Рабочая программа дисциплины Теория образа для образовательной программы магистратуры «Визуальная культура»



Скачать 374.32 Kb.
Pdf просмотр
Дата15.02.2017
Размер374.32 Kb.
Просмотров293
Скачиваний0
ТипРабочая программа

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет гуманитарных наук
Школа Культурологии
Рабочая программа дисциплины
Теория образа для образовательной программы магистратуры «Визуальная культура» направления подготовки 51.04.01 Культурология
Разработчик(и) программы
Инише И.Н., канд.филос.наук, iinishev@hse.ru
Одобрена на заседании Школы Культурологии
«23» марта 2016 г.
Руководитель школы В.А. Куренной ____________[подпись]
Рекомендована Академическим советом образовательной программы __________
№ протокола______ «30» марта 2016 г.
Утверждена «30» марта 2016 г.
Академический руководитель образовательной программы
И.Н. Инишев ____________ [подпись]
Москва, 2016
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями
университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Теория образа для направления 51.04.01 «Культурология», подготовки магистра

1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 51.04.01 «Культурология» подготовки магистров, изучающих дисциплину «Теория образа».
Программа разработана в соответствии с:

ОС ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ;

Образовательной программой «Визуальная культура» направления 51.04.01.
«Культурология», уровень подготовки магистра;

Рабочими учебными планами университета по направлениям 51.04.01
«Культурология», утвержденным в 2016 г.
2 Цели освоения дисциплины

Получить систематическое представление об истории и задачах теории образа

Ознакомиться с основными направлениями и проблематикой современной теории образа;

Освоить основные понятия и базовые аналитические процедуры, разработанные в современной теории образа.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные этапы в становлении современной теории образа, ее проблематику и основные исследовательские стратегии.

Уметь использовать аналитические стратегии, разработанные в различных направлениях теории образа.

Иметь навыки исследования конкретных пикториальных систем и визуальных объектов
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
Код по
ФГОС/
НИУ
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Системные
СК-3
СК-6
Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно- производственного профиля своей деятельности.
Способен анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной
Активное участие в семинарских дискуссия; самостоятельная интерпретативная работа с текстами.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Теория образа для направления 51.04.01 «Культурология», подготовки магистра
Компетенция
Код по
ФГОС/
НИУ
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию
Профессиональные
ПК-1,
ПК-2,
ПК-3,
ПК-5,
ПК-6,
ПК-11,
ПК-12,
ПК-13,
ПК-17,
ПК-18,
ПК-21,
ПК-22.
Способен вести исследовательскую деятельность, использовать знание современных проблем культурологии в своей научно-теоретической и практической деятельности, разрабатывать и обосновывать способы их решения
Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач.
Способен осуществлять поиск и обработку информации, ее презентацию, работать с базами данных в гуманитарных науках, использовать все виды существующих информационных ресурсов: библиотеки, архивы,
Интернет и др.
Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей.
Способен осуществлять консультационную деятельность в области разработки государственных и частных культурных проектов, используя для этого как современные способы оценки, вошедшие в употребление недавно, так и классические.
Способен создавать и редактировать на русском
(государственном) языке

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Теория образа для направления 51.04.01 «Культурология», подготовки магистра
Компетенция
Код по
ФГОС/
НИУ
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Способен оформлять и аргументированно публично представлять результаты профессиональной и научной деятельности на научных конференциях и в ходе преподавания в студенческой аудитории (в том числе и с использованием средств ИКТ), свои идеи, точку зрения
Способен работать с специализированными базами данных на русском
(государственном) языке и на иностранных языках для задач профессиональной и научной деятельности.
Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной деятельности.
Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия в процессе реализации профессиональной научной, преподавательской, экспертной, редакционно- издательской деятельности.
Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы в сфере профессиональной деятельности.
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Теория образа для направления 51.04.01 «Культурология», подготовки магистра
Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла дисциплин программы. Изучение дисциплины «Теория образа» базируется на следующих дисциплинах:
«История и методы исследования культуры»
«Современные проблемы культурологии»
«Визуальность в современной культуре»
«Современная эстетика»
5. Тематический план учебной дисциплины


Название раздела
Всего часов
Аудиторные часы
Самос тоя- тельна я работа
Лекци и
Семин ары
Практи ческие заняти я
В
се
го


108
30
30
0

92
1.
Введение: Проблематика образа и образности: основные подходы
12 4
0 0
10 2.
Антропологические концепции образа
12 4
0 0
10 3.
Феноменологические теории образа 1:
Гуссерль, Хайдеггер, Финк, Ингарден,
Мерло-Понти
16 4
4 0
10 4 Феноменологические теории образа 2:
Гадамер, Нанси, Бём, Кроутер, Кэйси,
Вальденфельс
16 4
4 0
10 5 Аналитические теории образа 1: Гомбрих,
Гудмен, Полани
16 4
4 0
20 6 Аналитические теории образа 2: Вольхайм,
Уолтон, Цифф
16 4
8 0
20 7 Аналитические теории образа 3: Хайман,
Хопкинс, Лопес, Кульвицки, Абель
20 6
10 0
12
6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
Форма контроля
1 год
Параметры
1 2 3 4
Эссе
Х Итоговое эссе, демонстрирующее знания, полученные студентами в ходе лекционного курса

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Теория образа для направления 51.04.01 «Культурология», подготовки магистра
Реферат
Коллоквиум
Домашнее задание
Подготовка презентаций
Итоговы й
Экзамен
Х Оценка является накопительной и суммирует в себе оценки за работу на семинарах, презентации, письменные работы.
7. Критерии оценки знаний, навыков
Контрольная письменная работа: ответ должен затрагивать большинство аспектов поставленного вопроса, обладать ясной структурой.
Эссе: должно продемонстрировать полученные студентом навыки в процессе прохождения курса, должно быть хорошо структурированным и демонстрировать самостоятельность мышления.
Презентации: корректность изложения обсуждаемой темы, использование релевантного визуального материала
8. Содержание дисциплины

Тема 1: Введение: Проблематика образа и образности: основные подходы
Исторический очерк проблематики образности в современной и классической философии.
Основные направление и доминирующие постановки вопроса в современной философской теории образа.
Тема 2: Антропологические концепции образа
Производство и восприятие образов как отличительная черта человеческого существования. Диалектика иконоборчества и идолопоклонства как одна из универсальных черт человеческой истории. Восприятия образов как социальная практика.
Телесность как один из ключевых факторов пикториального восприятия.
Литература:
Belting H. (2005), Image, Body, Medium: A New Approach to Iconology
Mitchell W.J.T. (1986). Iconology: Image, Text, Ideology, The University of Chicago Press
Freedberg D. The Power of Images. Studies in the History and Theory of Response. Chicago:
The University of Chicago Press, 1989
Sonnevend, Julia. Iconic Rituals: Towards A Social Theory of Encountering Images
Бельтинг Х. (2002). Образ и культ. История образа до эпохи искусства. Москва

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Теория образа для направления 51.04.01 «Культурология», подготовки магистра
Тема 3: Феноменологические теории образа 1: Гуссерль, Хайдеггер, Финк, Ингарден,
Мерло-Понти
Концепция образа в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Структурные компоненты пикториальной предметности. Структура образного сознания. Теория визуальных искусств в герменевтической феноменологии Хайдеггера. Феноменология восприятия образа в концепциях Финка и Мерло-Понти.
Литература:
Гуссерль Э. Идеи к трансцендентальной феноменологии
Хайдеггер М. Исток художественного творения
Ингарден Р. Исследования по эстетике.
Мерло-Понти М. Око и дух.
Тема 4: Феноменологические теории образа 2: Гадамер, Нанси, Бёме, Кроутер, Кэйси,
Вальденфельс
Литература:
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
Nancy J.-L. (2005), The Ground of the Image. New York
Boehm G. (2001), Representation, Presentation, Presence: Tracing the Homo Pictor //
Alexander J. et al. (2012), Iconic Power: Materiality and Meaning in Social Life.
Crowther, Paul. Phenomenology of the Visual Arts.
Тема 5: Аналитические теории образа 1: Гомбрих, Гудмен, Полани
Исследовательская стратегия аналитической философии. Гомбрих как основатель аналитической традиции постановки вопроса о природе изображения. Системно- ориентированных подход Нельсона Гудмена. Теория специфики изобразительных элементов Михаэля Полани.
Литература:
Polanyi, Michael. What is a Painting?
Gombrich E. Art and Illusion
Goodman N. Languages of Art
Тема 6: Аналитические теории образа 2: Вольхайм, Уолтон, Цифф
Двусложность восприятия образа как конститутивный фактор. Восприятие изображений как интерсубъективная имагинативная практика.
Литература:

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Теория образа для направления 51.04.01 «Культурология», подготовки магистра
Wollheim R. (1990), Seeing-as, Seeing-in, and Pictorial Representation, in: Wollheim R. Art and
Its Objects. Cambridge University Press, 1990
Wollheim R. (1998), On Pictorial Representation
Walton K. (2008), Marvelous Images. On Values and the Arts. Oxford University Press
Тема 7: Аналитические теории образа 3: Хайман, Хопкинс, Лопес, Кульвицки, Абель
Аналитическая теория изображения сегодня. «Теория аспектного распознавания» Лопеса.
Структуралистский подход Кульвицки. Реабилитация миметизма в концепциях Хопкинса и Хаймана.
Литература:
Kulvicki J.V. (2006), On Images: Their Structure and Content. Clarendon Press
Hopkins R. (1998), Picture, Image and Experience. Cambridge University Press
Hyman J. (2006), The Objective Eye: Color, Form, and Reality in the Theory of Art. The
University of Chicago Press
Lopes, Domenic (1996), Understanding Pictures, Oxford University Press
Lopes, Domenic (2005), Sight and Sensibility: Evaluating Pictures. Oxford University Press
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Указаны в пп. 6 и 7.
10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Формула расчета итоговой оценки:
О
накопленная
= k
1
* О
коллективный проект
+ k
2
* О
обсуждение
+ k
3
* О
эссе.
+ k
4
* О
зачет
Где:
k
1 – 60%;
k
2 – 20%;
k
3 – 10%%;
k
4 – 10%
Базовая часть оценки (60%) складывается из участия студента в коллективном проекте на одном из тематических семинаров. Остальная часть оценки состоит из участия в обсуждении выступления коллег (20%), эссе на свободную тему (10%) и зачета (10%). Студент, по уважительной причине не сделавший доклад и не работавший на семинарах, может рассчитывать на оценку после сдачи зачета по вопросам, при этом полученный им балл не может превышать 5.
11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Kulvicki V., John, Images. Routledge, 2014.
Newall M, What Is a Picture? Hampshire: Palgrave Macmillan, 2011.
Manghani, Sunil. Images: A Reader. Sage, 2005
Crowther, Paul. Phenomenology of the Visual Arts (even the frame). Stanford: Stanford
University Press, 2009.
Lopes, Dominic. Understanding Pictures. New York: Oxford University Press, 1996.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Теория образа для направления 51.04.01 «Культурология», подготовки магистра
Sepp, Hans-Rainer, Bild. Phänomenologie der Epoche I. Würzburg: Königshausen & Neumann,
2012.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал