Профессиональная ориентация, как многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики и т д



Скачать 122.15 Kb.
Дата16.02.2017
Размер122.15 Kb.
Просмотров70
Скачиваний0
ТипОтчет

Отчёт о проведённой профориентационной работе

в МОУ «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»

за 2013 – 2015 годы.
Особенностью воспитательной работы в нашей школе является расширение сферы деятельности в системе дополнительного образования посредством профориентации школьников, направленной на формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, начиная с начальной школы.

Профессиональная ориентация, как многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики и т.д., имеет сегодня социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический аспекты и играет важную роль в формировании профессионального самоопределения личности учащегося, что является одной из главных задач в современной российской школе.

Одна из основных задач профориентации – активизировать работу, способствующую социальному взаимодействию образовательного учреждения с ВУЗами, колледжами, предприятиями и другими социальными партнерами, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профессии, профессиональных интересов и самостоятельному профессиональному самоопределению.

Своей же главной целью школа, по-прежнему, считает повышение качества образовательных услуг, удовлетворение запросов участников ОП.

Три последних года профориентационная работа велась согласно разработанной программе.

Удалось реализовать задачи, связанные с просветительско-информационной, методической, творческой, экскурсионной деятельностью всех членов образовательного процесса.

Методическая работа учителей начальной, средней и старшей школ начиналась с изучения ФГОСов нового поколения и специальной литературы: «Ранняя профориентация. Предпрофильная подготовка. Выбор профилей».

Хочется отметить также плодотворную практико-ориентированную работу школы в рамках экскурсионной деятельности, направленную на пропедевтику предпрофильного и профильного обучения.

Для обучающихся школы были организованы следующие экскурсии

на предприятия поселка, района, региона и страны:



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\лимонадная фабрика\img_3430.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\лимонадная фабрика\img_3440.jpg

«Селивановская лимонадная фабрика» (1 – 4 классы)



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\пожарка\img_3381.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\пожарка\img_3384.jpg

d:\c рабочего стола\100gedsc\gedc1132.jpg

Пожарная часть (1 – 8 классы)



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\атомный центр\img_4605.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\атомный центр\img_4612.jpg

Атомный центр в г. Владимире (7, 9 классы)



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\ногинск\20151214121650.jpg

Ногинская фабрика мороженого «Хладокомбинат» (5, 7, 9 классы)



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\ногинск\20151214105836.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\ногинск\20151214110008.jpg

Покровская шоколадная фабрика (5, 7, 9 классы)



img_4107.jpgimg_4108.jpg

img_4117.jpgimg_4116.jpg

СПК «КОЛПЬ» (9 классы)



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\малов\dsc05035.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\малов\dsc05038.jpg

c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\малов\dsc05040.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\малов\dsc05039.jpg

Частные пилорамы на территории поселка (8, 9, 10 классы)


c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\саваслейка\dsc03932.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\саваслейка\dsc03946.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\саваслейка\dsc03937.jpg

Военную часть «Саваслейка» (Нижненовгородская область) посетили члены

школьного клуба «Патриот»

c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\sdc11493.jpg

Фельдшерский пункт (знакомство с профессией фельдшера – 1,2 классы)



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\sdc11495.jpg

Магазины Селивановского райпо (знакомство с профессией продавца – 2, 3, 4 классы)



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\ф ёлочных игрущек\dscf2393.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\ф ёлочных игрущек\dscf2401.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\ф ёлочных игрущек\dscf2421.jpg

Фабрика елочных игрушек с мастер – классом (начальные классы)

Учащимися школы были посещены:


  • Музей военной автомобильной техники (члены клуба «Патриот»)

  • Краеведческий школьный музей (все учащиеся школы)

  • Поселковая швейная фабрика «Победа» (6 - 9 классы)

  • Школьная мастерская (начальные классы)

  • Поселковая почта России (все учащиеся)

  • Железнодорожная станция Селиваново (5. 6, 7 классы)

  • Выставка, посвященная Дню космонавтики (г.Владимир) (5 – 9 классы)

(приложение 1)

Учебные предметы «Изобразительное искусство», «Технология» также помогают детям приобрести практические и творческие навыки. Многие учащиеся школы посещали и посещают кружки, спрофилированные на языковое, художественно-эстетическое и др.профили («Веселые нотки», «Художественная обработка дерева», «Рукоделие», «Музыкальный» и др.) Результатом данной деятельности стало ежегодное участие детей в различного рода школьных, муниципальных и областных конкурсах: «Зеркало природы», выставка технического моделирования, выставка детских творческих работ по военно – патриотической тематике выставка изобретателей и рационализаторов, «Подрост», «Юннат»,


f:\фото\фото0025-1.jpg

выставка детских работ «Начальное техническое моделирование»


f:\срочно фото\s7300034.jpg

«Пасхальный подарок»

12 учащихся старших классов принимали участие в межрегиональном конкурсе по основам психологии в январе – феврале 2014 г. (приложение 2).

Учители-предметники, классные руководители и сами учащиеся продолжают формировать портфолио достижений учащихся.

Решение задач профориентации активно в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой и т.д.). 35 %– 42% школьников имеют возможность заниматься в районной школе искусств, в районной спортивной школе, 45% – 50% посещают кружки по интересам в центре внешкольной работы поселка. В 2013 году 9 учащихся старших классов окончили дистанционную школу НЦПО «Школа Плюс» по математике.

Для учащихся организовывались встречи с интересными людьми района на базе школы, поселковой и районной библиотек:



img_3561.jpg

Михеев Николай Александрович – заслуженный машиностроитель, ветеран ВОВ, автор книг: «Новобранцы», «Действую по обстоятельствам», «Сигналы опознавания – прежние» (2015г.)


img_4041.jpg

Ушаков Сергей Леонидович - председатель СПК «Колпь», одного из передовых хозяйств Селивановского района (2015г.)


c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\sam_6402.jpg

Лапшова Елена Анатольевна - адвокат Селивановского района (2014г.)


c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\gedc1179.jpg

Соколов Дмитрий Алексеевич - районный прокурор (2013г.)

Асташова Марина Владимировна - сотрудник районного ЗАГСа (2013г.)

d:\ggggggggggggggggggg\день матери в школе\gedc1242.jpg

Старова Екатерина Евгеньевна - сотрудник районного ЗАГСа (2013г.)


d:\ggggggggggggggggggg\день матери в школе\gedc1245.jpg

Агапов Сергей Михайлович - глава администрации ГП Красная Горбатка (2013г.)

Организуются выставки книг в школьной библиотеке во время проведения предметных недель: русского языка (в ноябре), физики. химии, биологии (в апреле), математики (в марте), литературы (в декабре), английского языка (в феврале), истории (в декабре), географии (в октябре).
c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\sdc11491.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\профориентация\sdc11492.jpg

Согласно плану школы ежегодно во всех классах школы проводились



классные часы по профриентационной работе:

- «Все работы хороши - выбирай на вкус»

- «Профессии наших родителей»

- «Путь в профессию начинается в школе»

- «Труд на радость себе и людям»

- «Когда выбирать профессию?»

- «Планета людей – Земля. Профессия эколог»

- «Я и мир профессий»

- «В мире профессий»

- «Дорога в завтра» и др. (приложение 4),



КТД:

- конференция «В мире профессий»,

- день самоуправления,

- «День учителя»,

- «День пожилого человека»,

- «День космонавтики»,

- «Встреча с выпускниками».

d:\c рабочего стола\100gedsc\gedc1141.jpg

КТД: «В мире профессий»



Акции:

- «Высадка саженцев для аллеи Памяти»



c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\dsc04644.jpgc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\dsc04640.jpg

- «Чистый поселок»

- «Чистая пришкольная территория»

- «Чистый класс»

- «Помоги книжке!»

Среди учащихся младших классов два раза в год проводились конкурсы рисунков на темы: «Профессии наших родителей», «Кем я буду».



f:\срочно фото\gedc1289.jpg

Учащиеся основной школы писали сочинения о профессиях своих родителей (приложение 5).

Большая часть мероприятий была организована для учащихся 8-10 классов. В этом учебном году проведены встречи с сотрудниками МЧС, полиции, с районным нотариусом Дюжиной В.М.,

курсантом ВЮИ ФСИН Семёновым Иваном, курсантом Серпуховского военного института ракетных войск Слюсарь Сергеем, Учащиеся школы с удовольствием пообщались со студентами вузов также в неформальной обстановке.

8 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА ВСТРЕЧА ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ ШКОЛЫ С ПСИХОЛОГОМ РАЙОННОГО ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ Коньковой Инной Викторовной.

Инна Викторовна рассказала о профессиях, которую могут выбрать люди, обладая сильным, активным психологическим типом и уравновешенным, спокойным типом. Ребятам был предложен тест по определению психологического типа.

Инна Викторовна представила классификацию видов профессий и предложила выполнить тест. В конце занятия был сделан вывод: каждая профессия должна соответствовать трем вопросам:

- я могу?

- я хочу?

- мне это надо?

На память о встрече ученики получили брошюры о видах профессий.

Аналогичные встречи прошли 13.10.2014г и 21.09.2015г со специалистом Окуневой Е.В.

Состоялись совместные мероприятия с районным центром занятости, с поселковой и районной библиотеками:


  • Час профориентации «Мир профессий» для учащихся 9-ых классов (Инспектор - психолог центра занятости Шуклина С.Н. сообщила результаты мониторинга потребности кадров для экономики Владимирской области на 2015- 2019 годы, который провел департамент по труду и занятости населения совместно с органами самоуправления)

img_4030.jpg


  • Час информации «Встреча с профессией» для учащихся 9-ых классов (в Селивановской центральной районной библиотеке состоялась встреча с государственным инспектором по маломерным судам МЧС России по Владимирской области Коротковым Игорем Геннадьевичем)

img_4129.pngimg_4154.png

Оформлен информационный стенд по профориентации «Сто дорог – одна твоя!». Один раз в год совместно с районным центром занятости организуется для учащихся 8, 9, 10 и 11 классов «Ярмарка профессий». Старшеклассники и их родители посещают «Дни открытых дверей» учебных заведений г. Мурома, Коврова, Владимира. Подписаны договоры о сотрудничестве в области профориентационной работы с районной библиотекой, центром внешкольной работы, районным центром занятости.

В 2013 – 2014 учебном году для учащихся 9-х классов учитель биологии Ершова С.В. проводила занятия элективного курса «Профориентация» (приложение 3), для учащихся 8-х классов занятия профориентационного курса «Твой выбор» проводила учитель биологии Соловьева С.О. , рассчитанный на 16 часов (автор Н.В. Афанасьева).

Для обучающихся 10 – 11 классов в 2013 – 2015 учебных годах было организовано профильное обучение по двум направлениям: физико – математическое и гуманитарное. В 2015 – 2016 учебном году старшеклассники смогли выбрать дополнительные учебные предметы по выбору (факультативно): физика, математика, русский язык, информатика, обществознание, история. Функционируют кружки по интересам учащихся, организовано дистанционное обучение «Подготовка к ЕГЭ» по физике, обществознанию, биологии, химии.

Многие учащиеся 5-11 классов принимают участие во Всероссийской олимпиаде для школьников. Становятся призерами и победителями на муниципальном уровне. Принимали и становились призерами и победителями олимпиады по технологии старшеклассники на протяжении всех лет ее существования в районе (до 2015г.).

В период летней кампании из числа заинтересованных ребят – старшеклассников создается ученическая производственная бригада по ремонту школьной мебели; экологический отряд, занимающийся высадкой саженцев ели, туи и ухода за ними.

Профориентационная работа также хорошо интегрируется в воспитательную работу школы не только через кружки, конкурсы, встречи и др., но и через социальную, волонтерскую и миротворческую деятельность:



  • школьного клуба «Патриот». 14-15 мая 2015 года на территории ВЮИ ФСИН  г Владимир проходил финал областной военно-спортивной игры "Зарница", в которой принимала участие команда старшеклассников членов клуба и заняла 8 место. 30 июня 2015 года в Ковровском районе на территории загородного оздоровительного лагеря «Лесной городок» ребята участвовали в региональных соревнованиях «Юный пожарный» и заняли 4 место.

  • Школьного лесничества «Вита».

Ежегодно на базе школы для учащихся 9 – 11 классов организуются встречи с представителями учебных заведений:

  • ВЛГУ

  • Муромский педагогический колледж

  • Психолого – социальный университет г. Мурома (филиал)

  • Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения

  • Муромцевский лесхоз – техникум

  • Никологорский аграрно – промышленный техникум

  • Суздальский сельскохозяйственный колледж

Старшеклассники получают информацию о студенческой жизни от представителей учебных заведений и буклеты.

Путь взрослеющего человека к будущей профессии так или иначе закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации. Вот почему важное место отводится педагогическому просвещению родителей по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации.

Одной из форм работы с родителями являются родительские лектории.

Ежегодно в ноябре проходит общешкольное собрание «День матери», в ходе которого мамы учащихся школы рассказывают о своих профессиях.


d:\ggggggggggggggggggg\день матери в школе\gedc1241.jpgd:\ggggggggggggggggggg\день матери в школе\gedc1248.jpg
Один раз в год проходят классные родительские собрания на темы:

- Что такое «профессия»? (1 класс)

-Кем быть? (2 класс)

- Папа, мама на работе…(3 класс)

- Твое здоровье и твоя будущая профессия (4 класс)

- «Что значит – выбирать профессию?» (5 класс)

- «Когда не поздно выбирать профессию?» (6 класс)

- Роль семьи в определении будущей профессии учащихся (7, 8 классы)

- «Как помочь ребенку в выборе профессии» (9, 10, 11 классы)

- Ознакомление с системой допрофессионального образования в школе (9 класс) и профильного обучения (10, 11 классы).

Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии — одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В рамках психолого-педагогического и профориентационного сопровождения предпрофильной подготовки обучающихся 8-х классов была проведена диагностика «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». «Диагностика стиля общения» Г.В. Резапкиной помогла определить ведущие стили и сформированности навыков общения учащихся старшей школы. Для определения темперамента человека проведен тест Кейрси, опросник для учащихся 9-ых классов «Карта интересов Голомштока», «Оценка мотивации на успех» Резапкиной Г. В. в 11-х классах, «Матрица выбора профессии» (методика Резапкиной Г. В.). Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой помогла выпускникам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию.

Методика «Или-или» (автор методики Н С Пряжников) была использована для групповой имитационной игры (количество участников 3 -10 человек), где значительную роль играет интрига игрового взаимодействия, предоставляются богатые возможности для наблюдения за поведением подростка во время возникновения разнообразных игровых ситуаций. Опросник Голланда, основанный на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призван помочь учащимся выбрать профессию с учетом, в первую очередь, личностных особенностей.

Тест, построенный на классификации профессий Е.А.Климова, предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с их классификацией.

Классные руководители 9 классов совместно с психологом школы проводили анкетирование среди родителей "Характеристика ученика", "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии".

Заместитель директора по УВР проводила с 11-классниками и их родителями ознакомительную работу по получению целевого образования.

Результаты данной работы: 3 выпускника последних двух лет учатся в ВЛГУ по следующим профилям:

Зинякова Татьяна - французский язык и английский язык,

Чернова Татьяна – психолого – педагогический,

Гуськов Всеволод – музыкально – педагогический.

По итогам прошлого учебного года 6 выпускников клуба «Патриот» стали курсантами учебных заведений силовых структур.



Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» -2 человека

ВЮИ ФСИН – 2 человека

Серпуховской военный институт ракетных войск -1 человек

Военное училище – 1 человек

Поступили по выбранному профилю:

2013 – 2014 учебный год: 11классы – 68%

2014 – 2015 учебный год: 11классы – 71%


Как любая работа, профориентационная работа в нашей школе имеет свои проблемы:

- профориентационная работа в начальной школе пока еще носит немассовый характер, не все учителя уделяют большое внимание данной работе,

- учащиеся основной и средней школы , как правило, имеет большую социальную активность, и дети хотят все больше общаться друг с другом, отдавая предпочтение в основном неформальному общению, т.е. подростковой социализации. К тому же, как раз в этом возрасте подростки меньше интересуются учебой, быстро устают, и у них часто меняется настроение. А, именно, в этот период они должны принимать самое серьезное решение выбора профессии для своей будущей взрослой жизни. В связи с этим, в школе должна быть хорошо организована индивидуальная, групповая работа по самоопределению подростков с психологом,

- следует также использовать новые компьютерные программы, (компьютерные тестирования, игры, викторины и др.), которые смогли бы тут же определить наклонности и способности ребенка, возможно, его будущую профессию,

- подростков необходимо активнее привлекать в профориентационную работу школьного самоуправления, например, в качестве пропаганды различных профессий для младших классов;

- существует проблема отсутствия шефов-предприятий у школы.



В дальнейшем педагогический коллектив приложит все усилия для разрешения вышеуказанных проблем.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал