальной науки связано с электронным сотрудничеством. Термин "электронное сотрудничество" (e-collaboration) [Aloi, 2005] появился в связи с возникновением и финансированием Шестой рамочной программы ЕС (2002 - 2006 гг.) и, главным образом, с ее подпрограммой "Технологии информационного общества" (Information Society
Technologies - IST). Появление этого термина во многом объясняется развитием сетей доступа. В указанные годы понятие "электронное сотрудничество" употребляли как синоним понятий "коммуникация" и "взаимоотношения между индивидами. Предпосылки для такого сотрудничества были определены только на втором этапе, когда "электронное сотрудничество" стали рассматривать как консорциум с участием университетских исследовательских институтов и частных предприятий в качестве партнеров. В рамках Седьмой программы (2007 - 2013 гг.) "электронное сотрудничество" стало выражать не только средство коммуникации, но и систему для управления и обменом информацией между подразделениями различных уровней, объединенных общей целью
2
Следующее направление исследовательской проблематики электронной социальной науки заключается в адаптации электронной инфраструктуры, виртуальных исследовательских среди киберинструментов в социальных исследованиях. Для целей социальных наук предназначены следующие инфраструктуры CLARIN, DARIAH и CineGrid. Термин "электронная инфраструктура"
(e-infrastructure, Евросоюз) относится к новой исследовательской среде, в которой все исследователи,
- независимо оттого, работают они в рамках индивидуальных проектов, или в составе национальных, межнациональных научных инициатив, - имеют общий доступ к уникальным распределенным научным ресурсам (данным, документам, информации. Многие научно-исследовательские проекты, использующие Интернет-технологии, направлены на создание виртуальной исследовательской среды или ВИС (Virtual Research Environment - VRE). ВИС обеспечивает "каркас" приложений, услуги ресурсов для осуществления процесса познания. Анализируя работы М. Фрезе [Fraser, 2005], Д. Мюру, Е. Сондерс по различным исследовательским программам, развернутым в ВИСах, можно выделить определение и типичные структурные элементы "классической" ВИС [Muro, Saunders; Mellini, 2009]. Это комплекс сетевых инструментов, систем и процессов, способствующих содействию или усилению исследовательского процесса в пределах и вне институциональных характеристик. Включает в себя следующие процедуры администрирование исследований предоставление доступа к ресурсам создание, использование и анализ данных сотрудничество и коммуникация ученых публикация результатов исследования, защита авторских прав. ВИС является гибкой и адаптируемой к требованиям исследователей средой. С одной стороны, она выступает естественным продолжением совместного характера научных исследований, с другой - представляет собой радикальную перемену в способе проведения, распределения и организации исследований. В настоящее время виртуальные исследова-
__________________________________
2
Синоним "digital collaboration" - цифровое сотрудничество. стр. 104
тельские среды разрабатываются как часть исследовательской инфраструктуры, и вполне вероятно, по мнению М. Фрезер, что использование их и других форм онлайнового взаимодействия станут обычным явлением в научной среде. В целях содействия эффективности научно-исследовательского процесса ВИС должна быть интегрирована с существующей научно-исследовательской инфраструктурой. В качестве примеров использования ВИСов в Великобритании можно привести программу ВИС, которая затрагивает разработку крупномасштабных научных исследований по совместному изучению окружающей среды [The Virtual Research...]. А также проект, осуществляемый в Новой Зеландии по использованию совместного научно-исследовательского потенциала виртуальной исследовательской среды. Исследование отвечает целям изучения социальных взаимодействий и сотрудничества в области применения инновационных технологий Access Grid (AD) и
Videoconferencing (VC) [Social Science...]. Чем больше научно-исследовательские инициативы получают распространение в сфере электронной социальной науки, тем яснее, что доверие и связанные с этим этические ценности будут решающими факторами в долгосрочной жизнеспособности и устойчивости исследований. Это предполагает исследования восприятия доверия, новых целевых практик, выявление препятствий на пути и факторов, которые способствуют развитию доверия к электронной социальной науке и к инструментам, которые вовлечены в эту практику. Есть ли что-нибудь особенное в сфере электронной социальной науки, что может явиться причиной необходимости разработки этических принципов, конкретно относящихся к данному виду исследований Или возможно ли распространить этические принципы исследований непосредственно на область электронной социальной науки Существует множество мнений поданным вопросам. Например, до сих пор нет согласия относительно того, являются ли сообщения частной корреспонденцией или опубликованными текстами, что привносит в онлайн-исследования определенные изменения (при проведении Интернет-исследования потребуется согласие на всех виртуальных площадках, что достаточно сложно технически осуществить. Поданным рабочего комитета Ассоциации Интернет-исследователей (Association of Internet Researchers -AoIR) поэтике,
Интернет-исследования могут повлечь за собой опасность нарушений неприкосновенности частной жизни и ее конфиденциальности, вызвать для исследователя определенные проблемы в получении информированного согласия и трудностей в установлении идентичности участников [Ethical decision- making...]. В результате разнообразия реализуемых проектов электронной социальной науки и участия в исследованиях СМИ создаются сложности в определении правильности осуществления этических подходов. Все эти факты говорят о том, что от специалистов поэтике и ученых требуется, как минимум, обсуждение этических кодексов, относящихся к электронной социальной науке. В кодексе стандартов и этики по проведению Интернет-исследований Ассоциации американских исследовательских компаний (Council of American Survey Research Organization - CASRO) излагаются согласованные правила этического поведения входе осуществления научно-исследовательских проектов. Принятие этого кодекса является обязательным для всех членов Ассоциации. Документ включает разделы, в которых описаны функции исследовательской организации по опросу респондентов, взаимоотношениям с клиентом и внешними подрядчиками, стандарты отчетности по результатам исследования. Согласно кодексу, исследователи имеют профессиональные и юридические обязательства перед респондентами, закрепленные в процедурах исследования. В их основе лежат четыре фундаментальных этических принципа. Респонденты должны быть готовы к участию в научном исследовании, быть надлежащим образом проинформированы о целях исследования и о том, каким образом будет использоваться их личная информация, быть готовыми к защите, в достаточной степени удовлетворены своим опытом участия в исследовании [CASRO's
Code...]. стр. 105
Рабочий комитет AoIR поэтике в своих решениях отмечает, что принятие кодексов этики Интернет- исследований дает несколько преимуществ для научно-исследовательских сообществ и общества в целом. Кодексы могут защитить участников исследования от рисков, обеспечить последовательный набор ожиданий относительно действий исследователей, поощрять этичное поведение, обеспечивать руководство в принятии решений, защитить исследователей от правовых и моральных проблем и поддержку учреждений социальной науки. По замечанию С. Скотт и У. Вентерс, электронная социальная наука находится еще в фазе, когда составление параметров относительно открыто [Scott, Venters, 2006]. То, каким образом она станет развиваться, какие новые исследовательские методы и сообщества появятся, станет ясно, когда ученые будут готовы изучать и экспериментировать с новыми инструментами и сервисами. Возникновение электронной социальной науки свидетельствует о возрастающем интересе ученых к новыми оригинальным способам создания, управления, объединения и анализа сложных больших объемов данных посредством объединения географически распределенных вычислительных мощностей. Масштабы объемов данных и информации, распределенные подходы в работе сними, электронная инфраструктура, виртуальные исследовательские среды, инструменты и сервисы, которые включает в себя электронная социальная наука, открывают перспективы проведения множества исследований с помощью недоступных прежде методов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на западе / составление и вступительная статья ПС. Гуревича. М Прогресс, 1986.
Журавлева ЕЮ сущность, структура и методы. Вологда Легия, 2009.
About ESRC - Economic and Social Research Council / URL: http://www.esrc.ac.uk/about-esrc/
ADVISES: Adaptive Visualisation Tools for e-Science Collaboration / URL: http://www.mbs.ac.uk/research/one_off/ADVISES.aspx
Aloi D. Internet data streaming into Cornell will provide new insights into social networks. 2005. URL: http://www.news.cornell.edu/stories/May06/ISS.networktheme.dea.html
CASRO's Code of Standards. URL: http://www.casro.org/pdfs/code
DAMES / URL: http://www.dames.org.uk; EUAsiaGrid - Towards a common e-Science Infrastructure for the
European and Asian Grids, URL: http://www.euasiagrid.org/
Ethical decision-making and Internet research. Recommendations from the aoir ethics working committee. Утверждено AoIR, 27 ноября 2002 г. / URL: http://www.aoir.org/reports/ethics.pdf
Fraser M. Supporting Virtual Research Environments: how can we help? URL: http://users.ox.ac.uk/
mikef/rts/vre/img2.html; Fraser M. Virtual Research Environments: Overview and Activity //
Ariadne. 2005. N44. URL: http://www.ariadne.ac.uk/issue44/fraser/
GENeSIS (URL: http://www.genesis.ucl.ac.uk), состоящий из двух проектов MoSeS: Modelling and Simulation for e-Social Science (URL: http://www.comp.leeds.ac.uk/moses/) и GeoVue: Geographic Virtual Urban Environments
(URL: http://www.casa.ucl.ac.uk/projects/projectDetail.asp?ID=57).
Getting Connected: Social Science in the Age of Networks / URL: http://www.socialsciences.Cornell.edu/ LEMI: A
Distributed Intelligent Learning Environment for Mammographic Screening / URL: http://wiki.ucl.ac.uk/display/CHIMEmammoimaging/Home
Mellini C. E-collaboration in research projects promoted by the European Commission // Journal of e-Learning and
Knowledge Society- English Version, Vol 5, No 1, 2009 / URL: http://jelks.maieutiche.economia.unitn.it/index.php/Je-LKS_EN/article/view/303
MeRC: Manchester e-Research Centre / URL: http://www.merc.ac.uk/
Muro D., Saunders E. Virtual Research Environments: What do libraries have to do with it? URL: http://www.alia.org.au/groups/quill/papers/di.muro.Paper.pdf
National Centre for Text Mining Phase II, URL: http://www.nactem.ac.uk/
NCeSS (The National Centre for e-Social Science) / Официальный сайт URL: http://www.ncess.ac.uk/ NeISS:
National e-lnfrastructure for Social Simulation / URL: http://www.geog.leeds.ac.uk/projects/neiss/about.php
Obesity e-Lab. URL: http://www.nibhi.org.uk/obesityelab/default.aspx
One VRE to Join Them All / URL: http://www.rcs.manchester.ac.uk/research/OneVRE
PolicyGrid / URL: http://www.policygrid.org
Hodden T. What is e-Social Science? and introduction to the ESRC e-Social Science Strategy / URL: http://www.merc.ac.uk/sites/default/files/events/conference/2004/ncess_ahm_rodden.pdf стр. 106

Scott S. V., Venters W. The Practice of e-Science and e-Social Science: Method, December, Theory and Matter //
London School of Economics Working Paper Series 151, London: 2006. URL: http://is2.Ise.ac.uk/wp/pdf/wp151.pdf
Social Science emerging research and agendas. URL: http://www.ssrc.canterbury.ac.nz/about/e_social_science.shtml
The Virtual Research Environment at Oxford University. URL: http://www.vre.ox.ac.uk/
Use and Relevance of Web 2.0 Resources for Researchers, URL: http://www.rin.ac.uk/our-work/communicating-and- disseminating-research/use-and-relevance -web-20-researchers
Virtual Observatory for the Study of Online Networks, VOSON, URL: http://voson.anu.edu.au
Wouthers P. What is the matter with e-Science? Thinking aloud about informatisation in knowledge creation. 4-th
EASST Conference "Public proofs, science, technology and democracy". Ecole des Mines, Paris 2004. August 25 -
28th. / URL: http://www.pantaneto.co.uk/issue23/wouters.htm стр. 107



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал