Программа кружка «Юный журналист»



Скачать 116.07 Kb.
Дата28.10.2016
Размер116.07 Kb.
Просмотров199
Скачиваний0
ТипПрограмма

Муниципальное образовательное учреждение

«Лесноуколовская основная общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

директор школы

Ушаков Н. А.

_______________

«__» _________2011г.



Программа кружка

«Юный журналист»


разработана учителем

русского языка и литературы

высшей категории

Малыхиной Еленой Михайловна

Лесное Уколово – 2011

Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист».

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.

Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте.

При подготовке программы был использован опыт проведения подобных занятий Лигой юных журналистов РФ (г. Москва) во Всероссийском детском центре «Орленок».

Кружок «Юный журналист» создан по запросу учащихся и их родителей, поможет школьникам реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.

Эта программы даёт учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа рассчитана на 1 год (34 часа).

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11-15 лет и может преподаваться в общеобразовательных учреждениях школах.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Программа «Юный журналист» нацелена на творческую самореализацию учащихся в общеобразовательной школы. В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одаренными детьми.


Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы занятий, предусмотренные программой:

  • свободная творческая дискуссия;

  • ролевые игры;

  • выполнение творческих заданий;

  • активные методы формирования системы общения;

  • пресс-конференции;

  • творческие проекты;

  • круглые столы;

  • выпуск газет;

  • участие в выпуске районной газеты;

  • тренинги «Берем интервью»;

  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).



Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 12-15 человек.



Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.



Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля



Содержание
Учебная часть обучение учащихся включает в себя объединение «Юный журналист» по направлениям:

  • печатная журналистика

(история журналистики, журналистская этика, правовое поле журналиста, жанры публицистики.);

  • Интернет-журналистика

(организация работы информационных сайтов, СМИ в Интернете)

  • художник-оформитель

(организация работы в конкурсах оформителей, иллюстраторов произведений).

Учащиеся знакомятся с историей прессы, газетными жанрами, а также изучают основы оформительской работы.



Кружок «Юный журналист» помогает учащимся программы познакомиться с основными положениями журналистского творчества, оформительской работой, расширяет кругозор и помогает в профессиональном становлении молодого корреспондента.
Практическая часть работы кружка «Юный журналист» включает в себя:

  • развивающие тренинги «Берем интервью»;

  • проведение пресс-конференций с интересными людьми;

  • организация экскурсий в редакцию газеты «Заря» с целью ближе познакомиться с работой над ее выпуском;

  • выпуск газеты с целью на практике применить полученные в кружке «Юный журналист» знания для активного освещения работы школы;

  • участие в выпуске районной газеты «Заря»;

  • проведение круглого стола;

  • презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на занятиях кружка «Юный журналист»


Учебно-тематическое планирование



п/п

Тематика и содержание программы


Количество

часов




Раздел I

Введение





История журналистики России

1



Круглый стол «Известные журналисты России»

1



Творческий отчет - «Летние каникулы» (статьи)

2



Художник-иллюстратор «Летние зарисовки» (рисунки, фотографии)

1



Выпуск школьной газеты

2




Раздел II

Техника и технология СМИ





Особенности подготовки текста

1



Секреты макета и верстки

1



Знакомство с видами шрифта

1



Участие в интернет-олимпиаде по журналистике

1



Участие в конкурсах оформителей, иллюстраторов произведений

1



Пресс-конференция

1




Раздел III

Печатная журналистика





Основы оформительской работы

1



Интернет-журналистика

1



Выпуск школьной газеты «Весёлые ребята»

2



Заочная экскурсия в типографию

1



Разработка проекта «Моя газета»

2



Подготовка текста

1



Оформительские работы проекта «Моя газета»

2



Презентация проектов «Моя газета»

2



Выпуск газеты «Моя газета»

2




Раздел IV

Берем интервью






Тренинг «Берем интервью»

1



Интервью «Известные земляки»

2



Заседание круглого стола «Встреча с интересными людьми»

1




Раздел IV

Печатная журналистика






Подборка материала по темам для рубрики школьников

1



Редактирование текстов

2



Выпуск школьной газеты «Весёлые ребята»

1



Презентация выпуска школьной газеты «Весёлые ребята»

1

Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература

  1. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.

  2. Никитина Е. Н. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 9 класс — Москва - Дрофа – 2009

  3. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

  4. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  5. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

  6. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

  7. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

  8. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

  9. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

  10. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.


Дополнительная литература

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992


Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM

Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html

Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/

Русское письмо http://character.webzone.ru

Редактор.ru http://www.redactor.ru/

Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm

Словесник http://www.slovesnik.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал