Программа дисциплины История мировой экономики для направления 080200. 62 Менеджмент



страница1/2
Дата15.02.2017
Размер0.51 Mb.
Просмотров141
Скачиваний0
ТипПрограмма дисциплины
  1   2

Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Менеджмента



Программа дисциплины

История мировой экономики

для направления 080200.62 Менеджмент


Автор программы: Офицеров-Бельский Д.В., кандидат исторических наук, доцент. DmitriyBelskiy@gmail.com





Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «4» марта 2011 г.
Зав. кафедрой А.А.Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ – Пермь «10» марта 2011 г.


Председатель Г.Е. Володина ________________________





Пермь, 2011



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «История мировой экономики».

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (протокол Ученого совета НИУ ВШЭ от 02.07.2010 г. № 15);
  • Учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденным в 2010 г.



2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История мировой экономики» являются:

- дать системное представление об основных закономерностях и направлениях развития мировой экономической истории и направлениях развития мировой экономики;

- постановка вопроса о месте России в этом процессе;

- понимание эволюции экономических явлений и понятий, хронологии развития рыночных институтов, важнейших технических и технологических, а также организационно-управленческих инноваций;

- развитие аналитических способностей и умения находить причинно-следственные взаимосвязи.


Цели ВПО в соответствии с Образовательным стандартом ГУ-ВШЭ по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент
2.1 В области обучения целью ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент является:

Подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.


2.2 В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» является:

Формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать

- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы

мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;

- основные понятия и категории исторической науки, закономерности развития общества и мышления;


  • предмет и метод истории экономики;

  • периодизацию истории экономики;

  • место истории экономики в системе экономических наук;

  • хронологию возникновения и развития важнейших экономических и политических процессов в мировой истории;

  • основные принципы исторического исследования, включающего сбор информации и работу с источниками.

  • Уметь

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных

и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;


  • уметь проводить сравнительный анализ процессов мировой истории и аналогичных процессов в истории России;

  • применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;

  • использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

- публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.

- аналитического изложения материала;
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-1

Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

Лекционный курс

Семинарские занятия

Выполнение домашних

заданий


Самостоятельная работа

Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие

в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию



ОК-3



Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Семинарские занятия, дискуссионные технологии; работа с рекомендованной литературой; выполнение письменных работ.

Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

ОК–4

Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

Семинарские занятия; выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом; выступления с докладами; самостоятельная работа.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Курс «История мировой экономики» предназначен для студентов дневного отделения 1 курса бакалавриата и является обязательным предметом. К началу изучения данного курса от студента достаточно освоения исторического и экономического материала на уровне знаний и компетенций, требуемых от выпускника средней школы, соответствующих её образовательному стандарту.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении курсов «Экономическая теория и институциональная экономика» и «Теория и история менеджмента».

Краткая характеристика данной дисциплины.

Дисциплина является теоретической. Исторические факты приводятся в курсе как материал для теоретических обобщений, используются в качестве иллюстрации излагаемых закономерностей. Обзор регионально различных хозяйственных форм концептуально ограничен в курсе рамками рассмотрения экономических систем в русле магистрального течения всемирной истории. Соответственно, содержание глобальной экономической истории представлено в курсе эстафетой лидирующих форм хозяйствования.

В курсе применяются следующие формы обучения: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная внеаудиторная работа обучаемых. Основными видами занятий по данной дисциплине являются лекции и семинары. В ходе лекций преподаватель дает учащимся общее представление об основных историко-экономических структурах и тенденциях их изменения, как реализовавшихся в действительности, так и оставшихся в сфере возможного. При этом акцент делается на установлении взаимосвязи между экономикой прошлого и хозяйственными проблемами современности.

На семинарах учащиеся выполняют аналитические задания, показывают степень усвоения лекционного материала и выполнения домашних заданий, обсуждают концепции экономического развития, делают доклады, посвящённые отдельным эпизодам экономической истории, историческим формам экономики и тенденциям их изменения.



После изучения курса желательно, чтобы каждый учащийся имел четкое представление о главных исторических формах экономики и тенденциях трансформации экономической жизни, понимал связь исторической и современной экономической проблематики.
5 Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в историю экономики и методологию предмета. Основные черты развития первобытнообщинного и рабовладельческого способов производства

7

2







5

2

Основные черты развития феодального способа производства в Европе и Азии

7

2







5

3

Основные этапы развития капитализма свободной конкуренции

7

2







5

4

Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 - 1939 гг.)

7

2







5

5

Экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны

7

2







5

6

Экономическое развитие СССР

7

2







5

7

Становление рыночных отношений в современной России

7

2







5

8

Новые индустриальные страны и страны догоняющего развития во второй пол. XX-нач. XXI веков

7

2







5

9

Докапиталистическая экономика в Европе и Азии

10




4




6

10

Эволюция колониализма в XV-XX вв.

8




2




6

11

Экономическое развитие США в кон. XVIII–нач. XX вв. (до 1929 г.)

8




2




6

12

Восточно-азиатские экономики во вт. пол. XX-нач. XXI вв.

8




2




6

13

Кризисные явления в капиталистических экономиках в XVII-XXI вв.

10




4




6

14

Cпециализированные экономики в XX- XXI веках.

8




2




6




Итого:

108

16

16




76


6. Формы контроля знаний студентов

6.1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Эссе










3

2-2,5 тыс. слов, список литературы не менее 5 наименований

Реферат










8

2,5-3 тыс. слов, список литературы не менее 8 наименований

Итоговый

Зачет










12

Устный зачет, продолжительность ответа 15 минут


6.2. Критерии оценки знаний, навыков

6.2.1. Критерии оценки доклада на семинаре

- уровень владения знаниями по рассматриваемым вопросам;

- умение критически осмысливать полученную информацию;

- активность в дискуссиях;

- правильность решения задач;

-правильность ответа на вопросы преподавателя;

-умение сформулировать свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировано её изложить;

-способность понять логику изложенного тезиса и определить своё отношение к нему;

- глубина раскрытия темы.

-полнота использования источников.

-логичность, связность изложения.

-стиль и грамотность изложения.

-раскрытие разных точек зрения и постановка дискуссионных проблем.

Работу студентов в форме подготовки и презентации докладов по избранным темам преподаватель оценивает, исходя из следующих критериев:

1.Содержание

- полнота представления материала.

- четкая формулировка выводов.

- последовательность в изложении

2.Оценка представления

- доступность, ясность излагаемого материала.

- умение заинтересовать.

- убедительность выступления;

- культура речи,

- соблюдение регламента выступления.

3. Ответы на вопросы

- уровень владения проблемой.

- уровень аргументации при ответе на вопросы.

Доклад оценивается от 0 до 2 баллов.

0 – тема доклада не раскрыта.

1 – тема доклада раскрыта, но имеются существенные недостатки в изложении, раскрытии проблемных моментов темы, полноте использования источников.

2 – тема доклада раскрыта, существенных недостатков в изложении, полноте использования источников и раскрытии проблемных моментов темы не имеется.


6.2.2. Критерии оценки эссе и рефератов

Цель эссе и рефератов – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, анализа и сопоставления имеющихся точек зрения относительно конкретных научных и практических проблем, а также творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Таким образом, помимо высокого уровня освоения темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Исходя из особенностей гуманитарных дисциплин, особое внимание уделяется такому жанру, как эссе. Эссе (опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, предполагающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, примеров, иллюстрирующих исследуемую проблему, анализа материалов с использованием изучаемых моделей. Простая компиляция не рассматривается кафедрой как соответствующая жанру эссе.

Объем эссе – 2-2,5 тыс. слов. Работа должна содержать :



введение (2 - 3 абзаца), в котором формулируется актуальность или цель написания работы, выбор и обоснование темы, определение рамок, в которых будет рассмотрена тема;

основную часть, где непосредственно и раскрывается тема, приводится анализ материалов по теме, сопоставление данных, аргументация, проводится сравнительный анализ, самостоятельный анализ автора, высказывается точка зрения автора по данной теме, и т.д.;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы или решение поставленной проблемы.

Возможно написание эссе в свободной творческой форме, при сохранении этих же критериев оценки. Вместо эссе по личному согласованию с преподавателем может быть подготовлена и представлена на практическом занятии мультимедийная презентация ppt. Критерии оценки – те же. Продолжительность сопутствующего доклада – 15 минут.

В период изучения курса «Экономической истории» каждый студент также должен выполнить реферативную работу. Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Обыкновенно реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер. Студент волен выбирать любую из этих форм.

Объем реферата – 2,5-3 тыс. слов. Работа обязательно должна содержать:



введение (до 1 страницы), в котором помимо актуальности темы также определяется круг литературы и источников, послуживших основой для реферативной работы;

основную часть, в которой автор представляет позиции относительно рассматриваемой проблематики, распространенные в научной и аналитической литературе, представляя одновременно и свое видение вопроса;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы относительно доминирующих подходов к объяснению или решению рассматриваемой темы и мнение автора относительно слабых и сильных сторон существующих подходов.

Работы обязательно должны быть отправлены преподавателю посредством электронной системы LMS



6.2.3. Критерии выставления оценки за итоговый контроль.

Итоговый контроль - экзамен проводится в устной форме. Билет содержит 2 вопроса. Ответ оценивается по десятибалльной шкале (критерии оценки – полнота изложения фактического содержания, понимание логики теоретической интерпретации).

Кроме того, преподаватель задает дополнительные вопросы. Неверный ответ или нелогичная интерпретация является основанием для понижения оценки от 1 до 6 баллов (например, максимальное снижение оценки происходит в случае, когда студент делает ошибку в периодизации важнейших событий человеческой истории на несколько веков и даже тысячелетий).
7. Содержание дисциплины

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ И МЕТОДОЛОГИЮ ПРЕДМЕТА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА



Лекция

Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Функции истории экономики. Место истории экономики в системе экономических наук.

Марксистская и неомарксистская интерпретации мировой экономической истории. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в развитии цивилизации. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Мир-системный подход И. Валлерстайна. Теория модернизации во второй пол. XX - нач. XXI вв. Критика теории модернизации и эволюция парадигмы.

Источники и историография экономической истории.

Основные черты и периодизация первобытного хозяйства. Предпосылки возникновения социального и имущественного неравенства. Разложение первобытнообщинного строя.

Особенности экономического развития древневосточных обществ. Особенности земледелия. Экономические функции государства. Патриархальное рабство.

Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима. Экономика античных государств. Общее и особенное в развитии древнегреческих городов – государств и Древнего Рима. Античное рабовладение и его особенности. Кризис рабовладельческого строя. Основные направления колонизации, процессы феодализации.

Источники и историография экономической истории.


Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4 часа (работа с литературой по теме).


Тема 2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В ЕВРОПЕ И АЗИИ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал