Программа по профилактике компьютерной зависимости, как условие психологической безопасности детей и подростков



Скачать 21.44 Kb.
Дата28.10.2016
Размер21.44 Kb.
Просмотров231
Скачиваний0
ТипПрограмма
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение« Центр образования №43»

300036 г. Тула, ул. Кабакова, д.92,

E-mail: mbou_centr43_tula@mail.ru



Тел./факс (4872)39-57-69

Cайт: http://school62.ru/




Программа по профилактике компьютерной зависимости, как условие психологической безопасности детей и подростков.

Одной из форм аддиктивного поведения является зависимость от компьютера. Чаще «компьютерную зависимость» определяют как патологическое пристрастие человека к работе за компьютером или проведению большей части времени за компьютером.

В последнее время компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. По данные мониторинга в России с 1992 года по 2014 год среди пользователей Интернета количество подростков увеличилось с 2% до 95%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями Сети.

Выделяют много факторов влияющих на формирование зависимого поведения подростка от компьютера и Интернета. Это и отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Так же неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей, сложности в обучении в школе. Надо упомянуть и о желание приключений, в подростковом возрасте, которое ребенок может реализовать в различных компьютерных играх.

Но одним из важнейших факторов, конечно, является семья и отношения в семье. Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании.

Неумение организовать детский досуг, не желание родителей привлекать подростка в различного рода кружки или спортивные секции, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете, общаясь в чатах, играя в различного рода игры.

Другой, не менее важной, причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, работой, домашним бытом, что у них совершенно не хватает времени на общение с ребенком, участие в его жизни. Не находя эмоционального контакта в семье, «друга» в лице своих близких, подросток старается найти его в виртуальном мире, общаясь одновременно в нескольких чатах, участвуя в он-лайн играх, чаще всего в массовых. Компьютер приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми.

Отмечают еще один важный фактор, влияющий на формирование зависимого поведения, это эмоциональное состояние подростка. Сложная ситуация в семье (внутрисемейные конфликты, отсутствие взаимопонимания в семье), трудности во взаимоотношения с одноклассниками, неудачи в личной и общественной жизни проводят к тому, что у подростка снижается эмоциональный фон, возникает депрессия. Исследования показывают, что подверженность подростка депрессивным состояниям увеличивает риск формирования компьютерной и Интернет зависимости. При этом подросток, попадающий в зависимость, не выходит из депрессивного состояния, а усугубляет эмоциональное состояние возникновением других причин, таких как:



  1. постоянная потребность в компьютерной игре и невозможность подростка реализовать данную потребность постоянно, приводит к эмоциональному неудовлетворению.

  2. так же неудовлетворенность усугубляет и то, что субъективно подросток понимает бесполезность увлечения компьютерными играми, но не умение исправить ситуацию в реальном мире, самостоятельно изменить ситуацию во взаимоотношениях в семье и школе, возвращает подростка в виртуальный мир, как один из легких способов уйти от реальных проблем.

Факт существования компьютерной и Интернет зависимостей у детей и подростков школьного возраста открыто признается большинством современных психологов, работающих с данным контингентом.

Задачи:


  1. Формирование здорового стиля жизни, высоко-адаптивных стратегий поведения.

  2. Информирование о действиях и последствиях зависимости от компьютера, Интернета и злоупотребления ПАВ.

  3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения, таких как, Я- концепция (отношение к себе, своим возможностям), собственная система ценностей и установок. Умение общаться с окружающими. Способность делать самостоятельный выбор, решать простые и сложные жизненные проблемы, уметь оценивать ситуацию, свои возможности в данной ситуации и умение контролировать ее. Удовлетворение потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

  4. Развитие навыков поведения, ведущих к формированию здорового образа жизни и препятствующих формированию компьютерной зависимости и злоупотреблению ПАВ.

Модульная программа включает в себя 2-3 занятия в виде тренингов с подростками, общее время проведения от 2 до 4 часов. По окончанию программы, на встречу приглашаются родители, с которыми проводится беседа, представляются результаты деятельности детей (листовки, буклеты), а так же озвучиваются вопросы, предложения и пожелания детей, о том, какая помощь нужна им от своих родителей, какие вопросы их волнуют. В игровой форме родителям предлагается проиграть ситуации и ответить на вопросы, поставленные их детьми. Это помогает родителям снять напряжение, найти нужные слова перед предстоящим разговором с ребенком и лучше понять подростковый возраст.

Хочется отметить, что модульные программы не является панацеей в профилактической работе — это лишь один из элементов комплексной программы по укреплению психического и соматического здоровья подрастающего поколения. Но, то, что они важны и нужны, могут подтвердить следующие данные.

Был проведен опрос учащихся 7-11 классов по вопросам касающихся количества времени и времени суток, проводимых за компьютером. Так же в опроснике затрагивались темы предпочтения жанра компьютерных игр и других видов деятельности осуществляемых за компьютером и в Интернете. По результатам опросника можно видеть следующие результаты.

Результаты показали, что практически у каждый учащийся имеет домашний компьютер, но при этом 63 подростка помимо использования компьютера дома, так же посещает компьютерные клубы.



Рекомендуемое время проведения за компьютером составляет:

Возраст

Максимальное время непрерывной работы

Максимальное время работы в день

Максимальная кратность в неделю

12 лет

35 мин

70 мин

3 — 4 раза

13 лет

40 мин

80 мин

3 — 5 раз

14 лет

45 мин

90 мин

4 — 5 раз

15 лет

45 мин

100 мин

4 — 6 раз

16 лет

45 мин

120 мин

5 — 6 раз

Еще один не маловажный вопросов, это каким видам деятельности ребята отдают предпочтения, проводя время за компьютером.

Исходя из общих данных опроса, можно предположить, что не малая часть, приблизительно 35-40% подростков находятся в группе риска возникновения компьютерной зависимости, а возможно, что некоторые уже являются «заложниками» данной зависимости. И помощь специалистов психологов, педагогов, медиков и пр. необходима этим подросткам. Важно помочь ребятам, чрезмерно увлеченным компьютерными играми и виртуальным общением, стать более уверенными в себе, научить навыкам эффективного взаимодействия, конструктивным способам общения и решения конфликтных ситуаций. Т.е. обратить внимание именно на те сферы ребенка, сложности в которых и толкают его в виртуальный мир, как способ избегания этих сложностей и проблем. Так же важно формировать у подростков активную, здоровую жизненную позицию, ориентировать школьников на социально-поощряемые и социально продуктивные формы поведения, таким образом, проводят профилактику различных видов зависимости и способствуя укреплению как физического, так и психического здоровья подрастающего поколения.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал