Программа по дисциплине «Мировая демографическая политика» составлена в соответствии с требованиями ос во мгимо по направлению подготовки «Экология и природопользование»



Скачать 483.73 Kb.
страница1/3
Дата15.04.2017
Размер483.73 Kb.
Просмотров241
Скачиваний0
ТипПрограмма
  1   2   3

ФГАОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ И КОММЕРЦИИ
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОБЛЕМ

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета прикладной

экономики и коммерции

___________
А.В. Свищев


«___» ____________201___ г.

Рабочая программа дисциплины



«Мировая демографическая политика»
Направление подготовки

022000 Экология и природопользование


Профиль подготовки

Международные экономико-экологические проблемы


Квалификация

Бакалавр

Форма обучения


очная

Москва 2016Рабочая программа по дисциплине «Мировая демографическая политика» составлена в соответствии с требованиями ОС ВО МГИМО по направлению подготовки «Экология и природопользование».


Автор программы: __________________ /Рязанцев С.В./
Рязанцев Сергей Васильевич,

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН


Рецензент: _______________ /Байков А.А./

Байков Андрей Анатольевич, кандидат политических наук, доцент


Директор НБ МГИМО им. И.Г. Тюлина: __________________ /Решетникова М.В./
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Кафедры прикладного анализа международных проблем Факультета политологии МГИМО МИД России.
Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 2015 г.
Подпись зав. кафедрой: _________ / Шаклеина Т.А./
Шаклеина Т.А., доктор политических наук, профессор

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

  2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

  3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контрактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу

  4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

  5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

  6. Фонд оценочных средств пря проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

  7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

  8. Методологические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

  9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

  10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

  11. Иные сведения и (или) материалы

  12. Лист регистрации внесенных изменений



  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине (модулю):

Коды компетенции

Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ОК-1

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знать: а) основные методы сбора и анализа информации, способы формализации цели и методы ее достижения.

Уметь: а) анализировать, обобщать и воспринимать информацию; б) ставить цель и формулировать задачи по ее достижению.

Владеть: а) культурой мышления.


ОК-3

Понимать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Знать: а) социальную значимость профессии.

Владеть: а) мотивацией к профессиональной деятельности.



ОК-4

Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

Знать: а) основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Уметь: а) анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Владеть: а) методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.


ОК-9

Быть способным к использованию иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации

Знать: а) основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Владеть: а) способностью к использованию иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации, б) способностью к социальной адаптации.



ОК-13

Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

Знать: а) приемы работы с компьютером.

Уметь: а) работать с компьютером как средством управления информацией.

Владеть: а) основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.


ПК-3

Иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования

Знать: а) базовые понятия демографии; б) методы изучения демографических процессов; в) закономерности, тенденции и противоречия воздействия различных факторов, обуславливающих демографические процессы в обществе; г) основные направления демографической политики.

Уметь: а) оценивать и анализировать демографические риски; б) анализировать аналитические материалы и данные по демографии; в) оценивать эффективность мер демографической политики.

Владеть: а) навыками интерпретации факторов и последствий демографических и миграционных процессов для общества и экономики, экологической обстановки; б) приемами анализа демографических данных; в) навыками презентации результатов демографического анализа.





  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина (модуль) относится к циклу Обязательных дисциплин

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.




  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контрактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу



Вид работы

Трудоемкость

Академические часы

Зачетные единицы

Общая трудоемкость

108

4

Аудиторная работа, всего:

В том числе



36




Лекции

18

Практические занятия/семинары

18

Аудиторная контрольная работа




Самостоятельная работа, всего:

В том числе:

72

Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии)




Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к контрольным работам, текущему контролю и т.д.)




Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

Экзамен




  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий



    1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

№ п\п

Раздел\тема

Дисциплины



Общая трудоемкость в часах

Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Всего

Аудиторные учебные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары, практические занятия

1.

Демография как отрасль знаний о населении

18

4

2

12

Устный опрос

2.

Численность и структура населения

19

2

2

15

Тест

3.

Демографические процессы и факторы их обуславливающие

41

8

8

25

Реферат

4.

Демографическая и миграционная политика

30

4

6

20

Презентация-исследование




ИТОГО

108

18

18

72

Экзамен




    1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам




Наименование раздела (темы) дисциплины

Содержание

Раздел 1. Демография как отрасль знаний о населении




Тема 1.1. Введение в демографию.


Демография как наука. Определение, объект и предмет демографии, ее цели и задачи, методы исследования, взаимосвязь с другими науками. Население как объект демографии. Демографические структуры и демографические процессы. Роль демографического фактора в социально-экономическом развитии общества.

Краткая история становления и современное состояние демографии. Основные этапы и направления развития зарубежной демографической мысли. Классификация современных демографических теорий. Экономико-демографическое направление в демографии. Системный подход к изучению населения. Основные закономерности развития народонаселения. Классификация законов народонаселения. Закон народонаселения Т.Мальтуса. Капиталистический закон народонаселения К.Маркса. Основные положения теории демографической революции. Концепция демографического перехода. Изучение генеральных тенденций развития населения.


Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Роль демографического фактора в социально-экономическом развитии общества.

  2. Закон народонаселения Т.Мальтуса.

  3. Концепция демографического перехода.

  4. Экономико-демографическое направление в демографии.

  5. Демографические структуры и демографические процессы.




Тема 1.2. Источники данных о населении в странах мира.

Демографическая информация и требования к ней. Качество и достоверность собираемой информации о демографических процессах из различных источников. Учет населения в странах мира: исторический экскурс. Текущий учет демографических событий в странах мира. Особенности учета процессов воспроизводства населения в странах мира. Особенности учета миграции населения в странах мира.

Переписи населения. История переписей населения в странах мира. Категории населения, учитываемые при переписях. Основные принципы проведения переписей населения. Методы проведения переписей населения. Программа переписи населения. Организация переписи населения. Процедура подготовки и проведения переписи населения. Обработка и публикация данных переписи населения. Особенности проведения переписей в отдельных странах мира.

Списки и регистры населения. Разновидности списков населения в отдельных странах и их использование для анализа данных о населении. Особенности ведения и структуры регистров населения в отдельных странах мира.

Специальные выборочные обследования населения. Статистические и социологические методы обследования населения в отдельных странах мира.


Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Особенности и принципы текущего учета населения.

  2. Принципы проведения переписей населения.

  3. Особенности ведения регистров населения.

  4. Специальные выборочные обследования.

  5. Методы проведения переписей населения.




Раздел 2. Численность и структура населения




Тема 2.1. Численность и структура населения, тенденции их изменения в странах мира.

Абсолютная численность населения и компоненты ее изменения. Темпы изменения численности населения. Уравнение демографического баланса. Понятие роста и депопуляции населения. Относительные показатели динамика численности населения. Коэффициент роста и прироста. Динамика показателей по основным регионам и странам мира.

Понятие структуры населения. Показатели структуры населения. Виды структур. Пол и половая структура населения. Возраст и возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Типы возрастной структуры населения и половозрастных пирамид. Тенденции изменения возрастно-половой структуры в странах мира. Брачный и семейный состав. Этнический и конфессиональный состав. Структура населения по основным регионам и странам мира.


Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Уравнение демографического баланса.

  2. Типы половозрастных пирамид.

  3. Тенденции старения населения.

  4. Абсолютные показатели населения.

  5. Относительные показатели населения.




Раздел 3. Демографические процессы и факторы их обуславливающие





Тема 3.1. Брачность и разводимость в странах мира.

Брак как социологическая и демографическая категория. Виды и формы брака. Брачное состояние и брачная структура.

Семейная структура населения. Брачность. Определение брачности. Абсолютное число браков. Коэффициент браков. Потенциал брачности. Нерегистрируемые браки. Тенденции брачности по основным странам мира.

Развод. Показатели разводимости. Факторы разводимости. Тенденции разводимости по основным странам мира.
Перечень вопросов для обсуждения:


  1. Виды и формы браков.

  2. Показатели брачности.

  3. Показатели разводимости.

  4. Брачная структура населения.

  5. Семейная структура населения.




Тема 3.2. Рождаемость и репродуктивное поведение населения в странах мира.

Демографическое понятие рождаемости. Рождаемость и плодовитость. Показатели рождаемости. Абсолютное число рождаемости. Коэффициенты рождаемости. Показатели рождаемости в странах мира. Экологические и социально-экономические факторы рождаемости.

Репродуктивное поведение. Факторный подход к рождаемости и его ограниченность. Социальный контроль и репродуктивное поведение. Структура репродуктивного поведения. Основные понятия репродуктивного поведения. Особенности репродуктивного поведения населения в различных социально-экономических моделях.


Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Показатели рождаемости.

  2. Факторы рождаемости.

  3. Репродуктивное поведение.

  4. Социальный контроль и репродуктивное поведение.

  5. Структура репродуктивного поведения.




Тема 3.3. Смертность и продолжительность жизни населения в странах мира.

Демографическое понятие смертности. Показатели уровня смертности. Коэффициенты смертности. Показатель младенческой смертности. Таблицы смертности. Применение таблиц смертности в экономическом анализе. Причины смертности. Социально-экономический прогресс и изменение в структуре смертности. Эпидемиологический переход. Тенденции смертности в странах мира. Экологические и социальные факторы смертности населения.

Ожидаемая продолжительность жизни. Факторы и перспективы дальнейшего роста продолжительности жизни. Показатели ожидаемой продолжительности жизни в странах мира.


Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Определение смертности.

  2. Показатели смертности.

  3. Младенческая смертность.

  4. Эпидемиологический переход.

  5. Факторы ожидаемой продолжительности жизни.





Тема 3.4. Урбанизация в странах мира.


Понятие урбанизации. Динамика численности городского населения. Факторы урбанизации. Этапы урбанизации. Особенности урбанизации в различных странах мира. Ложная урбанизация. Социально-экономические последствия урбанизации. Урбанизация и социально-экономическое развитие страна мира. Экологические последствия урбанизации.
Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Определение урбанизации.

  2. Факторы урбанизации.

  3. Этапы урбанизации.

  4. Ложная урбанизация.

  5. Экологические последствия урбанизации.




Тема 3.5. Миграционные процессы в странах мира.

Миграция: основные виды. Количественные и качественные показатели миграционных потоков. Факторы миграции. Социально-экономические и экологические причины миграции. Вынужденная миграция. Трудовая миграция. Образовательная миграция. Тенденции современных миграционных процессов. Структура миграционных потоков в странах мира. Последствия миграционных процессов в различных странах мира.
Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Определение миграции.

  2. Факторы миграции.

  3. Причины миграции.

  4. Структура миграционных потоков.

  5. Последствия миграции.




Раздел 4. Демографическая и миграционная политика




Тема 4.1. Демографическое моделирование и прогнозирование.

Понятие и значение прогнозов. Виды и методы демографического прогнозирования. Нормативное прогнозирование. Методология прогнозирования. Функциональное прогнозирование. Прогнозы численности населения Земли и отдельных стран мира. Глобальное потепление климата и моделирование демографических процессов. Прогнозирование численности и структуры населения в Российской Федерации.
Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Виды демографических прогнозов.

  2. Демографическое моделирование.

  3. Прогноз численности населения Земли.

  4. Прогноз численности населения России.

  5. Структура миграционных потоков.

  6. Глобальное потепление и влияние на демографические процессы.




Тема 4.2. Демографическая политика в странах мира.

Определение демографической политики. История демографической политики. Демографическая политика в развитых и развивающихся странах. Демографическая политика в России. Семейная политика. Региональная демографическая политика. Основные направления регулирования демографических процессов в условиях переходной экономики. Критерии эффективности демографической политики. Программы планирования семьи. Деятельность ООН и других международных организаций в области народонаселения.
Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Демографическая политика: определение и структура.

  2. Демографическая политика в России.

  3. Демографическая политика в КНР и Индии.

  4. Программы планирования семьи.

  5. Деятельность ООН в сфере демографической политики.





Тема 4.3. Миграционная политика в странах мира.


Определение миграционной политики. История миграционной политики. Миграционная политика в развитых и развивающихся странах. Миграционная политика России. Критерии эффективности миграционной политики. Деятельность ООН и других международных организаций в области регулирования миграции.
Перечень вопросов для обсуждения:

  1. Миграционная политика: определение и структура.

  2. Миграционная политика в России.

  3. Миграционная политика в странах Европы.

  4. Критерии миграционной политики.

  5. Деятельность ООН в сфере регулирования миграции.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал