Путеводитель по болгарии



Pdf просмотр
страница1/5
Дата13.02.2017
Размер0.8 Mb.
Просмотров1107
Скачиваний0
  1   2   3   4   5

Торгпредство России в Болгарии
Министерство экономического развития
Российской Федерации
__________________________________________________________





БИЗНЕС-
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО БОЛГАРИИ















Июнь 2016 года


Торгпредство России в Болгарии
2
РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ










Торгпредство России в Болгарии
3
Торговое представительство России в Болгарии



Руководящий состав Торгового представительства России в Болгарии

ИЛИНГИН Игорь Константинович
Торговый представитель
ИВАНОВ Юрий Александрович
Заместитель Торгового представителя
НИКОЛАШИН Сергей Валентинович
Заместитель Торгового представителя
(представитель ГК «Ростехнологии)
Контактные данные:
Адрес:

София 1113, ул. Ф. Жолио Кюри 23
Тел.: (+359 2) 963 08 88
Факс: (+359 2) 963 04 28
E-mail: rutorg@spnet.net;
rutradebg@gmail.com
Сайт: www.bgr.ved.gov.ru




Торгпредство России в Болгарии
4
Оглавление

Торгово-экономические отношения России и Болгарии на современном этапе ................................. 5 1. Краткая характеристика делового климата Болгарии ...................................................................... 7 2. Информация о контактных данных российских представительств ................................................. 8 3. Обзор нормативной правовой базы и принимаемых мер в области государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Болгарии: ....................... 9
3.1. Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую
деятельность ..................................................................................................................................... 9
3.2. Таможенный тариф.................................................................................................................... 9
3.3. Законодательство об иностранных инвестициях ................................................................... 10
3.4. Валютное регулирование .......................................................................................................... 13
3.5. Регулирование свободных (особых) экономических зон ........................................................... 13 4. Рекомендации для экспортеров ....................................................................................................... 14
4.1. Перспективные направления расширения российского экспорта .......................................... 14
4.2.-4.3. Действующие торговые ограничения. Особенности таможенно-тарифного
регулирования при импорте в Болгарию ......................................................................................... 17
4.4. Особенности таможенных процедур при импорте в Болгарию ............................................ 19
4.5. Нетарифные меры и техническое регулирование ................................................................... 19
4.6. Валютно-финансовое регулирование при импорте в Болгарию .............................................. 23
4.7. Основные логистические маршруты Болгарии ....................................................................... 24 5. Рекомендации по доступу на рынок Болгарии ............................................................................... 25
5.1. Общие положения по доступу на рынок .................................................................................. 25
5.2. Организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности ............................. 27
5.3. Открытие представительств и дочерних/зависимых организаций....................................... 28
5.4. Налогообложение предприятий с иностранным участием и иные налоги ............................ 30 6. Информация о защите прав экспортеров в Болгарии ..................................................................... 32
6.1. Способы защиты прав экспортеров в стране пребывания, урегулирование и разрешение
коммерческих споров, порядок рассмотрения споров экономического характера (внесудебный и
судебный), выдержки из нормативных процессуально-правовых документов страны
пребывания, регламентирующих деятельность по урегулированию и разрешению споров. ........ 32
6.2. Правовая охрана интеллектуальной собственности в Болгарии ........................................... 35
6.3. Юридические и адвокатские конторы Болгарии по защите прав экспортеров. ................... 37 7. Информация о возможностях проверки деловой репутации в Болгарии, включая организации в стране, занимающиеся проверкой деловой репутации юридических и физических лиц ................. 37 8. Наиболее крупные дистрибьюторы различных видов товаров, а также компании-лидеры по секторам ............................................................................................................................................... 38 9. Специфические особенности ведения бизнеса в Болгарии, включая культурные аспекты и деловые обычаи .................................................................................................................................... 40 10. Другие сведения ............................................................................................................................. 40
10.1. Туризм и бальнеология ............................................................................................................. 40
10.2. Виноделие и кухня .................................................................................................................... 41
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 (правовая база) .................................................................................................. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 (статистика) ....................................................................................................... 46






Торгпредство России в Болгарии
5

Торгово-экономические отношения России и Болгарии
на современном этапе

Россия – один из основных внешнеторговых партнеров Болгарии. В 2013 году товарооборот между нашими странами превышал 7 млрд. долл. США. В последние годы из-за падения цен на основные российские экспортные товары и вследствие введенных ограничений в торговле (санкций) товарооборот снижается.
Из России в Болгарию поставляются энергетические товары (нефть и нефтепродукты, газ, топливо для АЭС), черные и цветные металлы, машины и оборудование, бумага, алкогольные и безалкогольные напитки и др.

Из общего объема импорта из Болгарии примерно треть приходится на машины и оборудование (насосы, станки, приборы, автопогрузчики и т.д.), немногим меньше – на фармацевтическую продукцию. В значительных количествах закупается вино, мебель, одежда, обувь.
Развитию деловых контактов между предпринимателями способствует то, что в Болгарии реализовано достаточно много совместных проектов. Так, во времена
СЭВ при техническом содействии СССР в Болгарии были построены шесть энергоблоков АЭС «Козлодуй», десятки ТЭС и ГЭС, объекты угольной промышленности, черной и цветной металлургии, нефтехимические комбинаты и многое другое. Многие из этих объектов работают и сейчас, и российские предприятия принимают участие в их модернизации и развитии.
Следует отметить, что на современном этапе «Лукойл» является крупнейшим иностранным инвестором в болгарскую экономику – за последние 10 лет российская компания инвестировала свыше 2 млрд. евро в приобретение и реконструкцию
Бургасского НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас», сеть складских баз и автозаправочных станций. Завершено строительство современного комплекса переработки тяжелых отходов (гидрокрекинга). Российская компания обеспечивает порядка 9% ВВП Болгарии.
Кроме «Лукойла» в стране работают «Газпромэкспорт», «Газпромнефть»,
«ВТБ Капитал», «Зарубежводстрой», «LuxSoft» и др.
В последнее время расширяется межрегиональное сотрудничество, экономические связи городов-побратимов. Между Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса и
Исполнительным агентством по поддержке
МСП
Болгарии подписана Программа совместных действий, согласно которой организуются бизнес-миссии, деловые форумы предпринимателей двух стран.
В январе 2016 г. в Софии состоялось XV-е заседание Межправительственной
Российско-Болгарской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ходе заседания был рассмотрен широкий круг вопросов: энергетика, региональное сотрудничество, малое и среднее предпринимательство, туризм, сельское хозяйство, судостроение, транспорт, строительство, научно- техническая сфера и др. Реализация достигнутых договоренностей будет способствовать дальнейшему развитию двусторонних отношений.

Торгпредство России в Болгарии
6
Надеемся, что информация, размещенная в этом издании, окажет помощь российским предприятиям в выходе на болгарский рынок и в установлении полезных деловых контактов.
Торговый представитель
России в Болгарии
И.К. Илингин

Торгпредство России в Болгарии
7
1. Краткая характеристика делового климата Болгарии
Официальное название страны – Республика Болгария. Столица – София.
Официальный язык – болгарский. Население Болгарии 7,2 млн. человек. Свыше 71%
(5,3 млн.чел.) населения проживает в городах. Проживают болгары (84,8%), турки
(8,8%), цыгане (4,7%), русские (0,2%) и другие народности (1,8%) – армяне, жители бывшей Югославии, греки, украинцы, евреи и румыны. Вероисповедание: 82,6% – православные христиане, 12,2% – мусульмане, 5,2% – иудеи, католики, протестанты.
Болгария – парламентская республика, единое государство с местным самоуправлением. В стране недопустимо образование автономных территорий.
Болгария имеет благоприятное географическое положение для торговли со странами
ЕС, Россией, а также другими странами СНГ, Ближнего и Среднего Востока.
С 1 января 2007 г. Болгария – член ЕС, с 26 марта 2003 г. – член НАТО.
Национальная валюта: болгарский лев (с 2002 года курс болгарского лева привязан к евро в соотношении 1 евро = 1,95583 лева).
Операционные расходы на ведение хозяйственной деятельности в Болгарии одни из самых низких в ЕС. Корпоративный налог и налог на доходы физических лиц составляют 10%. Доступ Болгарии к европейским финансовым ресурсам способствует сохранению стабильности экономики и улучшению делового климата.
Согласно данным Национального статистического института Болгарии (НСИ), структура ВВП Болгарии в последние годы свидетельствует о постепенном сокращении доли промышленности и сельского хозяйства, которые в 2015 году составили 19,6% и 4,4% соответственно. Доля услуг, включающая туризм (17,9%), разработку программного обеспечения (4,5%), строительство (3,9%), торговлю, транспорт, связь, финансовые и кредитные операции и другие услуги – 76%.
Согласно официальным прогнозам увеличение ВВП Болгарии в 2016 году должно составить 2,1% при дефиците госбюджета в 2% от ВВП. В 2016-2017 годах ожидается экономический рост в 1,5% и 2,3% соответственно.
К числу приоритетных отраслей экономики относятся энергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, ИКТ, фармацевтика и туризм. На фоне кризисных явлений, связанных со стагнацией внутреннего и внешнего спроса и вялым ростом экономики, стабильно в стране развивается туристическая отрасль.
Совокупный внешний долг республики в 2015 г. уменьшился до 34,090 млрд.евро (на 31.12.2014 – 39,558 млрд.евро), из которых государственный и гарантированный государством долг составляет 5,468 млрд.евро (2014 г. – 6,560 млрд.евро).
Основные торговые партнеры Болгарии – Германия, Италия, Россия, Турция,
Румыния и Греция. По итогам 2015 года внешнеторговый оборот страны уменьшился на 18,4% до уровня 52,7 млрд.долл.США. Отрицательное сальдо торгового баланса составило по итогам 2015 года 2,18 млрд.долл.США.
Дополнительная информация о деловом климате Болгарии содержится в
Обзоре состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности страны, размещенном на сайте Торгпредства России в Болгарии в сети
Интернет (www.bgr.ved.gov.ru).

Торгпредство России в Болгарии
8
2. Информация о контактных данных российских представительств
Посольство Российской Федерации в Республике Болгарии
Посол – Исаков Юрий Николаевич
Адрес: 1113, София, бул. «Драган Цанков», 28.
Телефон: (+359 2) 963-09-14, (+359 2) 963-13-14.
Телефон (дежурный комендант): (+359 2) 963-44-58.
Факс: (+359 2) 963-41-03.
Электронная почта: info@russia.bg
Web-сайт: www.russia.bg
Торговое представительство Российской Федерации в Республике Болгарии
Торговый представитель – Илингин Игорь Константинович
Адрес: 1113, София, ул. «Ф. Жолио-Кюри», 23.
Телефон: секретарь (+359 2) 963-08-88,
Телефон (дежурный комендант): (+359 2) 963-25-78.
Факс: (+359 2) 963-04-28.
Электронная почта: rutorg@spnet.net; rutradebg@gmail.com
Web-сайт: www.bgr.gov.ru
Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Республике Болгарии
Адрес: 1113, София, ул. «Никола Мирчев», 30.
Телефон: (+359 2) 963-40-21.
Факс: (+359 2) 963-41-16.
Электронная почта: sofia@cons.russia.bg
Время приема граждан: понедельник, среда, пятница с 8.30 до 13.00.
Последняя среда каждого месяца – с 8.45 до 12.30 и с 14.00 до 16.30.
Генеральное консульство Российской Федерации в г. Варна
Адрес: 9000, Варна, ул. «Македония», 53.
Телефон: (+359 52) 60-27-18.
Факс: (+359 52) 60-27-22.
Электронная почта: varna@cons.russia.bg
Прием граждан: понедельник, среда, пятница с 8.30 до 13.00.
Генеральное консульство Российской Федерации в г. Русе
Адрес: 7020, Русе, ул. «Ниш», 1.
Телефон: (+359 82) 82-22-52.
Факс: (+359 82) 82-22-50.
Электронная почта: ruse@cons.russia.bg
Прием граждан: понедельник, среда, пятница с 9.00 до 13.00.
Почетное консульство Российской Федерации в г. Бургас
Адрес: 8000, Бургас, ул. «Цар Симеон I», 111.
Телефон: +3 (59 56) 83-07-07.

Торгпредство России в Болгарии
9
Факс: + 3 (59 56) 83-07-33.
Электронная почта: consulstvo_burgas@abv.bg
Прием граждан: ежедневно с 10.00 до 17.00.
Российский культурно-информационный центр
Адрес: 1504, София, ул. «Шипка», 34.
Телефон: (+359 2) 943-36-93.
Факс: (+359 2) 943-36-21.
Электронная почта: info@rkic-bg.com
Web-сайт: www.rkic-bg.com
3. Обзор нормативной правовой базы и принимаемых мер в области
государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной
деятельности в Болгарии:
После вступления Болгарии в ЕС в 2007 году внешняя торговля Болгарии регулируется институтами ЕС, в рамках которого осуществляется единая торговая политика, в том числе меры тарифного и нетарифного регулирования (запреты и ограничения) в отношении товаров, экспортируемых и импортируемых государствами-членами ЕС, а также единые механизмы таможенного контроля.
Ограничительные меры, действующие в отношении российской продукции на болгарском рынке, являются следствием соблюдения единых правил торговой политики ЕС.

3.1. Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие
внешнеторговую деятельность
Нормативно-правовая база
Болгарии в области регулирования внешнеэкономической деятельности в целом приведена в соответствие с правом ЕС.
В пределах таможенной территории ЕС осуществляется свободное движение товаров без уплаты таможенных платежей, странами-членами ЕС применяются единые тарифные и нетарифные меры в отношении экспорта и импорта товаров из третьих стран.
Страны-члены ЕС в соответствии с положениями статьи 207 Договора о функционировании ЕС в своих международных экономических отношениях руководствуются общей торговой политикой ЕС.
Основополагающими нормативными правовыми актами, регламентирующими перемещение товаров через болгарскую границу, являются Таможенный кодекс ЕС и Закон о таможне Болгарии.
Перечень нормативных правовых актов в области регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенного, инвестиционного и валютного законодательства Болгарии приведен в приложении.
3.2. Таможенный тариф
С момента присоединения Болгарии к ЕС в торговле с третьими странами применяется Единый таможенный тариф ЕС.

Торгпредство России в Болгарии
10
Актуальная информация о применяемых в ЕС мерах применительно к ввозимым товарам размещается Европейской комиссией в Интернете в специализированной базе данных ТАRIC, доступной по следующей ссылке http://ec.europa.eu/taxation_customs/dds2/taric/taric_consultation.jsp
База данных TARIC обновляется ежедневно.
3.3. Законодательство об иностранных инвестициях
Основополагающими актами в области инвестиционного законодательства
Болгарии являются Закон о поощрении инвестиций; Правила применения Закона о поощрении инвестиций; Закон об иностранцах в Болгарии; Регламент Европейской комиссии № 800/2008.
Министерство экономики
Болгарии является уполномоченным государственным органом Болгарии, координирующим инвестиционную политику страны. Практическими вопросами привлечения иностранных инвестиций в
Болгарию занимается созданное в структуре указанного министерства Болгарское агентство по инвестициям (БАИ).
Система государственных мер поддержки инвестиций регулируется Законом о поощрении инвестиций (ЗОПИ), который приведен в соответствие с Регламентом
Еврокомиссии № 800/2008. Тексты ЗОПИ и меры государственной поддержки, предоставляемые Болгарией иностранным инвесторам, размещены на сайтах БАИ
(
www.investbg.government.bg
), а также Министерства экономики Болгарии
(
www.mi.government.bg
).
Законодательство Болгарии направлено на создание условий для притока иностранных инвестиций. Помимо мер государственной поддержки нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность, не содержат мер дискриминационного характера в отношении иностранных инвестиций. Так, отсутствуют требования об обязательном владении гражданами Болгарии долями в иностранных инвестициях, а также нормативные правовые акты, обязывающие фирмы ограничивать иностранные инвестиции.
Закон о поощрении инвестиций предусматривает равенство иностранных и национальных инвесторов; стимулирует инвестиции в производство, возобновляемые источники энергии, высокие технологии образование, развитие человеческого потенциала; стимулирует оказание инвесторам содействия в приобретении земли, государственное финансирование базовой инфраструктуры и подготовки персонала; предусматривает налоговые стимулы для государственно- частного партнерства с местными и центральными властями. Кроме того, закон признает в качестве иностранных инвестиций права на интеллектуальную собственность и ценные бумаги.
Государственная поддержка предоставляется при инвестировании в обрабатывающую промышленность и некоторые направления сферы услуг
(информационные технологии, научно-исследовательская и конструкторская деятельность, здравоохранение, образование и др.).
Другим условием предоставления господдержки иностранным инвестициям является создание новых рабочих мест с сохранением штатной численности работников на срок не менее 3 лет. При этом создаваемые в результате

Торгпредство России в Болгарии
11 инвестиционной деятельности производства или объекты сферы услуг должны быть рассчитаны на длительный период функционирования (не менее 3 лет).
Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности варьируются в зависимости от сектора, объема инвестирования, создаваемого количества рабочих мест и ряда других факторов. С учетом этого инвесторы, которым предоставляется государственная поддержка, делятся на три категории:
«А», «Б» и «Приоритетные инвестиционные проекты».
Минимальная сумма инвестиций в объект
(млн. левов)

Критерии
Класс А Класс Б
1. Общая схема для страны
20,0 10,0 2. Для инвестиции в муниципалитеты, уровень безработицы в которых равен или выше, чем в среднем по стране
7,0 4,0 3. Для инвестиций в высокотехнологичную деятельность в индустриальном секторе
7,0 4,0 4. Для инвестиций в высокотехнологичную деятельность в сфере услуг
4,0 2,0
Источник: Болгарское агентство по инвестициям

Приоритетные инвестиционные проекты


Критерии
Минималльный
размер
инвестиции
(млн. левов)
Минимальное
количество
рабочих мест
1. Общая схема для страны
100,0 200 2. Для инвестций в строительство индустриальной зоны
70,0 100 3. Для инвестиций в создание высокотехнологичных производств и в муниципалитеты, в которых уровень безработицы равен или выше, чем в среднем по стране
50,0 100 4. Для инвестиций в создание технологического парка
30,0 50 5. Для инвестиций в образование, научные исследования, здравоохранение, информационные технологии
20,0 50
Источник: Болгарское агентство по инвестициям
Мерами господдержки инвестиций классов «А» и «Б» являются:
- снижение срока административного обслуживания сертифицированных инвесторов для реализации инвестиционных планов. При представлении сертификатов центральные и территориальные органы обязаны осуществлять административное обслуживание в более короткие сроки, чем определено в законе
(классы «А» и «Б»);
- индивидуальное административное обслуживание, необходимое для осуществления инвестиционного проекта (класс «А»);

Торгпредство России в Болгарии
12
- облегченный режим (без тендера или конкурса) приобретения права собственности или ограниченных вещных прав на недвижимость, находящуюся в государственной или муниципальной собственности или компаний с государственным или муниципальным участием (классы «А» и «Б»)
- финансовая помощь на строительство элементов технической инфраструктуры, необходимой для одного или нескольких инвестиционных проектов (класс «А» или для 2 проектов класса «Б» в индустриальной зоне);
- финансовая помощь на профессиональное обучение работников, в том числе стажеров из ВУЗов.
Инвестиции, имеющие сертификат «приоритетных инвестиционных проектов», в дополнение к вышеуказанным преференциям для инвестиций класса «А» и «Б» получают следующие меры поддержки:
- приобретения права собственности или ограниченных вещных прав на государственную и муниципальную недвижимость, а также собственность государственных или муниципальных компаний без тендера или конкурса по сниженным ценам (но не ниже стоимости налоговой оценки);
- финансовая помощь на строительство элементов технической инфраструктуры с более широким обхватом, чем для инвестиций классов «А» и «Б»;
- институциональная поддержка, публично-частное партнерство или создание совместного предприятия;
- предоставление безвозмездной финансовой помощи: а) до 50% расходов, инвестированных в образование и научные исследования; б) до 10% расходов, инвестированных в перерабатывающее производство.
В соответствии с положениями ЗОПИ господдержка не предоставляется инвестициям, если они осуществляются в рамках приватизационных сделок, офсетных соглашений, а также при капиталовложении в добычу угля и железа, судостроение, производство синтетических волокон, рыболовство и аквакультуры, а также в первичное производство сельскохозяйственной продукции.
Важным элементом болгарской политики стимулирования инвестиций является одна из наиболее низких в ЕС ставка налога на корпоративного налога
(налог на прибыль) – 10%.
Более подробная информация об инвестиционном регулировании Болгарии размещена на сайте www.invest.government.bg
Государственно-частное партнерство (ГЧП) регламентируется в Болгарии
Законом о государственно-частном партнерстве. ГЧП используется в Болгарии для финансирования, строительства и управления применительно к объектам технической инфраструктуры (паркинги, гаражи, объекты городского транспорта, системы уличного освещения, объекты дворовых и парковых территорий), а также объектам социальной инфраструктуры для здравоохранения, образования, культуры, спорта, отдыха, туризма и других социально значимых сфер.
Определение частных лиц для реализации проектов ГЧП осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Законом об общественных закупках. С победителем конкурса заключается договор ГЧП и создается совместное акционерное общество.

Торгпредство России в Болгарии
13
3.4. Валютное регулирование
Национальная валюта Болгарии болгарский лев (BGN) имеет жесткую привязку к евро (1 евро = 1.95583 болгарских лева).
В области валютного регулирования и контроля основополагающими правовыми актами являются Валютный закон, Закон о противодействии легализации доходов, Закон о противодействии финансированию терроризма, а также постановления Болгарского народного банка, которые приведены в соответствие с законодательством ЕС.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал