Программа дисциплины «Информатика» Рекомендуется для специальности



страница1/5
Дата14.02.2017
Размер0.78 Mb.
Просмотров341
Скачиваний0
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Рекомендуется для специальности

080105.65 Финансы и кредит

Квалификация выпускника

«экономист»

    1. ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью курса «информатика» является изучение и внедрение передовых, наиболее эффективных технологий для автоматизации работы с данными. Информатика – это дисциплина, которая развивает практические навыки, использующиеся напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность. Изучение информатики и связанных с ней информационных технологий является одним из основных требований к профессиональной подготовке специалиста. В курсе «информатика» студенты изучают и осваивают на практике наиболее эффективные технологии для обработки информации и для автоматизации работы с данными. Другой целью курса является подготовка квалифицированного пользователя современного персонального компьютера и основных программных средств автоматизации работы с данными. Таким образом, целью курса является освоение студентами знания в области информатики, информационных систем и технологий, необходимых для работы на компьютерах с использованием современных программных продуктов.

Полученные знания могут быть использованы студентами при подготовке рефератов, курсовых и дипломной работ, а также при изучении дисциплин специализации, использующих компьютерные технологии. Для этого студенты должны освоить основные приемы работы в операционной системе Windows, текстовом редакторе Microsoft Word, редакторе электронных таблиц Microsoft Excel.





    1. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными задачами данного учебного курса является:

  • приобретение навыков грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности и умения формализированного описания поставленных задач для их решения с помощью ЭВМ;

  • освоение методов математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

  • овладение навыками алгоритмизации процессов решения поставленных задач;

  • освоение численных методов решения - инженерных и экономических задач;

  • приобретение навыков использования информационных систем, баз данных и знаний для решения задач предметной области;

  • освоение специализированных программных средств и универсальных компьютерных систем, на базе которых могут решаться задачи в предметной области.


1.3.ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения предмета «информатика» студент должен знать:



  • базовые понятия информатики;

  • общие принципы работы компьютеров;

  • основы функционирования локальных и глобальных вычислительных сетей;

  • основы алгоритмизации и программирования:

  • основные свойства операционных систем:

  • основы информационной безопасности.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

  • использовать стандартные средства операционной системы Windows, пакет программ MS Office, программные средства архивации, резервного копирования и защиты данных компьютера;

  • автоматизировать решение практических задач;

Студент должен владеть:

  • навыками поиска, сбора, хранения, анализа, преобразования и передачи данных с использование сетевых компьютерных технологий.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Информатика – это дисциплина, которая развивает практические навыки, использующиеся напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность. Изучение информатики и связанных с ней информационных технологий является одним из основных требований к профессиональной подготовке специалиста. В курсе «информатика» студенты изучают и осваивают на практике наиболее эффективные технологии для обработки информации и для автоматизации работы с данными.


  1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 200 часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы (по учебному плану)

Количество часов

очная форма обучения

Общая трудоемкость

200

Переаттестация

0

Аудиторные занятия

136

Семинарские (практические) занятия

68

Самостоятельная работа

64

НИРС




Форма итогового контроля

зачет, экзамен




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Тематический план

форма обучения: очная, 5 лет




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

лабораторные занятия

самост. работа






Тема 1. Теоретические основы информатики

1,2

16

16

16






Тема 2. Алгоритмизация и моделирование




18

18

16






Тема 3. Современные информационные технологии




16

16

16






Тема 4. Компьютерные сети и телекоммуникации

Тема 5. Основы защиты информации






18

18

16







Итого




68

68

64

зачет, экзамен


Тематический план

форма обучения: заочная, 6 лет




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

практ. занятия

самост. работа






Тема 1. Теоретические основы информатики

1,2

  1. 6

4

40






Тема 2. Алгоритмизация и моделирование




6

4

40






Тема 3. Современные информационные технологии




6

4

40






Тема 4. Компьютерные сети и телекоммуникации

Тема 5. Основы защиты информации






8

4

38







Итого




26

16

158

зачет, экзамен


Тематический план

форма обучения: заочная сокращенная, 4 года




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

лабораторные занятия

самост. работа






Тема 1. Теоретические основы информатики

1

2

2

30






Тема 2. Алгоритмизация и моделирование




4

2

30






Тема 3. Современные информационные технологии




4

2

30






Тема 4. Компьютерные сети и телекоммуникации

Тема 5. Основы защиты информации






4

2

38







Итого




14

8

128

экзамен

Программа курса


Тема 1. Теоретические основы информатики


Объект, предмет, цель, задачи, актуальность, структура учебной дисциплины и отчётность. Основные нормативные правовые акты, руководящие документы и учебно-методическая литература.

Основные этапы развития информационного общества. История развития вычислительной техники. Темпы и перспективы развития компьютерных систем. Место информатики в системе наук.

Информация, ее виды и свойства. Вероятностный и объемный подходы к измерению количества информации. Системы счисления. Арифметика двоичных чисел.

Кодирование информации. Представление данных в ЭВМ. Международные системы байтового кодирования.


Тема 2. Алгоритмизация и моделирование


Информационное моделирование. Понятие «Алгоритм». Понятие «Блок-схема». Компоненты структурного программирования.

Рекурсивный алгоритм. Формализация понятия «Алгоритм».

Назначение языков программирования. Операторы, выражения, лексемы, символы.

Машинно-ориентированные языки. Универсальные языки.

Системы программирования.

Тема 3. Современные информационные технологии


Понятие, назначение и основные функции операционной системы. Понятие файловой структуры. Вспомогательные программы (утилиты).

Системы обработки текстов. Ввод, редактирование и форматирование текстов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Текстовый процессор MS WORD. Работа с фрагментами текста. Средства поиска и замены. Форматирование текста. Определение вида и начертания шрифта. Форматирование абзацев. Границы и заливка. Списки. Колонки. Проверка правописания. Предварительный просмотр и печать документов. Справка в MS WORD.

Работа с большими документами. Стилевое форматирование. Создание стиля абзаца. Изменение стиля. Создание оглавления. Колонтитулы. Нумерация страниц. Создание предметного указателя. Сноски.

Технология обработки табличной информации. Электронные таблицы. Структура экрана, книги, листа. Отображение состояния EXCEL. Встроенный калькулятор. Строка ввода и редактирования формул. Рабочее поле EXCEL. Формулы. Относительные и абсолютные адресные ссылки. Функции. Создание диаграммы. Требования к данным.

Презентации и средства их создания. Основные элементы окна PowerPoint. Создание новой презентации с использованием Мастера автосодержания. Создание слайдов с использованием авторазметки. Ввод и редактирование текста. Усовершенствование текста. Работа с объектами. Рисованные объекты. Работа с цветами и стилями линий. Вставка в слайд графических объектов. Вставка в слайд видео и звука. Вставка в слайд Flash анимации. Дизайн презентации. Эффекты анимации. Печать слайдов. Демонстрация слайдов на экране компьютера.

Тема 4. Компьютерные сети и телекоммуникации


Локальные и глобальные сети. Коаксиальный кабель. Витая пара. Оптоволоконный кабель. Беспроводная сеть. Информационные ресурсы Интернета. TCP/IP. Электронная почта. World Wide Web (WWW). Адресация в Интернете. Сервисы в Интернете. Телеконференции. Реальное общение в Интернете.

WEB-страницы и средства их создания. Текст, графическое оформление, средства навигации, фреймы. Таблицы стилей. Сценарии JavaScript. Язык Dynamic HTML. Язык XML.


Тема 5. Основы защиты информации


Информационная безопасность, защита от несанкционированного доступа к информации. Понятие об информационной безопасности. Методы защиты от компьютерных вирусов. Защита информации в Интернете.

Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие правовые отношения в сфере информационной безопасности. Информация, как объект правовых отношений. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Преступления в сфере компьютерной информации. Доктрина информационной безопасности РФ.

 
5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Планы семинарских занятий


Тема 1. Теоретические основы информатики

ГЗ: «История компьютерных систем. Место информатики в системе наук»



  1. Основные этапы развития информационного общества

  2. История развития вычислительной техники

  3. Темпы и перспективы развития компьютерных систем

  4. Место информатики в системе наук


Тема 2. Алгоритмизация и моделирование

Тема ПЗ: «Информационное моделирование. Формализация понятия «Алгоритм»»



  1. Понятие «Алгоритм»

  2. Понятие «Блок-схема»

  3. Компоненты структурного программирования. Рекурсивный алгоритм

  4. Формализация понятия «Алгоритм»

Тема ПЗ: «Языки и системы программирования»

  1. Назначение языков программирования

  2. Операторы, выражения, лексемы, символы

  3. Машинно-ориентированные языки

  4. Универсальные языки

  5. Системы программирования


Тема 3. Современные информационные технологии

Тема ПЗ: «Назначение и функции операционных систем. Утилиты»



  1. Понятие, назначение и основные функции операционной системы

  2. Понятие файловой структуры

  3. Вспомогательные программы (утилиты)

Тема ПЗ: «Особенности операционной системы Windows XP»

  1. Возможности операционной системы Windows XP

  2. Основные объекты и понятия в системе Windows

  3. Работа со справкой Windows.

  4. Работа с программой «Проводник»

  5. Средства системы Windows XP по обслуживанию дисков

  6. Текстовый редактор Word Pad

  7. Графический редактор Paint

  8. Шрифты и печать. Настройки принтера

Тема ПЗ: «Системы обработки текстов»

  1. Основные сведения о текстовых процессорах.

  2. MS Word. Общая характеристика.

  3. Предварительная настройка MS Word.

Тема ПЗ: «Основные приемы редактирования в MS Word»

  1. Основные приемы работы с текстами. Редактирование документа.

  2. Определение вида и начертания шрифта

  3. Границы и заливка

  4. Форматирование символов

  5. Форматирование абзацев

  6. Форматирование текста.

Тема ПЗ: «Оформление документов MS Word»

  1. Табуляция.

  2. Таблицы.

  3. Списки.

  4. Формулы. Графические возможности MS Word.

  5. Построение диаграмм.

  6. Основные приемы работы с текстами. Колонки.

Тема ПЗ: «Средства автоматизации MS Word, печать документов»

  1. Средства поиска и замены текста.

  2. Проверка правописания.

  3. Предварительный просмотр и печать документов.

  4. Справка в MS Word.

  5. Средства автоматизации работы с Word. Автозамена, автоформатирование.

Тема ПЗ: «Работа с большими документами»

  1. Стилевое форматирование

  2. Создание стиля абзаца

  3. Изменение стиля

  4. Создание оглавления

  5. Колонтитулы

  6. Нумерация страниц

  7. Создание предметного указателя

  8. Сноски.

  9. Слияние документов.

  10. Разработка итогового Word – документа.

Тема ПЗ: «Электронные таблицы»

  1. Общие сведения о табличном процессоре Excel. Рабочая книга Excel и ее элементы

  2. Настройка Excel. Настройка параметров Excel

  3. Операции над рабочими листами. Связывание рабочих листов таблицы. Операции с элементами рабочего листа

Тема ПЗ: «Основы работы с электронной таблицей Excel».

  1. Ввод данных и формул в ячейки рабочего листа. Выражения и операции Excel. Типы данных Excel

  2. Организация ссылок. Режимы вычислений Редактирование данных Копирование данных и формул

  3. Автозаполнение Оформление табличного документа.

Тема ПЗ: «Основные правила работы со встроенными функциями Excel».

  1. Суммирование ячеек, удовлетворяющих определенному критерию. Подсчет количества значений в диапазоне. Подсчет количества пустых ячеек в диапазоне. Подсчет количества непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. Расчет среднего значения Определение максимального и минимального значения

  2. Генерация случайного числа Функции прогнозирования. Определение ранга числа. Определение процентной нормы числа

  3. Функции для работы с матрицами. Функции даты и времени

  4. Функции проверки условия. Использование функции И / ИЛИ. Функция поиска данных в некотором диапазоне.

Тема ПЗ: «Анализ данных и построение диаграмм в Excel».

  1. Работа с диаграммами

  2. Анализ данных.

  3. Подбор параметра.

  4. Таблицы автоматической подстановки данных. Поиск решения.

  5. Консолидация данных.

Тема ПЗ: «Работа с базами данных в Excel»

  1. Работа со списками (базами данных) в EXCEL.

  2. Редактирование записей с помощью формы.

  3. Подведение промежуточных итогов в списке.

  4. Фильтрация списка.

  5. Функции для работы со списками.

  6. Сводные таблицы.

Тема ПЗ: «Разработка комплексных документов»

  1. Общие принципы работы с большими таблицами.

  2. Вставка, внедрение и связывание объектов. Разработка комплексных документов.

Тема ПЗ: «Презентации и средства их создания»

  1. Основные элементы окна PowerPoint

  2. Создание новой презентации с использованием Мастера авто содержания.

  3. Создание слайдов с использованием авторазметки.

  4. Ввод и редактирование текста.

  5. Усовершенствование текста.

  6. Работа с объектами.

Тема ПЗ: «Создание комплексных презентаций средствами PowerPoint»

  1. Рисованные объекты.

  2. Работа с цветами и стилями линий.

  3. Вставка в слайд графических объектов.

  4. Вставка в слайд видео и звука.

  5. Вставка в слайд Flash анимации.

  6. Дизайн презентации.

  7. Эффекты анимации.

  8. Печать слайдов.

  9. Демонстрация слайдов на экране компьютера.


Тема 4. Компьютерные сети и телекоммуникации

Тема ПЗ: «Локальные и глобальные сети. Информационные ресурсы INTERNET»



  1. Локальные и глобальные сети.

  2. Коаксиальный кабель.

  3. Витая пара.

  4. Оптоволоконный кабель.

  5. Беспроводная сеть.

  6. Информационные ресурсы Интернет.

  7. TCP/IP.

  8. Электронная почта.

  9. World Wide Web (WWW).

  10. Адресация в Интернете.

  11. Сервис в Интернете

  12. Телеконференции

  13. Реальное общение в Интернете

Тема ПЗ: «WEB-страницы и средства их создания»

  1. Текст.

  2. Графическое оформление.

  3. Средства навигации.

  4. Фреймы.

  5. Таблицы стилей.

  6. Сценарии JavaScript и VBScript.

  7. Язык Dynamic HTML.

  8. Java-апплеты.

  9. Технология ActiveX.

  10. Язык XML.


Тема 5. Основы защиты информации

Тема ПЗ: «Информационная безопасность, защита от несанкционированного доступа к информации»



  1. Понятие об информационной безопасности

  2. Методы защиты от компьютерных вирусов

  3. Защита информации в Интернете

Тема ПЗ: «Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие правовые отношения в сфере информационной безопасности»

  1. Информация, как объект правовых отношений.

  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

  3. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

  4. Преступления в сфере компьютерной информации.

  5. Доктрина информационной безопасности РФ.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Методические указания по изучению дисциплины

Практические занятия по информатике – вид занятий, обеспечивающих связь теории с практикой, содействующей выработке умения применять знания, полученные на групповых занятиях и в ходе самостоятельной работы. Цель таких занятий:



  • помочь студентам систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера в изучаемой области;

  • показать студентам связь теоретического материала с практикой и научить их применять теорию к решению практических задач;

  • помочь студентам в развитии навыков самостоятельной работы;

Эффективность проведения занятия напрямую зависит от обеспеченности студентов учебной и методической литературой, а также средствами вычислительной техники с соответствующим программным обеспечением. Перечень необходимой литературы и программных средств дается в методических указаниях, разработанных кафедрой, а также непосредственно преподавателем.

План проведения практического занятия зависит от содержания конкретной проблемы, выносимой для самостоятельной проработки. Он должен содержать следующие обязательные элементы:



  • ясно сформулированную тему занятия;

  • цель, теоретические и практические задачи занятия;

  • перечень отрабатываемых вопросов;

  • частные организационно-методические указания по проведению занятия с кратким описанием методических приемов и способов, используемых преподавателем.

В рамках вводной части (10-15 минут) преподавателю рекомендуется проверить готовность студентов к занятию, для чего целесообразно использовать как метод «летучки», так и другие формы проверки готовности обучаемых к занятию (интеллектуальная разминка, ответа вопросы и др.)

Основная часть занятия должна предусматривать обсуждение ряда вопросов, заданных заранее преподавателем. При этом преподаватель должен обращать внимание на качество:



  • формирования и развитие у студентов практических навыков работы с учебной литературой и программным обеспечением;

  • развития у студентов практических навыков публичного выступления, умения корректно вести дискуссию и аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирования у студентов системы знаний по рассматриваемому вопросу и уровень закрепления этих знаний;

  • умений студентами применять полученные знания в процессе исследования реальной обстановки;

  • правого воспитания студентов как основы воспитательной работы в целом.

Заключительная часть занятия (10-15 минут) должна включать в себя:

  • оценку общих итогов занятия;

  • оценку индивидуальной работы каждого из студентов в процессе занятия, его активности;

  • разъяснения ошибок студентам и выдачу рекомендаций по их устранению;

  • постановку задач по подготовке к очередному занятию.

Дисциплина состоит из 5 тем и читается в первом и втором семестрах.

Первый семестр заканчивается выполнением контрольной работы по подготовке комплексного документа в программе MS Word. Второй семестр заканчивается зачётом с оценкой, на котором студенты должны показать умение решать задачи по подготовке комплексных документов в программах MS Word и MS Excel и теоретические знания, полученные в первом и втором семестрах. До проведения зачета студенты так же должны подготовить презентацию в программе MS Power Point по теме, предложенной преподавателем из списка приведённого в следующем разделе данного УМК.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал