Программа по шахматам разработана на основе Конституции рф, Закона «Об образовании рф»



страница1/7
Дата22.05.2017
Размер1.15 Mb.
Просмотров418
Скачиваний0
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

c:\users\пользователь\desktop\шахматы.tif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Вместе с привычкой трудиться умственно

приобретается и любовь к такому труду или,

лучше сказать, жажда его. Человек, привыкший

трудиться умственно, скучает без такого труда ,

ищет его и находит на каждом шагу». ( К.Ушинский).

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая модифицированная программа по шахматам разработана на основе Конституции РФ, Закона «Об образовании РФ» 2013год,, Примерной программы спортивной подготовки для детско – юношеских спортивных школ.

В каждом ребенке живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получает в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве остаются в памяти навсегда. Поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка. Общеизвестно. Что шахматы являются целым миром – прекрасным и удивительным, способным вовлечь людей в увлекательный процесс игры и созидания. Вместе с тем шахматы способствуют развитию интеллектуальных черт личности: развивают внимание. Память, логическое мышление.

Шахматы – это не только игра, доставляющая радость, удовольствие, но и эффективное средство для умственного развития. Игра в шахматы развивает наглядно – образное и логическое мышление, внимание и память. Способствует развитию воображения и творчества, воспитывает усидчивость целеустремленность, самостоятельность в принятии решений. Как правило, дети, умеющие играть в шахматы, намного лучше учатся в школе. Шахматы являются маленькой моделью жизни6 все навыки, приобретенные в процессе занятий шахматами, помогут ребенку в будущем, кем бы он не стал.



Цель программы – создание условий для повышения уровня интеллектуального развития обучающихся через теоретические знания по основам шахматной игры.

Задачи:

1. Привить любовь к шахматам, уважения к их культуре, неустанного стремления к творческому совершенствованию.

2. Создать эффективную систему шахматного образования, обеспечивающей оптимальные условия развития подростков.

3 Целенаправленно формировать интеллектуальных способностей учащихся с помощью шахмат..

Эта деятельность организуется в течении всего учебного года , в течение всех лет обучения. Обязательным компонентом организации учебного процесса является самостоятельный выбор тем исследовательской работы. При этом необходимо обеспечение педагогического сопровождения поиска через индивидуальное консультирование, снабжение детей необходимой шахматной литературой, помощь в ее анализе, обеспечение проверки результатов исследований в практической игре. Ведущие шахматные специалисты отмечают, что «становиться исследователем нужно до окончания школы» (Г.Каспаров).

Шахматы выступают как средство интеллектуального развития, эффект от которого связан с переносом тех или иных творческих качеств личности на различные виды деятельности: учебную, общественную, спортивную и.т.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что при обучении шахматной игре открываются широкие воспитательные возможности.

Во – первых, интегрирующая роль шахмат, позволяет связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин, что способствует развитию научного мировоззрения.

Во – вторых, успешность овладения специфическим шахматным материалом является средством мотивации обучения.

. Шахматный материал в Программе выстроен таким образом, чтобы дети смогли не только усвоить его, но и откликнуться на него, самостоятельно оценить и осмыслить, соотнести оцениваемые объекты друг с другом.

Программа обучения детей шахматам включает в себя специальные методы, помогающие непосредственно решать задачу развития учащихся. Для реализации таких методов используются упражнения избирательного характера (избирательные упражнения).

Важнейшей особенностью таких упражнений является то, что они обладают способностью избирательно воздействовать на определенные интеллектуальные

функции детей. Упражнения избирательного характера не предъявляют каких – либо особых требований к уровню шахматных знаний (за исключением самых элементарных - правил передвижения фигур). Это обстоятельство выгодно отличает избирательные упражнения от тех, которые используются в обычном тренировочном процессе (общие упражнения).

Ограниченные возможности общих упражнений связаны с тем, что процесс их решения обычно требует проявления целого комплекса интеллектуальных функций. При этом не исключена возможность компенсации одних функций ( плохо развитых), другими (хорошо развитыми), в результате чего последние получают дальнейшее развитие, а первые часто остаются на исходном уровне. Применение упражнений избирательного характера позволяет решать эту задачу и тем самым проводить психологическую коррекцию умственной деятельности детей еще на начальном этапе обучения их шахматам.

Основные типы избирательных упражнений

1.Тренировка внимания (устойчивость внимания , распределение внимания).

2.Тренировка оперативной памяти

3Тренировка воображения ( репродуктивное и творческое)

4.Тренировка комбинаторного мышления

5.Тренировка логического мышления

6.Тренировка творческого мышления

Данные типы упражнений можно использовать педагогу в качестве основы для разработки целого комплекса упражнений различного уровня сложности. Создание такого комплекса упражнений является важнейшим условием решения задачи целенаправленного формирования интеллектуальных способностей с помощью шахмат.

Разрабатывая Программу, мы исходили из конкретных возможностей МОУ ДОД ДЮКФП «Спарта». Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов дополнительного образования и воспитанников клуба, материальное и методическое обеспечение.

Данная модифицированная программа занятий шахматами составлена на основе следующих нормативных документов:

- Конституции РФ;

- Закона « Об образовании РФ» 1996 год;

- Устава Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – юношеского клуба физической подготовки «Спарта» р.п. Переяславка района им. Лазо Хабаровского края» 2001 год;

- Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 года №233).

- «Программа воспитания в системе образования Хабаровского края на 2001 – 2005 годы».

Настоящая программа предназначена для шахматных секций учреждений дополнительного образования, рассчитана на четыре разрядные группы(4,3.2,1) спортивного разряда. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Мы считаем, что предлагаемая учебная программа соответствует тому минимальному кругу знаний, усвоив который спортсмен может достичь уровня первого спортивного разряда. Данная модифицированная программа рассчитана на новичков в возрасте 7-10 лет, а также детей старшего возраста, умеющих играть в шахматы. К преподаванию шахмат предъявляются та же педагогические требования, что и к другим областям знания.

К умственной тренировке детей нужно относиться бережно, не перегружая их абстрактными понятиями и книжными премудростями. Волевые и физические качества обучающихся должны быть тем совершеннее, чем выше поднимается юный шахматист по квалификационным ступенькам.


Основой совершенствования остается шахматная практика, участие в соревнованиях школы, секции. Образно говоря: работа шахматиста подобна доменному процессу – она непрерывна, требует горячей увлеченности шахматами.

Данная модифицированная программа рассчитана на новичков в возрасте 7-10 лет, а также детей старшего возраста, умеющих играть в шахматы. Мы согласны с тем, что возможно обучение шахматам и в раннем возрасте, например с 4-5 лет. Однако эффективность возможна лишь при индивидуальном обучении. Для начального этапа обучения шахматной игре требуется минимальный объем стартовых знаний .

Доказано, что при хорошей успеваемости и увлеченности шахматами можно школьникам 10 –11 лет привить любовь к серьезным шахматным занятиям.

Для учащихся среднего возраста (12 –14) лет уже характерно стремление к шахматному анализу, проявление упорства и настойчивости в достижении поставленной цели. Неравномерность творческого кругозора отдельных спортсменов требует от педагога дифференцированного подхода к ним, умения найти соответствующую пропорцию в сочетании теории и практики и, наконец, умения подобрать соответствующие самостоятельные задания.

Пристальное внимание и дифференцированный подход необходимы к учащимся 9-11 классов, которые за годы хорошей учебы проявили себя одаренными и активными шахматистами. Нельзя к ним подходить с той меркой, с какой мы подходим к детям среднего возраста, надо учитывать особенности их шахматного мышления. Для учащихся старших классов, стоящих у порога первого спортивного разряда, характерен творческий порыв, желание двигаться вперед, не отстать от товарища. Так возникает стремление выступать в турнирах, защищать спортивную честь школы, совершенствоваться в теории.

Важное значение в любой работе, в том числе и в обучении шахматам имеет метод. «Метод эластичен, он может быть применен во всяком случае жизни…» писал Эм.Ласкер.

Применительно к шахматам, для обеспечения усвоения понятий, алгоритмов, выработки навыков и умений применяются традиционные объяснительно – иллюстративный (ОИ) и репродуктивный общедидактические методы. Активно применяются следующие научные методы – наблюдение, абстрагирование, индукция, дедукция, анализ и синтез.



Для достижения развивающего эффекта обучения шахматной игре

педагог должен применять следующие методы: проблемное изложение (ПИ), частично – поисковый(ЧП)и исследовательский(И) методы обучения. Эти методы предполагают активное участие занимающихся в учебном труде, независимо от вида учебной ситуации. Основной принцип обучения шахматам – интерес - деятельность, с помощью которых развивается гуманное отношение ко всему, что окружает ребенка.

Современная техника видеозаписи, возможности применения компьютерных программ, все более широкое использование идей дистанционного обучения позволяют рассчитывать на принципиально новые подходы к методике шахматного образования, самой шахматной педагогике. Появляется возможность организации заочного шахматного обучения и самообразования с использованием видеокассет, компьютерных шахматных программ.

Творческое применение этих методов дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие. Основополагающим моментом в преподавании шахмат являются общие принципы обучения. К признанным и устоявшимся обще дидактическим принципам относятся принципы:

- доступности обучения;

- сознательности и активности учения;

- последовательности и систематичности;

- прочность усвоения материала ;

- воспитывающие методы;

- методы, развивающие навыки творческой работы шахматистов, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований.

Прежде всего, у ребенка должен появиться интерес к шахматам, тогда и следует этот интерес развивать, поддерживать, знакомить юного шахматиста с правилами игры, азами теории. Программа построена таким образом, чтобы доступно и последовательно изложить весь ход развития шахматной мысли за последние века (с момента опубликования первой шахматной книги). Теоретический материал дозирован по годам обучения, изложен последовательно и логично.

Мы считаем, что предлагаемая учебная программа соответствует тому минимальному уровню знаний, усвоив который спортсмен может достичь уровня первого спортивного разряда.

Важную роль в процессе обучения шахматам играет обоснованный выбор организационных форм проведения занятий. Существуют индивидуальные, групповые и коллективные формы организации учебной деятельности. Любая из них может быть с успехом использована и при обучении шахматам. Не существует рецепта, предопределяющего заранее, каким формам обучения следует отдать предпочтение . Все зависит от контингента воспитанников, условий их обучения, личности педагога.



В процессе совместных занятий, подготовки к командным соревнованиям, проведении сеансов одновременной игры, разнообразных шахматных фестивалей и праздников возрастает роль коллективных форм работы. Именно в коллективе воспитываются такие личностные качества человека, как честность, ответственность, скромность, дисциплинированность, отзывчивость, взаимопомощь и многие другие.

Специфика шахмат состоит в том, что это гиподинамический вид спорта, когда повышенное эмоциональное напряжение не сопровождается адекватным физическим трудом. Задача тренера состоит в том, чтобы снять у обучаемых последствия этого эмоционального напряжения. Очень большое внимание тренер обязан уделять общефизической подготовке шахматистов, занятиям доступными видами спорта. В программе для занятий ОФП выделяется достаточное количество времени. Очень важно организовать внеучебную оздоровительную деятельность шахматистов, профилактику негативных привычек.

Разнообразные формы спортивно – массовых мероприятий при условии качественной их подготовки и проведения позволяют детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие.

Содержание шахмат как игры выдвигает на передний план спортивный аспект. При этом конечным результатом начального обучения (первый год) можно считать умение играть по правилам партию от начала до конца, добиваясь хороших результатов в шахматных турнирах. Это предполагает определенную прочность усвоения знаний и умение применять их на практике. Необходимо стремиться к систематическому контролю результатов обучения. Своевременной и объективный контроль нужен для стимулирования учебно – познавательной деятельности детей, более обоснованного использования индивидуальных форм работы с каждым ребенком. Специфика шахмат допускает использование самых разнообразных форм контроля и самоконтроля. Очень важно, чтобы в этой работе участвовали сами ребята, корректируя и дополняя ответы своих сверстников.

Формами контроля усвоения программы являются: публичные выступления юных шахматистов, участие в творческих конкурсах, анкеты, самоинициатива, самоанализ, самооценка. Основной контроль результатов обучения и развития взаимоотношений в коллективе осуществляется во время подготовки и участия в массовых турнирах «Чудо – шашки», «Белая ладья»

Наиболее эффективной формой контроля качества знаний шахматистов является регулярное участие их в тематических турнирах и доступных спортивных соревнованиях. При подведении итогов работы секции предполагается использовать различные формы (тренировки, соревнования, конкурсы, сеансы одновременной игры, консультативные партии).

При подведении итогов работы секции предполагается использовать различные формы (тренировки, соревнования, конкурсы, сеансы одновременной игры, консультативные партии).

При проведении текущего контроля педагог обязан внимательно учитывать творческие достижения воспитанников, внимательно относиться к присвоению шахматных разрядов. Мы считаем целесообразным двукратное выполнение разрядных нормативов каждым воспитанником. Это позволит исключить стремительное прохождение по классификационной лестнице недостаточно подготовленных спортсменов.

Во время обучения в шахматной секции шахматисты смогут расширить и углубить свои знания, участвуя в различных спортивных соревнованиях: по месту жительства, учебы. Опыт показывает, что оптимальное количество турнирных встреч в год не должно превышать 50 - 60 партий.

Современная техника видеозаписи, возможности применения компьютерных программ, все более широкое использование идей дистанционного обучения позволяют рассчитывать на принципиально новые подходы к методике шахматного образования, самой шахматной педагогике. Появляется возможность организации заочного шахматного обучения и самообразования с использованием видеокассет, компьютерных шахматных программ.

Занятия шахматами способствуют гармоническому развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания, конкретизируются знания. Вовлечение детей в специально организованную деятельность позволяет развивать у них исследовательские навыки.



Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения (хода). Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы способствует формированию воли, решимости, и эмоциональной устойчивости. Очень важно, что шахматы воспитывают у человека критическое отношение к самому себе.

Игра в шахматы, совершенствование мастерства всегда связаны с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором сделанных во время игры ошибок, с целью их устранения в дальнейшем.

Таким образом, шахматы способствуют развитию правдивости, самокритическому отношению к своим поступкам и действиям. Результатом деятельности обучающихся по данному курсу шахмат станет устойчивый интерес к самовыражению, самопереживанию и самопониманию Я- концепции (Я – творец!)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал