Программа дисциплины «Типографика» для специальности подготовки специалиста



Скачать 109.16 Kb.
Дата15.02.2017
Размер109.16 Kb.
Просмотров123
Скачиваний0
ТипПрограмма

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Типографика» для специальности
подготовки специалиста


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Школа дизайна


Программа дисциплины

«Типографика»

для направления 070601.65 «Дизайн», специализация «Графический дизайн

(Fashion-стайлинг)» подготовки специалиста, очной формы обучения

Автор программы:

Назарова Л.Р., к.п.н., доцент

lnazarova@hse.ru

Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС отделения дизайна МИЭМ НИУ ВШЭ «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для специальности 070601.65 "Дизайн" по специализации «Графический дизайн (Fashion-стайлинг)» «Типографика» на 5-ом курсе обучения.

Программа разработана в соответствии с:

ГОС ВПО 070601.65 "Дизайн"

Образовательных программ для направления 070601.65 "Дизайн" «Графический дизайн (Fashion-стайлинг)»

Рабочим учебным планом университета для направления 070601.65 "Дизайн" специализация «Графический дизайн (Fashion-стайлинг)» утвержденным в 2014 г.

6.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Типографика» являются: овладение общекультурными компетенциями в области создания эстетической среды обитания человека и профессиональными компетенциями в области изучения основных законов композиции; теоретическим и практическим инструментарием для получения навыков компоновки объектов дизайна, овладением основными приемами ручной графики

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– исторические аспекты формирования традиций типографики;

– профессиональную терминологию;

– правила набора русской типографики;

– назначение, классификацию, основные характеристики и критерии оценки наборных шрифтов;

– основные стилистические направления типографики, как части графического дизайна;

– основы работы с компьютерными шрифтами.

Уметь:

– решать композиционные задачи средствами наборного шрифта;

– выбрать шрифт или комплект шрифтов согласно заданной стилистике и задачам проектирования;

– использовать выразительные средства, как шрифта, так и набора;

– видеть и создавать пластическую связь предметного и шрифтового изображений;

– грамотно оформить текстовую часть печатного издания.



Иметь навыки (приобрести опыт)

– основными прикладными графическими программами в контексте работы с наборными шрифтами.

В процессе освоения дисциплины студент осваивает следующие дидактические единицы:

Значение типографики, ее роль и место в графическом дизайне. Основные правила и принципы набора. Шрифт, набор и верстка - как самостоятельные элементы композиции. Самодостаточность типографических средств и образная выразительность.

.

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных компонента и блоку дисциплин по выбору студентов, устанавливаемых вузом (факультетом).

Дисциплина предназначена для специализации «Графический дизайн (Fashion-стайлинг)»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Техника графики

Основы проектной графики

Шрифт
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основы художественного редактирования;

- знать значимость выбора методов и приемов редактирования с помощью компьютерных программ при проектировании объектов дизайна;

- уметь выполнять работы в различном масштабе;

- уметь работать с научной и учебной литературой.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Дизайн и рекламные технологии



4. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

5 КУРС

Раздел 1. Типографика и шрифт

1

Буква – строительный материал типографики

75







75




2

Тональность наборного текста. Правила набора и верстки

82




2

80




3

Три парадигмы графического дизайна

83




3

80







Итого:

240




5

235





5. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

5 курс

Параметры **

1

2

Текущий

(неделя)


Домашнее задание

8

10

Создание творческих компо-зиций по пройденным темам, включая серии поисковых фор-эскизов, формат работ А3, А4, А5.

Промежуточный

Зачет










Экзамен

*




Просмотр работ

Итоговый

Зачет





*

Просмотр работ

5.1 Критерии оценки знаний, навыков



Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по изучение образцов различных способов полиграфической печати. Оценивание проходит в результате просмотра выполненного задания. Формат представляемых работ А5, количество – 10 – 15 шт.
Экзамен проходит в форме развески и просмотра выполненных работ по всем темам. Конструкция подачи и формат работ вариативный и утверждается преподавателем при подготовке к просмотру.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



5.2 Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине формируется из оценки последнего модуля изучения дисциплины.




Оценка за изучение дисциплины в течении модуля складывается из суммы оценок за текущий и промежуточный контроль знаний студентов.


Промежуточная оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Текущий контроль на 4-ой неделе модуля

  2. Результаты экзамена.

Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.


Вес зачета (экзамена) в промежуточной оценке – 0,8 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль) – 0,2 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10–ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачет (экзамен) выставляется в результате итогового просмотра – Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за зачет – 8 баллов; за самостоятельную работу – 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,2 + 8*0,8 = 1,2+ 6,4 = 7,6 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку – 8.

В ведомость проставляется оценку зачета (экзамена) – 8.




На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.




6. Содержание дисциплины



Раздел 1. Типографика и шрифт

Тема 1. Буква – строительный материал типографики
Количество часов аудиторной работы – 75 часов
Понятие «типографика». Место типографики в графическом дизайне. Наборный шрифт. История развития наборного шрифта. Исторически сложившиеся типы шрифтов. Понятие гарнитуры и начертания. Компьютерный набор.

Выразительные средства буквы. Контрформа буквы. Графическая рифма в слове. Буква и визуальная коммуникация. Использование выразительных средств букв набора для создания логотипа. Жанры фотографии, фотожурналистики и фотоискусства – отличительные особенности.


Задание 1. Контрформа как выразительное средство. Графическая рифма в логотипе.
Задание для самостоятельной работы: Создание логотипа.

Форма отчётности: графические работы. Создание графических композиций, используемых в графических полотнах и дизайнерских работах.

Тема 2. Тональность наборного текста. Правила набора и верстки
Количество часов аудиторной работы – 82 часа
Правила использования специальных символов (кавычек, дефиса, короткого и длинного тире). Правила переносов. Правила верстки. Оптимальная длина строки. Висячие предлоги. Висячие строки. Средства соблюдения правил в программе верстки InDesign.

Пластическая связь предметного и шрифтового изображения. Шрифт и предмет. Пространственная связь шрифта и изображения.


Задание 1. Использование наборного текста различной тональности в качестве выразительного средства.
Задание для самостоятельной работы: Изучение образцов оформления печатной страницы в духе эпох Ренессанса и Классицизма.

Форма отчётности: графические композиции.

Тема 3. Три парадигмы графического дизайна
Количество часов аудиторной работы – 83 часа
Понятие парадигмы. Основные применимые

Классическая парадигма. Анализ и характерные особенности наборных шрифтов и характера оформления печатных изданий эпох Ренессанса и Классицизма. Построение классической полосы набора по канону Виллара.

Модернистская парадигма. Характерные особенности шрифтов и оформления печатных изданий Конструктивистского и Швейцарского стилей. Контраст и ритм как ведущие выразительные средства модернизма. Система осей и модульное проектирование.

Постмодернистская парадигма. Фактура набора и иллюстрации. Сочетание и взаимодействие фактур.


Задание 1. Создание комплекта из трех листов в швейцарском стиле с использованием фотоизображения и текстовых полос.
Задание для самостоятельной работы: Создание двух композиций на принципах пост-модернизма (только с шрифтовым наполнением и с использованием изображения).

Форма отчётности: графические композиции.

Литература по разделу:

Основная литература





  1. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. – М.: Власта, 2010.

  2. Гордон Ю. Книга про буквы от А до Я. – М.: Index-market, 2012.

  3. Королькова А. Живая типографика. – М.: Index-market, 2012.

  4. Лаптев В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. – М.: Рип-холдинг, 2007

  5. Лаптев В. Типографика: порядок и хаос. – М.: Аватар, 2009.


Дополнительная литература





  1. Рудер Э. Новая типографика. – М.: Книга по требованию

  2. Серов С. Конспект-программа лекций по авторскому курсу «Проектная концептуалисти-ка». – М.: Линия график, 2009

  3. Феличи Дж. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

  4. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. – М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2009.

Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение проектных работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.




7.Образовательные технологии

При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выступления с докладами на занятиях по разделам дисциплины; разбор практических задач; выполнение проектов.


8.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1 Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентам.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий:

1. Контрформа как выразительное средство. Графическая рифма в логотипе. Логотип и визуальная коммуникация.

2.. Использование наборного текста различной тональности в качестве выразительного средства. Оформления печатной страницы в духе эпох Ренессанса и Классицизма.

3. Создание комплекта из трех листов в швейцарском стиле с использованием фотоизображения и текстовых полос. Создание двух композиций на принципах постмодернизма.

8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

1. Что такое парадигма?

2. Как подготовить изображения и документы с использованием плашечных красок?

3. Какие инструменты цветокоррекции Вы знаете?

4. Что такое оптимальное разрешение, тоновая коррекция, резкость?

5. Что такое Висячие предлоги?

6. Что такое Висячие строки?

7. Какая оптимальная длина строки?

8. Как настроить цветовое пространство?

9. Анализ цифрового изображения.




9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература





  1. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. – М.: Власта, 2010.

  2. Гордон Ю. Книга про буквы от А до Я. – М.: Index-market, 2012.

  3. Королькова А. Живая типографика. – М.: Index-market, 2012.

  4. Лаптев В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. – М.: Рип-холдинг, 2007

  5. Лаптев В. Типографика: порядок и хаос. – М.: Аватар, 2009.

Дополнительная литература


  1. Рудер Э. Новая типографика. – М.: Книга по требованию

  2. Серов С. Конспект-программа лекций по авторскому курсу «Проектная концептуалисти-ка». – М.: Линия график, 2009

  3. Феличи Дж. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

  4. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. – М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2009.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Для проведения занятий по дисциплине необходима стандартно-оборудованная аудитория для проведения проектных работ оснащенная персональными рабочими станциями с установленным ПО (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe InDesign, Adobe After Effects, Adobe Premier Pro, Adobe Audition в версиях не ниже CS6; Autodesk 3D Studio Max в версии не ниже 2013 с установленным модулем визуализации Chaos Group V-ray версии не ниже 2.30.) соответствующая техническим требованиям производителя данного ПО, и имеющих выход в интернет, число рабочих станций должно предполагать наличие компьютера у каждого студента. Так же для проведения занятий необходимо наличие проектора и экрана для демонстрации с компьютера преподавателя.
Каталог: data -> 2014
2014 -> Особенности проведения маркетИнговых исследований для новых товаров
2014 -> Программа исследования 28
2014 -> Специализированный журнал автомобильной тематики: специфика аудитории, контента, продвижения на рынок
2014 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> Приложения выберите пункт Электронная почта
2014 -> Клиент-серверная система на основе беспроводной сети стандарта ieee 802. 15. 4
2014 -> Гринкруг Ефим Михайлович (должность, звание) подпись (Ф. И. О.) (Дата) Москва, 2014 г реферат


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал