Программа по истории 10 класс 2014-2015 учебный год



Дата14.02.2017
Размер82.2 Kb.
Просмотров163
Скачиваний0
ТипПрограмма

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 48 г. Ростова-на–Дону

_________________________________________________________________________________________

Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

педсоветом Директор______________Р.И. Маетная

Протокол №___от_________2014 Приказ от_________2014 г. №___



ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

10 КЛАСС

2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по истории для 10 кл. составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ (Департамент государственной политики в образовании МО и науки РФ (приказ Минобразования и науки России от 09.03. 2004 № 1312)

Программа адаптирована с учётом психофизических особенностей обучающихся и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).


Программа Модуля 1. обеспечивает изучение курса «Новейшая история XX – нач. XXI в.», Модуля 2. - «История России. XX – нач. XXI в.» и соответствует требованиям Обязательного минимума исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, отводимого на их изучение.

Предлагаемая программа ориентирована на учебники: по истории России «История России XX – нач. XXI в.» под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Пыжиковой А.В., для 9 класса общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение».


ЦЕЛИ КУРСА:

  • Ознакомление обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического развития России в XX – нач. XXI в.;

  • Развитие у обучающихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий, происходящих в мире и в России;

  • Формирование ценностных ориентаций и убеждений слабослышащих школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и толерантности;

  • Воспитание гражданина и патриота Отечества, человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликонфессиональной среде, способного к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.


ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Развивать умения:

- объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новейшей истории: мировые войны, кризис индустриального и зарождение информационного общества, проблемы модернизации, строительства социализма и становление демократии в России, а также другие явления в истории нашей страны и человечества в целом.

- указывать последовательность событий в рамках того или иного периода;

- называть места, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей XX в., известных полководцев, участников военных событий;

- сравнивать развитие России, СССР в разные периоды развития XX в., политические режимы в России и других странах;

- рассказывать (устно или письменно) о наиболее значительных событиях зарубежной и отечественной истории XX в. и их участниках;

- соотносить факты и общие процессы или явления;

- называть характерные, существенные черты политических режимов, явлений политической жизни, экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды XX в.;

- объяснять значение понятий;



  • сравнивать политические системы, существовавшие в разных странах в отдельные периоды;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к событиям и личностям (политическим лидерам).


КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ обучения слабослышащих школьников обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

- ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности, коррекцию и воссоздание наиболее важных психофизических функций, их качеств и свойств;

- преодоление речевого недоразвития обучающихся посредством накопления словарного запаса, овладения разными формами и видами речевой деятельности;

- максимальное расширение речевой практики, использование разных видов общения;

- использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретённых обучающимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;

- развитие слухового внимания и слухового восприятия на уроках истории и обществознания.


Тематическое планирование по курсу «История 10 класс»



Номер темы

Название раздела темы

Кол-во часов

Учебно-развивающие задачи

Опорные понятия темы и термины

I


Модуль 1.

Мир в первой половине XXв.

Введение в новейшую историю. Мир в начале века.

8

2




- познакомить с политической картой мира к началу XX века,


экономическими и политическими процессами в странах Европы и США;

- дать представление об основных чертах западной индустриальной


цивилизации в начале XX
века.

Политические идеи, политический строй, основные черты западной индустриальной цивилизации, Запад, Восток, империализм, мир империй, технический прогресс.



II

Европа после первой мировой войны

1

- познакомить с последствиями распада империй и образованием
новых национальных государств в Европе;

- дать представление о Версальско-Вашингтонской системе, о создании Лиги Наций.



Версальско-Вашингтонская система; социал-демократы и коммунисты, фашизм, национал-социализм, авторитарный режим, международная изоляция.

III

Мир в период экономического кризиса. Путь диктатуры и войны.

1

- дать представление об экономическом кризисе 1929-1933 гг.; «новом курсе» Ф. Рузвельта;

- продолжать знакомить с


понятиями «авторитарный»
и «тоталитарный» режимы.

Экономический кризис, мировой характер кризиса, «новый курс», американский образ жизни, истоки нацизма, нацисты, фашистское государство, народный фронт, Коминтерн.

IV

Вторая мировая война

4

- дать представление о периодизации второй мировой войны; причинах и характере, участниках, основных театрах, военных действий второй мировой войны.

Вторая мировая война, причины, участники, характер, основные театры военных действий,

оккупированные страны, геноцид, движение Сопротивления, Холокост, антигитлеровская коалиция, итоги и уроки войны, создание ООН, ,


V


Мир во второй половине XX – нач. XXI вв.

Международные отношения после Второй мировой войны.




8
1

- познакомить с изменениями в Европе и мире после второй мировой войны; образованием двух военно-политических блоков;

- развивать умения сравнивать «до и после», объяснять, в чём состоят
цели и результаты деятельности государств и общественных деятелей.


Коммунистический режим, образование двух военно-политических блоков, «холодная война», Карибский кризис; идеологическое обоснование, сверхдержавы, деколонизация, просоветский режим, разрядка, социальные реформы.



VI

Экономическое и политическое развитие стран мира в 1945-1956 гг.

1

- познакомить с понятием
«научно-техническая революция в
индустриальных странах»,

- развивать умения сравнивать политические системы, существовавшие в


разных странах в отдельные
периоды, опыт модернизации в разных странах.

Научно-техническая революция в индустриальных странах, её социальные и экономические последствия, политика демократических и авторитарных режимов в странах Европы, европейская интеграция, падение

коммунистических режимов,

«постиндустриальное общество».

VII

Социально-экономическое развитие ведущих индустриальных стран во второй половине XX в.

1

- показать условия экономического роста и формирования государств благоденствия,





VIII

Страны Восточной Европы во второй половине XX в.

1

- познакомить с особенностями развития стран Восточной Европы,

- развивать умения называть


и показывать на исторической карте государства, территории,
изменения на карте Европы
и мира после определённых
событий, соотносить факты
и общие процессы: движений за национальное и социальное
самоопределение, модернизации, выбора путей и модели развития.

Господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах, принцип «казарменного социализма», страны «реального социализма», оппозиционные движения, рыночные реформы и их противоречия, национальные проблемы, межнациональные конфликты.

IX

Страны Азии, Африки во второй половине XX века.

1

- познакомить с распадом колониальной системы, образованием новых независимых государств в Азии и Африке,

- развивать умения описывать условия жизни людей в разных регионах современного мира; называть характерные, существенные черты освободительных, социальных движений XX века.



Распад колониальной системы, образование новых независимых государств в Азии и Африке, выбор путей и моделей развития, модернизация, «большой скачок», великая культурная революция, традиционализм и национализм в странах Азии и Африки.

X


Международные отношения во второй половине XX в.




1


- познакомить с международными отношениями после окончания «холодной войны», глобальными проблемами человечества, культурными процессами во II пол. XX века.



Неоконсерватизм, терроризм, интеграция, права человека, рыночные реформы, сепаратизм, фундаментализм, информационное общество, средства массовой информации, массовая культура, глобальные проблемы человечества.



XI

Мир в конце XX – начале XXI в.

2

- развивать умения, подводить итоги, объяснять значение понятий.

Конфронтация и сотрудничество.

I


Модуль 2

Россия в 1900-

1916 гг.

11

- познакомить с социально-экономическим развитием России в нач. XX века;

- дать характеристику политической системы Российской империи, определить её главное противоречие;

- развивать умения выделять главное, систематизировать материал, делать оценочные выводы.

Индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика,

монополистический капитализм,

революция, движущие силы

революции, конституционная

монархия, политическая партия,

Государственная Дума, кооперация, аннексия, контрибуция, Антанта, мировая война, кризис власти.


II

Россия в поисках перспектив (1917-1927)


7

- познакомить с социально-экономической политикой Советской власти, складыванием системы «военного коммунизма», затем НЭПа;

- помочь выяснить причины гражданской войны и интервенции в России; причины достижений и потерь в духовной жизни.



Субъективные и объективные

причины революции, двоевластие,

Учредительное собрание,

сепаратный мир, «военный

коммунизм», продразвёрстка, гражданская война, белый и красный террор, новая экономическая политика, продналог,

однопартийная система, авторитарный режим, федерация.



III

Сталинская модернизация

России (1928- 1938)



5

- дать характеристику

экономической, политической, социальной систем Советского общества в 30-е годы, особенностям духовной жизни этого периода;

- развивать умения делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с разных точек зрения.


Форсированная индустриализация,

пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, привилегии, идеология, культурная революция.



IV

Великая Отечественна

я война (1941- 1945)




4

- помочь проанализировать

советско-германские отношения, причины войны, её ход и итоги;

- развивать умения называть даты ВОВ, показывать на исторической карте места военных сражений, высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.


Секретные протоколы, оккупация,

эвакуация, коренной перелом в ходе воины, антигитлеровская коалиция, капитуляция.



V

СССР в 1945-1953 гг.

4

- помочь проанализировать
альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы,
проследить ход восстановления
промышленности и с/х;

- развивать умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи,


выделять общее и особенное, делать оценочные суждения.

Конверсия, репарации, «холодная война», «железный занавес», генетика, кибернетика.

демократизация, реабилитация, научно-техническая революция.



VI

СССР в 1953 – 1964 гг.

4

- познакомить с изменениями в политической, экономической, социальной системах СССР и духовной жизни советского общества;

- развивать умения сравнивать темпы и характер модернизации


России в разные периоды истории, политические режимы Советского государства, называть
характерные, существенные признаки.

Военно-промышленный комплекс, мирное сосуществование, критика культа личности, разработка новой Конституции СССР.


VII

СССР в середине 60-х – середине 90-х гг. XX века.

3

- познакомить с особенностями
политического и экономического развития СССР периода развитого
социализма»;

- развивать умения выделять главное, устанавливать причинно-


следственные связи, самостоятельно работать с учебником.

Номенклатура, «развитой социализм», военно-стратегический паритет, разрядка международной напряжённости, хозрасчёт, самоокупаемость, «магнитофонная революция».

VIII

Перестройка в СССР

(1985-1991)



5

- помочь выяснить причины

необходимости изменения

политической системы;

- познакомить с этапами


проведения политических
реформ и их итогами;

- развивать умения анализировать, делать выводы, работать с


документами, участвовать
в аналитической беседе.

Кадровая революция, перестройка, многопартийность, «парад суверенитетов», гласность, свобода слова, плюрализм, новое политическое мышление, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.

IX

У истоков новой российской государственности.

4

- помочь проанализировать

факторы, влияющие на выбор пути развития, варианты и альтернативы развития РФ, охарактеризовать противоречивость развития;

- развивать умения делать
сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон, участвовать в
аналитической беседе.

- помочь проанализировать


основные итоги и уроки
развития России в XX – нач.XXI в.

Суверенитет, национальная

независимость, федерация,

конфедерация, демократизация,

либерализация цен, приватизация, акционирование, банковская система, национальные интересы, Конституция России 1993 г., геополитическое положение России.






Повторительно-обобщающий урок

4









Модуль 1. Всеобщая история: Новейшая история зарубежных стран




п/п


ТЕМА УРОКА

Кол.

часов


Сроки

проведения


ЦЕЛИ УРОКА


СЛОВАРЬ

1.
2.

3.

4.

5.


6.
7.

8.


9.

10.
11.

12.

13
14.



16-17.

18.


МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Введение в новейшую историю.


Мир в начале века.

Европа после первой мировой войны.

Мир в период экономического кризиса. Путь диктатуры и войны.

Вторая мировая война. Начало.


Ход Второй мировой войны.
Ф.-Д. Рузвельт, И.В. Сталин,

У. Черчилль (политические цели и черты личности).

«Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления: причины, формы борьбы, значение.


МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI в.
Международные отношения после Второй мировой войны.

Экономическое и политическое развитие стран мира в 1945-1956 гг.


Социально-экономическое развитие ведущих индустриальных стран во второй половине XX в.


Страны Восточной Европы во второй половине XX в.


Страны Азии, Африки во второй половине XX века.

Международные отношения во второй половине XX в.

Мир в конце XX – начале XXI в.



Повторительно-обобщающий урок по курсу «Новейшая история».

1
1


1

1

1


1
1

1


1

1
1


1

1
1


2

1





- дать представление о периодизации новейшей истории, об основных процессах, присущих каждому периоду;


- сформировать представление о политической карте мира к началу XX в., её отличия от современной, развивать картографические и хронологические умения;
- познакомить с системой мирных договоров между странами-победителями и побеждёнными в первой мировой войне, показать нестабильность и противоречивость нового мирового устройства, продолжать развивать умения работать с историческими документами;
- раскрыть причины кризиса, его отличие от предшествующих, выявить закономерности между распространением тоталитарной идеологии и внутриполитическим состоянием общества, выявить особенности фашистских режимов в разных странах, показать антигуманность фашизма во всех его проявлениях;

- показать причины нарастания международной напряжённости, познакомить с ходом боевых действий в начале войны, развивать картографические и хронологические умения;

- сформировать представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, цене победы над фашизмом;

- познакомить с политическими целями и чертами личности руководителей ведущих держав мира – участников Второй мировой войны, формировать умение делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях резких общественных перемен и потрясений;

- познакомить с понятиями «новый порядок», политика геноцида, Холокост, движение Сопротивления, выявить их причины, познакомить с формами борьбы и значением; продолжать формировать умение делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях резких общественных перемен и потрясений
- выявить итоги Второй мировой войны, рассмотреть проблемы послевоенного мирного урегулирования, выявить основные причины начала «холодной войны» и факторы её реального проявления;

- дать представление об экономическом и политическом развитии индустриальных государств в 1945-1956 гг.,

- показать условия экономического роста и формирования государств благоденствия,

- дать представление о создании мировой системы социализма, о целенаправленной работе СССР по социалистической ориентации стран Восточной Европы и отдельных государств Азии, развивать умения анализировать, обобщать, делать оценочные выводы, высказывать и доказывать своё мнение;

- показать, как в результате национально-освободительной борьбы народов колониальных стран шёл процесс краха колониальной системы империализма;

- дать представление об очагах международной напряжённости и нестабильности в конце XX в., раскрыть связь глобальных проблем современности и нового политического мышления в международных отношениях;


- познакомить с тем, что решение существующих глобальных проблем невозможно без установления тесного международного сотрудничества, дать представление о двух очень важных проблемах: экологии и ядерном оружии, т.к. именно они таят в себе фатальный исход для человечества;
- повторить и обобщить знания уч-ся по изученному материалу, проверить знание хронологии событий, знание понятийного материала, умения описать и дать оценку историческим событиям;

Периодизация, новейшая история – часть всеобщей истории, политико-экономическая характеристика;

Социально-экономическое развитие, враждебные блоки, передел мира, гражданское общество, альтернатива;

Брестский мирный договор, общее наступление армий Антанты, Компьенский мирный договор, стимулировать, стабильность;

Агрессор, Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций, репарации, реванш;

Авторитарный, тоталитарный режим, реваншистская политика, акции, бюджет, коррупция, дефицит, фашизм, диктатура, экономический кризис, Великая депрессия;


Вторая мировая война, очаг войны, агрессор, театр военных действий, кровопролитие, коалиция;

Коренной перелом, второй фронт, движение Сопротивления, Организация Объединённых наций;

Нравственный выбор в ситуациях резких общественных перемен и потрясений,

Ф.-Д. Рузвельт, И.В. Сталин,

У. Черчилль

«Новый порядок» на оккупированных территориях, политика геноцида, Холокост, движение Сопротивления;

«Холодная война», Карибский кризис, атомная бомба, гонка вооружений, НАТО, ОВД, демилитаризация, демократизация;

Сверхдержава, интеграция, модернизация, страны «третьего мира»;

Постиндустриальное общество, государство благоденствия;

Мировая система социализма, Совет Экономической Взаимопомощи, военно-политический блок, Организация Варшавского Договора;

Апартеид, национально-освободительная борьба;

Конфронтация двух политических систем, разрядка международной напряжённости, новое политиче6ское мышление, ядерный паритет, глобальные проблемы;

Загрязнение окружающей среды может привести к ядерной войне и уничтожению всего человечества, перенаселение Земного шара, экстремизм, терроризм, интеграция;




Модуль 2. История России XX - нач. XXI в.




п/п

ТЕМА УРОКА

Кол.

часов

Сроки проведения

ЦЕЛИ УРОКА

СЛОВАРЬ

1.

2.


3.

4.


5.

6.

7.


8.

9.



10.

11.


12.

13.
14.


15.
16.
17.

18.


19.

20.


21.

22.

23.
24.

25.

26.

27.
28.


29.

30.


31.

32.


33.

34.

35.

36.



37.

38.


39.
40.

41.


42.

43.

44.

45.


46.

47.


48.
49.

50.



РОССИЯ В 1900 – 1916 гг.

Российская империя на рубеже веков и её место в мире.


Экономическое развитие России в начале XX в.

Внутренняя политика в начале века.

Социальная структура российского общества.

Внешняя политика.

Русско-японская война.


Первая российская революция.

Изменения в политической системе Российской империи.

Реформы Столыпина.

Россия в годы первой мировой войны.

Нарастание внутриполитического кризиса.


Серебряный век русской культуры.

РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ
От Февраля к Октябрю.

Становление Советской власти.


Гражданская война.
Новая экономическая политика (1921-1926)

Развитие политического процесса в 20-е гг.

Внешняя политика СССР в 20-е гг.


Повторительно-обобщающий урок за II четверть.
Духовная жизнь: достижения и потери.
СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ
Экономическая система в 30-е гг. Индустриализация страны.

Политическая система в 30-е гг.

Социальная система в 30-егг.

Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Духовная жизнь советского общества в 30-е гг.: «свет» и «тени».

ВЕЛИКАЯ ОТТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Начало Великой Отечественной войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.


Советский тыл в Великой Отечественной войне.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.

СССР В 1945-1953 гг.
Восстановление экономики.

Политическое развитие в послевоенные годы.

Идеология и культура в послевоенные годы.


Повторительно-обобщающий урок за III четверть.
Внешняя политика.

СССР В 1953-1964 гг.

Изменения политической системы в 1953-1964гг.

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

«Оттепель» в политической и духовной жизни.

Политика мирного сосуществования.

СССР в сер. 60-х – сер. 90-х гг.

Общественно-политическая ситуация в стране в сер. 1960 –сер. 1980-х гг.

Экономика периода «развитого социализма».

Внешняя политика СССР.


ПЕРЕСТРОЙКА В СССР
Перестройка политической системы.

Экономические реформы 1985-1991 гг.

Наш край, наш город в период с 1945 по 1991 гг.

Политика «гласности»: достижения и издержки.


Диалектика нового мышления.

У истоков новой российской государственности.

Российская экономика на пути к рынку.


Политическая жизнь России в 90-е гг.

Избрание президентом России В.В. Путина. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность, методы и результаты.

Повторительно-обобщающий урок за IV четверть.

1

1


1

1


1

1

1


1

1



1

1

1



1
1
1
1
1

1

1



1

1

1


1
1

1

1

1


1
1

1

1



1

1


1

1

1


1

1



1
1

1

1



1

1

1



1

1

1


1

1





- формировать представление об особенностях территориальной структуры и составе населения, познакомить с особенностями российского варианта модернизации, с основными стартовыми параметрами процесса индустриализации страны;

- дать представление об особенностях российской экономики в начале века, охарактеризовать роль государства в экономической жизни страны, развивать умения выделять главное систематизировать материал;

- сформировать представления о внутренней политике Николая II, её противоречиях, развивать умения доказывать свою точку зрения;

- показать особенности структуры российского общества, охарактеризовать сословную, социальную и классовую структуру населения России,

- проанализировать миролюбивый характер европейской внешней политики России в начале царствования Николая II, охарактеризовать русско-японскую войну, развивать умения самостоятельно работать с учебным текстом, исторической картой;

- дать представление о революции как одном из способов решения кардинальных социально-экономических и политических противоречий российского общества в начале века, развивать умения работать с историческими документами, выделять главное, систематизировать выделенное;

- охарактеризовать тактику правящего режима в условиях революции, выяснить особенности первой российской многопартийности, учить слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, делать выводы;

- познакомить с реформами П.А. Столыпина, проанализировать их итоги и последствия, развивать умения составлять характеристики исторических личностей, устанавливать связь между их деятельностью и развитием исторического процесса;

- определить причины войны, расстановку противоборствующих сил, выяснить цели стран-участниц войны, охарактеризовать основные военные операции русской армии в 1914-1916 гг., развивать умения работать с картой, документами;

- познакомить с политической ситуацией в России к началу 1917 г., влияние затяжной войны на положение российского общества, отношение к войне народа и власти,
- дать представление о культурной и духовной жизни российского общества начала века, познакомить с наиболее значительными достижениями культуры этого периода, развивать творческие способности воссоздания многомерного «образа эпохи»;

- показать причины Февральской революции, ход и движущие силы, определить сущность двоевластия, развивать умения актуализировать ранее изученное, выделять главное и систематизировать выделенное;

- дать представление о первых декретах Советской власти, органах советской власти, развивать умения сравнивать, анализировать, работать с документом;

- познакомить с причинами гражданской войны и интервенции в России, с ходом военных действий, развивать умения анализировать, высказывать свою точку зрения;

- охарактеризовать основные мероприятия НЭПа, развивать умения делать сравнительный анализ, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения;

- дать представление о том, какие процессы происходили внутри партии большевиков в нач. 20-х гг., о том, как осуществлялось влияние партии на различные слои населения,

- познакомить с принципами советской внешней политики в первые послевоенные годы, проследить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами, развивать умения самостоятельно работать с учебным текстом и документами;

- обобщить и закрепить изученный материал, контроль знаний умений и навыков уч-ся;

- выделить и охарактеризовать основные направления культурной жизни страны в 20-30-е гг., познакомить с именами выдающихся деятелей культуры и их работами;

- дать представление о причинах, целях, источниках и ходе индустриализации, итогах и последствиях, развивать умения переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, решать проблемные задачи;

- охарактеризовать тоталитаризм и выяснить причины утверждения в СССР тоталитарного режима, развивать умения делать оценочные выводы, высказывать и доказывать своё мнение;

- выявить и проанализировать изменения, произошедшие в социальной структуре советского общества в 30-е гг., отработать умения рассуждать, анализировать, отстаивать собственное мнение, отвечать на проблемные вопросы;

- дать представление об основных направлениях внешней политики СССР этого периода, развивать умения соотносить даты и события, картографические умения;

- дать представление об общих процессах, происходящих в 30-е гг. в области просвещения, науки и культуры, охарактеризовать достижения науки, искусства, проанализировать «свет» и «тени» духовной жизни советского общества;

- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны, показать причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны, познакомить с периодизацией войны, развивать картографические и хронологические умения;

- дать представление о Сталинградской и Курской битвах, которые положили начало коренному перелому в ходе войны, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать с учебником, картой;


- дать представление о переводе экономики на военный лад, о партизанском и подпольном движении, показать особенности в работе тружеников тыла, вклад науки в дело победы над врагом,

- дать представление об основных наступательных операциях Красной армии на завершающем этапе войны,

- дать представление о состоянии советской экономики после войны, определить причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны, развивать умения работать с текстом, решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с документами;

- охарактеризовать общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР после войны, рассказать о репрессивных мерах сталинского руководства в конце 40-х-начале 50-х гг., развивать умения выделять главное, работать с текстом, участвовать в обсуждении , отстаивать свою точку зрения;

- дать представление о причинах усиления идеологического пресса после войны, охарактеризовать достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет, развивать умения пользоваться литературными произведениями как источником содержания;

- повторить, закрепить, обобщить материал, изученный в III четверти;

- сформировать представления о принципах, методах, подходах внешней политики СССР, способствовать развитию навыков работы с исторической картой, учебником, умений обобщать и систематизировать материал;

- дать представление об альтернативах развития страны после смерти И.В. Сталина, охарактеризовать этапы борьбы за власть и первые шаги Н.С. Хрущёва по реорганизации государственных, партийных организаций, объяснить причины быстрого отстранения Хрущёва от власти, развивать умения составлять характеристику политического деятеля;

- охарактеризовать достижения и просчёты в развитии сельского хозяйства, промышленности, научно-технического прогресса и социальной политики, показав взаимосвязь экономических проблем и политических решений;

- дать представление о пределах «оттепели», проанализировать противоречивый характер «оттепели» в духовной сфере, развивать умения сравнивать, извлекать из этого данные для выявления исторических закономерностей;

- охарактеризовать и проанализировать развитие отношений с Западом, социалистическими странами, со странами «третьего мира», выделить успехи и противоречия, развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с картой и учебным текстом;

- дать представление о политическом режиме 60-80-х гг., подчеркнув такие черты, как разрыв слова и дела, «золотой век номенклатуры», консервация политического режима;

- познакомить с целями, сущностью и итогами хозяйственной реформы, определить причины неудачи, проанализировать экономическое развитие СССР в 60-80-х гг.;

- дать представление о задачах внешней политики в 60-80-е гг., выяснить причины обострения международной обстановки в конце 70-х гг., развивать умения устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений;

- выяснить причины необходимости изменения политической системы, этапы проведения политических реформ и их итоги, развивать умения анализировать, сравнивать, работать с документами, участвовать в аналитической беседе, делать выводы;

- охарактеризовать проблемы экономики начала 80-х гг., выяснить основные этапы экономического реформирования в СССР с 1985 по 1991 гг., определить причины неудач в реформировании в эти годы, развивать умения доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, выделять главное;

- дать представление о развитии Ростовской области во второй половине XX века, успехах и неудачах, Новочеркасских событиях 1962 г., развитии тяжёлой, лёгкой промышленности, сельского хозяйства;

- дать представление о сущности политики «гласность», выделить причины развития гласности в годы перестройки, охарактеризовать её достижения и издержки, актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала;

- дать представление о политике «нового мышления» и проанализировать основные направления внешней политики, развивать умения работать с учебным текстом, анализировать и выделять главное, решать проблемы, работать с картой;

- дать представление о перегрупперовке политических сил после августа 1991 г., охарактеризовать государственное устройство России, рассмотреть политические события 1991-1993 гг., оценить Конституцию 1993 г., развивать умения самостоятельно работать с учебным текстом, решать учебные задачи, составлять схемы;

- дать представление об основных направлениях перехода экономики России к рынку, провозглашённых в 1991 г., проанализировать ход экономического развития России, развивать умения выделять главное, систематизировать выделенное;

- дать представление о государственном устройстве России, охарактеризовать каждую из ветвей власти, развивать умения анализировать, делать выводы;

- дать представление о взятом новым Президентом России курсе на укрепление государственности, экономическом подъеме и социальной стабильности, познакомить с методами работы и её результатами; развивать умения участвовать в общей беседе, делать выводы;

- систематизировать, закрепить и обобщить материал, изученный в IV четверти.



Геополитическое положение, губерния, этнический состав, плотность населения, национальный доход, валовое производство;


Экономический уклад, монополистические объединения, синдикат, картель, многоукладность экономики;

Государственный Совет, Синод, Сенат, полиция, жандармерия, губернатор, земства, русификация;

Привилегированные сословия, рабочий класс, кулачество, элита, интеллигенция;


Передел сфер влияния, ультиматум, эскадра, дестабилизация;

Социальные силы революции, движущие силы революции, легальные партии, стачка, Кровавое воскресенье, учредительное собрание;

Земское самоуправление, многопартийность, социалистические, либеральные, монархические партии;
П.А. Столыпин, крестьянская община, отруб, хутор, предприимчивый, уравнительная психология крестьян;

Первая мировая война, Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв;


Временный комитет, Совет народных и солдатских депутатов, Временное правительство, двоевластие, амнистия;

Серебряный век, наука, революция в естествознании, авиация, философия, живопись, архитектура, театральное искусство;


Февральская революция, Всероссийский съезд Советов, нелегальное положение, вождь, большевизация, переворот, революция;

Аннексия, контрибуция, саботаж, спекуляция, триумфальное шествие, декрет;


Гражданская война, «белые», «красные», интервенция, агитационно-пропагандистская работа;

Политика «военного коммунизма», продразвёрстка, продналог, кооперация, концессия, электрификация, себестоимость, инвестиции;

Фракция, дискуссия, монолитный, комсомол, пионерская организация, оппонент;

Союз Советских Социалистических республик – СССР, Конституция СССР, Коммунистический Интернационал, федеративный принцип, унитарный принцип;


Культурная революция, идеологизация культуры, кампания по ликвидации неграмотности, Контрреволюционный заговор, социалистический реализм;

«Великий перелом», индустриализация, пятилетний план, социалистическое соревнование, стахановское движение;

Культ личности, ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ, номенклатура, идеология, унификация общественной жизни;

Социальная политика, коллективизация, спецконтингент, политическая система, тоталитарная система;


Ремилитаризация, оккупация, пакт о ненападении, вторая мировая война;

Народное образование, массовые виды искусства, кинематограф, агитационный плакат, радио, регламентировать;
Блицкриг, Великая Отечественная война, план «Барбаросса», мобилизация, военное положение, эвакуировать, антигитлеровская коалиция;

Коренной перелом, Сталинградская битва, Курское танковое сражение, инициатива в ведении войны, звание Герой Советского Союза, «Тайфун», «Цитадель», «Уран»;

Тыл, лозунг, трудодень, партизанское движение, подпольные группы, диверсия;
Завершающий этап войны, второй фронт, фашистское порабощение, международный авторитет СССР;

Инфраструктура, квалификация, эффективность репарации;

Репрессии, депортация, бдительно, сфабриковать, «компетентные органы»;
Железный занавес, космополитизм, кибернетика, психоанализ, западничество;

Претензия, шантаж, имперские мечтания, просоветский режим;


Культ личности Сталина, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм;

Освоение целины, советы народного хозяйства, интенсивные методы подъёма сельского хозяйства, искусственный спутник Земли, атомоход;

«Оттепель», амнистия, госбезопасность, десталинизация, начло строительства коммунизма, Нобелевская премия, КГБ;
Политика мирного сосуществования, страны «третьего мира», Карибский кризис, баллистическая ракета, кульминация;

Стабильность, декларативный, меценат, приоритетный, «положить на полку», «золотой век номенклатуры»;

«Развитой социализм», стимулирование, оптимизация, «нефтедоллары», «теневая экономика»,

Политика разрядки, паритет, режим «социалистической ориентации», «звёздные войны»;

Перестройка,

М. С. Горбачёв,

А.Д. Сахаров, диссидент, демонтировать, альтернативный, сепаратистские тенденции, дезинтеграция, конфедерация, СНГ;

Госприёмка, Чернобыльская АЭС, фермерская, кооперативная собственности, рыночная экономика, дотация;

Успехи и неудачи, индустриальная жизнь, Новочеркасские события, малые города, знаменитые сёла и станицы;

Политика «гласности», психологический настрой общества, преследование инакомыслия;


«Новое политическое мышление», внешнеполитическая ситуация, «горячие точки» планеты, ограниченный суверенитет, разблокирование региональных конфликтов, биполярная система международных отношений, биполярная, баланс, концепция;

Съёзд народных депутатов РСФСР, Декларация о государственном суверенитете, правовое государство, три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная, формы государственности: президентская республика, парламентская республика, спикер, вице-президент;

Рыночная экономика, либерализация цен, инфляция, приватизация, конвертируемость национальной валюты, бюджетная политика;

Федеральное собрание, Государственная дума, Высший арбитражный суд, принцип разделения властей;

Избрание президентом России В.В. Путина, президентские выборы 2000 г., 2004 г., курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность;



Аксай, Шахты, Волгодонск, Старочеркасская, Вёшенская, Раздоры, Новочеркасск – город-музей



Речевой материал по новейшей истории


  1. социалистическое общество - общество, в котором люди живут по принципу «от каждого – по способностям, каждому – по труду»

  2. тоталитарный режим - политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках одной политической партии или группы людей

  3. тоталитарный режим - контроль со стороны государства над всеми сферами жизни общества, ликвидация конституционных свобод и прав

  4. экономический кризис - внезапный спад, сокращение производства, которое сопровождается разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций

  5. научно-техническая революция - коренные, стремительные изменения в индустриальном производстве, появление новых отраслей экономики, новых методов (технологий) изготовления продукции промышленности и сельского хозяйства

  6. Подбери синонимы к словам: доктрина, акция, стабильность, авторитарный

  7. В дореволюционной России первая мировая война называлась отечественной войной.

  8. Что побудило США в 1917 г. вступить в войну в Европе?

  9. «железный занавес» - образное выражение, которое обозначает препятствие, преграду, барьер

  10. «очаг войны» - государство, от которого исходит угроза военных действий

  11. Новое мировое устройство после второй мировой войны признана охранять созданная в 1945 году международная Организация Объединённых наций

  12. соглашение, достигнутое путём взаимных уступок – это компромисс

  13. возмещение, вознаграждение за что-либо – это компенсация

  14. под эгидой – значит под покровительством, под защитой

  15. альтернатива - каждая из исключающих друг друга возможностей

  16. эволюция – процесс изменения, развития

  17. Назовите дату начала второй мировой войны

  18. в Тегеране, в Ялте, в Потсдаме в годы войны состоялись встречи глав трёх крупнейших союзных держав – СССР, США и Англии

  19. «холодная война» - идеологическое, политическое и военно-стратегическое противостояние капиталистической и социалистической систем, которые стремились к влиянию в мире

  20. Найдите лишнее слово: демилитаризация, денацификация, декартелизация, деспотия, демократизация

  21. Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное – человек, его интересы

  22. личность – это человек, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством, испытывать сложные чувства

  23. виды деятельности – трудовая, учебная, игровая и общение

  24. мораль – это результат размышления людей о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках

  25. материальные потребности – это потребности в хороших условиях для проживания человека, потребности в нормальной здоровой пище, потребности в комфортной, удобной одежде и обуви

  26. социальные потребности: в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании

  27. среди социальных потребностей особо выделяются разнообразные духовные потребности: в знаниях, в творческой деятельности, создании прекрасного

  28. природа – это естественная среда обитания человека. Природа – это огромная (до недавнего времени, казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни

  29. экологический кризис – такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку

  30. катастрофа – крайне неблагоприятные изменения в среде, ведущие к массовой гибели живых организмов

  31. Такие важные качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении

  32. источником конфликтов нередко является несовпадение мнений других людей о вас и вашего о себе

  33. коллективизм - принцип общности, коллективное начало в общественной деятельности

  34. конформизм - приспособленчество, бездумное следование общим мнениям вразрез собственному

  35. генеалогическое дерево – рисунок, на котором изображены в виде дерева, веток и листьев все твои родственники, начиная от прапрабабушек и прапрадедушек и кончая тобой


Речевой материал по истории Отечества


  1. Российская империя начала XX века представляла собой абсолютную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала императору.

  2. Вспомните, что такое сословие? Сословие - большая группа людей с наследственными правами и обязанностями.

  3. Мещанство - городское сословие, состоящее из мелких торговцев и ремесленников, низших служащих.

  4. Интеллигенция - люди, занимающиеся преимущественно умственным трудом.

  5. Объясните выражений «раздел мира» и «борьба за сферы влияния».

  6. Назовите хронологические рамки первой российской революции. (1905-1907 гг.)

  7. На какие группы можно разделить политические партии в России начала века? (Социалистические, либеральные, монархические).

  8. Аграрная реформа П.А. Столыпина была нацелена на создание эффективного фермерского хозяйства.

  9. Первая мировая война началась 1 августа 1914 г. и закончилась в ноябре 1918 г. для всего мира (в марте 1918 г. для России - Брестским миром).

  10. Основная причина первой мировой войны - обострение противоречий между двумя крупными военно-политическими блоками: Антантой (Англия, Франция и Россия) и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия и Италия) за сферы влияния, рынки сбыта и колонии.

  11. Война для России закончилась расколом общества и критическим обострением ситуации в стране.

  12. 1917 год явился для России переломным. Страна делала выбор между реформой и революцией. История предназначила России второй вариант развития - революцию.

  13. «Серебряный век» - так был назван рубеж XIX - XX вв. - время духовного роста, крупного скачка в развитии отечественной культуры.

  14. Русская национальная культура конца XIX - начала XX в. развивалась на традиционной народной почве.

  15. Назовите фамилии известных вам писателей «серебряного века», какие из их произведений вы изучали в школе?

  16. Переворот - коренное изменение существующей общественно-политической системы

  17. Революция - коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества, приводящей к переходу от исторически отжившего общественного строя к более прогрессивному.

  18. В январе 1918 г. Россия была провозглашена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР).

  19. Декрет - постановление верховной власти, имеющее силу закона.

  20. Гражданской войной принято считать столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. В России это были две наиболее организованные, непримиримые силы - «белые» и «красные».

  21. Гражданскую войну вызвал раскол общества по социальному признаку, который обозначился с февраля по октябрь 1917 г.

  22. Чем закончилась гражданская война? Почему большевики сумели одержать победу?

  23. Комсомол - коммунистический союз молодёжи, пионерская организация -детская коммунистическая организация

  24. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов утвердил Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических республик - СССР.

  25. В 1924 г. была принята первая Конституция СССР.

  26. Политика советского государства в области культуры получила название «культурной революции». Зачем большевикам была нужна культурная революция?

  27. Индустриализация - система экономического развития, при которой основная часть национальных ресурсов используется для создания промышленности.

  28. Политическая система - совокупность государственных и общественных организаций, которые играют важную роль в политике.

  29. Тоталитарная система - представляет собой господство в государстве группы лиц, возглавляемых вождём.

  30. Культ личности - преклонение перед кем-то, почитание кого-либо.

  31. Социальная политика - политика в области обеспечения населения продовольствием, жильём, медицинским обслуживанием, образованием, работой и зарплатой.

  32. Коллективизация - создание в деревне коллективных крестьянских хозяйств с общей собственностью (колхозов).

  33. 22 июня 1941 г. без объявления войны фашистские войска вторглись на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война.

  34. Инфраструктура - составные части экономики: транспорт, связь, образование, профессиональное обучение, жильё и коммунальное хозяйство

  35. Термин «железный занавес» означает закрытое социалистическое общество, проводящее политику изоляции от всего остального мира; система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран в годы сталинского режима.

  36. Организации Объединённых Наций была создана в 1945 г.

  37. Термин «холодная война» означает: политическая, идеологическая, экономическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и его союзниками - с другой.

  38. Волюнтаризм - политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями.

  39. «Оттепель» - серьёзные перемены в жизни общества, связанные с ослаблением партийного контроля над мыслями и чувствами людей.

  40. Идеология - система взглядов и идей социальных групп и слоев, отражающая отношение к действительности и её оценку.

  41. Страны «третьего мира» - все государства, кроме социалистических и развитых капиталистических государств.

  42. Объясните, как вы понимаете выражения: «нефтедоллары», «теневая экономика», «остаточный принцип».

  43. Период с 1985 по 1991 гг. получил в истории название «перестройка». Что включает в себя понятие «перестройка»?

  44. В декабре 1991 лидерами России, Украины и Белоруссии были подписаны так называемые беловежские соглашения, объявлявшие роспуск СССР и создание Содружество Независимых Государств - СНГ.

  45. К СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

  46. Концепция - единый, определяющий замысел, ведущая мысль какой-либо работы, произведения, политики

  47. Диалектика - процесс развития чего-либо во всём многообразии его форм и во всей его противоречивости

  48. 12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента РСФСР. Главой государства стал Б.Н. Ельцин.

  49. 4 октября 1993 г. советская власть в России закончилась.

  50. 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция России, согласно которой главой государства является Президент, обладающий правом законодательной инициативы и формирования правительства.

  51. Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит из Совета Федерации (куда входят представители субъектов Федерации) и Государственной Думы.

  52. Рыночная экономика - социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

  53. Инфляция - рост цен, связанный с чрезмерным увеличением находящихся в обороте бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров

  54. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает Председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в её деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов.

  55. Верхней палатой Государственной Думы или парламента является Совет Федерации. В него согласно Конституции входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

  56. Государственные и местные органы власти избирались путём голосования.

  57. Как называется государственное устройство России? (президентско-парламентская республика)

  58. Какой принцип положен в основу государственного устройства нашей страны?

  59. В основу государственного устройства положен впервые в тысячелетней истории России принцип разделения властей.

  60. Важным элементом политической системы России является многопартийность.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал