Рабочая учебная программа по географии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



Скачать 130.42 Kb.
Дата27.12.2016
Размер130.42 Kb.
Просмотров119
Скачиваний0
ТипРабочая учебная программа

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.





Программа учебного предмета
География (углубленный курс)

Автор: к.г.н. Баринов С.Л.


  1. Пояснительная записка

Цели и задачи:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.




  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Экономическая и социальная география мира» – это пятый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства мира. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 10 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии мира. Экономическая и социальная география мира формирует в основном представления учащихся о дифференцированности регионов мира, а также их внутренней целостности и связях между их отдельными компонентами.





  1. Место учебного предмета в учебном плане

География занимает пограничное положение между предметами естественно-научного и социально-гуманитарного цикла. Углубленный курс «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса в большей степени тяготеет к социально-гуманитарного циклу.

Учебный курс непосредственно связан не только с курсами географии 5-9 классов, но также привлекает знания, получаемые учащимися Лицея на занятиях по истории, праву, социологии, культурологии, информатике, экономике, экологии. Дублирование информации избегается за счет пространственного ракурса рассмотрения проблем, принципиально отличающего занятия по географии от занятий по другим предметам.

В учебном плане Лицея НИУ ВШЭ курс географии реализуется в двух вариантах: базовом и углубленном. Углубленный курс проходится учащимися в 10 классе с повышенной интенсивностью – 4 академических часа в неделю.

Продолжительность курса составляет 144 академических часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала десятиклассников, развитие географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Многочисленные дискуссии на культурологические темы способствуют формированию мышления, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания.

За счет формирования комплексной картины многообразия современного мира у учащихся формируется мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

Соотнесение зарубежных практик развития с особенностями России обеспечивает осознание своего места в поликультурном мире; понимание места России в мировом культурном многообразии.

Благодаря этому пониманию полнее осознается ценность российской уникальности, усиливается чувство любви к Родине, готовность служить ей и вера в великое будущее России.

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность формируется у учащихся путем планирования учебного года. Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов происходит в результате регулярной рефлексии результатов реализации запланированного в начале года.

Значительная часть учебного материала создается на основании последних событий и тенденций в экономической, социальной и политической сферах, что обеспечивает развитие у учащихся умения ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.

Реализация учебного курса 10 класса направлена на развитие следующих предметных компетенций, развитие которых предполагает Федеральный государственный образовательный стандарт в рамках профильного курса «География»:



  1. владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

  2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  4. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  5. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  6. сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;

  7. владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;

  8. сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

  9. владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;

  10. владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;


5. Содержание учебного предмета
Углубленный курс географии 10 класса, реализуемый в Лицее НИУ ВШЭ, включает в себя две крупных части: отраслевую и региональную. Две части занимают примерно одинаковый объем времени в учебном плане.

Отраслевая часть учебного курса включает разделы экономической географии, социальной географии, культурной географии, конфессиональной географии, геоурбанистики, политической географии, геополитики.

Региональная часть учебного курса включает разделы, посвященные странам Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии и Океании.
Критерии, по которым проводится оценивание учебных достижений учащихся


  1. Отражение фактологического содержания учебного курса

  2. Качество SWOT-анализа

  3. Выделение главного, ключевых содержательных характеристик объекта

  4. Группировка объектов на основе объединяющих признаков

  5. Учет полного спектра различных характеристик объекта.

  6. Качество презентации и защиты

  7. Обоснование позиции с использованием содержательных аргументов


Механизмы оценивания по критериям (формы оценочных работ)

  1. Отражение фактологического содержания учебного курса – тестовые вопросы открытого и закрытого типа

  2. Качество SWOT-анализа – SWOT-анализ развития конкретных стран в рамках индивидуальных проектных заданий ученика

  3. Выделение главного – эссе и аналитические тексты, которые ученики пишут на заданную тему

  4. Группировка объектов – объединение объектов карты по характеристикам, заданным преподавателем (вид 1) и определяемым самостоятельно (вид 2)

  5. Учет полного спектра различных характеристик объекта – индивидуальные тексты комплексных описаний стран.

  6. Качество презентации и защиты – устная защита результатов индивидуальных проектных заданий с использованием иллюстративных средств.

  7. Обоснование позиции с использованием содержательных аргументов – дебаты, дискусионные формы


6. Тематическое планирование


п\п


Тема

Количество часов

Основные виды деятельности

1

История развития мирового хозяйства. Этапы освоения территории мира

2

Анализ, синтез, поиск причинно-следственных связей

2

Политическая география мира. Геополитика

18

Работа с текстовыми источниками

Реферирование текстов

Лекция (конспектирование устной информации)

Дискуссия

Работа с контурными картами


3

География населения мира. Демография. Социальная география. Культурная география. Урбанистика

16

Работа с контурными картами

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

Дискуссия

Игра


4

География природных ресурсов. Геоэкология

4

Дискуссия

Лекция (конспектирование устной информации)



5

География мирового хозяйства

12

Дискуссия

Игра


Работа с текстовыми источниками

6

География отраслей мирового хозяйства

18

Работа с контурными картами

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

Интерактивный урок


7

Региональное деление мира. Политический, экономический, историко-географический подходы. Особые регионы: Ближний Восток, Страны арабского мира, Магриб, Средний Восток, Индокитай, Балканский субрегион, Западная и Восточная Европа

7

Дискуссия

Игра


Работа с текстовыми источниками

Лекция (конспектирование устной информации)



8

Западная Европа

13

Комплексный анализ

Сравнительно-описательный анализ

SWOT-анализ

Дискуссия



9

Восточная Европа

2

Лекция (конспектирование устной информации)

Просмотр фильма



10

Азия: область зарождения древнейших цивилизаций и современное деление на регионы.

2

Лекция (конспектирование устной информации)

11

Юго-Западная Азия – главный очаг международной напряженности

6

Интерактивный урок

Комплексный анализ

Сравнительно-описательный анализ

SWOT-анализ

Дискуссия


12

Южная Азия. Наследие Британской империи.

6

Просмотр фильма

Работа с текстовыми источниками



13

Юго-Восточная Азия: передовые технологии и нищета.

4

Работа с текстовыми источниками

Дискуссия

Игра


14

Восточная Азия: главный современный центр мировой экономики

10

Просмотр фильма

Комплексный анализ

Сравнительно-описательный анализ

SWOT-анализ



15

Северная Америка: США и Канада.

7

Интерактивный урок

Комплексный анализ

Сравнительно-описательный анализ

SWOT-анализ

Работа с текстовыми источниками


16

Латинская Америка

5

Комплексный анализ

Сравнительно-описательный анализ

SWOT-анализ

Дискуссия



17

Африка: самая экономически отсталая часть света

3

Лекция (конспектирование устной информации)

Дискуссия



18

Австралия, Новая Зеландия и Океания

2

Лекция (конспектирование устной информации)

19

Подведение итогов, тематические рубежные контроли

7

Тест (открытый, закрытый, смешанный)

Устный экзамен






ИТОГО

144





7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Используемые в процессе обучения материалы.

  1. Видео-уроки. География. 10 класс. http://www.adme.ru/zhizn-nauka/polnaya-kollekciya-videourokov-po-osnovnym-shkolnym-predmetam-887210/

  2. Максаковский В.П. География. 10 класс. Учебник. 20-е изд. М.: Просвещение. 2012

  3. Максаковский В.П. География. 10 класс. Рабочая тетрадь. 14-е изд. - М.: 2012.

  4. Холина В.Н., Наумова А.С., Родионова И.А. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие. М.: Дрофа-Дик. 2008.

  5. Экономическая и социальная география мира. Атлас. М.: АСТ-Пресс. 2012

Используемое в процессе обучения оборудование



  • Компьютеры, находящиеся на балансе Лицея НИУ ВШЭ

  • Видео-проекторы, находящиеся на балансе Лицея НИУ ВШЭ

  • Приложение Windows Media Player для просмотра фильмов и видео-уроков

  • Программный пакет Microsoft Office 2013

  • Приложение Фотоальбом Windows Live для работы с картами и фотографиями


8. Развитие у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
В процессе работы с текстовыми источниками у учащихся развивается навык поиска информации в Интернете с использованием популярных поисковых систем Google, Yandex и др.

Для изучения и обработки текстовых источников необходимы навыки работы с приложениями Adobe Reader, Acrobat Reader, Microsoft Word, которые таким образом также получают развитие у обучающихся.

Выполнение заданий по работе с данными развивает навыки работы в приложении Microsoft Excel.

Для самостоятельного просмотра видео-материалов учащимся необходимо освоить использование приложений для просмотра видео.



Для работы с электронными картами и фотографиями учащимся необходимо освоить использование графических приложений.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал