Рабочая программа по учебному предмету химия 8 класс разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами



Скачать 231.22 Kb.
Дата16.02.2017
Размер231.22 Kb.
Просмотров149
Скачиваний0
ТипРабочая программа

h:\2016-02-10 титульные листы\химия 8 класс.jpg

Пояснительная записка
Программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа по учебному предмету химия 8 класс разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:



  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004

  • Примерная программа по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторская программа Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия 8 класс».

  • Положение о рабочей программе МБОУ «Школа №143»;

  • Учебный план МБОУ «Школа № 143» на 2015-2016 учебный год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.

Учебник «Химия. 8 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений» // Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008.

Программа  рассчитана на  70 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ – 3 часа. Допускается интегрирование уроков в связи с праздничными и выходными днями.



Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

Изучение химии направлено на достижение следующей цели: получение прочных и систематических знаний по химии, ориентировка в научных принципах химического производства, некоторых практических навыков в обращении с химическими реактивами, посудой, оборудованием и препаратами бытовой химии.

Задачи: усвоение основ химической науки; развитие познавательной и мыслительной деятельности учащихся; формирование специальных умений и навыков учащихся; политехническая подготовка и профориентация на химические специальности; формирование научного мировоззрения и естественнонаучной картины мира в сознании учащихся; осуществление нравственного, экологического, патриотического, эстетического воспитания.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате обучения в 8 классе ученик будет

знать / понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-безопасного обращения с веществами и материалами;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

-критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

-приготовления растворов заданной концентрации.




Содержание программы

Тема 1. Первоначальные химические понятия (19 часов)
Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Демонстрация

Моделей молекул и атомов. Коллекция самородных элементов (на примере серы). Горение свечи на весах с поглощением продуктов горения. Разложение малахита. Горение магния.



Лабораторные опыты

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой). Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Образцы типичных металлов и неметаллов.

Практикум

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным штативом со спиртовкой, электронагревателем; изучение строения пламени.

Очистка поваренной соли.
Тема 2. Кислород. Горение (11 часов)
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Воздух и его состав. Тепловой эффект химической реакции. Топливо и способы его сжигания. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрация

Знакомство с образцами оксидов, нефти, каменного угля и продуктами их переработки. Взаимодействие растворов едкого натра с хлорным железом. Получение, собирание и распознавание кислорода.



Практикум

Получение и свойства кислорода.


Тема 3. Водород (3 часа)
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода. Свойства и применение водорода.

Демонстрация

Получение, собирание и распознавание водорода. Восстановление металлов водородом из их оксидов.


Тема 4. Растворы. Вода (3 часа)

Вода – растворитель. Растворы. Вода. Решение задач на определение массовой доли веществ в растворах.



Демонстрация

Растворение веществ с различной растворимостью, растворение веществ в различных растворителях. Получение кристаллов солей. Растворение нитрата аммония. Взаимодействие натрия и кальция с водой.



Практикум.

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества


Тема 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений (9 часов)
Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Демонстрация

Знакомство с образцами оксидов, оснований, кислот, солей. Реакция нейтрализации в присутствии индикатора. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.



Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.



Практикум.

Решение экспериментальных задач по теме «важнейшие классы неорганических соединений.


Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 часов)
Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Строение атома. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Характеристика элементов по положению в периодической системе.

Демонстрация

Коллекция самородных элементов. Различные варианты периодической системы. Модель строения атома.


Тема 7. Химическая связь. Строение веществ (5 часов)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи. Кристаллические решетки. Степень окисления элементов в веществе. Понятия об окислении и восстановлении.

Демонстрация

Образование нерастворимых, газообразных и малоионозирующих веществ. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Коллекция соединений железа с различными степенями окисления. Горение фосфора.


Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (2 часа)
Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Тема 9. Галогены (10 часов)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрация

Распознавание соединений галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Возгонка йода.



Лабораторные опыты

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов-хлоридами.


Учебно-методический комплект


  1. Рудзитис, Г. Е. Химия 8 класс / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман // М.: Просвещение, 2008.

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).


Дополнительная литература


  1. Габриелян, О. С. Химия 8 класс / О.С. Габриелян // М.: Дрофа, 2007.

  2. Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии / И. Г. Хомченко // М.: Новая волна, 2003.

  3. Радецкий, А. М. Дидактический материал химия 8-9 / А. М. Радецкий // М.: просвещение, 2011.

Обеспечение учащихся


  1. Рудзитис, Г. Е. Химия 8 класс / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман // М.: Просвещение, 2008.

  2. Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).


Материально-техническое обеспечение


  1. Наглядные пособия: серии таблиц по химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул, комплект кристаллических решеток.

  2. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.

  3. Наличие доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.


Календарно-тематическое планирование
Предмет химия

Учитель Русакова Екатерина Юрьевна

Класс 8

Учебный период 2015-2016 учебный год

Количество часов: всего 70 часов, в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 4, зачетов ______, тестов________

Административных контрольных работ 1

Планирование составлено на основе программы Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание, стереотипное Дрофа, Москва-2008 г.



Учебник «Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» // Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008.




Тема урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

Первоначальные химические понятия (19 часов)

1

Предмет химии. Вещества и их свойства

Действие постановки и решения проблемы

Умение различать вещества и тела

1-я неделя сентября




2

Чистые вещества и смеси

Общеучебная познавательная деятельность

Знание способов разделения смесей

1-я неделя сентября




3

Физические и химические явления

Общеучебная познавательная деятельность

Умение различать физические и химические явления

2-я неделя сентября




4

Молекулы и атомы

Общеучебная познавательная деятельность

Умение различать атомы и молекулы

2-я неделя сентября




5

Простые и сложные вещества

Общеучебная познавательная деятельность

Знание понятий «простое вещество» и «сложное вещество», умение их различать

3-я неделя сентября




6

Химические элементы

Общеучебная познавательная деятельность

Умение различать простые вещества и химические элементы

3-я неделя сентября




7

Относительная атомная масса химических элементов

Общеучебная познавательная деятельность

Знание понятий «атомная масса» и «относительная атомная масса», умение их различать

4-я неделя сентября




8

Знаки химических элементов

Общеучебная познавательная деятельность

Знать и уметь называть знаки химических элементов

4-я неделя сентября




9

Закон постоянства состава веществ

Общеучебная познавательная деятельность

Знать формулировку и значение закона постоянства состава веществ

5-я неделя сентября




10

Химические формулы. Относительная молекулярная масса

Общеучебная познавательная деятельность

Уметь вычислять относительные молекулярные массы по химическим формулам и массовые доли химических элементов в сложном веществе

1-я неделя октября




11

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности

Общеучебная познавательная деятельность

Знать смысл понятия «валентность». Уметь определять валентность элементов по формулам их соединений, составлять химические формулы по валентности

2-я неделя октября




12

Атомно-молекулярное учение

Общеучебная познавательная деятельность

Знать основные положения атомно-молекулярного учения

2-я неделя октября




13

Закон сохранения массы веществ

Общеучебная познавательная деятельность

Знать формулировку и значение закона сохранения массы веществ

3-я неделя октября




14

Химические уравнения

Общеучебная познавательная деятельность

Уметь составлять уравнения реакций

3-я неделя октября




15

Типы химических реакций

Общеучебная познавательная деятельность

Уметь определять тип химической реакции

4-я неделя октября




16

Количество вещества. Моль. Молярная масса

Общеучебная познавательная деятельность

Уметь вычислять массу вещества по известному количеству вещества и количество вещества по известной массе

4-я неделя октября




17

Итоговый урок

Структурирование знаний, логическая деятельность




5-я неделя октября




18

Контрольная работа №1







5-я неделя октября




19

Практическая работа №1

Постановка и решение проблемы

Умение ставить задачу и выполнять ее

2-я неделя ноября




Кислород. Горение (11 часов)

20

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе

Структурирование знаний

Знание общей характеристики кислорода

2-я неделя ноября




21

Получение кислорода

Общеучебная познавательная деятельность

Знание лабораторных и промышленных способов получения кислорода

3-я неделя ноября




22

Свойства кислорода

Общеучебная познавательная деятельность

Знание физических и химических свойств кислорода

3-я неделя ноября




23

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

Общеучебная познавательная деятельность

Знание областей применения кислорода

4-я неделя ноября




24

Воздух и его состав

Общеучебная познавательная деятельность

Знание состава воздуха и способов его определения, умение составлять уравнения реакций горения

4-я неделя ноября




25

Тепловой эффект химической реакции

Общеучебная познавательная деятельность

Умение различать эндотермические и экзотермические реакции, производить расчеты по термохимическим уравнениям

1-я неделя декабря




26

Топливо и способы его сжигания

Общеучебная познавательная деятельность

Знание видов топлива и способов его сжигания

1-я неделя декабря




27

Расчеты по химическим уравнениям

Общеучебная познавательная деятельность

Умение производить расчеты по химическим уравнениям

2-я неделя декабря




28

Итоговый урок

Структурирование знаний, логическая деятельность




2-я неделя декабря




29

Контрольная работа №2







3-я неделя декабря




30

Практическая работа №2

Постановка и решение проблемы

Умение ставить задачу и выполнять ее

3-я неделя декабря




Водород (3 часа)

31

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе

Общеучебная познавательная деятельность

Знание общей характеристики водорода

4-я неделя декабря




32

Получение водорода

Общеучебная познавательная деятельность

Знание лабораторных и промышленных способов получения водорода

4-я неделя декабря




2 полугодие

33

Свойства и применение водорода

Общеучебная познавательная деятельность

Знание физических и химических свойств водорода, областей его применения

3-я неделя января




Растворы. Вода (3 часа)

34

Вода – растворитель. Растворы.

Общеучебная познавательная деятельность

Знание отличий раствора от суспензий и эмульсий, насыщенного раствора от ненасыщенного

3-я неделя января




35

Вода

Общеучебная познавательная деятельность

Знание физических и химических свойств воды, способов ее очистки и применение

4-я неделя января




36

Решение задач на определение массовой доли веществ в растворах

Общеучебная познавательная деятельность

Умение определять массовую долю растворенного вещества

4-я неделя января




Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений (9 часов)

37

Оксиды

Общеучебная познавательная деятельность

Знание классификации оксидов, их физических и химических свойств, способов получения и применения

5-я неделя января




38

Основания

Общеучебная познавательная деятельность

Знание классификации оснований, их физических и химических свойств, способов получения и применения

5-я неделя января




39

Кислоты

Общеучебная познавательная деятельность

Знание классификации кислот, их физических и химических свойств, способов получения

1-я неделя февраля




40

Соли

Общеучебная познавательная деятельность

Знание классификации солей, их физических и химических свойств, способов получения и применения

1-я неделя февраля




41-42

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Общеучебная познавательная деятельность

Знание связи между классами неорганических соединений

2-я неделя февраля




43

Итоговый урок

Структурирование знаний




3-я неделя февраля




44

Практическая работа №3

Постановка и решение проблемы

Умение ставить задачу и выполнять ее

3-я неделя февраля




45

Контрольная работа №3







4-я неделя февраля




Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 часов)

46

Классификация химических элементов

Общеучебная познавательная деятельность

Знание классификации химических элементов

4-я неделя февраля




47

Периодический закон Д. И. Менделеева

Общеучебная познавательная деятельность

Знание формулировки периодического закона Д. И. Меделеева

1-я неделя марта




48

Периодическая таблица химических элементов

Общеучебная познавательная деятельность

Знание структуры периодической таблицы химических элементов

1-я неделя марта




49

Строение атома

Общеучебная познавательная деятельность

Знание физического смысла атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева

2-я неделя марта




50

Значение периодического закона

Общеучебная познавательная деятельность

Знание значения периодического закона

2-я неделя марта




51

Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

Общеучебная познавательная деятельность

Знание достижений Д. И. Менделеева

3-я неделя марта




52

Характеристика элементов по положению в периодической системе

Общеучебная познавательная деятельность

Умение характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов

3-я неделя марта




53

Итоговый урок

Структурирование знаний




4-я неделя марта




Химическая связь. Строение веществ (5 часов)

54

Электроотрицатель-ность химических элементов

Общеучебная познавательная деятельность

Знание смысла понятия «электроотрицатель-ность»

4-я неделя марта




55

Основные виды химической связи

Общеучебная познавательная деятельность

Знание основных видов химической связи

2-я неделя апреля




56

Кристаллические решетки

Общеучебная познавательная деятельность

Знание типов кристаллических решеток

2-я неделя апреля




57

Степень окисления элементов в веществе

Общеучебная познавательная деятельность

Умение вычислять степени окисления элементов

3-я неделя апреля




58

Понятия об окислении и восстановлении

Общеучебная познавательная деятельность

Знание сущности процессов окисления и восстановления

3-я неделя апреля




Закон Авогадро. Молярный объем газов (2 часа)

59

Закон Авогадро

Общеучебная познавательная деятельность

Знание формулировки и значения закона Авогадро

4-я неделя апреля




60

Объемные отношения газов при химических реакциях

Общеучебная познавательная деятельность

Умение производить расчеты на основании отношения объемов реагирующих газов

4-я неделя апреля




Галогены (10 часов)

61

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов

Общеучебная познавательная деятельность

Знание строения атомов галогенов

5-я неделя апреля




62

Хлор

Общеучебная познавательная деятельность

Знание физических и химических свойств хлора, способов его получения и применения

5-я неделя апреля




63

Хлороводород

Общеучебная познавательная деятельность

Знание физических и химических свойств хлороводорода, способов его получения и применения

1-я неделя мая




64-65

Соляная кислота и ее соли

Общеучебная познавательная деятельность

Знание физических и химических свойств соляной кислоты, способов ее получения и применения

1-я и 2-я неделя мая




66-67

Сравнительная характеристика галогенов

Общеучебная познавательная деятельность

Знание физических и химических свойств галогенов, способов их получения и применения

2-я неделя мая

3-я неделя мая






68

Контрольная работа №4







3-я неделя мая




69-70

Итоговый урок

Структурирование знаний, логическая деятельность




4-я неделя мая





Приложение № 1

к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование уроков

с использованием этнокультурного компонента


урока

Тема урока

Элементы содержания этнокультурного компонента

Виды учебной деятельности

2

Чистые вещества и смеси

Методы разделения смесей. Применение в промышленности РТ

Общеучебная познавательная деятельность

3

Физические и химические явления

Физические и химические явления в быту

Общеучебная познавательная деятельность

5

Простые и сложные вещества

Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия. Металлы и металлопрокат в РТ

Общеучебная познавательная деятельность

8

Знаки химических элементов

История символов химических элементов. Международные и национальные символы

Общеучебная познавательная деятельность

12

Атомно-молекулярное учение

Вклад М. В. Ломоносова в атомно-молекулярное учение

Общеучебная познавательная деятельность

23

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

Применение кислорода

Общеучебная познавательная деятельность

33

Свойства и применение водорода

Применение водорода

Общеучебная познавательная деятельность

51

Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

Деятельность Д. И. Менделеева, его вклад в химическую науку

Общеучебная познавательная деятельность

59

Закон Авогадро

Деятельность Амедео Авогадро

Общеучебная познавательная деятельность

66

Сравнительная характеристика галогенов

Применение галогенов

Общеучебная познавательная деятельность


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал