Программа повышения квалификации «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Москва 2015



Скачать 80.14 Kb.
Дата28.10.2016
Размер80.14 Kb.
Просмотров145
Скачиваний0
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ


Председатель Координационного экспертного совета

Дополнительного образования МПГУ


_________________ и.о. проректора А.Г. Ершов
от «___»_____________20_____г. №_________


ПРОГРАММА
повышения квалификации

«Новые информационные технологии в дошкольном образовании»

Москва – 2015

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ




    1. Цель реализации программы

Целью реализации программы служит совершенствование и качественное изменение профессиональных компетенций необходимых для выполнения следующего вида профессиональной деятельности:

- осуществлять организацию обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с использованием современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

- осуществлять грамотный подбор программного материала для работы с детьми дошкольного возраста;

- организовывать взаимодействие с родителями и представителями опеки воспитанников для осуществления сотрудничества и просвещения в области использования ИКТ в дошкольном образовании.

В процессе освоения программы слушатель развивает следующие профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя) (в соответствии с «Профессиональным стандартом педагога»):



Общекультурные компетенции:

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

Общие профессиональные компетенции:

способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);



способен планировать, реализовывать и оценивать свою работу с детьми раннего и дошкольного возраста с использованием средств ИКТ (ОК);
1.2. Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенции, указанной в п. 1.1.:

слушатель должен знать:

  • основные требования нормативных документов, регламентирующих работу педагога дошкольного образования в области применения ИКТ в образовании детей дошкольного возраста;

  • психолого-педагогические основы и особенности (специфика) применения ИКТ в дошкольном образовании;

  • аспекты, обеспечивающие сохранение здоровья и создание максимально благополучной развивающей среды в процессе компьютерно-игровой деятельности детей дошкольного возраста и подростков;

  • возможности использования ИКТ в различных областях дошкольного образования;

  • технические и программные средства, разработанные и применяемые с учетом специфики детей дошкольного возраста;

  • основные требования к программному обеспечению для образовательной работы с детьми дошкольного возраста, этапы технологии разработки компьютерных программ для детей дошкольного возраста;

  • основные направления работы педагога в сфере компьютерного образования дошкольников.

слушатель должен уметь:

  • выстраивать последовательность этапов образовательной работы, наполнять их конкретным содержанием (мероприятиями), руководствуясь нормативными документами;

  • эффективно организовать образовательную работу в соответствии с планом;

  • создавать развивающую и безопасную ИКТ-среду и использовать ее образовательный потенциал;

  • решать задачи детского сотрудничества в условиях их совместной ИКТ деятельности;

  • анализировать результаты продуктивных видов деятельности детей;

  • инициировать общение и привлекать к сотрудничеству родителей и представителей опеки воспитанников;

  • осуществлять информационный поиск в различных цифровых образовательных ресурсах (проф. сайты) и анализировать содержание и качество предлагаемой продукции ИКТ для детей дошкольного возраста;

  • применять эффективные методические приемы развития творческой активности в процессе компьютерно-игровой деятельности детей;

  • расширять инструментальные возможности ребенка в реализации своего замысла в процессе компьютерно-игровой деятельности.


слушатель должен владеть:

  • способами моделирования ИКТ среды для дошкольников и параметрами оценивания ее безопасности;

  • методикой организации компьютерных игр с детьми дошкольного возраста;

  • методами самооценки профессиональных действий в области ИКТ для детей дошкольного возраста;

  • способами вхождения в профессиональное сообщество, ведение дискуссии на профессиональных форумах.


1.3. Категория слушателей
Программа предназначена для педагогов дошкольного образования.
1.4. Срок и трудоемкость обучения
Продолжительность обучения – 2 месяца, трудоемкость – 72 час. (2 з.е.), из них ауд. 60 часов.
1.5. Форма обучения
Очно-заочная, без отрыва от производства с использованием электронного обучения и частичным применением дистанционных технологий.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




    1. Учебный план программы повышения квалификации «Новые информационные технологии в дошкольном детстве»




п/п

Наименование разделов, дисциплин (модулей)

Общая трудоемкость

Всего ауд. час.

Аудиторные занятия

Сам. дис-танц. раб.

Формы аттестации

Час.

З.е.

лекции

практ. зан., сем., лаб. раб.

1.

Раздел 1. Психолого-педагогические основы использования ИКТ в дошкольном образовании.

12




12

4

8




Письменный опрос, контрольная работа (итоги практического занятия №1)

2.

Раздел 2. ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования.

16




12

4

8

4

Письменный опрос, разработка темы и пакет материалов для презентации

3.

Раздел 3. Практико-ориентированные аспекты применения ИКТ в дошкольном образовании.

44




36

8

28

8

Тестирование, подготовка презентации,

защита проекта

4.

Всего час.:

72

2 з.е.

60

16

44

12




5.

Итоговая аттестация

Зачет (Деловая игра)




    1. Календарный учебный график

Программа повышения квалификации реализуется в течение двух месяцев по мере набора групп. Режим занятий два раза в неделю.


2.3. Рабочая программа раздела, дисциплины (модуля) программы повышения квалификации.
Раздел 1. Психолого-педагогические основы использования ИКТ в дошкольном образовании.

Тема 1.1. Концептуальные вопросы информатизации дошкольного уровня образования (2 часа).

Компьютер, как орудие интеллектуальной деятельности. Этапы процесса информатизации системы окольного образования. Компьютер как элемент развивающей предметной среды. Научное обоснование методологии КИК.



Тема 1.2. Компьютерные технологии и общее психическое развитие личности (2 часа).

Компьютер и развитие личности. Развитие мышления. Управление ситуацией. Планирование деятельности. Целеобразование. Ступени и направления развития интереса детей к компьютеру.



Тема 1.3. Организационные вопросы использования ИКТ педагогами дошкольного образования (2 часа).

Основополагающие документы, регламентирующие работу педагога ДО при использовании ИКТ в дошкольном детстве (Закон об образовании РФ; Профессиональный стандарт педагога ДО, СанПин, ФГОС и т.д.). Основные направления работы педагога ДО при использовании ИКТ в ДОУ: образовательная работа с детьми; работа с персоналом детского сада; работа и сотрудничество с родителями и представителями опеки воспитанников. Необходимая документация, сопровождающая деятельность педагога ДО по использованию ИКТ.



Практическое занятие №1 (2 часа) см. табл.

  1. Тема 1.4. Психолого-педагогическое содержание развивающих компьютерных программ для дошкольников (2 часа). Компьютерные игры в дидактике дошкольного учреждения. Общая характеристика детских образовательных компьютерных программ. Развивающая сущность игры. Способы решения игровых задач в компьютерных играх. Событийная характеристика компьютерных игр. Взаимосвязь традиционных и компьютерных игр. Правила компьютерных игр. Общая характеристика и классификация детских образовательных компьютерных программ.

Практическое занятие №2 (2 часа) см. табл.
Раздел 2. ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования.

Тема 1.1. ИКТ – компетентность педагога.

Профессиональные ИКТ-компетенции педагога отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. Перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий. Категории ИКТ. Цифровая грамотность.



Практическое занятие №1 (2 часа) см. табл.

Тема 1.2. Параметры использования ИКТ в системе дошкольного образования. Педагогика применения ИКТ. Общие требования к стилю работы детского сада. Основные педагогические условия эффективной организации развивающей и безопасной ИКТ среды для детей дошкольного возраста. Параметры анализа и оценки ИКТ среды для дошкольников. Основные принципы последовательного предъявления компьютерных программ.

Практическое занятие №2 (2 часа) см. табл.

Практическое занятие №3 (2 часа) см. табл.

Практическое занятие №4 (2 часа) см. табл.
Раздел 3. Практико-ориентированные аспекты применения ИКТ в дошкольном образовании.

Тема 1.1. Здоровьесберегающие технологии при использовании ИКТ у дошкольников. Зарубежные и отечественные исследования проблем компьютеризации (2 часа).

Влияние компьютеров на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей. Данные зарубежных исследований основных проблем и последствий компьютерных игр: Эмоциональная сфера и социальные контакты; Опасность физических и психических расстройств; Когнитивные способности; Агрессивность и т.д. современные отечественные исследования проблем компьютеризации. Параметры оценки состояния здоровья детей в процессе компьютерно-игровой деятельности.



Тема 1.2. Параметры разработки и методическое сопровождение компьютерных программ для детей дошкольного возраста. Методика организации компьютерных игр с детьми в условиях дошкольного учреждения.

Основные параметры разработки компьютерных программ для детей. Психолого-педагогическая основа компьютерной развивающей игры. Этапы технологии разработки программ для детей. Разработка сопутствующей документации. Особенности проектирования интерфейса «ребенок – компьютерная программа». Особенности реализации детских компьютерных программ. Виды детских компьютерных программ. Вопросы организации сотрудничества детей в процессе совместной ИКТ-деятельности.



Практическое занятие №1 (2 часа) см. табл.

Тема 1.3. Занятия в ДОУ с использованием компьютера. Структура занятия. Длительность занятий и их место в режиме дня и недели. Подготовка детей к компьютерно-игровой деятельности. Основные показатели, характеризующие деятельность ребенка на компьютере (по материалам Ю.М. Горвица). Подготовка педагога к занятиям с использованием компьютера.

Тема 1.4. Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в процессе компьютерно-игровой деятельности.

Определение «творческой активности» личности. Общие показатели творческой активности дошкольников. Уровни творческой активности у дошкольников (4 уровня). Показатели проявления творческой активности старших дошкольников в компьютерно-игровой деятельности. Классификация компьютерных игр с точки зрения развития творческой активности (3 типа). Эффективные методические приемы для работы с детьми на каждом из 4 уровней творческой активности старших дошкольников.



Практическое занятие №2 (2 часа) см. табл.

Практическое занятие №3 (4 часа) см. табл.

Практическое занятие №4 (4 часа) см. табл.

Практическое занятие №5 (2 часа) см. табл.

Практическое занятие №6 (6 часов) см. табл.

Практическое занятие №7 (4 часа) см. табл.

Практическое занятие №8 (4 часа) см. табл.

Перечень практических, семинарских занятий:


Номер раздела/темы

Наименование лабораторной работы

Раздел 1. Тема 1.3.

Практическое занятие №1(2 часа). Составление перечня основных требований к внедрению и использованию средств ИКТ в области дошкольного образования на основе основных нормативных документов. Определение областей и направлений использования ИКТ в дошкольном детстве.

Раздел 1. Тема 1.4.

Практическое занятие №2 (2 часа). Знакомство с содержанием, наполнением и выявление особенностей дошкольной компьютерной игровой программы на примере компьютерных игр для детей («Маленький искатель», «Веселая азбука», «День спящего дракона», «Калейдоскоп игр», «Веселая математика»).

Раздел 2.

Практическое занятие №1 (2 часа) к Теме 1.1. Выявление слушателями программы повышения квалификации наличия и уровня развития своих ИКТ-компетенций. Планирование индивидуальной образовательной траектории повышения качества имеющихся профессиональных ИКТ-компетенций.

Практическое занятие №2 (2 часа). Знакомство, изучение и практическая работа на различных категориях (типах) ИКТ: компьютер, планшет, интерактивная доска, сенсорные экраны, проекторы, видеокамеры, видеомагнитофон, фотоаппарат, графические устройства, цифровые и программированные игрушки и т.д.

Практическое занятие №3 (2 часа). Общепользовательские умения педагогов дошкольного образования в области ИКТ. Работа в текстовом редакторе Word, основы работы с таблицами Exel.

Практическое занятие №4 (2часа). Основы организации информационного поиска необходимой информации для выполнения профессиональной деятельности педагога ДО. Цифровые образовательные ресурсы, профессиональные сайты, ведение дискуссий на форумах, интернет и электронная почта. Сетевой этикет.

Раздел 3.

Практическое занятие №1 (2 часа). Компьютерное тестирование по материалу темы 1.2.

Практическое занятие №2 (2 часа). Качественный анализ программного материала с использованием ИКТ для детей дошкольного возраста.

Практическое занятие №3 (4 часа). Подготовка презентаций в PawerPoint.

Практическое занятие №4 (4 часа). Изучение и работа в графических редакторах Paint, Photoshop, Microsoft Draw, Adobe Illustrator, Corel Draw. Детские графические редакторы Kids Doodle, TuxPaint.

Практическое занятие №5 (2 часа). Мультимедиа. Основные инструменты для создания, записи и обработки звука, редактирование видеоматериалов и т.д. Музыкальные редакторы Audacity, Wavosaur, Sound Forge Pro.

Практическое занятие №6 (6 часов). Моделирование компьютерно-игровой программы для детей дошкольного возраста. Реализация придуманной модели компьютерной игры в PоwerPoint.

Практическое занятие №7 (4 часа). Работа в сети Интернет и социальных сетях. Электронная почта, веб-страницы, скачивание текстов и изображений, поиск по ключевым словам и фразам и т.д. Социальные и юридические аспекты применения ИКТ в дошкольном образовании. Лицензирование.




Практическое занятие №8 (4 часа). Защита проекта занятия для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ.


Самостоятельная дистанционная работа
В программе предусмотрены 2 самостоятельные работы:

Самостоятельная работа №1 (4 часа). В разделе 2, самостоятельная работа заключается в доработке презентации в PawerPoint из Практического занятия №6. Подготовленная презентация служит отчетной формой аттестации по разделу 2.

Самостоятельная работа №2 (8 часов). В разделе 3 в качестве самостоятельной работы слушателям предлагается разработать конспект занятия для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ. В конспекте используется разработанная слушателями модель компьютерной игры из Практического занятия №6. Тематика занятий предоставляется на свободный выбор слушателей, но должна сочетаться с темой разработанной компьютерной игры. Защита проекта служит отчетной формой аттестации по разделу 3.


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




    1. Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность:



  • получения информации различными способами (поиск в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

  • создания и использования информации ( в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в сети Интеренет и др.);

  • обработки материалов и информации с использованием различных технологических и цифровых инструментов;

  • работы в специальной информационно-образовательной среде, состоящей из совокупности технологических средств (компьютеры на каждого слушателя, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты), а так же культурных и организационных форм информационного взаимодействия слушателей программы.




    1. Учебно-методическое обеспечение программы


Раздел 1:

1. Презентации к каждой теме лекции в разделе.

2. Набор печатных раздаточных материалов для каждого слушателя основополагающих документов, регламентирующих работу педагога ДО (Закон об образовании РФ; Профессиональный стандарт педагога ДО, СанПин, ФГОС и т.д.).

2. Комплект дисков компьютерных игр для детей («Маленький искатель», «Веселая азбука», «День спящего дракона», «Калейдоскоп игр», «Веселая математика»). Основное требование к побору программного материла – хорошее качество продукции, для первоначального знакомства слушателей.



Раздел 2:

1. Презентации к каждой теме лекции в разделе.

2. Для демонстрации возможностей различных категорий (типов) ИКТ: планшеты, интерактивная доска, сенсорные экраны, проекторы, видеокамеры, видеомагнитофон, фотоаппарат, графические устройства, цифровые и программированные игрушки и т.д. Необходимо наличие хотя бы по одному примеру из разных категорий ИКТ.

2. Пакет программ на каждом компьютере, необходимых для изучения: Word, Exel.



Раздел 3:

1. Презентации к каждой теме лекции в разделе.

2. Компьютерный тест к теме 1.1. (см. в приложении).

3. Комплект дисков компьютерных игр различного качества и содержания для проведения качественного анализа программного материала.



4. Пакет программ на каждом компьютере, необходимых для изучения: PawerPoint, Paint, Photoshop, Microsoft Draw, Adobe Illustrator, Corel Draw. Детские графические редакторы Kids Doodle, TuxPaint. Музыкальные редакторы Audacity, Wavosaur, Sound Forge Pro.
Основная и дополнительная литература:

а) основная литература

  1. Боровков А.Б. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа ИКТ-компетентности.//Информационные технологии в образовании. Сб. тр. XII межд. конф. Ч.3. - 2013, с. 175.

  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.

  3. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Москва, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. – 177. [http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf]

  4. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Проблемы здоровьесбережения в процессе ознакомления детей с компьютерной техникой в компьютерно-игровых комплексах ДОУ. // Здоровьесберегательное образование. - 2011. - №1 (13). - С. 56-61.

  5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1014 от 30 августа 2013 года).

  6. Сарычева С. Первоклассник за компьютером./Здоровье школьника №3. 2013. С. 24.

  7. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема - М. Издательский дом «Федоров». Издательство «Учебная литература», 2008.

  8. Шерстнева О.Е. Негативное влияние компьютерных игр: личностные деформации дошкольника // Психология. Пермь. – 2008. - №16. с 40-41.


б) дополнительная литература

  1. Бейтсон Г. Теория игры и фантазии // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 125-144.

  2. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование, 1991. №3. С. 91-94. №4. С. 99-102.

  3. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет // Психологический журнал, 2002,– №1.

  4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1997.

  5. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994. – №4.

  6. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации /Под ред. Л.А.Леоновой. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 64 с.

  7. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. – 1990. –№6.

  8. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» М., 2007.

  9. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя. // Основы социально-генетической психологии М.– Воронеж, 2006.

  10. Сартан М. Что развивают компьютерные игры? // Школьный психолог. – 2000. – №14.

  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М. «Народное образование», 1998.

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

  13. Шапкин А.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований //Психологический журнал - 2004, №1.


г)Интернет-ресурсы

  1. Бурлаков И. Компьютерные игры заменят педагога? // сайт: http://faqs.yaroslavl.ru/aifarhiv/c1.shtml?c6.txt

  2. Козак Т. Ребенок и компьютер - за и против // сайт: http://baby.com.ua/st/?1

  3. Компьютерная игра: новая область психологических исследований; раздел: Out Of Games – Игра человечества – Игра как исследование // форум Интернет-сайта: http://www.apl.kz

  4. Материалы VIII-IX Международных Конференций "Применение новых технологий в образовании" http://www.bytic.troitsk.ru/russian/conf.html

  5. Мухортова А.В. Формирование информационной культуры дошкольника // сайт: http://bryansk.fio.ru/vipusk/00002/sochen/glava1.htm

  6. Петрусь Г. Агрессия в компьютерных играх. // Оригинал статьи находится на сайте "Психология Интернета" – http://psynet.by.ru/texts/petrus.htm

  7. Руденко И.Л. Скромное обаяние виртуальной реальности. Дети и компьютер. Материал был опубликован в журнале "Семья и школа" // Интернет-сайт частной школы «Приоритет»: http://www.prioritet-school.ru/psyhology/child-n-computer.html

  8. Шишова Т. Вся жизнь — компьютерная игра? // "Няня". 2002. – № 9. Официальный сайт: http://www.nanya.ru/podpiska

  9. Шишова Т. Как бороться с компьютерными играми? // сайт: http://faqs.yaroslavl.ru/aifarhiv/c1.shtml?c9.txt




    1. Кадровое обеспечение программы

Специалисты, участвующие в реализации программы:



  1. Калинина Татьяна Валерьевна, магистр образования, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «МПГУ».

  2. Осипова Ольга Петровна, д.пед.наук




  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

(формы аттестации, оценочные материалы)
Входное тестирование не используется.

Оценка качества освоения программы осуществляется руководителем в виде балльно-ретинговой системы обобщения результатов работы слушателя по всем разделам программы. Ориентиром служат «Оценочна карта образовательного результата» (таблица №1), «Общие критерии оценки продукта» и «Механизм перевода балльной оценки в уровень освоения дисциплины» (таблица №2), представленные ниже.

Аттестационную значимость имеют:

Раздел 1: письменный опрос по темам лекций; контрольная работа по практическому занятию №1(перечень основных требований к внедрению и использованию средств ИКТ в области дошкольного образования на основе основных нормативных документов).

Раздел 2: письменный опрос по темам лекций; наличие темы и пакета материалов для подготовки презентации.

Раздел 3: тестирование; презентация с использованием пакета материалов по выбранной теме (разделе 2); защита проекта разработанного занятия для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ.

В зависимости от уровня подготовки и наличия желания, слушатели могут обратиться к руководителю образовательной программы с просьбой о выполнении тьюторских заданий, которые имеют достаточно весомое количество баллов. При положительном решении, руководителем выдается индивидуальное задание, которое предполагает самостоятельную подготовку слушателем необходимой информации, сопровождаемой использованием ИКТ и содержащее обучающий (тьюторский) компонент, реализуемый слушателем.

Перечень вопросов для проведения письменных опросов, требования к материалам контрольных практических работ, вопросы к компьютерному тестированию, требования к презентации и защите проекта занятия представлены в Приложении №1.

Оценивание каждой работы, из перечисленных выше, осуществляется в соответствии с разработанной для этой программы балльно-рейтинговой системой, представленной в «Оценочной карте образовательного результата» (таблица №1), с помощью «Механизма перевода балльной оценки в уровень освоения данной дисциплиной» (таблица №2).

Аттестационный зачет проводится в форме деловой игры «Письмо» (см. в приложении №2).

Таблица №1



Оценочная карта образовательного результата учебной дисциплины



Форма образовательного результата


Оценка образовательного результата (ОР)

продукта

презентация продукта

Бонусы\ Штрафы

(формат оценки в пределах 20 баллов)



Бонусы

Штрафы

1

2

3

4

5

6

1

Посещение занятия

1 балл










2

Реферат

1-5 баллов










3

Выполнение учебного задания на занятии

1-5 баллов

1-3 баллов







3

Выполнение практического задания самостоятельно

1-5 баллов

1-3 баллов







4

Доклад на семинарском занятии

1-3 баллов

5-10 баллов







5

Подготовка презентаций (к разным темам ОП или докладу на семинарском занятии)

1-5 баллов

1-5 баллов







6

Тестирование

1-5 баллов

-







7

Исполнение тьюторских заданий

1-5 баллов

1-5 баллов







Общее количество баллов по ОП всех разделов





- (1-20)


Общие критерии оценки продукта (образовательного результата)

1. Полнота отражения УЗ (учебного задания) в продукте:

1.1. Продукт не отражает учебное задание

1.2. Продукт отражает учебное задание не в полном объеме

1.3. Продукт в полном объеме отражает учебное задание

1.4. Продукт превышает заданный объем учебного задания

2. Способы создания продукта:

2.1.Полностью репродуктивный продукт (воспроизведение учебного образца) 2.2.Переработанный репродуктивный продукт (воспроизведение учебного образца, с использованием и расширением его за счет имеющихся аналогов)

2.3.Комбинированный продукт (репродуктивный продукт в части универсальных -требований к нему и включение оригинальных элементов или способов в вариативной его части)

2.4.Оригинальный продукт (создание нового типа продукта, перенос принципа УЗ в новые способы и формы его создания)



3. Технические и качественные характеристики продукта

3.1.Продукт выполнен некачественно, на низком техническом уровне, с соблюдением отдельных ТХП (технические требования к оформлению, формат, графическое или визуальное иллюстрирование, аналитика, ссылки и пр.)

3.2.Продукт выполнен не достаточно качественно, на среднем техническом уровне, с частичным соблюдением ТХП (технические требования к оформлению, формат, графическое или визуальное иллюстрирование, аналитика, ссылки и пр.)

3.3.Продукт выполнен качественно, на высоком техническом уровне, с соблюдением всех ТХП (технические требования к оформлению, формат, графическое или визуальное иллюстрирование, аналитика, ссылки и пр.)



4. Форма публичной презентации продукта (ОР)

4.1. Отсутствие сценирования презентации, использование отдельных экспрессивных средств презентации продукта, полное дублирование технического представления объема информации или образов в вербальном сопровождении продукта баллов.

4.2. Частичное сценирование презентации, использование отдельных групп экспрессивных средств презентации продукта, частичное сопровождение объема информации или образов вербальными комментариями пояснительного характера

4.3. Полное сценирование презентации, использование комплекса вербальных и невербальных средств презентации продукта, чередование объема информации или образов с вербальной подачей и комментариями аналитического характера, использование ассистирования с распределением функций



5. Критерии оценки персональной презентации продукта (ОР):

5.1. Отсутствие общей структуры продукта, использование отдельных элементов продукта без видимых системных связей, отсутствие примеров, комментариев.

5.2. Частичное структурирование продукта, отсутствие логики элементов, заключения и выводов,

5.3. Полное структурирование продукта, наличие системных связей, сквозная логика с выходом на заключение, выводы; иллюстрирование примерами и комментариями.



Сокращения: УЗ- учебное задание, ОР-образовательный результат, ТХП – технические характеристики продукта.
Механизм перевода балльной оценки в уровень освоения дисциплины

Все накопленные студентом баллы за период освоения дисциплины, с учетом начисленных бонусов или штрафов переводится в уровень освоения дисциплины.



Таблица №2

Уровни освоения дисциплины

Количество баллов

Условная отметка

Уровень А

21-40

удовлетворительно

А-1

21-30




А-2

31-40




Уровень В

41-60

хорошо

В-1

41-50




В-2

51-60




Уровень С

61- 80

отлично

С-1

61-70




С-2

71-80




Уровень «OS» (over standart)

81 и выше

cверх нормы




  • Уровни от «А» до «С» демонстрируют динамику студента, его продвижения по учебной дисциплине. Начальный уровень освоения дисциплины – «А» (1 и 2 ступень); средний, достаточный уровень – «В» (1 и 2 ступень); высокий, продвинутый – «С» (1 и 2 ступень).

  • Бонусные баллы начисляются в качестве поощрения за досрочную сдачу образовательных продуктов, превышение объема или заданных качественных характеристик работы, публикацию или апробацию результата (наличие внешних оценок, рецензий, отзывов в профессиональных сообществах или соцсетях) - от 1 до 20 дополнительных баллов в совокупности по дисциплине.

  • Уровень «OS» (over standart) как самый высокий учебный статус позволяет студенту получить грамоту, удостоверяющую прохождение образовательной программы с самыми лучшими результатами и выступать на заключительном Аттестационном зачете в судейском качестве (проводится в форме деловой игры «Письмо» см. в приложении №2).

  • Штрафные баллы снимаются преподавателем за превышение сроков сдачи образовательных продуктов, техническую безграмотность, нарушение регламента, нарушение этических норм взаимодействия участников образовательного процесса (некорректное поведение) в совокупности по дисциплине.

  • Любой образовательный результат проходит проверку на наличие плагиата. Положительный результат по заимствованиям предусматривает штраф 20 баллов в счет следующей работы и обязательно фиксируется в индивидуальном портфолио студента.

  • В индивидуальное портфолио студента заносится информация (оценка ОР) по каждому образовательному продукту дисциплины, так как они могут иметь значительные расхождения.




  1. РАЗРАБОТЧИКИ (СОСТАВИТЕЛИ) ПРОГРАММЫ

Составители (авторы программы): Калинина Татьяна Валерьевна, магистр образования, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «МПГУ».
Программа рассмотрена на заседании кафедры/ученого совета факультета протокол № ______ от «____» __________201__ года.
И.о. декана факультета М.Ю. Парамонова
Руководитель программы Т.В. Кротова

Программа повышения квалификации «Наименование» одобрена Координационным экспертным советом дополнительного образования МПГУ, протокол №_____ от «____» __________201__ года.


Секретарь КЭСДО МПГУ М.В.Школьникова

СОГЛАСОВАНО:

Начальник Управления непрерывного Д.А.Кудрявцева

дополнительного образования



Приложение №1.
Раздел 1.

Список вопросов для проведения письменного опроса по темам лекций:

  1. Дайте определение ИКТ, применительно к дошкольному образованию.

  2. Как формируется «целеобразование» в дошкольном детстве? Каким образом влияют на эту способность компьютерные игры.

  3. Каким образом строится событийная сюжетная линия игры. Раскройте общие тенденции для определения сюжетного содержания игровых задач.

  4. Обозначьте место компьютерной игры в дидактике ДОУ.

  5. Опишите понятие «горизонты развития».

  6. Охарактеризуйте взаимосвязь традиционных и компьютерных игр в дидактике дошкольного учреждения.

  7. Перечислите основополагающие нормативные документы, определяющие работу педагога ДО при использовании ИКТ в дошкольном детстве.

  8. Перечислите основные принципы систематизации детских образовательных компьютерных игр.

  9. Раскройте общую характеристику детских образовательных компьютерных программ.

  10. Раскройте основные направления работы педагога ДО при использовании ИКТ в ДОУ.

  11. Раскройте основные принципы последовательного предъявления компьютерных программ детям дошкольного возраста.

  12. Раскройте понятие игровая задача и выделите способы решения игровых задач в компьютерных играх.

  13. Раскройте понятие КИК(компьютерно-игровой комплекс), его состав.

  14. Раскройте этапы информатизации дошкольного уровня образования в России.

  15. Раскройте, в чем заключается комплексный метод руководства компьютерной игрой детей дошкольного возраста.

  16. Расскажите о видах задач выделяемых в компьютерных играх для детей.

  17. Расскажите о правилах в компьютерных играх. В чем проявляются принципиальные отличия правил в компьютерных играх от правил традиционных игр.

  18. Расскажите об оформлении и ведении необходимой документации, сопровождающей деятельность педагога ДО по использованию ИКТ.


Контрольная работа по практическому занятию №1.

Перечень основных требований к внедрению и использованию средств ИКТ в области дошкольного образования составляется слушателями на основе изучения и анализа основных нормативных документов:



  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 ноября 2013 года)

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в силу с 1 сентября 2013 г)

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1014 от 30 августа 2013 года).

  • Постановление Минтруда России от 09.02.2004 № 9 "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"(ред. от 25.10.2010).

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н "О внесении изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» (ред. от 31.05.2011).

  • Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.

Строится составление перечня основных требований к внедрению и использованию средств ИКТ в области дошкольного образования должно на основе определения ИКТ-компетентностей: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области педагогической деятельности).
Раздел 2.

Список вопросов для проведения письменного опрос по темам лекций:

  1. Раскройте понятие «ИКТ-компетентность».

  2. Перечислите категории ИКТ.

  3. Раскройте перечень ИКТ-компетенций современного специалиста образования вы знаете?

  4. Определите понятие «цифровая грамотность» педагога ДО.

  5. Раскройте этапы формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического ВУЗа.

  6. Обозначьте составляющие ИКТ-компетентности педагога ДО.

  7. Расскажите о требованиях к уровню ИКТ-компетентности современного педагога ДО.

  8. Перечислите параметры анализа ИКТ среды для детей дошкольного возраста.

  9. Перечислите основные педагогические условия эффективной организации безопасной и развивающей среды ИКТ среды для дошкольников.

  10. Раскройте основные принципы последовательного предъявления компьютерных программ детям дошкольного возраста.


Требования к выбору темы и пакета материалов для подготовки презентации:

Студентам предлагается определить тему, выбрав одну из областей знаний детей дошкольного возраста, представленных в ФГОС, и собрать пакет материалов для их дальнейшего использования в создании презентации (в Power Point). К материалам должны относиться подборка фотографий, текста для слайдов, различных схем и т.д.

Разработанные макеты обсуждаются и защищаются студентами на практических интерактивных занятиях.
Раздел 3.

Компьютерное тестирование по теме лекции 1.2:

Время проведения 40-60 минут. Вопросы в тесте представлены таким образом, чтобы использовать максимальное количество вариантов ответа (выбор правильного варианта из предложенных, самостоятельное составление логической цепочки из предложенных вариантов, смысловой вариант выбора правильного ответа и т.д.). По окончании теста компьютерная программа оценивает работу студентов по пятибалльной системе:

полный ответ на 7 вопросов – «5»;

-//- на 5-6 вопросов – «4»;

-//- на 3-4 вопроса – «3»;

< 3 вопросов – «2».

Вопросы компьютерного теста:


        1. Раскройте понятие «технология».

        2. Отметьте необходимые документы, входящие в перечень документов, разрабатываемых параллельно с программой компьютерной игры.

        3. В чем заключается главное отличие коммерческих компьютерных программ от специально созданных компьютерных игр для детей дошкольного возраста.

        4. Перечислите параметры, которые необходимо учитывать при разработке компьютерной программы для дошкольников.

        5. Выберите верное определение понятия «пользовательский интерфейс».

        6. Составьте правильную последовательность этапов технологии разработки компьютерных программ для детей.

        7. Перечислите компоненты, входящие в понятие «функциональный комфорт» компьютерной программы.

В сопутствующем файле представлена программа компьютерного тестирования.


Создание презентации с использованием пакета материалов по выбранной теме (разделе 2):
Для оценки выполнения задания рекомендуется использовать следующие критерии:

- эстетическое восприятие представленной информации;

- организация визуальной информации в презентации;

- соответствие визуального ряда – основной теме и материалу слада;

- смысловая нагрузка слайдов;

- полноценное использование возможностей программы для создания презентации;

- инструментальное владение программными средствами, представленными в презентации.

Приведенный список критериев оценки может быть пересмотрен и дополнен как руководителем программы, так и слушателями, в целях саморефлексии и получения навыка оценки своих профессиональных умений.


Защита проекта разработанного занятия для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Разработка занятия для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, осуществляется в соответствии с полученной информацией в ходе лекции 1.3. (раздел 3), а так же используется модель компьютерной игры в PawerPoint, разработанная слушателями в практическом занятии №6 (раздел 3). Выбор возрастной категории детей предоставляется слушателям.

Для успешного выполнения данной работы, представляется целесообразным объединение слушателей в небольшие (3-5 человек) группы. В этом случае, оценка за задание ставится всем участникам группы.

Оценивание проекта проходит на Практическом занятии №8 (раздел 3).

Предварительно слушатели, совместно с руководителем программы, в ходе дискуссии определяют значимые критерии, опираясь на «Общие критерии оценки продукта (образовательного результата)», по которым проекты будут оцениваться коллективно.


Приложение №2.
Деловая игра «Письмо»

Цель: актуализировать и закрепить все знания, навыки, умения, профессиональные компетенции в области применения ИКТ в дошкольном образовании, полученные слушателями в ходе освоения программы повышения квалификации «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».

Условия организации деловой игры: слушателям предлагается разделиться на 2 группы: «родители» и «педагоги ДО».

«Родители», по условию игры приходят на родительское собрание в детский сад, посвященное вопросам использования ИКТ в дошкольном детстве, и составляют, так называемое письмо-обращение, где задают различные вопросы и выражают свои опасения по поводу здоровья детей, посещающих занятия с использованием компьютеров и т.д.

Группа «педагогов ДО» старается квалифицированно ответить на вопросы «родителей», дать необходимые пояснения и рекомендации, памятки по безопасному использованию ребенком компьютера в домашних условиях и т.д.

Для формулировки вопросов слушатели руководствуются знаниями, полученными в процессе прослушивания лекций, выполнении практических занятий и самостоятельных работ в рамке программы.



Игровая цель: привлечение максимального количества слушателей из группы «Родителей» к сторонникам грамотного использования ИКТ в области дошкольного детства.

В качестве наглядного сопровождения и фиксирования результатов деловой игры в сопутствующем файле представлена презентация.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал