Рабочая программа для студентов направление подготовки Направление 44. 03. 04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиль подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»



Скачать 71.17 Kb.
Дата03.02.2017
Размер71.17 Kb.
Просмотров270
Скачиваний0
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ.Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г.ТОБОЛЬСК


УТВЕРЖДАЮ

директор

Короткова Е.А.________

подпись ФИО

«___» __________ 2015г.

Теория дизайна и декоративно-прикладного искусства

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направление подготовки

Направление 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)


Профиль подготовки

«Декоративно-прикладное искусство и дизайн»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

заочная

Н.В. Купрякова. Теория дизайна и ДПИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для обучающихся направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015, 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями (ФГОС ВО / ФГОС ВПО) с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История искусств [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой прикладного искусства. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Балахнина Л.В., кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой прикладного искусства

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Купрякова Н.В. 2015.



1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель сформировать у студентов представление специфике дизайна и ДПИ, способствовать осмыслению ими эстетического, философского и духовного опыта мирового прикладного искусства и дизайна; сформировать представление о методологии и средствах дизайн-проектирования;
Задачи:

  • изучить основные понятии и определения дизайна и ДПИ;

  • осмыслить основные тенденции развития дизайнерского и прикладного искусства;

  • изучить специфику дизайнерской деятельности;

  • освоить проектный язык дизайнера;

  • дать представление о наиболее значимых явлениях в истории дизайна и ДПИ;

  • показать наследие зарубежного и русского дизайна и ДПИ в его связях с другими сферами европейской и отечественной культуры и общественной мысли;

  • сформировать навык осознанно-аналитического прочтения и создания дизан-проекта и проекта прикладного произведения.


2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Дисциплина «Теория дизайна и декоративно-прикладного искусства» относится к базовой части учебного цикла Б.1.В.ОД.2 и является одной из дисциплин, формирующих профессиональные знания и навыки, характерные для бакалавра по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение профиль подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн (квалификация (степень) «бакалавр»). Основные положения дисциплины «Теория дизайна и ДПИ» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: художественный текстиль, технологии ручного ткачества
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):



а) общекультурных (ОК):

  • способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК - 1)

  • способностью прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

  • основы искусства дизайна и ДПИ;

  • исторические аспекты формирования зарубежного и русского дизайна и ДПИ в их развитии и в персоналиях;

  • важнейшие идейно-эстетические концепции, основные художественные направления и жанровые формы, присущие европейскому и русскому дизайну и ДПИ, в динамике их развития;

  • основные термины и понятия дизайна и ДПИ;


Уметь:

  • анализировать дизайн-проекты и отдельные прикладные произведения, давать им комментарий;

  • характеризовать произведения зарубежных и русских дизайнеров, принадлежащих к различным стилевым направлениям;

  • ориентироваться в современной научно-исследовательской литературе по вопросам теории дизайна и ДПИ и сопоставлять позиции исследователей;

  • собирать, структурировать и излагать (письменно и устно) материал по проблемам теории дизайна и ДПИ;


Владеть:

  • анализом дизайнерских и прикладных произведений различных школ и форм;

  • навыками определения художественных приёмов в дизайнерских и прикладных произведениях;

  • аналитическим подходом к художественно-творческому материалу в его историческом развитии, на различных уровнях.



4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 час.)
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Художественный текстиль

























+




2.

Технологии ручного ткачества

























+



Семестр 9. Форма промежуточной аттестации: 9 семестр – контрольная работа, дифференцированный зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 180 академических часов, из них 8 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 132 часов, выделенных на самостоятельную работу.





Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

9

Контактная работа:

8

8

Аудиторные занятия (всего)

8

8

В том числе:







Лекции

2

2

Практические занятия (ПЗ)

6

6

Семинары (С)







Лабораторные занятия (ЛЗ)







Иные виды работ:







Самостоятельная работа (всего):

132

132

Общая трудоемкость 5 зач. ед. 180 час













Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Контрольная работа

Дифференцированный зачет




4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Специфика дизайнерской деятельности. Дизайн и современная техника

Виды современной дизайнерской деятельности. Индустриальный дизайн. Дизайн архитектурной среды. Дизайн одежды и аксессуары. Графический дизайн. Компьютерный дизайн. Арт-дизайн.

Особенности конструирования объектов дизайна. Разнообразие видов конструкций в дизайне.

Многофункциональность конструкций в дизайне.

Модульность конструкций в дизайне. Конструкции и бионика. Конструкция как художественная форма.



2

Дизайн и человек. Проектный язык дизайнера

Проектный язык дизайнера. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна. Поисковый рисунок и набросок. Компьютерное моделирование

Графические эскизы. Объемные макеты. Технические чертежи.

Дизайн-проект и его стадии. Задание на проектирование. Предпроектные исследования. Фор-эскиз и дизайн-концепция. Эскизное проектирование. Художественно-конструкторский проект. Рабочий проект.


6

Основы декоративно-прикладного искусства

Специфика декоративно-прикладного искусства. История, понятия, термины. Образ в декоративно-прикладном искусстве. Форма и функция в декоративном искусстве. Материал и технология в декоративном произведении. Конструкция и тектоника в декоративных произведениях. Декор, цвет, орнамент. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства.


5. Образовательные технологии

Таблица 3




занятия


раздела


Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

1

Специфика дизайнерской деятельности. Дизайн и современная техника Виды современной дизайнерской деятельности

лекция-визуализация

2

2

3

Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна.

Практическое занятие на основе кейс-метода

2

21

6

Специфика декоративно-прикладного искусства.

практическое занятие в форме презентации

2

22

6

Виды декоративно-прикладного искусства Образ в декоративно-прикладном

практическое занятие в форме презентации

2


6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Специфика дизайнерской деятельности. Дизайн и современная техника

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Подготовка презентации в PowerPoint



14

2

Дизайн и человек. Проектный язык дизайнера

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Подготовка презентации в PowerPoint

Просмотр видеолекций.


14

3

Дизайн как предметное творчество

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре


14

4

Дизайн предметно-пространственной среды

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Подготовка презентации в PowerPoint



14

5

Дизайн в информационной среде

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Подготовка презентации в PowerPoint




14

6

Основы декоративно-прикладного искусства

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Подготовка презентации в PowerPoint




14

7

Специфика формообразования в прикладном искусстве

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Подготовка презентации в PowerPoint




14

8

Конструкция в художественной форме прикладного произведения.

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Подготовка презентации в PowerPoint




14

9

Анализ и интерпретация декоративно-прикладных произведений

Работа с научной и учебной литературой: чтение текста, выписки из текста. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Подготовка презентации в PowerPoint




20


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля

Примерные вопросы и задания для диагностирующего контроля:



  1. Что такое дизайн?

  2. Дайте определение декоративно-прикладному искусству.

  3. Перечислите виды ДПИ.

  4. Назовите виды дизайнерской деятельности.

  5. Назовите современных европейских дизайнеров

  6. Что такое фирменный стиль?


7.2. Оценочные средства текущего контроля
7.2.1 Составление словаря терминов
Список терминов для составления словаря

.

Абстрактное искусство, авангард, авангардизм, автолитография, антропометрия, антропометрический, бренд, брендинг, бренд бук, вхутемас, графика, граффити, дизайн, определение дизайна, инженерная психология, интерьер, каталог, керамика, клуазоне, композиция, конструктивизм, концептуальное искусство, кубизм, логограмма, логотип, майолика, марка семейства товаров, модерн, мозаика, название товара или бренда , орнамент, перегородчатая эмаль проект, проектирование, скульптура малых форм, стиль, структура, супрематизм, темпера, терракота, техническая эстетика, товарный знак, тондо, торговая марка, фарфор, фаянс, филигрань, финифть, фирменный знак, флористика, эмаль, эмблема, эргономика, эскиз.


Перечень тем контрольных работ

  1. Специфика декоративно-прикладного искусства. История, понятия, термины.

  2. Образ в декоративно-прикладном искусстве

  3. Виды декоративно-прикладного искусства.

  4. Форма и функция в декоративном искусстве.

  5. Материал и технология в декоративном произведении.

  6. История декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

  7. Декоративно-прикладное искусство античного мира.

  8. Декоративно-прикладное искусство средневековья. Византия.

  9. Декоративно-прикладное искусство средневековья. Искусство романского и готического периода.

  10. Конструкция и тектоника в декоративных произведениях.

  11. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

  12. Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения

  13. Декоративно-прикладное искусство западной Европы XVII-XVIII вв.

  14. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства

  15. Декоративно-прикладное искусство западной Европы XIX- нач. XX вв.

  16. Декоративно-прикладное искусство России XVIII - нач. XX вв.

  17. Декоративно-прикладное искусство СССР.

  18. Декоративно-прикладное искусство на современном этапе.




Перечень вопросов для зачёта

  1. Понятие «Дизайн». Условия возникновения дизайна.

  2. Удобство и комфорт в дизайне. Дизайн и маркетинг.

  3. Комплексная организация предметной среды.

  4. Функциональность и рациональность форм. Мобильность и вариабельность форм.

  5. Дизайн и мода.

  6. Современные материалы и технологии.

  7. Спектр объектов проектирования. Индустриальный дизайн.

  8. Дизайн архитектурной среды. Дизайн одежды и аксессуары.

  9. Графический дизайн. Компьютерный дизайн. Арт-дизайн.

  10. Разнообразие видов конструкций в дизайне. Многофункциональность конструкций в дизайне. Модульность конструкций в дизайне.

  11. Конструкция и бионика. Конструкция как художественная форма.

  12. Ориентация дизайна на новейшие материалы. Рациональность использования материала в конструкции.

  13. Гигиена, экология и дизайн. Материал как средство украшения изделия.

  14. Материал и мода.

  15. Комфорт как двигатель прогресса. Миниатюризация изделий. Стиль высоких технологий.

  16. Понятие «Эргономика». Метрические системы. Эргономика в мебели.

  17. Исследовательская деятельность дизайнера. Многовариантный поиск.

  18. Адресный дизайн. Маркетинг.

  19. Понятие «Мода». Из истории моды.

  20. Стиль в дизайне. Понятие «фирменный стиль».

  21. Из истории колористики. Психология восприятия цвета человеком.

  22. Функциональная роль цвета. Нормирование цветового решения.

  23. Графическое изображение – как профессиональное средство дизайнера. Поисковый рисунок и набросок.

  24. Компьютерное моделирование. Графические эскизы. Объемные макеты. Технические чертежи.

  25. Задание на проектирование. Предпроектные исследования. Фор-эскиз и дизайн-концепция.

  26. Эскизное проектирование. Художественно-конструкторский проект. Рабочий проект.

  27. Ремесленное производство в средние века и предпосылки создания машинной техники (цеховые объединения ремесленников, мануфактура, дифференциация инструментов труда, гидравлический двигатель)

  28. Первые теории дизайна конца XIX века. Практическая эстетика Земпера. Идеи Джона Рескина. Уильям Моррис и движение «Искусство и ремесла».

  29. Предпосылки появления функционализма и дизайнерский бум в Америке начала 20-х годов XX века. Чикагская архитектурная школа и Фрэнк Ллойд Райт.

  30. Адольф Лоос – предтеча европейского функционализма. Германский Веркбунд.

  31. Баухауз. Основные педагогические принципы.

  32. Учебные цели и структура ВХУТЕМАС.

  33. Стилевые направления в европейском формообразовании перед второй мировой войной. Социально-жилищное строительство в Германии.

  34. Стилевые направления в европейском формообразовании перед второй мировой войной. Дизайн и техника. Обтекаемая форма. Эргономичный дизайн. Органический дизайн.

  35. Шведский модерн. Датский стиль тикового дерева. Культура жилища из Скандинавии. Традиции и современность. Развитие органического дизайна в Скандинавии.

  36. Дизайн в США 50-60-х годов. Элитарный дизайн. Стайлинг. Автомобильный стиль. Развитие профессии «дизайнер».

  37. Предвоенный дизайн в СССР. Дизайн-проекты в области транспортных средств. Достижения в области военной техники Н.Туполева, М Кошкина.

  38. Ульмская школа дизайна и ее представители. Педагогическая и дизайнерская деятельность М.Билла, Х.Гугелота.

  39. Поп-арт в дизайне. Поп-арт в дизайне одежды.

  40. Концептуальные поиски советских дизайнеров. Автомобильный дизайн. Специфика дизайнерской деятельности «Сенежской студии».

  41. Группа «Мемфис» и ее представители.

  42. Представители стиля «Хай-Тек» - Норманн Фостер, Марио Бота, Штефан Веверка.

  43. Специфика формообразования в прикладном искусстве

  44. Конструкция в художественной форме прикладного произведения.

  45. Анализ и интерпретация декоративно-прикладных произведений



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2013. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-398-9, 1000 экз. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com/bookread.php?book=368082 (11.05.2015).

  2. Старикова, Ю.С. Основы дизайна. Конспект лекций : учебное пособие / Ю.С. Старикова. - М. : А-Приор, 2011. - 112 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-384-00427-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72693 (11.05.2015).

  3. Алексеева, И.В. Основы теории декоративно-прикладного искусства : учебник / И.В. Алексеева, Е.В. Омельяненко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет". - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2010. - 184 с. - ISBN 987-5-9275-0774-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240956 (11.05.2015).

  4. Жданова, Н.С. Обучение основам дизайна: конспекты уроков : учебное пособие / Н.С. Жданова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 264 с. : ил. - (Библиотека учителя изобразительной деятельности). - Библиогр.: с. 244-245. - ISBN 978-5-691-01917-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260795 (11.05.2015).

  5. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия; этапы развития : учебное пособие / В.Б. Кошаев. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 288 с. : ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 270-271. - ISBN 978-5-691-01531-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260776 (11.05.2015).

  6. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретина. - Москва : Академия , 2012. - 224 с.

  7. Соколов, М.В. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и черчение» / М.В. Соколов, М.С. Соколова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 432 с. : ил. - (Изобразительное искусство). - Библ. в кн. - ISBN 978-5-691-01930-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260793 (11.05.2015).

б) дополнительная литература:



  1. Агеев В.Н. Семиотика. – М.: Весь мир, 2002.

  2. Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. – М.: ТОО «ИнтелТех», 2000.

  3. Анатомия рекламного образа. – СПб.: Питер, 2004.

  4. Багиев Г.Л. Маркетинг – М.: «Питер», 2007. – 736 с.

  5. Васильев Г.А. Поведение потребителей – М: Изд-во «Вузовский учебник», 2008. – 240 с.

  6. Вильямс Р. Дизайн для НЕдизайнеров. – СПб: Символ-Плюс, 2008 – 192 с.

  7. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций. – М.: Техносфера, 2005. – 416 с.

  8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 2001.

  9. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы. – М.: Гардарики, 2004.

  10. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования – М.: Изд-во «Вузовский учебник», 2008. – 438 с.

  11. Кауч М. Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 128 с.

  12. Кнорре К. Наружная реклама. – М.: Бератор-Пресс, 2002.

  13. Корнилова Е.Е. Телевизионная реклама. – СПб.: СПбГУ, 2002.

  14. Костина А.В. Эстетика рекламы. Энциклопедия менеджмента. – М.: Вершина, 2003.

  15. Коханенко А.И. Имидж рекламных персонажей. – М.: МарТ: Феникс, 2004.

  16. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. – М.: Флинта; Наука, 2004.

  17. Кричевский В. Типографика в терминах и образах – М.: Слово. 2000. – 160 с.

  18. Кроне Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М.: Интрада, 2000.

  19. Кудрявцев А.И. Шрифт. История, теория практика – М.: «Ун-т Натальи Нестеровой», 2003. – 250 с.

  20. Кулъпина Л.Г. Лингвистика цвета. – М.: Московский лицей, 2001.

  21.  Лазарева Э.А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики //Лингвистика. – Екатеринбург: Изд-во Уральского педагогического университета, 2003.

  22.  Лихобабин М.Ю. Способы манипулирования в рекламе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  23.  Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис, 2000.

  24. Махлина СТ. Семиотика культуры и искусства. – СПб.: Композитор, 2003.

  25. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. – М.: URSS, 2003.

  26. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2002.

  27. Мудров А.Н. Основы рекламы – М.: Изд-во «Магистр», 2008. – 397 с.

  28. Назаров М.М. PR-связь с общественностью. Хрестоматия. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика – М.: Просвещение, 2002. – С. 131–233.

  29.  Огилви Д. Огилви о рекламе. – М.: Эксмо, 2007.

  30. Пирогова Ю.К. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. – М.: ИД Гребенникова, 2000.

  31. Победин В.А. Знаки в графическом дизайне – Харьков: Веста: Изд-во «Ранок», 2001.– 96 с.

  32. Почепцов Г.Г. Русская семиотика. – М.: Рефл-Бук, 2000.

  33. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Ваклер, 2000.

  34. Пронин С. «Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе». Кн. 2. 2003 (бесплатная PDF-версия. Режим доступа: www.prodesign.ru)

  35. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ рекламы. – М.: Бахрах-М, 2001.

  36. Рекламный текст: лингвистика и семиотика. – М.: ИД Гребенникова, 2000.

  37. Ромат Е.В. Реклама. – СПб.: Питер, 2001.

  38. Рудер Э. Типографика – М.: Книга, 1982. – 290 с.

  39. Русский рекламный плакат – М.: Контакт-культура, 2001. – 224 с.

  40. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации  – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2008. – 303 с.

  41. Смирнова Н.Н., Смирнов С.О. Печатная реклама. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  42. Создание печатных материалов. Руководство – М.: БСИ, 2004. – 112 с.

  43. Сокольников Ю. Товарные знаки. Историография. Построение. Использование. Регистрация. – М.: Мангазея, 1996, – 304 с.

  44. Соломоник А. Парадигма семиотики. – Минск: МЕТ, 2006.

  45. Сычев О.А. Психология и психоанализ рекламы. – М.: Бахрах-М, 2001.

  46. Тимофеев Г.С. Графический – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

  47. Увлекательный мир московской рекламы XIX–начала XX века. – М.: Музей истории города Москвы, 1996. – 71 с.

  48. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении – М.: Книга, 1980. – 242 с.

  49. Шевченко Д.А. Маркетинг и реклама: 1000 терминов – М.: РГГУ, 2007. – 218 с.

  50. Эверс В. Искусство дизайна – с компьютером и без. – М.: Кудиц-образ, 2005. – 208 с.

  51. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 240 с.

в) периодические издания



    1. «ДПИ»

    2. «Искусство»

г) Интернет-ресурсы:



  1. http://svitk.ru/004_book_book/16b/3469_lebedev-lyubimov-psihologiya_reklami.php


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, компьютерный класс. Видеопроектор, ноутбук, переносной экран, интерактивная доска, телевизор, DVD - плеер, видеоплеер. В компьютерном классе установлены средства MS Office – Word, Excel, PowerPoint и др. Технологическое оборудование, лабораторные установки (стенды), мультимедийные средства.


Дополнения и изменения к рабочей программе на 201__ / 201__ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры «Прикладного искусства! «_16_» _ноября_2015 г.

Заведующий кафедрой ___________________/_Л.В. Балахнина /

Подпись Ф.И.О.
Аннотация рабочей программы дисциплины «Теория дизайна декоративно-прикладного искусства»
Цель дисциплины: сформировать у студентов представление специфике дизайна и ДПИ, способствовать осмыслению ими эстетического, философского и духовного опыта мирового прикладного искусства и дизайна; сформировать представление о методологии и средствах дизайн-проектирования;
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория дизайна и декоративно-прикладного искусства» относится к базовой части учебного цикла Б.1.В.ОД.2


3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

(коды) ОК-1, ПК-15

В результате изучения дисциплины студент должен:


знать: основы искусства дизайна и ДПИ; исторические аспекты формирования зарубежного и русского дизайна и ДПИ в их развитии и в персоналиях; важнейшие идейно-эстетические концепции, основные художественные направления и жанровые формы, присущие европейскому и русскому дизайну и ДПИ, в динамике их развития; основные термины и понятия дизайна и ДПИ;
уметь: анализировать дизайн-проекты и отдельные прикладные произведения, давать им комментарий; характеризовать произведения зарубежных и русских дизайнеров, принадлежащих к различным стилевым направлениям; ориентироваться в современной научно-исследовательской литературе по вопросам теории дизайна и ДПИ и сопоставлять позиции исследователей; собирать, структурировать и излагать (письменно и устно) материал по проблемам теории дизайна и ДПИ;
владеть: анализом дизайнерских и прикладных произведений различных школ и форм; навыками определения художественных приёмов в дизайнерских и прикладных произведениях; аналитическим подходом к художественно-творческому материалу в его историческом развитии, на различных уровнях.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144час.).
5. Семестры: 9
6. Основные разделы дисциплины:

Специфика дизайнерской деятельности. Дизайн и современная техника

Дизайн и человек. Проектный язык дизайнера

Основы декоративно-прикладного искусства


7. Разработчик(и): Купрякова Н.В., кандидат искусствоведения, доцент

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал