Программа по дополнительному образованию «компьютерные шахматы»



Pdf просмотр
Дата14.02.2017
Размер0.53 Mb.
Просмотров245
Скачиваний0
ТипПрограмма

ПРОГРАММА по дополнительному образованию
«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ШАХМАТЫ»

Руководитель объединения:
Моисеев Владислав Михайлович.
НИЖНЕВАРТОВСК – 2016


Информационная карта
Наименование программы
«Компьютерные шахматы»
Руководитель программы
Смирнова Ирина Васильевна - директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Авторы- составители
Моисеев Владислав Михайлович – педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12»
Рецензент
Сухин Игорь Георгиевич – КМС
Организация исполнитель
Муниципальное бюджетного образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Адрес организации ул. Нефтяников, 66 «а», г.Нижневартовск, Ханты-
Мансийский АО - Югра, Россия. Тел/факс: 45-95-55
География программы г. Нижневартовск
Целевые группы
Дети 7 до 12 лет
Срок реализации программы
2 года
Цель программы
Создать условия для формирования ключевых компетенций, планируемых знаний, умений и навыков на текущий учебный год.
Краткое содержание программы
В программе раскрываются механизмы реализации целей и задач, предполагаемые результаты по спортивно- техническому воспитанию детей путём реализации образовательной программы: «Компьютерные шахматы», и вовлечения подростков в интеллектуальные, спортивные, общественно-политические, общественно-полезные коллективные творческие дела. В содержании программы приводятся технологии работ с подростками по изучению основ всемирной паутины, компьютерных технологий и, безопасности жизнедеятельности и др.
Вид программы
Модифицированная, профильная.


Аннотация.
Программа «ахматы» создана на основе авторских разработок педагога дополнительного образования МБОУ «СОШ №12» Моисеева Владислава Михайловича на основе учебников Журавлёва Н. «Шахматы. Шаг за шагом» и Ивашенко В. «Сборник шахматных комбинаций».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Ключевым событием шахматного образования в мире за последние 100 лет стало принятие Европарламентом в 2012 году Декларации “Шахматы в школе”, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина.
С целью реализации решений Декларации “Шахматы в школе” для выработки единых общемировых подходов к дошкольно-школьной шахматной проблематике в Ханты-
Мансийске 10 – 13 июня 2013 г. прошла международная научно-практическая конференция
“Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования”. Участники конференции отметили:
1) Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).
2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе
Министерства образования РФ).
КОНФЕРЕНЦИЯ ОБРАТИЛАСЬ С ПРОСЬБОЙ:
1. К Международной шахматной федерации: считать инициативу Президента ФИДЕ
К.Н.Илюмжинова о включении предмета “Шахматы” в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств образования и шахматных федераций всех стран, входящих в ФИДЕ.
2. К Министерству образования и науки Российской Федерации: пересмотреть нормативно- правовую базу – для создания условий включения предмета “Шахматы” в школьную программу; принять необходимые решения, направленные на преподавание предмета
“Шахматы” в начальных классах в основной сетке занятий в первой половине дня как обязательной учебной дисциплины.
Курс “Компьютерные шахматы” базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме. Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!
Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков, где на первый план выходит развивающая функция обучения.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих ребят, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности. Широкое использование занимательного материала (например, чтение и инсценировка дидактических сказок), создание на занятиях игровых ситуаций позволяют превратить знакомство с шахматами и – с их помощью – с современными компьютерными технологиями в увлекательный процесс, сделать обучение радостным, поддерживать у детей устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т.н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение совершать действия в уме формируется в 5-10 лет, и шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.
Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Новизна. Шахматы и компьютер прекрасно дополняют друг друга. Компьютерный век стремительно меняет образ жизни людей, идет переоценка ценностей. Наша древняя игра оказалась сродни новой ментальности, и первыми это почувствовали дети. Во многих странах шахматы вводят сейчас в школьную программу в качестве основного или дополнительного предмета.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошколятам и младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Часть заданий учащимся предстоит решить на компьютере, благодаря чему они постепенно и без особых затруднений начинают привыкать к современной оргтехнике. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Формирование способности «действовать в уме».
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
образовательные:

* обучать азам шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись партии
* обучать основным тактическим приемам
* обучать основам стратегии
* обучать понятиям дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенностям стратегии в каждом из этапов

* обучать основным правилам оценки позиции и пониманию того, что ни одно из этих правил не действует в 100% случаев
развивающие:
*развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
*
развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением
воспитательные:

*воспитывать уважение к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой
* воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.

Формирование личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения
программы «Компьютерные шахматы»
Результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов предметные, личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных (регулятивных), познавательных и коммуникативных проблем. В связи с этим особое внимание
ФГОС уделено метапредметным результатам.
К числу планируемых результатов освоения программы «Компьютерные шахматы» отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения предмета опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результатыосвоения программы:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результатыосвоения программы:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
9) овладение навыками смыслового чтения различных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы:

1) использование начальных знаний для описания и объяснения пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать фигуры, работать с диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
4) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
В результате освоения программы «Компьютерные шахматы»у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;


морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Возраст детей 7 -12 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Содержание
1.
Знакомство с правилами техники безопасности. Второй час блиц-турнир.
2.
Спорт в России. Организации и структуры спортивного движения в России.
Структура управления спортивным движением в Нижневартовске.
3.
Выдающиеся шахматисты. История развития шахмат. Шахматы во второй половине 19 века. Борьба за звание «чемпион мира». В Стейниц и его учение.
З.Тараш, Г. Пильсбери, Э. Ласкериего подход к шахматам. Шахматы в первой половине
20 века.
А.
Рубинштейн.
Творчество
Х.Р.
Капабланки.
ГипермодернизмА.Нимцович, Р.Рети, С. Тартаковер. Чемпионы города
Нижневартовска: Ерушев ГВ, Нагаев и др. Восхождение на шахматный Олимп
Дмитрия Яковенко.
4.
Классификационная система. Шахматный кодекс России Судейство и организация соревнований. Получение практических навыков по судейству, организации и проведению шахматных соревнований в кружке, классе. Проведение каждым кружковцем не менее 1 соревнования.
5.
Тактика. Защита в шахматной партии. Пассивная и активная защита. Требования к защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите.
Составление плана защиты. Перегруппировки сил: экономизм в защитительных мероприятиях. Тенденция перехода в контратаку. Стратегическая и тактическая защита. Приемы стратегической защиты: размен атакующих фигур противника, упрощения, создание максимальных трудностей противнику, ослабление позиции противника. Жертва материала ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса вызывает большие трудности. Приемы тактической защиты: отражение непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки. Практические занятия: Овладение приемами защиты посредством разыгрывания с партнером специально подобранных позиций, в которых один кружковец атакует, а другой защищается.
6.
Стратегия. Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного пространства фигур противника, выключение фигуры из игры, подвижность коня и слона в миттельшпиле, связка, блокада, торможение освобождающих ходов.
Слабые и сильные поля. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Теория
«островков». Пешечный перевес в центре, на королевском фланге, на ферзевом фланге. Пешечные цепи. Пешечный прорыв в закрытых позициях. Преимущество двух слонов. Размен, как средство получения перевеса. Атака при разноцветных слонах. Атака на ферзевом фланге. Компенсация за ферзя, ладью, легкую фигуру.

Практические занятия: Отработка данных стратегических приемов посредством анализа позиций.
7.
Дебют. Эволюция взглядов на дебют. Связь дебюта с миттельшпилем. Основные идеи ферзевого гамбита, французской защиты, защиты Каро-Канн, английского начала. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов.
Основные идеи русской партии, защиты двух коней, защиты Алехина. Знакомство с полуоткрытыми и закрытыми началами. Ферзевый гамбит. Сицилианская защита. Тест по ПК программе «Энциклопедия дебютных ошибок».
8.
Эндшпиль. Атака короля. Сложные пешечные окончания. Сложные легкофигурные окончания. Ферзевые окончания. Многофигурные окончания. Борьба при разнородном материале. Практические занятия: Разбор подобранных позиций. Тест по ПК программе «Шахматная школа для 2-4 разрядов», «Этюды».
9.
Эндшпиль. Определение видов эндшпиля. Централизация короля в эндшпиле.
Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг. Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка.
Пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша (ладья сзади пешки).
Позиция Филидора. «Мостик». Практические занятия: упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная школа для 2-4 разрядов», «Шахматные этюды».
10.
Классификационные соревнования. Разбор сыгранных партий с преподавателем.
11.
Сеансы одновременной игры по изучаемым дебютам с последующим разбором партий с преподавателем, кружковцами.
12.
Конкурсы решений задач, этюдов, нахождений комбинаций по изучаемым темам.
Контрольные работы за год из 10-7 вопросов. Тесты на ПК.
13.
Заключительное занятие. Отчет о периоде обучения за три года. Подведение итогов года. Награждение лучших воспитанников. Рекомендации на период летних отпусков.



Способы отслеживания и контроля результатов.

После второго года обучения обучающийся должен:
Знать:
- основные законы стратегии,
- слабые и сильные поля
-тактические приемы в миттельшпиле
Уметь:
- использовать ошибки соперника в дебюте
- разыгрывать дебют и связывать его с миттельшпилем
- обороняться в эндшпиле при неблагоприятном соотношении сил
- сводить сложный эндшпиль к простому.

Навык:
- участия в городских турнирах
- решения задач
- игра с часами в блиц и в быстрые шахматы

В течение третьего года обучения в зависимости от уровня подготовленности частично должны быть решены задачи программ: «Шахматные комбинации» «Шахматная стратегия», «Энциклопедия дебютных ошибок», «СТ-АРТ 3.0».
3. Для проверки знаний и умений игры в эндшпиле можно проводить тестовые зачеты по дебютам, миттельшпилю и эндшпильным позициям. Испытуемый сдает зачет тренеру, или воспитаннику с более высоким разрядом.

Критерии оценки специальных умений и навыков воспитанников:
В скобках оценка по компьютеру решение тестовых заданий.
№ Тема
Уровень
Оптимальный
«4»(80-100%)
Достаточный
«3» (65-80%)
Допустимый
«2» (50-65%)
Критический
«1» (0-50%)
1-ый год обучения
1. Вводное занятие
Осознает роль шахмат и перспективности изучаемой дисциплины.
Владеет правилами техники безопасности.
Осознает практическую полезность приобретаемых знаний.
Знает правила техники безопасности.
Проявил интерес к занятиям шахматами.
Знает правила безопасности, но в обсуждении не участвует.
Не может работать самостоятельн о, не знает правил ТБ.
2
История развития шахмат.
Первые упоминани я о шахматах в нашем крае.
Проявляет большой интерес к теме.
Имеет свои дополнения по теме. Активно участвует в обсуждении.
Участвует в сборе материалов для соцпроекта
Проявляет интерес к теме.
Имеет дополнения по теме.
Участвует в обсуждении. Знает о соцпректе.
Проявляет слабо выраженный интерес к теме.
В обсуждение не участвует.
Интерес к теме не проявляет.
Ни на один вопрос по теме не отвечает.
3
Перво- начальные понятия.
Быстро усваивает первоначальные понятия.
Названия фигур.
Ходы шахматных фигур.
Отлично знает строение доски и применяет знания при ответах. Тест по программе
«Шахматная
Усваивает первоначальные понятия. Названия фигур. Ходы шахматных фигур.
Знает строение доски и применяет знания при ответах. Тест по программе
«Шахматная школа для начинающих»
Медленно усваивает первоначальные понятия.
Названия фигур.
Ходы шахматных фигур.
С трудом запоминает строение доски и не может применять знания при ответах.
Не может запомнить первоначальны е понятия и выполнять практические задания без посторонней помощи.
Тест по программе
«Шахматная школа для начинающих»
школа для начинающих»
Тест по программе
«Шахматная школа для начинающих»
4
Тактика
Промежуто чная аттестация
Усвоил понятие тактика. Понял определение комбинации.
Познакомился с основными тактическими приемами.
Решает простые задачи мат в один ход.
Промежуточная аттестация по тест ШШ
Усвоил понятие тактика и определение комбинации.
Знаком с 1-2мя тактическими приемами.
Решает простые задачи мат в один ход, но допускает ошибки.
Промежуточная аттестация по тест
ШШ
Понятие тактика усвоил с трудом.
Не может применять в игре без помощи преподавателя.
Решает простые задачи мат в один ход с помощью преподавателя
Промежуточная аттестация по тест ШШ
Не знает понятие тактика. Не понимает смысла комбинации.
Не знаком с тактическими приемами. И не умеет применять приемы в игре.
Промежуточна я аттестация по тест ШШ
5
Стратегия
Понял определение стратегии.
Знает основные принципы разыгрывания середины партии.
Решает простейшие задачи.
Понял определение стратегии.
Знает основные принципы разыгрывания середины партии.
Решает простейшие задачи с помощью педагога.
Не понял определение стратегии.
Основные принципы разыгрывания середины партии знает нечетко.
Не может решать простейшие задачи.
Не знает определение стратегии.
Не знает основные принципы разыгрывания середины партии. Не может решить простейшей задачи.
6
Дебют
Знает, определение дебюта. Может назвать основные принципы разыгрывания дебюта.
Грамотно разыгрывает начало партии.
Знает, определение дебюта. Может назвать основные принципы разыгрывания дебюта.разыгрыва ет начало партии с ошибками.

Путается в определение дебюта. Не может назвать основные принципы разыгрывания дебюта. Начало партии разыгрывает по наитию.
Не знает, определение дебюта. Не может назвать основные принципы разыгрывания дебюта.
Начало партии разыграть не может.
7
Миттель- шпиль.
Знает основные принципы разыгрывания середины
Знает основные принципы разыгрывания середины партии.
Путает основные принципы разыгрывания середины
Не знает основные принципы разыгрывания
партии.
Решает простейшие задачимиттельш пиля.
Решает простейшие задачи миттельшпиля с помощью педагога. партии.
Не готов решать простейшие задачи миттельшпиля. середины партии.
Не решает простейшие задачи миттельшпиля.
8
Эндшпиль Знает определение эндшпиля.
Отлично владеет навыком матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем, одной ладьей.
Проводит одну пешку.
Знает определение эндшпиля.
Владеет навыком матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем.
Проводит две пешки.
Не знает определение эндшпиля. матование одинокого короля двумя ладьями только с помощью педагога.
Проводит две пешки с помощью педагога.
Не знает определение эндшпиля.
Не знает матование одинокого короля двумя ладьями
Не проводит две пешки с помощью педагога.
9. Квалифика ционные соревнован ия.
Знает правила проведения разрядных соревнований.
Знает права и обязанности участников соревновании
Владеет навыком записи партии.
Самостоятельно восстанавливает партию от дебюта до эндшпиля.
Выполнил норму 3 разряда.
Знает правила проведения разрядных соревнований.
Знает права и обязанности участников соревновании
Владеет навыком записи партии.
Восстанавливает партию от дебюта до эндшпиля с помощью педагога.
Выполнил норму
3 разряда.
Путает правила проведения разрядных соревнований.
Не владеет навыком записи партии. Не может восстановить партию
Не выполнил норму 3 разряда.
Не знает правила проведения разрядных соревнований.
Не владеет навыком записи партии.
Не умеет записывать партию.
Не выполнил норму 3 разряда.
10 Сеансы одновремен ной игры.
Знает правила проведения одновременной игры.
Соблюдает дисциплину.
При игре с полным набором фигур способен удерживаться более 20 ходов.
Знает правила проведения одновременной игры. Соблюдает дисциплину. При игре с полным набором фигур способен удерживаться более 15 ходов.
Не знает правила проведения одновременной игры. Не соблюдает дисциплину.
При игре с полным набором фигур не способен удерживать позиции до 15 ходов.
Не знает правила проведения одновременно й игры. Не соблюдает дисциплину.
Участвовать в сеансе не готов.
11 Конкурсы
По тестам на ПК По тестам на ПК
По тестам на ПК По тестам на
решения задач.
ПК
12 Заключи- тельное занятие.
Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период
Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период
Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период.
Предлагается дополнительна я работа, а также помощь педагога.

Календарный план на 2016-2017 учебный год. (1й год обучения)
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Форма занятия
Форма контроля
Дата проведения занятия
Теория
Практика
1
Инструктаж по ТБ и правилам поведения на занятиях.
Происхождение шахмат
1
Групповая
Компьютер
2
История шахмат
1
Групповая
Компьютер
3
Шахматы в Древней Руси
1
Групповая
Компьютер
4
Доска
1
Групповая
Компьютер
5
Фигуры
1
Групповая
Компьютер
6
Ладья
1
Групповая
Компьютер
7
Ладья
1
Групповая
Компьютер
8
Слон
1
Групповая
Компьютер
9
Слон
1
Групповая
Компьютер
10
Ферзь
1
Групповая
Компьютер
11
Ферзь
1
Групповая
Компьютер
12
Король
1
Групповая
Компьютер
13
Король
1
Групповая
Компьютер
14
Конь
1
Групповая
Компьютер
15
Конь
1
Групповая
Компьютер
16
Пешка
1
Групповая
Компьютер
17
Пешка
1
Групповая
Компьютер
18
Особая роль короля
1
Групповая
Компьютер
19
Шах
1
Групповая
Компьютер
20
Способы защиты от шаха
1
Групповая
Компьютер
21
Способы защиты от шаха
1
Групповая
Компьютер
22
Мат
1
Групповая
Компьютер
23
Мат в 1 ход
1
Групповая
Компьютер
24
Мат в 1 ход
1
Групповая
Компьютер
25
Мат в 1 ход
1
Групповая
Компьютер
26
Мат в 1 ход
1
Групповая
Компьютер

27
Мат в 1 ход
1
Групповая
Компьютер
28
Мат в 1 ход
1
Групповая
Компьютер
29
Мат в 1 ход
1
Групповая
Компьютер
30
Мат в 1 ход
1
Групповая
Компьютер
31
Пат
1
Групповая
Компьютер
32
Пат
1
Групповая
Компьютер
33
Пат
1
Групповая
Компьютер
34
Вечный шах
1
Групповая
Компьютер
34
Вечный шах
1
Групповая
Компьютер
35
Шахматная нотация
1
Групповая
Компьютер
36
Шахматная нотация
1
Групповая
Компьютер
37
Шахматная нотация
1
Групповая
Компьютер
38
Король и ферзь против короля
1
Групповая
Компьютер
39
Король и ферзь против короля
1
Групповая
Компьютер
40
Король и ладья против короля
1
Групповая
Компьютер
41
Король и ладья против короля
1
Групповая
Компьютер
42
Король и легкие фигуры против короля
1
Групповая
Компьютер
43
Король и легкие фигуры против короля
1
Групповая
Компьютер
44
Основные дебютные принципы
1
Групповая
Компьютер
45
Быстрое развитие фигур
1
Групповая
Компьютер
46
Централизация
1
Групповая
Компьютер
45
Безопасность короля
1
Групповая
Компьютер
46
Игра по теме
1
Групповая
Компьютер
47
Игра по теме
1
Групповая
Компьютер
48
Игра по теме
1
Групповая
Компьютер
49
Игра по теме
1
Групповая
Компьютер
50
Основы миттельшпиля
1
Групповая
Компьютер
51
Гармоничное пешечное расположение
1
Групповая
Компьютер
52
Гармоничное пешечное расположение
1
Групповая
Компьютер
53
Открытая линия
1
Групповая
Компьютер
54
Открытая линия
1
Групповая
Компьютер
55
Сильные и слабые поля
1
Групповая
Компьютер
56
Сильные и слабые поля
1
Групповая
Компьютер
57
Игра по теме
1
Групповая
Компьютер

58
Игра по теме
1
Групповая
Компьютер
59
Мат ферзем
1
Групповая
Компьютер
60
Мат ферзем
1
Групповая
Компьютер
61
Линейный мат
1
Групповая
Компьютер
62
Линейный мат
1
Групповая
Компьютер
63
Мат ладьей
1
Групповая
Компьютер
64
Мат ладьей
1
Групповая
Компьютер
65
Мат легкими фигурами
1
Групповая
Компьютер
66
Мат легкими фигурами
1
Групповая
Компьютер
67
Ферзь против пешки
1
Групповая
Компьютер
68
Ферзь против пешки
1
Групповая
Компьютер
69
Ферзь против легкой фигуры
1
Групповая
Компьютер
70
Задание на лето
1
Групповая
Компьютер
Календарный план на 2016-2017 учебный год. (2-й год обучения)
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Форма занятия
Форма контроля
Дата проведения занятия
Теория
Практика
1
Инструктаж по ТБ и правилам поведения на занятиях.
Повторение пройденного материала
1
Групповая
Компьютер
2
Повторение пройденного материала
1
Групповая
Компьютер
3
Страницы истории шахмат
1
Групповая
Компьютер
4
Страницы истории шахмат
1
Групповая
Компьютер
5
Шахматная нотация
1
Групповая
Компьютер
6
Шахматная нотация
1
Групповая
Компьютер
7
Ценность фигур
1
Групповая
Компьютер
8
Ценность фигур
1
Групповая
Компьютер
9
Нападение и защита. Размен
1
Групповая
Компьютер
10
Нападение и защита. Размен
1
Групповая
Компьютер
11
Способы защиты от нападения
1
Групповая
Компьютер
12
Способы защиты от нападения
1
Групповая
Компьютер
13
Защита от нападения (продолжение)
1
Групповая
Компьютер
14
Защита от нападения (продолжение)
1
Групповая
Компьютер

15
Как правильно нападать и защищаться
1
Групповая
Компьютер
16
Как правильно нападать и защищаться
1
Групповая
Компьютер
17
Мат тяжелыми фигурами
1
Групповая
Компьютер
18
Мат тяжелыми фигурами
1
Групповая
Компьютер
19
Мат ферзем
1
Групповая
Компьютер
20
Мат ладьей
1
Групповая
Компьютер
21
Реализация материального перевеса
1
Групповая
Компьютер
22
Реализация материального перевеса
1
Групповая
Компьютер
23
Реализация материального перевеса
1
Групповая
Компьютер
24
Реализация материального перевеса
1
Групповая
Компьютер
25
Правило квадрата
1
Групповая
Компьютер
26
Правило квадрата
1
Групповая
Компьютер
27
Блуждающий квадрат
1
Групповая
Компьютер
28
Блуждающий квадрат
1
Групповая
Компьютер
29
Игра против компьютера по теме
1
Групповая
Компьютер
30
Игра против компьютера по теме
1
Групповая
Компьютер
31
Игра против компьютера по теме
1
Групповая
Компьютер
32
Игра против компьютера по теме
1
Групповая
Компьютер
33
Основные принципы дебюта
1
Групповая
Компьютер
34
Принцип быстрой мобилизации сил
1
Групповая
Компьютер
34
Примеры по теме
1
Групповая
Компьютер
35
Принцип борьбы за центр
1
Групповая
Компьютер
36
Примеры по теме
1
Групповая
Компьютер
37
Принцип безопасности короля
1
Групповая
Компьютер
38
Примеры по теме
1
Групповая
Компьютер
39
Гармоничное пешечное расположение
1
Групповая
Компьютер
40
Гармоничное пешечное расположение
1
Групповая
Компьютер
41
Основы шахматной тактики
1
Групповая
Компьютер
42
Двойной удар
1
Групповая
Компьютер
43
Двойной удар
1
Групповая
Компьютер
44
Двойной удар
1
Групповая
Компьютер
45
Коневые и пешечные вилки
1
Групповая
Компьютер
46
Коневые и пешечные вилки
1
Групповая
Компьютер
45
Связка
1
Групповая
Компьютер

46
Полная связка
1
Групповая
Компьютер
47
Неполная связка
1
Групповая
Компьютер
48
Как бороться со связкой
1
Групповая
Компьютер
49
Как бороться со связкой
1
Групповая
Компьютер
50
Уничтожение защиты
1
Групповая
Компьютер
51
Уничтожение защиты
1
Групповая
Компьютер
52
Открытое нападение
1
Групповая
Компьютер
53
Открытое нападение
1
Групповая
Компьютер
54
Открытый шах
1
Групповая
Компьютер
55
Открытый шах
1
Групповая
Компьютер
56
Двойной шах
1
Групповая
Компьютер
57
Двойной шах
1
Групповая
Компьютер
58
Завлечение
1
Групповая
Компьютер
59
Завлечение
1
Групповая
Компьютер
60
Отвлечение
1
Групповая
Компьютер
61
Отвлечение
1
Групповая
Компьютер
62
Блокировка
1
Групповая
Компьютер
63
Блокировка
1
Групповая
Компьютер
64
Мат на последней горизонтали
1
Групповая
Компьютер
65
Мат на последней горизонтали
1
Групповая
Компьютер
66
Игра на пат
1
Групповая
Компьютер
67
Игра на пат
1
Групповая
Компьютер
68
Сочетание тактических приемов
1
Групповая
Компьютер
69
Сочетание тактических приемов
1
Групповая
Компьютер
70
Решение задач
1
Групповая
Компьютер
71
Решение задач
1
Групповая
Компьютер
72
Задание
1
Групповая
Компьютер


Содержание

1.
Рассказ о программе президента в области шахмат Рассказ о правилах техники безопасности.
2.
История развития шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Мат Диларам.
Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в Киевской Руси.
Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком.
Археологические находки. Шахматы в русском былинном творчестве.
Запрет шахмат византийской церковью. Шахматы в русском государстве. Изготовление шахмат, как вид ремесла. Шахматы, как придворная игра. Шахматы на петровских ассамблеях. Рассказ об археологических находках шахматных фигур на севере нашего края на месте города Мангазея. Шахматы в нашем городе (по материалам соцпроекта)
3.
Первоначальные понятия. Нотация. Запись партии. Правила превращения пешки, взятия на проходе, рокировка. Мат. Ничья. Пат.
Вечный шах. Относительная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры. Мат различными фигурами. Понятие о центре и флангах.
Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
Практические занятия: Упражнения на овладение нотацией. Игра в
«морской бой». Турнирная практика с обязательным требованием записи партии (частичной). Упражнения на усвоение шахматных правил. Упражнения на мат различными фигурами. Решение задач в программе «Шахматная школа для начинающих».
4.
Тактика. Понятия о тактике и комбинации. Основные тактические приемы; связка, двойной удар, открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Комбинации с мотивом спертого мата, использование слабости последней горизонтали, разрушения пешечного прикрытия, освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты.
Сложные комбинации на сочетание идей.
Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчета и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
5.
Стратегия.
Определение стратегии.
Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии (целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи, создание слабостей в лагере противника). Централизация. Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии. Тест по ПК программе
«Шахматная школа для начинающих»

6.
Дебют. Определение дебюта, как подготовительной стадии к середине игры. Влияние дебюта на середину игры. Классификация дебютов.
Основные принципы разыгрывания дебютов. Основные идеи итальянской партии. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
7.
Миттельшпиль. Определение миттельшпиля как, основной части партии когда закончено развитие фигур и соперники готовы начать штурм неприятельской крепости. Задача миттельшпиля - выбор плана действий пешечная или фигурная атака. Как готовить атаку на позицию короля. Создание слабостей в стане соперника. Размены.
Эквивалентный размен. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
8.
Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг. Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная пешка.
Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша (ладья сзади пешки). Позиция
Филидора. «Мостик». Практические занятия: упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
9.
Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Участие юных шахматистов в классификационных соревнованиях. Разбор сыгранных партий с преподавателем.
10.
Проведение руководителем шахматного кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематической по итальянской партии) с последующим разбором партий с кружковцами.
11.
Конкурс решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Понятие о шахматной композиции. Правила проведения конкурсов решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Практические занятия:
Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».
12.
Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших воспитанников. Рекомендации на период летних отпусков.












Контрольно измерительный материал

Тестирование воспитанника
1 года обучения
Первое полугодие
Поставь правильно доску.
Расставь фигуры.
Покажи центр.
Захвати центр пешками.
Атакуй центр фигурами.
Спрячь короля.
Второе полугодие
Подключи к атаке тяжёлые фигуры.
Определи фланги.
Разменяй фигуры.
Проведи пешку.
Мат ферзём и королем.
Мат двумя ладьями.
Тестирование воспитанника
2 года обучения
Первое полугодие
Определение дебюта по начальным ходам.
Проведение пешки в ферзи.
Нахождение комбинации на завлечение и отвлечение.
Нахождение комбинации на двойной удар и блокировку.
Демонстрация партии по записи.
Постановка мата двумя слонами и королем.
Второе полугодие
Дебют: 1. е4 е5 продолжить без ошибок (8 ходов)
Центральный дебют и северный гамбит.
Итальянская.
Защита двух коней.

Статическая оценка позиции. План игры.
Назови тактические приемы (не менее 6-7).
Определение: слабые, сильные пешки.
Условия реализации программы.
Для достижения высокого качества обучения необходимо следующее материально – техническое обеспечение:
1.
Шахматы – 1 комплект на 2 учащихся.
2.
Шахматные часы - 1 комплект на 2 учащихся.
3.
Демонстрационная доска – 2 шт на одного педагога.
4.
Персональный компьютер – 10 шт.
5.
Ноутбук для выездов на соревнования – 1шт.
6.
Интернет.
7.
Помещение для общих занятий и турниров – от 20 кв.м.
8.
Помещение для компьютеров – от 15 кв.м.
9.
Помещение для анализа партий – от 15 кв.м.
10.
Обучающие программы. - 10 шт.
Организационное обеспечение:
1.
Занятие не менее 2-х раз в неделю для каждого ребенка.
2.
Учебные внутрикружковые турниры 1 раз в неделю.
3. Турниры городские 1 раз в 2 месяца.
4. Для победителей участие в окружных и зональных первенствах.
Методическое обеспечение:
1.
Участие в окружных семинарах тренеров во время соревнований.
2.
Обмен опытом во время товарищеских встреч с победителями окружных и российских первенств.
3.
Продолжать подготовку тренеров из числа 1 разрядников.
Учебно-методическое обеспечение.

Основная литература

1.
Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
2.
Нейштадт Я.М. Шахматный практикум. М 1980.
3.
Сокольский А. М.. Ваш первый ход. М 1989.
4.
Костров В.Н. 626 шахматных задач. С-П. 2003.
5.
Шахматы. Энциклопедический словарь. М 1990.
6.
Авербах Ю.Н. Школа Дебюта, Середины игры, Школа Эндшпиля. М
2000.
7.
Панов В.Н., Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Курс дебютов. 7-е изд. М.,
1993.
8.
Суэтин А.С. Дебют и миттельшпиль. Минск, 1980.
9.
Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний. Йошкар-Ола,
1997.
Дополнительная литература.
1.
Баранов Б.Г. Штурм королевской крепости. М. 1981.
2.
Бондаревский И. М.Комбинации в миттельшпиле. М 1982.
3.
Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии. М 1983.
4.
Юдович М.Б. План в шахматной партии. М. 1982.
5.
Нимцович.А.Я. Как я стал гроссмейстером. М .Изд. «ФиС»,:.1984.
Раздел Человек и компьютер, 1997-2006гг. «64-шахматное обозрение»,
Компьютерные программы:
1.
«Шахматы в сказках»
2.
«Шахматная школа для начинающих»
3.
«Тактика для начинающих»
4.
«Шахматная школа для 4-2 разрядов»
7. «Энциклопедия дебютных ошибок»,

8. «СТ-АРТ 3.0»,
9. «Стратегия 3.0»,
10. «Шахматная стратегия»,
11. «Учебник по эндшпилю»
12. «Шахматный университет».
13 «Энциклопедия миттельшпиля» (1 и 2 части)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал