Рабочая программа Информационные технологии в образовании Код и наименование направления подготовки



Скачать 49.62 Kb.
Дата24.12.2016
Размер49.62 Kb.
Просмотров103
Скачиваний0
ТипРабочая программа
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(МПГУ)

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

Кафедра «Информационные технологии в образовании»

Рабочая программа
Информационные технологии в образовании

Код и наименование направления подготовки:

Для всех направлений и профилей подготовки педагогического образования

Квалификация (степень) бакалавр

Форма обучения: очная

Москва 2016


Бакалавр по направлению подготовки Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, а именно, в области педагогической деятельности использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

Такая подготовка в сфере информационных технологий ставит перед дисциплиной «Информационные технологии в образовании» следующие цели и задачи.


1. Цели и задачи дисциплины

В результате изучения курса «Информационные технологии в образовании» обучающийся должен:



Знать основы современных технологий сбора, обработки и представления информации.

Уметь использовать современные информационные и коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации, оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач.

Владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Информационные технологии в образовании» входит в базовую часть дисциплин Б.2 Математический и естественно-научный цикла указанного направления подготовки бакалавра.

Освоение дисциплины предполагает знание школьного курса информатики и является необходимым для успешного прохождения практик, для выполнения научно-исследовательской работы и написания выпускной квалификационной работы.

В результате освоения курса «Информационные технологии в образовании » у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по указанному направлению подготовки бакалавра, а именно:


Общекультурные компетенции (ОК)

• Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

• Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

Профессиональные компетенциями (ПК)

• Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации

Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и в академических часах и распределение трудоемкости по видам учебной работы и семестрам приведены в таблице 1.
Таблица 1

Учебная работа (УР)

Всего

Распределение по семестрам




Полная трудоемкость по УР в зачетных единицах (ЗЕ)


2

2

Распределение трудоемкости УР по видам в академ. часах (АЧ):

72

72

- лекции

18

18

- практические занятия(семинары)

- лабораторные работы

18

18

- в т.ч. аудиторная СРС

12

12

- внеаудиторная СРС

36

36

Аттестация:

- зачет

Содержание дисциплины

Трудоемкость и календарный план проведения всех видов занятий по дисциплине приведен в таблице 2.

Таблица 2


Раздел (тема) дисциплины



Семестр

Неделя

семестра

Трудоёмкость по видам УР, АЧ



Лек

ПЗ

ЛР

Ауд.

СРС


Внеад.

СРС


Форма контроля

1. Современные проблемы информатизации и их влияние на стиль и методологию работы педагога

3

1

2










4

зачет

2.Информационные технологии в работе педагога

3

2

2










4

зачет

3. Интернет – поиск и использование информации

3

3-5

2







2

4

зачет

4. Реализация электронного документооборота средствами WORD

3

5-9

2




2




4

зачет

5. Методы обработки и анализ данных педагогических исследований средствами табличного процессора Excel

3

9-12

2




2

2

4

зачет

6.Возможности ИКТ для создания учебных и дидактических материалов

3

13

2




4

2

4

зачет

7.Информационные технологии подготовки графического и иллюстративного материала

3

14

2




2

2

4

зачет

8.Информационные технологии подготовки аудио материалов

3

15

2




4

2

4

зачет

9. Информационные технологии подготовки видео материалов

3

16

2




4

2

4

зачет



Лабораторный практикум
Лабораторный практикум состоит из лабораторных работ, наименование которых приведено в таблице 3.

Таблица 3



п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(в часах)



1.

4

Приемы подготовки текстовых учебных и дидактических материалов

2

2.

5

Обработка экспериментальных данных педагогических исследований

2

3.

6

Подготовка учебных дидактических материалов в среде PowerPoint (Prezi)

2

4.

7

Приемы подготовки графического и иллюстративного материала

2

5.

8

Приемы подготовки аудио материалов

4

6.

9

Приемы подготовки видео материалов

4

7.

6

Приемы подготовки презентаций для интерактивной доски

2

4.4 Внеаудиторная самостоятельная работа


Тема 1. Современные проблемы информатизации и их влияние на стиль и методологию работы педагога
Вопросы для самоконтроля и рефлексии
1. Дайте определение процесса информатизации и глобализации образования. Отметьте их положительные и отрицательные стороны.

2. Обоснуйте объективность процессов информатизации и их всеобщность для различных сфер жизни общества.

3. Обоснуйте положение о том, что процессы информатизации и глобализации образования являются объективными процессами, характерными не только для системы образования.

4. Приведите конкретные примеры результатов информатизации и глобализации образования на уровне образовательного учреждения, где вы обучаетесь.

5. Сформулируйте отличия глобализации и интернационализации.
Тема 2. Интернет - поиск и использование информации

Задания:

1. Перейти на главную Web-страницу поисковой системы Rambler. Ознакомиться с содержанием загруженной страницы, найти поле Поиск для ввода ключевых слов и кнопку поиска Найти!

2. Ознакомиться со списком десяти наиболее посещаемых сайтов в категории Наука. Изучить статистику этих ресурсов.

3. Вернутся на начальную страницу поисковой системы Rambler. Перейти по ссылке Помощь. Ознакомиться с языком запросов этой системы.

4. Выполнить поиск документов, содержащих слово монополии. Определить количество найденных Web-ресурсов. Перейти по первой ссылке. Просмотреть загруженную страницу и оценить ее полезность.

5. Добавить в поле ввода к слову монополии слово естественные и зафиксировать количество найденных Web-страниц. Объяснить, почему получено другое значение. Ввести также слово закон. Просмотреть список найденных Web-ресурсов, определить количество ссылок и сделать соответствующие выводы. Ответить на вопрос, каковы будут результаты поиска, если ввести фразу: "закон о естественных монополиях".


6. Выполнить поиск документов, которые содержат слова собственность и земля, но не содержат слово закон. Использовать средства расширенного поиска. Просмотреть группу из десяти ссылок. Ответить на вопрос, сколько из них можно считать полезными?
7. Выполнить поиск документов, которые содержат слова: компьютерная и техника, а также документов, которые содержат слово маркетинг, но не содержат слово реклама. Использовать язык запросов. Просмотреть список найденных Web-документов.
8. Сравнить результаты поиска в различных поисковых системах. Для этого выполнить те же самые запросы на поисковых серверах Апорт и AltaVista. Ознакомиться со списками найденных Web-ресурсов. При необходимости сменить кодировку символов кириллицы в системе AltaVista (Вид—Вид кодировки). Ответить на вопрос, каковы будут результаты поиска, если использовать ключевые слова на английском языке (monopoly, natural, law, property, land).
9. Обратиться к поисковому каталогу Yahoo!
10. Выбрать раздел Finance, ознакомиться с содержанием.
11. Перейти к поисковой системе www.Lycos.com
12. Найти раздел 50 самых популярных за последнюю неделю сайтов (Lycos TopSff). Просмотреть этот раздел.
13. Провести поиск документов, содержащих словосочетание: business in Russia. Использовать средства расширенного поиска (Advanced Search). Использовать вариант поиска— exact phrase (точная фраза). Просмотреть 10 найденных ссылок.
14. Переместиться на главную страницу поисковой системы Яндекс.
15. Выбрать любой раздел, а в нем любую категорию.
16. Перейти по ссылке Помощь. Изучить следующие разделы справочной системы:

"Общие советы при поиске", "Расширенный поиск" и "Синтаксис запросов". Особое внимание уделить синтаксису языка запросов и выполните поиск:

1. Произвести поиск документов, содержащих в тексте документа устойчивое словосочетание: информационные технологии. Использовать оператор языка запросов

2. Задать поиск документов, содержащих в тексте одно из перечисленных слов: реферат, проект, диплом. Использовать оператор языка запросов: |.

3. Найти документы, в заголовках которых присутствует либо слово информатика либо слово кибернетика. Использовать средство расширенного поиска: Словарный фильтр (в заголовке) или оператор языка запросов Stifle

4. Выполнить поиск документов, содержащих слова информационная и система. При этом задать весовое значение слова информационная равное 3, увеличив таким образом в 3 раза релевантность документов, содержащих это слово. Использовать операторы языка запросов: && и .• число.

5. Найти документы, содержащие слово реализация, но без слова рынок. Использовать операторы языка запросов: + и -.

6. Найти телефон одного из близких Вам людей в электронном телефонном справочнике Москвы и Санкт-Петербурга (http://www.interweb.spb.ru/phone). В

поле формы ввести известные Вам данные о человеке, которого Вы разыскиваете (например, фамилию и инициалы или адрес). Для получения информации нажать кнопку Получить

7. Найти электронный адрес человека при условии, что Вам известны его имя, фамилия и город, в котором он проживает (например, John Smith из Бостона). Использовать электронный справочник Bigfoot(http:/ww.bigfoot.com) и систему Internet Address Finder(http://www.iaf.net). Сравнить результаты поиска в этих двух поисковых системах.

8. Осуществить поиск электронного адреса того же самого человека с помощью поисковой системы Yahoo! Использовать ссылку People Search (Поиск людей). - http://www.yahoo.eom/r/ps

9. С помощью системы Google (http://www/google.com) найти сайты, содержащие общую информацию об искусстве. Использовать ключевое слово art (искусство). Просмотреть результаты поиска. Отвечают ли они Вашим ожиданиям? Для сравнения попробуйте поискать слово art в системе AltaVista. Какая система по Вашему мнению лучше справилась с поставленной задачей? Сделать соответствующие выводы.

10. Используя метапоисковую систему Metabot, осуществить поиск документов, содержащих слово Экономика. Просмотреть результаты поиска. Какие документы показаны в числе первых? Сколько поисковых систем (и какие) показали их в первой десятке?

11. Осуществить поиск файла с изображением автомобиля (car). Воспользоваться программой Downloads/FTP Search.

12. Используя систему Download.com, найти в Интернете одну из антивирусных программ (по Вашему выбору). Получить подробное описание данной программы
Тема 3. Реализация электронного документооборота средствами WORD
Задание 1. Оформите несколько первичных документации в редакторе Word. В качестве образцов используйте:

1. Договор о сотрудничестве Вузов-партнеров.

2. Договор об оказании образовательных услуг .

3. Платежное поручение.

4. Авансовый отчет.

5. Карточка табельного учета.

6. Счет-фактура.
Задание 2. Подготовьте текст сообщения и выполните рассылку его коллегам, используя возможности текстового редактора по слиянию документов.
Задание 3. Подготовьте и представьте для проверки шаблоны следующих

документов:

1. Титульного листа курсовой работы.

2. Реферата.

3. Дипломной работы.

4. Печатной работы (тезисов на конференцию).


Тема 4. Методы обработки и анализа данных психологических исследований средствами

табличного процессора Excel

Решить задачи средствами табличного процессора Excel.

Задача №1.

Изучалось различие в продуктивности воспроизведения одного и того же материала трех групп испытуемых (по 5 человек), различающихся условиями предъявления этого материала для запоминания. Результаты обследования приведены в таблице.






Условие 1

Условие 2

Условие 3

1

5

8

11

2

4

7

9

3

3

6

7

4

6

9

10

5

7

5

8

Проверить гипотезу о том, что продуктивность воспроизведения материала зависит от условий его предъявления.


Тема 5. Возможности ИКТ для создания учебных и дидактических материалов

Подготовить презентацию на одну из следующих тем:

1. Роль и место информационных технологий в образовательном процессе.

2. Эволюция информационных технологий в примерах решения педагогических задач.

3. "Новая педагогика": основные черты и реалии времени.

4. Информационная безопасность: задачи и возможности реализации средствами информационных технологий.

5. Корпоративные презентации: от слов к слайд-шоу.

6. Анализ и управление данными средствами Excel.

7. Информационные технологии в образовательной деятельности.

8. Сервисные возможности сети Интернет вчера, сегодня, завтра
Тема 6. Информационные технологии подготовки графического и иллюстративного материала

Задания:

1. Создайте видеоматериалы с помощью цифровой камеры:

a. свою фотографию за рабочим местом,

b. групповую фотографию,

2. Сохраните полученные видеоматериалы на вашем компьютере в своей папке.

3. Обработайте видеоматериалы с помощью соответствующих редакторов.

4. Освойте технологию записи информации на компакт диск. При этом используйте программу "Проводник" или программу "Nero".

5. Подготовьте материалы для своего портфолио.

6. Структурируйте подготовленные электронные материалы.
Тема 7. Информационные технологии подготовки аудио материалов

Задания:

1. Используя Интернет-поиск найдите и скачайте на свой компьютер понравившийся музыкальный файл. Используя приемы его редактирования создайте музыкальный фрагмент на 30-40 секунд.

2. Используя любой из описанных способов записи звука, создайте аудио файл с записью своего голоса.

3. Создайте фонограмму с наложением записи Вашего голоса на музыкальное сопровождение.

4. Скачайте один из файлов караоке http://www.karaoke.ru и создайте файл с наложеним нескольких голосов, предварительно записав каждый из них, чтобы в результате получился эффект хора.
Тема 8. Информационные технологии подготовки видео материалов

Задания:

1. С помощью одной из программ Windows Movie Maker или Киностудии Windows Live создайте видео ряд из статических фотографий (слайд-шоу).

2. Добавьте в клип:

эффекты и переходы,

названия и титры,

музыкальное сопровождение,

речевые комментарии.

3. Создайте видеоролик из следующих видеофрагментов (Boys.avi , Cyclers.avi, Fastslow.avi, Finale.avi, First.avi).

4. Добавьте фонограмму из файла Music.aif.

5. Вырежьте ненужные видеофрагменты.

6. Добавьте нужные переходы и эффекты сохраните клип.


4.5 Формирование компетенций студентов

Матрица соотнесения тем (разделов) дисциплины и формируемых в них компетенций приведена в таблице 4.

Таблица 4

№ темы (раздела) дисциплины

Код компетенции


Трудоемкость

АЧ


Компоненты компетенции

Ориентиро-вочный

Знание-

вый


Операцио-нальный

Опыт

1.

ПК-4

2

+

+







2.

ПК-4

2

+

+

+

+

3.

ОК-9

2

+

+

+

+

4.

ОК-8

4

+

+

+

+

5.

ОК-8,ПК-4

4

+

+

+

+

6.

ПК-4,ОК-8

6

+

+

+

+

7.

ОК-8,ПК-4

4

+

+

+

+

8.

ПК-4,ОК-8

6

+

+




+

9.

ПК-4,ОК-8

6

+

+




+

Итого:

36









5. Образовательные технологии

Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации образовательных технологий.

Интегральную модель образовательного процесса по дисциплине формируют технологии методологического уровня:

- модульное обучение;

- контекстное обучение;

- технология развивающего обучения;

Реализация данной модели предполагает использование следующих технологий стратегического уровня, задающих организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса, осуществляемых с использованием определенных тактических процедур:

• лабораторные работы (углубление знаний, полученных ранее, интерактивное выполнение, разработка, тестирование материалов по темам лабораторных работ);

• тренинговые (формирование определенных умений и навыков);

• активизации познавательной деятельности (приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, работа с литературой, подготовка отчетов по лабораторным работам);

• самоуправления (самостоятельная работа студентов, самостоятельное изучение материала).

Рекомендуется использование информационных технологий при организации коммуникации со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), при проведении контроля выполнения лабораторных работ, использование мультимедиа-средств, интерактивной доски.


6. Оценка качества освоения дисциплины студентами

Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:



текущий: контроль выполнения лабораторных работ, домашних работ;

рубежный: предполагает использование педагогических тестовых

материалов для аудиторного контроля знаний; учет суммарных результатов по итогам текущего контроля за соответствующий период.



семестровый: предполагает учет суммарных результатов по итогам текущего контроля за соответствующий период.
Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины приведены в таблице 5.

Таблица 5


Критерий оценки

% от общей трудоемкости

Семестр

3 семестр

пороговый (оценка «удовлетворительно)

50%-69%

50-69

стандартный (оценка «хорошо»)

70%-89%

70-89

эталонный (оценка «отлично»)

90%-100%

90-100

Критерии оценки в рамках формируемых компетенций приведены в

таблице 6.

Таблица 6



Критерий

оценки


В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует

Пороговый

Знание и понимание содержание курса с незначительными пробелами; несформированности некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий ( не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному), низкий уровень мотивации учения.

Стандартный

Полное знание и понимание содержания курса, тем не менее, недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками), средний уровень мотивации учения.

Эталонный

Полное знание и понимание содержание курса, сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (оценены числом баллов, близким к максимальному), высокий уровень мотивации учения.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для вузов. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 187с.

2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 364


7.2 Дополнительная литература

1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: Учеб.пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 389с.

2. Сапегин А.Г. Психологический анализ в среде Excel. Математические методы и инструментальные средства. -М.: Ось-89. -2005. -144 с.

3. Саукова Н.М., Соколова Г.Ю., Моркин С.А. Мультимедиа технологии в учебном процессе: Электронный учебник, 2011

4. Интернет-ресурсы:

http://www.ed.qov.ru/Официальный сайт Министерства образования Российской Федерации

http://www.openclass.ru/dig resources База данных цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов пользователей

http://www.rusedu.ru Архив учебных программ и презентаций

http://www.uroki.net/ Все для учителя

http://school.iot.ru Сайт методической поддержки учителей

http: //vashabnp. info/ Библиотека начинающего педагога

http://www.school-city.by Методические рекомендации для учителей.

http: //teacher. orq.ru/ Учитель года

http://www.eidos.ru/ Центр дистанционного образования «Эйдос»

http: //www. km-school. ru/ <КМ-Школа> - комплексный проект

информатизации учреждений образования

http://it-n.ru/ Портал "Сеть творческих учителей"

http://www.uchportal.ru Учительский портал презентаций

http://www.newseducation.ru/ российский образовательный портал о школьной жизни

http://www.pedsovet.org Живое пространство образования

http://k-yroky.ru/ Учитель — учителю! http://www.openclass.ru/ Образовательное сообщество
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходимо:

1. Компьютерный класс для проведения лабораторных и самостоятельных работ.

2. На персональных компьютерах должны быть установлены: ОС Windows7,8,10), MS Office2007-2010, Photoshop CS2 или выше.



Приложение А
Технологическая карта дисциплины

Трудоемкость дисциплины 2 ЗЕ, 100баллов




Семестр/ Неделя

Виды учебной работы и трудоемкость

Аудиторный контроль теоретических знаний (в баллах)

Контроль выполненных лабораторных работ (в баллах)

Внеаудиторная СРС ( в баллах)

3 с.



0-50

0-30

0-20





1 этап

0-25

0-15

0-10

3-5

Лабораторная работа 1




5

4

6-7

Лабораторная работа 2




5

3

8

Лабораторная работа 3




5

3

9

Тест

25










1-й этап Рубежная аттестация (не менее 25 баллов из 50)







0-25

0-15

0-10

10

Лабораторная работа 4




3

3

11-14

Лабораторная работа 5




5

4

15-16

Лабораторная работа 6




4

3

17

Лабораторная работа 7




3




18

Тест

25










II- этап Рубежная аттестация (не менее 25 баллов из 50)




Семестровая аттестация (не менее 50 баллов из 100)

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

Пороговый: 50 - 69 баллов;

Стандартный: 70 - 89 баллов;

Эталонный: 90 - 100 баллов.



Приложение Б
Карта учебно-методического обеспечения

Дисциплины «Информационные технологии в образовании»

Для направления - Педагогическое образование
Всего часов - 72, из них лекций - 18, лабораторные работы -18, в том числе аудиторная СРС - 12, внеаудиторная СРС - 36, зачет.

Форма обучения – очная Семестр – 3

Разработчик: Н.М. Саукова, к.п.н., доц. каф. ИТО………………………………

Рейтинг-план утвержден на заседании кафедры ………… МПГУ от ………. 20.. г., протокол № ........

Зав. кафедрой ИТО:








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал