Программа по реформированию советского образования 1984 года предусматривала, помимо прочего, введение в школах нового предме



Скачать 76.26 Kb.
Pdf просмотр
Дата13.02.2017
Размер76.26 Kb.
Просмотров237
Скачиваний0
ТипПрограмма

Позднесоветская эра
(1985–1991)
Программа по реформированию советского образования 1984 года предусматривала, помимо прочего, введение в школах нового предмета Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ). Внедрение программы в жизнь началось в 1985 году, тогда же десятки научно-иссле- довательских учреждений, включая биологические и химические, принялись конструировать персональные компьютеры (хотя такого сочетания слов еще не знали) для нужд образования. В результате за несколько лет было создано множество моделей ПК; некоторое подмножество их удалось запустить в массовое производство.
Технологический разрыв в области кибернетики между двумя сторонами железного занавеса в то время достигал уже значительной величины, поэтому все модели социалистических
ПК» были в той или иной мере (обычно значительной) копиями зарубежных. В табличке ниже я попытался нарисовать общую картину советского компьюте- ростроения на примере самых известных его представителей (сюда же добавлены ПК производства соцстран, которые поставлялись в СССР. Всем, кому сегодня не больше 40 лет, довелось изучать в школе информатику. Хотя предмет этот сравнительно новый ему всего-то лет 25), его содержание за этот короткий срок менялось куда более значительно, чем даже те школьные дисциплины, которые напрямую связаны с общественными переменами обществознание, история, литература. Менялись компьютеры, а вместе сними менялось и представление о том, чему должна учить школа в сфере компьютерной грамотности. В этом очерке мы вспомним учебные компьютеры нашего школьного детства и поговорим о дне сегодняшнем — какие устройства можно увидеть в классе сейчас и о чем там рассказывают.
Автор:
Виктор Гурылев
Чему и на чем учили и учат на уроках цифровой грамотности
Эволюция школьного компьютера
Тенденции


д е т ив информационном обществе (октябрь-декабрь 2012)
67
Стандарт/
Стандарт/
оригинал оригинал
Процес-
Процес- сор сор
Модели
Модели
DEC КМ 01ВМ1/2
ДВК-1
ДВК-2
БК-0010
Электро- ника МС
0511
Intel КР 0ВМ80А
Корвет
ПК8010/
ПК8020
Микроша
Ириша
Zilog Z80
Т34ВМ1
Компаньон
Квант БК МС
KC 85/KC
87 (ГДР КМ 10ВМ86
Асси- стент-128
ЕС-1840,
ЕС-1841
КМ18 10ВМ88
Поиск
Электро- ника МС 1502 6502
MOS
Techno logy
6502
Агат
CM630
Правец 8
(Болгария)
Электроника МС (КУВТ УК-НЦ)
Компьютерный класс Правец
КУВТ Ямаха
БК-0010
Компьютеры в школьном классе обычно не стояли по отдельности (это требовало наличия средств загрузки для каждого ПК), а объединялись в некое подобие локальной сети. Такие системы назывались КУВТ — Комплекс учебной вычислительной техники. Широкое распространение имели
КУВТ «УК-НЦ» на базе ПК Электроника МС 0511». Также повсеместно встречались КУВТ на базе ДВК или
БК-0010.
Помимо отечественной продукции, в классах наиболее продвинутых школ можно было встретить и непосредственно их зарубежные оригиналы. В первую очередь это КУВТ «Ямаха» на базе японских компьютеров стандарта
MSX Yamaha YIS-503/805. Встречались также корейские MSX Daewoo, отличавшиеся отсутствием русских букв на клавиатуре и повсеместной иероглифизацией. Здесь же невозможно не вспомнить о легендарном
Sinclair ZX Spectrum — для многих именно он или его клоны стали не только первым учебным, но и первым домашним компьютером. Кроме того, существовало некоторое количество импортных ПК на платформе Intel например правда, тогда в общей массе их было относительно немного. Что представляли собой ПК первого (для СССР) поколения Процессор от 1 до 10 МГц, стандартный объем ОЗУ — от 32 до 128 Кб. В качестве носителя информации — магнитофонная кассета или дискета 5 (8) дюймов. Монохромный черно-белый или чер- но-зеленый монитор. Если повезет — матричный принтер на месте учителя. С позиций нынешних гигагерцев такие характеристики усваиваются плохо, но это определенно лучше, чем бумажный листок или программируемый калькулятора ведь именно с них начиналась информатика во многих школах. До нашей школы в Нижнем Новгороде
КУВТ «УК-НЦ» добрался лишь в 1993 году, а ОИВТ сама по себе — годом раньше.
Несмотря на примитивную даже для того времени элементную базу, советские ПК часто ломались, а система гарантийного ремонта была нетороплива, говорили — не хватает запчастей. Помнится, из 13 ученических рабочих месту нас работали обычно 10–11. Тем не менее это было откровение, определившее для многих из нас направление движения по жизни.
Первые программы по информатике были довольно отвлеченными изучались теоретические вопросы (системы счисления, дискретная математика, построение алгоритмов и блок-схем, абстрактные системы команд и т. д. До языков программирования добирались не сразу, обычно дело ограничивалось Бейсиком, в школах с углубленным изучением давался еще и Паскаль.
Раннероссийская эра (1991–2000)
В начале х годов компьютерный класс имелся почтив каждой школе
68
Тенденции

Умение разбить задачу на простые шаги, оптимизировать выполнение каждого шага и всей задачи в целом, правильно определить все ветвления — эти навыки в школе может дать только информатика, а пригодятся они отнюдь не только программистам.

д е т ив информационном обществе (октябрь-декабрь крупных городов в нашем регионе не- охваченные ученики проходили компьютерную практику в учебно-произ- водственных комбинатах (УПК). Платформы компьютерных классов были несовместимы, что затрудняло обмен опытом и программным обеспечением между школами. И тем не менее он имел место. Больше всего ценились, конечно, игрушки — они существовали для любых, даже самых примитивных ПК. За хорошей игрой не грех было сбегать в школу другого района города, ее записывали сразу на несколько дискет, поскольку те частенько выходили из строя. В цене были также программы автоматического тестирования знаний учащихся, часто самописные, и софт для обучения другим предметам школьной программы (для демонстрации восхищенным коллегам. Тот же период стал временем расцвета литературы по информатике выходило с десяток различных журналов, как общих Информатика и образование и др, таки посвященных конкретным платформам. Примерно столько же было учебников по информатике, что создавало неопределенность, ив результате многие учителя не пользовались ни одним из них. Парк советских КУВТ со временем дряхлел, но эксплуатировался до победного конца несмотря на всевозрастающие трудности с ремонтом старой техники, отсутствие средств на покупку новой вынуждало изворачиваться. В том числе благодаря школьному спросу появились кооперативы по ремонту компьютерной техники, некоторые из них впоследствии раз-
Несмотря на то, что компьютер есть сейчас почтив каждой семье, большинство детей по-прежнему не умеют с ним обращаться, если речь идет о чем- то более сложном, чем запуск игрушки с рабочего стола.

70
Тенденции

рослись в крупные фирмы. Такая ситуация продолжалась вплоть до глобальной компьютеризации начала этого века имеются проверенные сведения, что даже в 2001 году некоторое количество советских ПК еще работало в школах.
Параллельно с вымиранием советских ПК в школы неорганизованно закупались новые, почти на
100% — на платформе х, которая к тому времени стала мировым стандартом. Внедрение 286, а затем и
386 со стандартной ОС DOS (пусть ив разных диалектах) позволило начать стандартизацию программ и средств разработки. В учебных программах появились первые темы для пользователей ПК, описывающие конкретный софт; первым, по моим сведениям, этой чести удостоились знаменитые окна Нортона» (Norton
Commander). Следующая страница истории связана си. Легкая настройка сети в новом
Windows привела к массовому появлению компьютерных классов в их современном виде — группы компьютеров, объединенных в локальную сеть. Связанность компьютеров — это не только средство передачи вирусов которых в ту пору было еще немного, но и возможность удаленного контроля ученика, распространения посети материалов и программ.
До и после миллениума
В самом начале нового тысячелетия компьютерные классы российских школ представляли собой пестрое зрелище. В новорыночной неразберихе х некоторые школы сумели приобрести (с помощью спонсоров, конечно) вполне приличную технику и хвастались перед коллегами вторыми и третьими Пентиумами или, на худой конец, Целеронами. Другие, особенно провинциальные и сельские школы, по-прежнему использовали советские
УК-НЦ или несоветские Ямахи. Как раз к этому времени относятся первые по classmate
PC-Clamshell
Intel classmate Планшет Intel studybook

д е т ив информационном обществе (октябрь-декабрь Необязательно, чтобы школьники учились нажимать на конкретные кнопочки — им гораздо полезнее знать, что в каждом текстовом редакторе есть поиски замена, есть средства стандартного форматирования и т. д. Имея такие базовые знания, человек гораздо оперативнее найдет общий языки сиси с Pages.

72
Тенденции

пытки наладить систематическое снабжение школ компьютерной техникой.
Детали происходившего, думается, разнятся от региона к региону, нов целом картина выглядела примерно так в школы порциями разной величины стали поступать компьютеры. Скажем, нашей школе (напомню, речь идет о Нижнем Новгороде) достались два
ПК. На этот раз пестроты уже не было х к тому времени уже вытеснил все остальные платформы из массового сегмента.
К тому же времени относится первый опыт массового подключения школ к сети интернет. В нашем регионе это происходило под эгидой городской администрации, школы получали бесплатный (хотя и жутко медленный) интернет через модем для физических линий «Зелакс». Пользуясь преимуществами новых операционных систем, учителя стали активно объединять компьютеры классов в локальные сети, что позволяло, с использованием специальных программ, централизовать управление классом, таким образом существенно упрощая жизнь учителю. Кстати, именно с ПО связана следующая крупная школьная кампания, на этот раз государственного уровня. До определенного времени школы, как и многие другие организации (не говоря уже о гражданах, не очень заботились о лицензионности используемого софта. И вот в рамках программы Первая помощь была предпринята грандиозная попытка легализации школьного ПО. Школам предоставлялась трехлетняя лицензия на самый популярный коммерческий софт, включая операционные системы Microsoft. Школы, особенно провинциальные, воспряли духом, но прошло 3 года…и Министер- ство образования повелевает снести все поставленные программы ив приказном порядке ставить свободное ПО, то есть Linux. С трудом оправившись от сюрпризов государства, школы вступили в сегодняшний день стем аппаратными программным багажом, что сумели обрести различными способами.
Сегодня + завтра
В большинстве случаев итого и другого недостаточно. Не хватает программ, поскольку скромный школьный бюджет позволяет приобретать только самое необходимое. Еще больше не хватает компьютеров — ведь теперь они используются не только для информатики. Как быть Вариантов не так ужи много. Компьютеры выделяются для школ бессистемно. Удалось директору школы выбить класс — ему поставляют. Такой вариант трудно назвать методически безупречным компьютерные классы имеют особый статус, в них не посадишь кого попало, и получается, что помещение под компьютеры как бы изымается из оборота школы. Другие школы подходят к вопросу более изобретательно вместо класса десктопов они покупают комплект ноутбуков или нетбуков. Во внеурочное время они хранятся на зарядке в специальных помещениях, а Внедрение 286, а затем и 386 со стандартной ОС DOS (пусть ив разных диалектах) позволило начать стандартизацию программ и средств разработки. В учебных программах появились первые темы для пользователей ПК, описывающие конкретный софт.

д е т ив информационном обществе (октябрь-декабрь когда приходит момент — приносятся в класс, который тут же автоматически становится компьютерным. Более того, если мы добавим к комплекту еще точку доступа, то получим компьютерную сеть, которую не так ужи сложно вывести в интернет. Таких комплектов, в принципе, может быть сколько угодно. И по стоимости это тоже себя оправдывает класс нетбуков стоит не дороже класса ПК, и нет проблем с операционной системой, поскольку она уже предустановлена.
Однако проблему можно решить еще более кардинально, в принципе отказавшись от школьных компьютеров в пользу индивидуальных ученических. Так, школьный компьютер Intel — это полноценная замена ученическому портфелю и электронные учебники в нем легко размещаются, и домашние задания делаются (даже рукописные. А жизнь учителя существенно облегчают дополнительные возможности в виде самопроверяющихся контрольных работ, автоматически высылаемых домашних заданий и т. д. Вопрос лишь в том, будет ли что-либо подобное внедрено у нас в обозримом будущем.
Чему учить на информатике?
Итак, на момент появления информатики в советских школах программа этого предмета была сугубо академической преподавались теоретические концепции кибернетики и языки программирования. В последующие годы она все более смещалась в прикладную сторону, и к началу 2000 уже изучали текстовые, графические редакторы, операционные системы и т. д. Хорошо это или плохо И вообще, чему же надо учить на уроках информатики Рискну высказать свое мнение.
Изучение конкретных программ кажется на первый взгляд не очень удачной идеей. Действительно, вас могли учить одному текстовому редактору, а работать впоследствии пришлось в другом. Еще один аспект проблемы — сами программы со временем изменяются. С другой стороны, необязательно, чтобы школьники учились нажимать на конкретные кнопочки им гораздо полезнее знать, что в каждом текстовом редакторе есть поиски замена, есть средства стандартного форматирования и т. д. Имея такие базовые знания, человек гораздо оперативнее найдет общий языки сиси с Pages. Тоже самое с операционными системами сточки зрения пользователя между
Windows и Linux нет принципиальной разницы если знаешь, что искать, где оно находится, найдешь обязательно. Намой взгляд, растить грамотных пользователей ПК совершенно необходимо. Несмотря на то, что компьютер есть сейчас почтив каждой семье, большинство детей по-прежнему не умеют с ним обращаться, если речь идет о чем-то более сложном, чем запуск игрушки с рабочего стола. Между тем востребованность компьютерной грамотности растет с каждым годом давая в школе ее азы, мы облегчаем подросткам первые шаги на профессиональном поприще.
Вместе стем в школьной программе должно обязательно присутствовать и изучение языков программирования хотя бы потому, что это один из самых эффективных способов тренировки логического и математического мышления. Умение разбить задачу на простые шаги, оптимизировать выполнение каждого шага и всей задачи в целом, правильно определить все ветвления — эти навыки в школе может дать только информатика, а пригодятся они отнюдь не только программистам. Получается, что как ни крути учить надои теории, и прикладным навыкам, что в принципе сейчас и имеет место.
Материалы статьи впервые были опубликованы автором на сайте http://habrahabr.ru/company/intel/
blog/

Каталог: assets -> files -> journal
files -> Руководство пользователя 2 Руководство пользователя a-line 32D ✎ внимание! В программу могли быть внесены изменения, не нашедшие
files -> Исследовательская работа «Англицизмы в современном Русском языке»
journal -> Развитие глобальной сети изменило наш
journal -> Регламенты и запреты 2010 Издатель Фонд Развития Интернет При поддержке зао «Лаборатория Касперского»
journal -> В создание электронной почты не было вложено ни копейки
journal -> Сотовые риски Мобильными (сотовыми) телефонами в России пользуются более
journal -> Почему дети, наделенные компьютерными способностями, требуют к себе особого внимания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал