Оглавление
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Страница
|
1.
|
Целевой раздел
|
3
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
3
|
1.2
|
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования
|
4
|
1.3
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы
|
|
2.
|
Содержательный раздел
|
17
|
2.2
|
Программы отдельных учебных предметов
|
17
|
2.3
|
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования
|
17
|
2.4
|
Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни.
|
21
|
3.
|
Организационный раздел
|
26
|
3.1
|
Учебный план (приложения по годам обучения)
|
26
|
3.2
|
Содержание и организации внеурочной деятельности.
|
26
|
3.3
|
Система условий реализации ООП
|
27
|
3.4
|
Материально-технические условия.
|
27
|
3.5
|
Учебно-методический комплект (приложения)
|
28
|
3.6
|
Кадровые условия (приложения)
|
36
|
3.7
|
Организационно-педагогические условия.
|
36
|
Пояснительная записка
1.1. Наименование образовательной программы:
Тип – общеобразовательная программа.
Вид – общеобразовательная программа среднего общего образования.
Направленность – базовая образовательная программа.
1.2. Целевое назначение.
Цель ОП – определение условий, способствующих достижению учеником избранного уровня образованности в соответствии с его потребностями и возможностями.
ОП выступает как средство удовлетворения потребностей:
- обучающегося, поскольку является средством осуществления его личностных запросов. В этом плане ОП реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в ст.8 «Конвенции о правах ребенка»;
- родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка», обозначенная в ст. 3 «Конвенции о правах ребенка»;
- учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, ОП предоставляет учителю право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;
- школы, поскольку ОП дает ей право на собственный имидж, т.е. право иметь свою неповторимость;
- общества вообще, что соответствует ст. 6 «Конвенции о правах ребенка»: «… государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, поскольку в этом будущее любого общества».
Цель общеобразовательной программы среднего общего образования заключается в формировании творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации:
- освоение обучающимися образовательного стандарта;
- выработка интеллектуальной готовности и способности к продолжению образования;
- формирование коммуникативности, культуры общения, необходимых знаний по правовой культуре;
- самоорганизация на уровне здорового образа жизни;
- развитие общей интеллектуальной, лидерской, творческой одарённости, способности.
1.3. Уровень образования:
ОП позволяет реализовать базовый уровень среднего общего образования.
1.4. Адресность образовательной программы
Перевод обучающихся с уровня основного обучения на урвень среднего общего обучения производится на основании Устава школы, Положения о промежуточной аттестации обучающихся. В десятый класс принимаются выпускники основной школы, освоившие в полном объеме образовательную программу за курс основной школы.
1.5. Продолжительность обучения
Продолжительность обучения на уровне среднего общего образования составляет 2 года.
2. Планируемые результаты освоения ООП СОО
2.1.Предметные результаты.
Образовательная область «Филология»
Задачи:
- формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию обучающихся;
- воспитывать потребность в систематическом чтении художественных произведений, знакомить с литературой родной страны и мира;
- создавать условия для формирования внутренней потребности личности в реализации своих творческих возможностей;
- формировать понятия об историко-литературном процессе как способе отражения развития общества.
Область «Филология» представлена учебными предметами:
- русский язык,
- литература,
- английский язык.
Русский язык
Выпускник должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами, нормами речевого поведения;
Выпускник должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль;
- анализировать языковые единицы сточки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- приёмами редактирования текста; передачи содержания прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; анализа текста с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- соблюдать в практике устной и письменной речи орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы, нормы речевого поведения; в различных ситуациях общения. В том числе дискуссионных;
- использовать основные приёмы переработки информации;
- использовать приобретённые знания и умения для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к национальным и мировым ценностям, для самообразования и активного участия в производственной, культурной, общественной жизни государства.
Литература
Выпускник должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20вв4
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. Роль и место литературного наследия.
- уметь воспроизводить содержание произведения;
- интерпретировать художественное произведение, эпизод;
- соотносить художественную литературу с жизнью и культурой, раскрывать культурно-историческое и общечеловеческое содержание произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы, соотносить с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведении;
- аргументировать свое отношение;
- писать рецензию и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для создания устного или письменного текста , ведения дискуссии, самостоятельного знакомства с явлениями культуры. оценки литературных произведений.
Задачи:
- сформировать эмоционально-личностное восприятие произведений художественной литературы разных народов, понимание национальных различий, толерантное отношение к культуре других народов, нравственные категория добра, справедливости, патриотизма,
-приобщать обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
-способствовать осознанию своеобразия и богатства литературы как искусства слова;
- накапливать знания обучающихся по вопросам теории литературы;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;
- вырабатывать представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика;
- закреплять умения работать с разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
- воспитывать гордость за русскую литературу
Английский язык
Задачи:
- отрабатывать специальные умения и навыки (говорение, аудирование, чтение, письмо, перевод) в составе речевых умений, а также речевые и технические навыки, обеспечивающие их основные коммуникативно-познавательные потребности;
- расширять и углублять у обучаемых содержательные знания (о чем можно говорить, слушать, читать, писать, на иностранном языке), позволяющие школьникам участвовать в иноязычном общении и расширять запас знаний за счет использования немецкого языка в качестве средства получения новой информации;
- развивать у обучающихся общеучебные умения, помогающие им не только в освоении содержания обучения данному предмету, школьного образования в целом, но и в продолжении образования и последующем включении в производственную деятельность;
- способствовать приобретению обучающимися определенных ценностных ориентаций, обеспечивающих мотивационную базу для изучения иностранного языка, развития их познавательных интересов, потребности в использования изучаемого языка для общения с носителями языка, для знакомства с зарубежной культурой.
Выпускник должен знать/понимать
- значения новых лексических единиц;
- значение грамматических явлений ( видо-временные, неличные и неопределённо-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь, побуждение, согласование времён и пр);
- страноведческую информацию;
уметь:
- вести диалог, используя оценочные суждения;
- представлять социокультурный портрет своей страны;
- относительно точно и полно понимать высказывания собеседника в стандартных ситуациях повседневного общения, извлекать информацию из аудио, видеотекстов;
- читать тексты разных стилей, используя различные виды чтения;
- писать личное письмо, заполнять анкету, излагать сведения о себе;
- использовать приобретённые знания и умения в общении с представителями других стран, для выбора профессиональной деятельности, изучения ценностей мировой культуры, ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.
Образовательная область «Математика»
Математика
Задачи:
- овладевать системой математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в обществе;
- формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, значимости математики для общественного прогресса;
- использовать средства предмета для развития нестандартного мышления детей с признаками одарённости;
Выпускник должен уметь:
- выполнять арифметические действия с использованием устных и письменных приёмов, вычислительных устройств , метода прикидки для решения практических задач;
- производить по известным формулам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы, тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- определять значение функции по значению аргумента;
-строить графики изученных функций;
- описывать по графику поведение и свойства функций, находить наименьшее и наибольшее значение;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений;
- описывать с помощью функций различные зависимости, представлять их графически, интерпретировать график;
- вычислять производную элементарной функции;
-исследовать функцию на монотонность, находить наименьшее и наибольшее значение функции, строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа;
- решать прикладные задачи на основе методов математического анализа;
- решать рациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства, их системы;
- составлять уравнения по условию задачи;
-использовать графический метод для приближённого решения уравнений и неравенств;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
- строить и исследовать простейшие математически модели в практической деятельности;
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, с использованием известных формул;
- вычислять в известных случаях вероятности событий;
- использовать приобретённые знания для анализа реальных числовых данных;
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, соотносить трёхмерные объекты с их описанием, изображением;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение величин;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- моделировать несложные практические ситуации на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычислять объём и площадь поверхностей пространственных тел при решении практических задач.
Информатика и ИКТ
Выпускник должен знать
- основные технологи создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей;
- назначение и функции операционных систем.
Уметь
- оперировать различными видами информационных объектов;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических, технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования4
- оценивать достоверность информации;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила ТБ и гигиенические требования при использовании средств ИКТ
- использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для самообразования, ориентации в информационном пространстве, автоматизации коммуникационной деятельности, соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией, эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Образовательная область «Обществознание»
Задачи:
- вооружить обучающихся прочными знаниями о развитии общества с древнейших времен до наших дней;
- способствовать выработке научного понимания закономерностей общественного развития;
- воспитывать школьников в духе мира и сотрудничества, взаимопонимания между народами, прививать стремление внести свой вклад в решение глобальных проблем человечества;
- готовить школьников к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;
- развивать творческое мышление обучающихся, их познавательную активность самостоятельность суждений.
Образовательная область «Обществознание» представлена следующими предметами:
- история в 10 – 11 кл,
- обществознание (включая экономику и право) 10-11
- география в 10 кл.
История
Задачи:
- вооружить обучающихся прочными знаниями о развитии общества на современном этапе;
-учить школьников рассматривать всякое общественное явление современности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- развивать творческое мышление обучающихся, их познавательную активность, самостоятельность суждений;
-вырабатывать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям национальной и мировой культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям разных народов.
Выпускник должен понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и мировой истории;
- периодизацию отечественной и мировой истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
– особенности исторического пути России; её роль в мировом сообществе.
Выпускник должен уметь:
- искать историческую информацию в различных источниках;
- критически анализировать историческую информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию;
-представлять результаты изученного исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
– использовать приобретённые умения и навыки для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, социальной информации;
Обществознание (включая экономику и право)
Задачи:
- формировать человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства,
- воспитывать гражданственность и любовь к родине,
- создавать у учащихся целостное представление о жизни общества и человека в нем,
- вырабатывать основы нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры,
- содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными и религиозными группами, ориентировать школьников на гуманистические и демократические ценности.
Выпускник должен понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правого регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений с использованием обществоведческой терминологии;
- объяснять причинно-следственные связи изученных социальны объектов;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам, систематизировать, анализировать, обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения по проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике, вести дискуссию;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач, в том числе на краеведческом материале;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для реализации прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
География
Задачи:
- передать обучающимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им сориентироваться в современном мире;
- формировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- способствовать формированию духовности, воспитанию патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов;
- формировать картографическую грамотность – важную составляющую культуры каждого человека;
- вырабатывать у учащихся методы научно-географического познания действительности
Образовательная область «Естествознание»
Задачи:
- овладевать научными фактами, понятиями, символикой о физических, химических и биологических объектах, явлениях, процессах, их взаимосвязи как основе целостности природы;
- формировать на конкретном учебном материале научное мировоззрение, знания о природе как о развивающейся системе, понимание научной картины мира;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний с использование различных источников информации,
- воспитывать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, готовность к моральной оценке научных достижений, чувство ответственности за защиту окружающей среды.
- формировать экологические знания и умения, естественнонаучные основы деятельности человека в природе, знания о человеке как разумной части биосферы;
- знакомить со строением и жизнедеятельностью организма человека, с мерами охраны его здоровья, санитарно – гигиеническими нормами;
- формировать здоровый образ жизни учащихся;
- раскрывать значение естественнонаучных знаний, путей их использования в различных отраслях народного хозяйства;
- развивать эмоционально – чувственную сферу учащихся;
- формировать общеучебные умения, интеллектуальные умения.
Образовательная область «Естествознание» представлена предметами:
- физика
- химия
- биология
Физика
Задачи:
- освоить знания о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, о наиболее важных открытиях в области физики, о методах научного познания.
- овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, применять полученные знания для объяснения физических явлений и свойств веществ,
- развивать мышление обучающихся, сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- способствовать овладению школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- способствовать усвоению школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, пониманию роли практики в познании физических явлений и законов;
- сформировать познавательный интерес к физике и технике, развивать творческие способности, уважительное отношение к мнению оппонента при обсуждении спорных вопросов, готовность к моральной оценке использования научных достижений, чувство ответственности за защиту окружающей среды, осознанные мотивы учения; готовить к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
- способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней;
- систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснении существующих закономерностей и раскрытии физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Выпускник должен знать:
- смысл понятий физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействии, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электрической индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры для проверки теоретических выводов;
-приводить примеры практического применения физических знаний;
- самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретённые знания и умения для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов, средств связи; для рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Химия
Задачи:
- освоить фундаментальные химические законы и принципы, наиболее важные открытия в области химии, методы научного познания,
- овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы применять полученные знания для объяснения различных химических явлений и свойств веществ, оценивать достоверность ествественнонаучной информации,
- знакомить с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, с трудом людей на химическом и смежных производствах;
- воспитывать нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе;
- воспитывать осознанную потребность в труде, уважительное отношение к великим учёным, совершенствовать трудовые умения и навыки, готовить к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;
- сформировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал, самостоятельно применять и пополнять и систематизировать свои знания;
- сформировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т.п.), наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов, делать соответствующие обобщения;
- сформировать умения организовать свой труд, пользоваться учебником, справочной литературой, соблюдать правила работы в классе, коллективе и на рабочем месте.
Выпускник должен знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент. Атом. Молекула. Атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электропроницательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения. Растворы. Электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация. Окислитель, восстановитель. Тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ. Химическое равновесие.
- основные законы химии: сохранение массы вещества. Постоянство состава. Периодический закон;
- основные теории химии: химические связи электролитической диссоциации
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная азотная кислоты. Щёлочи, аммиак. Минеральные удобрения
Выпускник должен уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять валентность. Степень окисления, тип химической связи., зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
- использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений в быту. Экологически грамотного поведения, оценки влияния загрязнения на организм человека, безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, приготовления растворов заданной концентрации.
Биология
Задачи:
- формировать на базе знаний и умений научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры;
- осуществлять гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического и нравственного здоровья человека;
- устанавливать гармоничные отношения учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- готовить школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения;
- изучать общие биологические закономерности и уровни организации живой природы.
Выпускник должен знать/понимать:
- основные положения биологических теорий;
- строение клетки, генов и хромосом, вида и экосистем,
- сущность процессов размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ,
- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов, экологических факторов на организм человека, причины эволюции, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
- описывать особей по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, глобальные экологические проблемы, пути собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически их оценивать.
Образовательная область «Технология»
Задачи:
- формировать политехнические знания и экологическую культуру;
- обеспечить учащимся возможность изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- воспитывать трудолюбие, предприимчивость, обязательность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтного общения;
- научить выполнять индивидуальный проект.
Образовательная область «Технология» представлена предметом «Технология» по 1 часу в год .
Выпускник должен знать/понимать:
- влияние технологий на общественное развитие;
- составляющие современного производства товаров и услуг;
- способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
- способы организации труда, индивидуальный и коллективной работы;
- источники получения информации о профессиональном образовании и трудоустройстве.
Уметь:
- оценивать потребительские качества товаров и услуг;
- изучать потребности покупателей;
- составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продуктов труда;
- использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
- организовывать рабочие места, выбирать средства и методы реализации проекта;
- выполнять изученные технологические операции;
- планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения;
- использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни.
Образовательная область «Физическая культура»
Образовательная область представлена предметами:
-физическая культура;
-основы безопасности жизнедеятельности.
Физическая культура
Задачи:
- укреплять здоровье и содействовать нормальному физическому развитию школьников;
- развивать двигательные (кондиционные и координационные) способности;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- приобретать необходимые знания в области физической культуры и спорта;
- воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- развивать детей с двигательной одарённостью
Знать:
- знать роль физической культуры и спорта в развитии общества и человека формировании ЗОЖ , организации активного отдыха, профилактике вредных привычек, цели и принципы современного олимпийского движения, региональные виды спорта, ведущих спортсменов РТ;
- основные правила выполнения двигательных действий,
- правила закаливания, способы самомассажа;
- гигиенически требования и правила ТБ во время самостоятельных занятий
Уметь:
- составлять и выполнять комплекс гигиенической гимнастики и специализированную зарядку для коррекции осанки, отклонений в развитии организма
- выполнять основные гимнастические, акробатические, л/а упражнения, технические действия в спортивных играх;
- регулировать физическую нагрузку, осуществлять самоконтроль;
- использовать знания и умения для самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств с учётом состояния здоровья, выполнять элементы судейства соревнований и правила проведения туристических походов.