Рабочая программа по предмету «Искусство. Музыка» для IX класса составлена с учётом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта на основе



Скачать 120.85 Kb.
Дата14.02.2017
Размер120.85 Kb.
Просмотров87
Скачиваний0
ТипРабочая программа

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Искусство. Музыка» для IX класса составлена с учётом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта на основе:

- примерной программы по предмету «Музыка»;

- программы «Музыка. Искусство», авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.


Целями изучения предмета «Искусства. Музыка» являются:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- приобщение школьников музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие опыта эмоционально – ценностного отношения к искусству как социально – культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;

- воспитание художественного вкуса;

-овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально – творческой деятельности;

-углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно – творческой деятельности в каком – либо виде искусства.


На изучение предмета «Музыка. Искусство» в 9 классе отводится 34 часа. (1 час в неделю).

Используемый УМК:

Учебник

«Музыка. Искусство. 8 – 9 классы» Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Москва «Просвещение».



Пособие для учителя

Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. 9 класс» Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Москва «Просвещение».



2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

По окончании IX класса школьники научатся:

— понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа;

— воспринимать явления художественной культуры разных народов, осознавать место в ней отечественного искусства, специфику музыки как вида искусства;

— личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

— описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

— воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;

— осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;

— ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;

— аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

— участвовать в художественной жизни класса, школы, Тяжинского района и др.; заниматься художественным самообразованием.
Содержание учебной программы «Музыка».

9класс

Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.

Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.

Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Эстетическое воздействие телевидения на человека.
Раздел 1. Современные технологии в искусстве (34 ч)

Тема 1. Воздействующая сила искусства (9 ч)

Искусство и власть.

Какими средствами воздействует искусство.

Храмовый синтез искусств.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Искусство предвосхищает будущее.



Раскрываются следующие содержательные линии: Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Манипуляция сознанием человека в период 30-50-х гг. XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино и др.).

Использование музыки в тоталитарных режимах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. Значение искусства в период Великой Отечественной войны (живопись, плакаты, песни и др.). Значение песен военных лет и песен на военную тему.

Внушающая сила рекламы и настенной живописи. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).

Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке. Компенсаторная функция джаза.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей XIX—XXI вв.

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкальногоматериала и типы музыкальной драматургии.



Художественный материал

Изобразительное искусство. Характерные примеры наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.

Живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др. Рекламные плакаты, листовки, клипы; настенная живопись (панно, мозаики, граффити).



Музыка. Образцы народной музыки (песни, инструментальные наигрыши).

Духовная музыка. Литургия, всенощное бдение, месса и др.

Произведения высокой музыкальной классики (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев). Массовые песни, песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Примеры различных направлений современной эстрадной отечественной и зарубежной музыки.

Образцы авторской песни, рок-музыки (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы); джазовой музыки (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).



Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. (Л. Толстой, Б. Пастернак, И. Шмелев и др.). Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизации опер, балетов, мюзиклов

Тема 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)

Порождающая энергия искусства — пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Научный прогресс и искусство. Предсказания научных открытий.

Предвидение сложных коллизий ХХ-ХХ1 вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей; гротеск в музыке как форма протеста. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Использование иносказаний в живописи символистов. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная музыка, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Фантастические образы в литературных произведениях, фильмах.

Художественный материал

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др.; живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения композиторов XX в. (С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.). Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор), компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галеев, Ж.-М. Жарр и др.). Сочинения музыки авангарда (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др.

Тема 3. Дар созидания (10 ч)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна, и его значение в жизни современного общества.

Декоративно-прикладное искусство. Музыка в быту.

Массовые, общедоступные искусства. Изобразительная природа кино.

Музыка в кино.

Особенности киномузыки.

Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов.

Раскрываются следующие содержательные линии: Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством: архитектура (планировка и строительство городов), монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие, вид города или площади в разные эпохи.

Специфика изображений в полиграфии.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка в окружающей жизни, быту. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Роль музыки в звуковом и немом кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений — по выбору учителя).

Фотография. Кино. Телевидение. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.

Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, иронические, гротескные, шуточные образы в литературных произведениях.

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций.



Художественный материал

Изобразительное искусство. Примеры зданий и архитектурных ансамблей, формирующих вид города или площади: Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.; примеры монументальной скульптуры (Донателло. «Статуя кондотьера Гаттамелаты», Э. Фальконе. «Медный всадник» и др.); предметы мебели, посуды и др.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Литература. Произведения русской и зарубежной литературы (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.).

Музыка. Экранные искусства, театр. Кинофильмы, спектакли: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербурские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна, «Обыкновенное чудо» (пьеса Е. Шварца, фильм М. Захарова, музыка Г. Гладкова, мюзикл И. Поповски), мультфильм «Адажио» Г. Бардина и др

Тема 4. Искусство и открытие мира для себя (8ч)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Литературные страницы.

Раскрываются следующие содержательные линии: Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по-новому. Красота творческого озарения. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Специфика восприятия временных и пространственных искусств.

Геометрические построения в искусстве. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике.

Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений. Информационное богатство искусства. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин — химик и композитор; М. Чюрленис — композитор, художник, писатель; С. Рихтер — пианист и художник; В. Наумов — режиссер и художник; С. Юдин — хирург и ценитель музыки; А. Эйнштейн — физик-теоретик и скрипач и др.). Известные поэты и писатели о предназначении творчества.

Творческое воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

Исследовательский проект «Пушкин — наше всё».

Художественный материал.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке, золотого сечения в различных видах искусства, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А. Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Примеры знакомой учащимся вокально – хоровой, инструментально – симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.

Литература. Произведения отечественной и зарубежной литературы ( У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелёв).

Экранные искусства, театр. «Гамлет» Г. Козинцева, «баллада о солдате» Г. Чухрая, «Юнона и Авось» М. Захарова, «Призрак оперы» Д. Шумахера.
4. Тематическое планирование, с указанием количества часов отводимое на освоение каждой темы

9 класс


№ п/п

Название раздела, темы, главы

Количество часов

1

Современные технологии в искусстве.

Воздействующая сила музыки.



34

9


2

Искусство предвосхищает будущее.

7

3

Дар созидания.

10

4

Искусство и открытие мира для себя.

8

Итог




34 часа




Поделитесь с Вашими друзьями:



База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал