Программа повышения конкурентоспособности



страница1/8
Дата13.02.2017
Размер1.24 Mb.
Просмотров218
Скачиваний0
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО»

Министр образования и науки

Российской Федерации

______________Д.В. Ливанов

«____»_______2013 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета

_______________И.Р. Гафуров

«_____»_________2013 г.





ПРОГРАММА

повышения конкурентоспособности

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

среди ведущих мировых научно-образовательных центров

на 2013–2020 гг.


Казань, 2013



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

РАЗДЕЛ 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза

3

  1. Формулировка стратегической цели

3

  1. Целевая модель вуза

4

  1. Анализ основных разрывов

14

  1. Управление изменениями

23

РАЗДЕЛ 2. Мероприятия программы

25

Список исполнителей

52

Список литературы

53

Использованные сокращения

54

Внешние международные и отечественные консультанты университета

55

Приложение

58

РАЗДЕЛ 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза1

  1. Формулировка стратегической цели


Казанский императорский университет основан в 1804 году для «образования полезных граждан на службу Отечества и распространения в нем нужных познаний» и на протяжении более двух веков является заметным компонентом мирового научно-образовательного пространства. С Казанским университетом связаны имена известных ученых и общественных деятелей, которые внесли значительный вклад в мировую и отечественную науку и труды которых продолжают активно формировать современное мировоззрение: Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, Н.И.Лобачевский, Н.Н.Зинин, К.К.Клаус, А.Н.Бутлеров, В.М.Бехтерев, А.Е.Арбузов, Б.А.Арбузов, Е.К.Завойский и многие другие.

В настоящее время университет занимает лидирующие позиции среди российских вузов по уровню научных достижений и качеству образования. Вместе с тем в ряде международных рейтингов (QS2, Webometrics, БД Scimago и т.п.) университет уступает ведущим вузам по показателям: публикации на одну ставку НПР, цитирование на одну статью, финансирование НИР и НИОКР, интернационализация, мобильность, соотношение студент/преподаватель.



Стратегической целью университета является повышение конкурентоспособности в области исследований и разработок, достижение высокого международного уровня образовательных программ для вхождения в ТОП-100 рейтинга мировых университетов3.

Видение КФУ-2020: узнаваемый в мире по выпускникам и достижениям университет, входящий в международные академические рейтинги, достойно представленный в глобальном информационном пространстве, активный участник международного научно-образовательного обмена, инициатор и интегратор комплексных, междисциплинарных исследовательских проектов для решения задач инновационного развития.

2. Целевая модель вуза

2.1. Миссия университета


  • развитие конкурентоспособного человеческого капитала с учетом передовых международных требований в наиболее динамично развивающемся регионе России;

  • формирование мощного научного и образовательного центра округа и страны и поддержка на этой основе инновационного развития путем обеспечения высокого качества образовательного процесса, исследовательских работ и технологических разработок;

  • содействие развитию Казани как креативного города и вузовского центра мирового уровня.

2.2. Анализ референтной группы ведущих мировых университетов


Критерии выбора:

  • входят в ТОР-100 ведущих мировых научно-образовательных центров;

  • близки к КФУ:

  • по количеству студентов и преподавателей;

  • по тематике образовательных программ;

  • по направлениям научных исследований;

  • имеют программы сотрудничества и обмена опытом с КФУ.

Референтные университеты

Университет

Место в рейтинге QS

Конкурентные преимущества

(ориентиры для КФУ)

Кол-во публикаций за 2012 г. в Scopus

Кол-во цитирований за 2012 г. в Scopus

Кол-во обу-чающихся

1

2

3

4

5

6

Национальный университет Сингапура

The National University of Singapore



25

Свыше 100 научно-исследовательских центров. Образование в сфере медицины,

инженерии, компьютерных технологий



6511

137469

более 30 тысяч

Пекинский университет (КНР)

Peking University (Beida)



44

Мировой центр высоких технологий.

Образование в сфере физики, химии, биологии, математики, ИТ, геологии, восточных языков



7772

89359

более 30 тысяч

Университет штата Иллинойс (США)

Illinois State University



56

Образование в сфере здравоохранения, экологии, инженерии

384

8422

около 42 тысяч

Хельсинкский университет

(Финляндия)

The University of Helsinki


78

Исследования, посвящённые России и странам Восточной Европы, в области информационных технологий, физики, окружающей среды, биотехнологий, нейробиологии, математики, статистики, компьютерных технологий.

Образование в сфере права, медицины, биологических наук, фармакологии (одно из лучших в Европе)



3956

130497

более 40 тысяч

Свободный университет Берлина (ФРГ)

Freie Universität Berlin



87

Исследования в области гуманитарных дисциплин: византинистика, иудаистика, египтология, арабистика, синология и многие другие.

В области естественных и точных наук специализация на дисциплинах из широкого спектра «наук о жизни», а также наук о Земле, физике, математике и информатике



1905

62472

около 33 тысяч

2.3 Маркетинговая стратегия – описание и обоснование выбора рынков, на которых будет концентрирован университет

2.3.1. По рынку исследований


С учетом стратегических целей университета, прогноза мировых трендов развития и исследовательского потенциала определены следующие приоритетные направления исследований и разработок:

  • биомедицина, фармацевтика;

  • нефтеразработка, нефтепереработка, нефтехимия;

  • инфокоммуникационные технологии;

  • развитие общества, межкультурные коммуникации и современные образовательные технологии.

Наличие признанных в мировом масштабе научных школ в областях физической, органической и супрамолекулярной химии, магнитной и оптической спектроскопии, физического материаловедения, нанофизики, радиофизических измерений природных сред, геометрии, алгебры и аэрогидромеханики, геологии и геофизики, молекулярной биологии, микробиологии и биохимии, быстро развивающейся биомедицинской школы, а также целого ряда социогуманитарных исследований позволило начать развивать целый ряд инновационных междисциплинарных проектов:

- Биомедицина, фармацевтика. Создан Институт фундаментальной медицины и биологии - уникальный в России проект в рамках классического университета на базе сильной биологической школы.

Решение задач в областях:



  • медицинской биохимии, микробиологии, генетики, кибернетики,

  • фармацевтики,

  • нанобиотехнологии,

  • биофизики и медицинского приборостроения.

В рамках ФЦП «ФАРМА-2020» создан НОЦ «Фармацевтика» (совместно с ОАО «Татхимфармпрепараты», ОАО «Связьнефтехиминвестхолдинг»), в рамках мегагранта (ПП 220) создана международная лаборатория нейробиологии совместно со Средиземноморским институтом нейробиологии (Франция). С 2013 года реализуется проект по созданию и развитию открытого биофармацевтического технопарка «Инносфера».

Создана первая в России магистерская программа по направлению «Хемоинформатика и молекулярное моделирование» совместно с Университетом Страсбурга (Франция).



Ключевые партнеры: ОАО «Институт стволовых клеток человека», Технический университет Луизианы (США), London School of Hygiene & Tropical Medicine, ИФХМ ФМБА, НИИ детской гематологии МЗ РФ, Институт Уиттимора Питерсона (США), Университет Окаямы (Япония), Университет Хиросимы (Япония), Институт легочных болезней (Германия), Университет Гиссена (Германия), Институт Макса Планка Бад-Нойхайм (Германия), Технологический университет Гамбурга (Германия).

- Нефтеразработка, нефтепереработка, нефтехимия. Решение задач:

  • разведка, контроль за разработкой и разработка залежей высоковязкой нефти и природных битумов;

  • эффективные катализаторы для нефтепереработки и нефтехимии.

Перспективные проекты:

  • оценка запасов сланцевой нефти и сланцевого газа совместно с ОАО «Татнефть» и ОАО «Лукойл»;

  • формирование и актуализация постоянно действующих моделей залежей углеводородов совместно с 15 нефтяными компаниями в России и Казахстане;

  • создание технологии производства эффективных дорожных битумов с ОАО «Татнефть»;

  • разработка методов подземного облагораживания и переработки труднодобываемых ресурсов углеводородов совместно с ОАО «Татнефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть», университетами Калгари и Алберты (Канада);

  • создание 3D-геоцентра моделирования нефтегазовых залежей и центра по исследованиям нефтеносных пород совместно с Schlumberger, GE Phoenix X-Ray, Agilent Technologies, Wille Geotechnic.

- Инфокоммуникационные технологии. Основные направления:

  • супервычисления;

  • защита информации;

  • интеллектуальный анализ данных в области хемо- и биоинформатики;

  • моделирование процессов разработки нефтегазовых залежей, процессов нефтепереработки и нефтехимии.

Наиболее крупные проекты: создание системы программ «НИМФА» для гидрогеомеханического моделирования с Саровским ядерным центром, разработка алгоритмов и программ для биоинформатики (геномный и протеомный анализы), разработка алгоритмов анализа баз химических данных для хемоинформатики со Страсбургским университетом (Франция), семантический WEB-поиск с НР-Lab (Санкт-Петербург), синхронизация шкал времени и метеорная криптография, с Hebei (Китай) и ОАО «Интернавигация» (Россия), а также участие в образовательном проекте Иннополиса с Университетом Карнеги-Меллона (США).

- Развитие общества, межкультурные коммуникации и современные образовательные технологии. Наиболее крупные проекты:

  • исследование мега-событий, культурной памяти, иммиграционной политики и практик на постсоциалистическом пространстве, проблем европейской интеграции и отношений России и ЕС в одном из 35 Центров ЕС в мире - Центре Европейского союза VOICES Института сравнительных исследований модернизации обществ университета;

  • этносоциальные, этнополитические, феноменологические и филологические исследования социальных и религиозных практик в условиях уникального поликонфессионального и полиэтнического региона;

  • востоковедческие, тюркологические исследования в условиях постглобализации;

  • дискурсы умеренного ислама в условиях «северного фронтира».

Партнеры: Национальный институт образования (Сингапур), Международный институт педагогических исследований (Германия), Международный институт образования (США), Университет Техаса в Эль-Пасо (США), Университет Портсмута (Великобритания), Университет Бирмингема (Великобритания), Университет Гиссена (Германия), Хельсинкский университет (Финляндия), Фрайбургский университет (Германия), РАН, МГУ, СПбГУ, РАО, НИУ «Высшая школа экономики».

А также Центр автомобильного инжиниринга (г. Набережные Челны) совместно с ОАО «КАМАЗ», ОАО «Соллерс», ОАО «Форд-Соллерс».

Активно ведется работа над новыми стратегически перспективными фундаментальными направлениями:


  • создание «интеллектуальных» материалов с уникальными свойствами методами компьютерного дизайна (система доставки лекарств, компоненты спинтроники, элементы квантовых компьютеров);

  • технологии диагностики околоземного и космического пространства, мониторинг притока метеорного вещества в атмосферу Земли на базе системы быстросканирующих оптических телескопов;

  • методы магнитного резонанса и магнитно-резонансной томографии для живых систем, включая методики ранней диагностики и лечения.

2.3.2. По рынку абитуриентов


Планируется увеличить долю зарубежных студентов в вузе до 15% к 2020 году за счет активизации работы с абитуриентами из Китая, стран Центральной Азии, Востока, Африки, ряда бывших социалистических стран, развитых стран, на основе уникальных специализированных образовательных программ, высоких стандартов городской инфраструктуры, а также среды этнической и религиозной терпимости.

Динамика изменения численности зачисленных на первый курс, %



Регион

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Россия

98,3

98

97

95

92

89

86

83

80

Иностранные государства, в т.ч.

1,7

2

3

5

8

11

14

17

20

страны СНГ

0,50

0,6

0,9

1,5

2,4

3,3

4,2

5,1

6

страны вне СНГ

1,20

1,4

2,1

3,5

5,6

7,7

9,8

11,9

14

ИТОГО

100

100

100

100

100

100

100

100

100

2.3.3. По рынку работодателей

Типы компаний и организаций, на которые будет ориентирован вуз


Университет ориентируется на подготовку специалистов для учреждений фундаментальной и прикладной науки, образования, органов государственного и муниципального управления, крупных корпораций и промышленных предприятий, организаций банковского сектора и консалтинга, венчурных компаний и малого бизнеса.

Направление

трудоустройства

Основные партнеры/работодатели

Научные исследования и разработки

 Российские и зарубежные научно-исследовательские организации в области фундаментальной медицины, бионанотехнологий и биоматериалов, биоинформатики, инженерно-геологических и геофизических изысканий, физики, астрономии, химии, нанотехнологий и пр.

Органы государственного и муниципального управления, дипломатические структуры

Региональные, федеральные и зарубежные органы государственного и муниципального управления, посольства и представительства

Предприятия и организации, в т.ч.:

нефтегазохимический комплекс

ВР, Schlumberger, ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ООО «ТНГ-групп», ЗАО «Нефтеконсорциум», ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Связьинвестнефтехим», ООО НПП «Тасма»

фармацевтика и медицинское оборудование

Novartis, Pfizer, ОАО «Татхимфармпрепараты», технопарк «Инносфера», ОАО «Химград»

информационные технологии

Samsung, Microsoft, HP, Cisco, Fujitsu, Oracle, IBM, ОЭЗ «Иннополис», Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк»

автомобилестроение

ОАО «КАМАЗ», ОАО «Соллерс», ОАО «Форд-Соллерс», ОЭЗ «Алабуга», ОАО «ЕЛАЗ», Ford, IAV Automotive Engineering, IDIADA, Daimler; Renault-Nissan; AVL ListGmbH; LMS International

Финансовый сектор, консалтинг и аудит

ОАО «Ак Барс» Банк, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Альфа-банк», PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young

Образование, культура и искусство

Российские и зарубежные образовательные учреждения и центры, учреждения культуры (музеи, теле- и радиокомпании, ОАО «Татмедиа»)

2.4. Информационная инфраструктура вуза. Области информатизации


В университете разработана и успешно эксплуатируется информационно-аналитическая система «Электронный университет», которая ориентирована на комплексную автоматизацию всех бизнес-процессов университета. В «Электронный университет» интегрированы применяемые в университете системы сторонних разработчиков: ПП «Парус» (автоматизация бухгалтерского учета и расчета заработной платы), LMSModdle (система дистанционного обучения), Ruslan (автоматизация библиотеки), Бюджет-КС (автоматизация бюджетирования). В качестве базы данных «Электронного университета» используется СУБД Oracle.

В рамках построения единой корпоративной информационной среды в КФУ реализуется проект создания новых сервисов и интеграции существующих в службу каталогов Microsoft Active Directory.



Характеристики
информационной инфраструктуры


2013 г.

2014 г.

2015 г.

Количество пользователей сети (чел.)

20 000

35 000

50 000

Вычислительная мощность центрального серверного узла (ЦСУ):

– количество виртуальных машин

– количество процессорных ядер

– оперативная память (Гбайт)

– дисковое пространство (Тбайт)


120


248

828


39

180


360

1 400


70

240


500

2 000


100

Процент зданий КФУ, подключенных к ЦСУ по оптическим линиям

45

70

100

Процент помещений, имеющих широкополосный доступ к ресурсам сети и Интернету

45

70

90

Процент помещений, которые охватывает СКС

25

50

80

Скорость передачи данных по внутренней сети КФУ (Мбит/с)

100

100

1000

Суммарная емкость каналов выхода в Интернет (Мбит/с)

300

400

500

2.5. Кадровый потенциал вуза, включая высшее управленческое звено, НПР


Основные подходы к совершенствованию кадровой политики:

  • увеличение доли научных работников путем активизации научно-исследовательской деятельности;

  • повышение доли молодых преподавателей за счёт мер стимулирования привлечения молодых учёных, имеющих опыт международного сотрудничества;

  • увеличение доли иностранных учёных, привлекаемых для преподавания, руководства научными работами, аспирантурой, экспертизы учебных планов и программ;

  • перераспределение кадров в соответствии с изменениями в структуре контингента студентов и в тематике научных исследований.

В высшее управленческое звено планируется привлекать управленцев, получивших соответствующую квалификацию в ведущих образовательных центрах России и за рубежом, включая лучших выпускников успешных бизнес-школ мира (MBA).

Кадровый потенциал университета

Показатели

2012 г.

2015 г.

2020 г.

Общее количество НПР, чел.

2861

2900

3000

Количество НПР по приоритетным направлениям, чел., в том числе

858

1100

1500

кандидаты наук

507

600

800

доктора наук

212

250

340

Доля научных работников среди НПР

7,9%

12%

20%

Количество членов российских академий (РАН, РАМН, РАО)

8

12

16

Количество членов АН РТ

28

30

32

НПР с опытом работы за рубежом

344

500

700

АУП с опытом работы за рубежом

0

15

30

2.6. Перспективные характеристики материально-технической базы вуза и их обоснование


Материально-техническая база университета находится на высоком уровне и позволяет привлекать студентов и сотрудников. КФУ - это:

  • 226 346 кв. м учебно-лабораторных площадей;

  • 20 146 кв. м научно-исследовательских площадей;

  • общежития на 13 250 мест, в том числе 7 450 мест в Деревне Универсиады, которая будет передана после Универсиады университету (один из крупнейших кампусов в России);

  • 11 спортивных объектов.

За последние 3 года созданы 93 лаборатории мирового уровня по приоритетным направлениям научных исследований и технологий общей стоимостью оборудования более 1,2 млрд руб. В 2012 в КФУ создан Междисциплинарный центр коллективного пользования научным и высокотехнологичным оборудованием КФУ.

На базе ряда учебных и научных лабораторий созданы системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Например, это:

- учебные лаборатории по курсу общей физики с учебно-методическим наполнением (9 лабораторий физпрактикума стоимостью более 150 млн руб.);

- учебные лаборатории по курсам общей, аналитической, органической, физической химии с учебно-методическим наполнением (12 лабораторий стоимостью более 180 млн руб.);

- Центр исследования нефтеносных пород, включающий рентгеновский томограф, электронный микроскоп, ЯМР-томограф, СВЧ-томограф;

- междисциплинарный Центр геномных и протеомных исследований;

- Центр космических исследований и технологий, включающий систему широкоугольного мониторинга небесной сферы с субсекундным временным разрешением «Mini-Mega Tortora-MMT»  и 1,5-метровый телескоп на высоте 2 500 м в Турции (в рамках участия в международном проекте INTEGRAL);

- комплекс создания и исследования широкого круга композитных материалов, а также синтеза наноструктур и ультратонкопленочных гетероструктур.

Планируется создание исследовательских центров (лабораторий) с приглашением выдающихся учёных и с участием ведущих компаний: до 2015 года не менее 15 лабораторий и далее ежегодно 1-3 лаборатории. Будут открыты международные научные центры совместно с ведущими зарубежными и российскими вузами и компаниями: до 2015 года не менее 30 центров, до 2020 года ещё не менее 110 центров.

До 2020 года будут введены в строй вновь построенные и отремонтированные учебные корпуса Химического института, Института геологии и нефтегазовых технологий.


2.7. Экономическая и финансовая модель


Для повышения конкурентоспособности университет будет стремиться к модели функционирования, основанной на большей финансово-хозяйственной самостоятельности и гибкости в формировании и расходовании средств. В ее рамках университет будет ориентироваться на рост внебюджетных доходов и повышение эффективности расходов.

Укрупненный финансовый план

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Доходы, млн руб., в т.ч.

6700

8300

8700

9500

10700

11900

14500

17000

Образование, в т.ч.:

4200

4300

4600

5100

5600

6100

7300

8300

федеральные субсидии

2500

2400

2500

2800

3000

3100

3300

3500

внебюджетные источники

1700

1900

2100

2300

2600

3000

4000

4800

НИР и НИОКР, в т.ч.:

800

900

1000

1200

1400

1600

2000

2500

федеральные субсидии

200

200

200

200

200

200

200

200

внебюджетные источники

600

700

800

1000

1200

1400

1800

2300

Доходы от эндаумента и жертвователей

110

120

130

150

160

180

190

210

Программа развития

1000

1000

1000*

1000*

1000*

1000*

1000*

1000*

Программа повышения конкурентоспособности (субсидии)

600

2000

2000

2000

2500

3000

4000

5000

Расходы, млн руб., в т.ч.

6700

8300

8700

9500

10700

11900

14500

17000

Операционные расходы, в т.ч.:

5150

6150

6400

6950

7500

8050

8700

9550

фонд оплаты труда

3200

3400

3600

3800

4000

4200

4400

4600

оплата работ, услуг

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

программы интернационализации (в т.ч. стипендиальные программы и программы обмена)

500

1300

1300

1600

1900

2200

2600

3200

прочие расходы

250

250

300

350

400

450

500

550

Капитальные расходы, в т.ч.:

1550

2150

2300

2550

3200

3850

5800

7450

развитие материально-технической базы

1050

1500

1600

1750

2250

2700

4250

5500

поддержание материально-технической базы

250

400

400

450

550

700

1050

1400

прочие расходы

250

250

300

350

400

450

500

550

*Министерством образования и науки Российской Федерации размер уточняется

2.8. Состав, структура контингента обучающихся и молодых сотрудников


В процессе реализации настоящей Программы произойдут изменения в составе и структуре контингента студентов и молодых сотрудников. Планируется увеличение доли магистрантов (до 20%) и аспирантов при общем сокращении числа студентов. Уменьшится число студентов, приходящихся на одного НПР (до 7:1). При этом появятся позиции для молодых исследователей - аналог постдоков в зарубежных вузах. Возрастет (до 20%) общее число и доля научных сотрудников (сегодня менее 8% НПР).

В составе НПР запланирована большая дифференциация в зависимости от степени участия в образовательном и исследовательском процессах с введением аналогов понятий лектор и исследователь.



Структура контингента обучающихся (в т.ч. по приоритетным направлениям)

в процентах к итогу

2012 г.

2015 г.

2020 г.

Бакалавры

50,4

(47,1)

69,3

(66,0)

80,0

(73,6)

Специалисты

42,4

(40,9)

21,8

(21,0)

0,0

(0,0)

Магистры

3,6

(5,8)

6,7

(9,4)

15,0

(18,7)

Аспиранты

3,5

(6,3)

2,3

(3,6)

5,0

(7,7)

Всего обучающихся

100,0

(100,0)

100,0

(100,0)

100,0

100,0

2.9. Развитие центра трансфера технологий, офисов прикладных исследований и разработок


Преодоление разрыва инновационного процесса между научным и реальным секторами экономики призваны обеспечивать Центр трансфера технологий, являющийся структурным подразделением университета, встроенным в общую систему управления, и офисы прикладных исследований и разработок, основными направлениями деятельности которых являются: информационное обеспечение в части вопросов, касающихся формирования интеллектуальной собственности, коммерциализации и трансфера результатов творческих достижений; анализ и оценка R&D.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал