Программа объединения «В мире шахмат»



Скачать 35.89 Kb.
Дата14.02.2017
Размер35.89 Kb.
Просмотров229
Скачиваний0
ТипПрограмма

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр внешкольной работы»

Черемшанского муниципального района

Республики Татарстан


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Центр внешкольной работы»



______________ Ф. Гилязетдинова.

ПРОГРАММА

объединения «В мире шахмат»

двухгодичная программа обучения

Возраст учащихся -1996-2003. г.р

Руководитель объединения:

Сунчалеев Шамиль Яхиевич

Черемшанский муниципальный район РТ

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных ответственных турнирах партий.

Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:


  • Обучающие:

  • Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них,

  • выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,

  • научить уважать соперника,

  • Развивающие:



  • развивать логические мышления, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Первый год обучения

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Темы и виды

деятельности



Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1

Организационное занятие

1







1

2

Шахматы – спорт, наука, искусство..

3







3

3

Правила игры.

3







3

4

Первоначальные занятия

2

2

1

5

5

Тактика игры

7

6

4

20

6

Стратегия игры

2

8

3

16

7

Эндшпиль

3

6

3

12

8

Дебют

5







5

9

Конкурсы решения задач этюдов




11




11

10

Сеансы одновременной игры




15




15

11

Соревнования




20




20

12

Итоговое занятие

1







1




Всего:

27

74

11

112

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.


2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного проведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, Ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подробных позиций, решение тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющих ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

11.

Соревнования (см. приложение №1)

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце первого года обучения учащиеся:



  • Имеет представление об истории происхождении шахмат

  • Знает правила игры и турнирного проведения,

  • Знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,

  • Владеет фундаментальными занятиями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,

  • Умеет применять полученные теоретические знания на практике.

  • Умеет записывать партии,

  • Видит и осознает свои ошибки,

  • Знает нормы этикета при игре в шахматы.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1

Вводное занятие

1







1

2

Шахматы -спорт, наука, искусство.

3







3

3

Тактика игры.

4

10

2

16

4

Стратегия игры.

2

5

2

9

5

Эндшпиль.

4

4

3

11

6

Дебют.

4

6

2

12

7

Миттельшпиль

2

4

2

10

8

Конкурсы решений задач и этюдов.




8




8

9

Сеансы одновременной игры.




7




7

10

Соревнования.




25




25

11

Итоговое занятие

2







2




Всего:

22

69

11

112

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.


2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3

Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подробных позиций, решение тематических этюдов.

4.

Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

5.

Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

6.

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющих ошибок.

7.

Миттельшпиль . основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

8.

Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

9.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры(в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.

10.

Соревнования. (см. приложение №1)

11

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце второго обучения учащихся:



  • Знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,

  • Имеет представление об организации шахматных соревнований,

  • Уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,

  • Умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,

  • Знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,

  • С удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,

  • Знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,

  • Осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,

  • Может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатка у каждой стороны, возможные варианты развития событий,

  • Для выигрыша партии не стремиться к излишнему перевесу в качестве,

  • Играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. –М., 1985

  2. Костьев А.Н. Учителю шахматах. – М.,1986

  3. Пожарский В.Н. Учителю о шахматах. – Рязань, 1994

  4. Журнал «64» - М., 1983-2004

  5. Костьев А.Н. Шахматный учебник в школе и пионерском лагере – М.,1980

  6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. –Казань: Мастер Лайн, 2000

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997

  2. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981

  3. Спутник шахматиста: Справочник / В.П. Елесин, Б.М.Волков, А И.Крюков. – М.: Воениздат, 1992

  4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник . – М.: Агентство «ФАИР», 1997

  5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.: Наука, 1983

  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.: Наука, 1975

Приложение 1

ЕЖЕГОДНЫЙ ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ



Октябрь-ноябрь

Чемпионат по шахматам в «Черемшанском лицее»

Октябрь- декабрь

Первенство Черемшанского района по шахматам среди школ на приз «Белая ладья»

Декабрь

Квалификационные турниры на 4 и 3 спортивные разряды по шахматам

Январь – март

Первенство Черемшана по шахматам

Апрель

Первенство Черемшанского лицея по шахматам среди учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал