Проектирование локальной вычислительной сети организации или предприятия



Скачать 42.63 Kb.
Дата14.02.2017
Размер42.63 Kb.
Просмотров703
Скачиваний2
ТипМетодическая разработка

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балаковский политехнический техникум»

Методическая разработка

урока-деловой игры по дисциплине Компьютерные сети

на тему «Проектирование локальной вычислительной сети организации или предприятия»

Разработал: преподаватель

специальных дисциплин

Аристов Алексей Валерьевич

2015г.

ВВЕДЕНИЕ

Деловая игра – это метод, который представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по применению теоретических знаний, и происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.

Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общественных умений даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Деловые игры являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, информационных технологиях, экологии, медицине и других областях. Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания и навыки, полученные в процессе обучения, а так же методы управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:


  • рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);

  • освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;

  • работать групповым методом при подготовке и принятии решений;

  • ориентироваться в нестандартных ситуациях;

  • концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;

  • развивать взаимопонимание между участниками игры.

К недостаткам деловых игр можно отнести:

  • относительная сложность подготовки;

  • отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;

  • отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

При применении технологии деловых игр в обучения, важным является соблюдение ряда принципов. Во-первых, при проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы), во-вторых, деловая игра должна быть ориентирована на работу студентов в группах. В-третьих, деловая игра должна быть представлена в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры, студенты должны знать к чему стремится, что бы одержать победу над конкурентами. При этом количество команд должно быть больше двух, это делается для того что бы избежать конфликтов «один на один».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Специальность «Информационные системы (по отраслям)» является одной из самых универсальных и востребованных в современной экономике. На каждом предприятии или организации требуется специалист по информационным системам, следовательно и задачи с которыми столкнутся выпускники, в своей профессиональной деятельности разнообразны.

Данная деловая игра предназначена для развития профессионального потенциала студентов, актуализации ранее полученных теоретических и практических знаний и навыков, так же она позволяет развить умения студентов работать в группе для достижения общей цели проекта.

Задачи, стоящие перед командами ориентированы на групповое принятие решений, и распределение полномочий между отдельными участниками команды, а этапы игры предполагают общий анализ и контроль за ходом работы.

Цель игры: закрепить и систематизировать знания по принципам проектирования локальных сетей; получить навыки конфигурирования локальной компьютерной сети в зависимости от возлагаемых на нее функций, создать план-проект локальной вычислительной сети организации или предприятия.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Студенты группы распределяется на команды по 5 человек. На этапе распределения, преподаватель-организатор обязан следить за балансом в командах, это означает, что одна команда не должна состоять только из сильных или слабых студентов. Таким образом, все студенты образуют команду по разработке проекта, представляющую собой временную рабочую группу, общее руководство группой возлагается на Руководителя проекта. Команда проекта состоит из «Руководителя проекта», «Экономиста», «ИТ- специалиста», «Монтажника компьютерной сети», «Техника по компьютерным сетям».

Каждая команда получает набор бэйджиков. В этот набор входят возможные роли участника проекта:


  1. «Руководитель проекта». В его обязанности входит:

        • создает планы работ;

        • координирует работу команды проекта;

        • принимает решения по оперативным вопросам;

        • ставит задачи участникам команды проекта в соответствии с утвержденным планом;

        • контролирует работу каждого члена команды.

  1. «Экономист» - специалист, выполняющий технико-экономическое обоснование проекта компьютерной сети, т.е. выполняет расчет примерной стоимости реализации проекта и его внедрения в организации.

  2. «ИТ-специалист» – выполняет работы связанные с подбором оборудования для проектируемой сети, а так же составляет сметы затрат на реализацию проекта компьютерной сети. В его обязанности входит:

    • составление технического задания на закупку оборудования для организации;

    • рациональное размещение оборудования (в том числе и сетевого) и офисной техники (работа выполняется совместно с «Техником по компьютерным сетям»);

    • составление смету на закупку компьютеров и офисной техники;

    • составление сметы на закупку сетевого оборудования и материалов на организацию компьютерной сети (возможны консультации «Монтажника компьютерной сети»).

  1. «Монтажник компьютерной сети», его задачей является расчет стоимости монтажных работ в соответствии с планом размещения оборудования, дальнейшая прокладка кабельных систем и настройка оборудования (при реализации проекта), так же он может осуществлять консультации «Техника по компьютерным сетям» и «ИТ-специалиста» касательно размещения оборудования, для минимизации затрат при реализации проекта.

  2. «Техник по компьютерным сетям», его задачей является выбор необходимых технологий проектирования и дополнительных критериев работы компьютерной сети. К его основным функциям относятся:

  • выбор топологии и технологий реализации компьютерной сети, методов доступа к каналам связи и типа среды передачи данных;

  • разработка требований к расширяемости и масштабируемости сети, безопасности и надежности оборудования и компьютерной сети в целом;

  • рациональное размещение сетевого оборудования и офисной техники (работа выполняется совместно с «ИТ-специалистом»);

  • составление перспектив развития вычислительной сети и рассмотрение технических средств позволяющих повысить надежность и время безотказной работы сетевого оборудования и сети в целом.

После распределения участников по ролям, преподаватель-огранизатор объясняет правила и цели игры.


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА

Каждая команда получает набор инструкционных карт (Приложение А), далее эти карты раздаются участникам команды в соответствии с, уже распределенными, проектными ролями.

Для проведения деловой игры необходимы следующие средства:


  1. Персональный компьютер или ноутбук с возможностью доступа в Интернет (для каждого члена проекта);

  2. Программный продукт MS Office Visio 2007/2010/2013 или систему автоматизированного проектирования Компас 3d;

  3. Программный продукт MS Office Word 2007/2010/2013 Professional;

  4. Программный продукт MS Office Power Point 2007/2010/2013 Professional;

  5. Калькулятор;

  6. Листы формата А4 (по 1 для каждого члена проекта), для черновых записей

  7. Мультимедийное оборудование;

  8. Бейджики;

  9. Указка.



УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ ИГРЫ

Командам необходимо выполнить проектирование компьютерной сети для какой-либо организации. При проектировании необходимо обязательно указать цель (описать назначение проектируемой локальной сети, проектные требования, которым нужно следовать при проектировании локальной сети) проектирования и перечислить задачи, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Проектная документация команды должна содержать план организации с указанием рационального размещения и взаимного расположения локальных абонентских систем, серверов, сетевого оборудования (в соответствии с планом); техническое задание для приобретения оборудования с указанием их параметров и характеристик). В том случае если помещение организации представляет несколько этажей здания, то необходимо рассмотреть взаимное расположение этажей с указанием на каждом этаже схемы размещения локальных абонентских систем, серверов, сетевого оборудования. Также необходимо охарактеризовать функциональные возможности проекта локальной сети - указать требования к надежности, пропускной способности, масштабируемости, конфигурируемости и перечислить все критерии, которым должна удовлетворять сеть.

Кроме того документация команды содержать требования к топологии и технологии проектируемой локальной сети организации, которая соответствует составленному плану и позволяет обеспечивать информационный обмен в организации с требуемым уровнем надежности и пропускной способности, так же команда должна указать методы доступа к каналам связи и тип среды передачи данных.

Для технико-экономического обоснования проекта локальной сети нужно проанализировать общий состав и стоимость всех компонентов сетевого оборудования, для этого нужно: рассчитать длину всех линий связи по составленному плану расположения локальных абонентских систем, рассчитать стоимость сетевого оборудования и монтажных работ с учетом его количества (примерную стоимость оборудования и монтажных работ найти с помощью Интернет).

В заключительной части работы команда должна сделать выводы по выполненной работе и предполагаемый эффект от проектируемого сетевого обеспечения.



ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ

Для каждой команды участника определяется своя организация, для которой проектируется компьютерная сеть.

Примерный перечень организаций для проектирования сети представлены в таблице 1

Таблица 1.Перечень организаций для проектирования сети





Наименование

Дополнительная информация

1

Проектирование локальной вычислительной сети образовательного учреждения

Количество этажей: 4;

Количество компьютеров: 50;

Количество офисной техники: 20;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



2

Проектирование локальной вычислительной сети библиотеки

Количество этажей: 2;

Количество компьютеров: 30;

Количество офисной техники: 20;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



3

Проектирование локальной вычислительной сети социального учреждения

Количество этажей: 3;

Количество компьютеров: 40;

Количество офисной техники: 30;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



4

Проектирование локальной вычислительной сети муниципального унитарного предприятия

Количество этажей: 2;

Количество компьютеров: 40;

Количество офисной техники: 20;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



5

Модернизация сетевого взаимодействия администрации МО

Количество этажей: 4;

Количество компьютеров: 60;

Количество офисной техники: 20;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



6

Проектирование локальной вычислительной сети учреждения культуры

Количество этажей: 2;

Количество компьютеров: 30;

Количество офисной техники: 20;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



7

Модернизация сетевого взаимодействия торговой фирмы

Количество этажей: 2;

Количество компьютеров: 40;

Количество офисной техники: 20;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



8

Проектирование локальной вычислительной сети гостиницы

Количество этажей: 5;

Количество компьютеров: 40;

Количество офисной техники: 10;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



9

Проектирование локальной вычислительной сети многофункционального центра

Количество этажей: 3;

Количество компьютеров: 80;

Количество офисной техники: 40;

Площадь помещений и размеры комнат выбираются самостоятельно.



Так же команды имеют право выбрать свою организацию для проектирования.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ И ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Преподаватель-организатор представляет членов жюри, объявляет команды и их участников

Продолжительность игры: 4 академических часа (план урока представлен в приложении Б).

Участники разных команд не должны советоваться или делится идеями.

Результатом подготовки команд является проект компьютерной сети для внедрения в какой-либо организации.

Каждая команда должна презентовать свой проект используя средства MS Office Word, Visio, Power Point. Презентация проекта должна включать следующие материалы:



  • краткое описание организации, для которой осуществляется проектирование сети;

  • описание топологии проектирования, методы доступа к каналам связи и тип среды передачи данных;

  • требования к надежности, пропускной способности, масштабируемости, конфигурируемости и критериям, которым должна удовлетворять сеть;

  • план организации с указанием мест размещения и расположения локальных абонентских систем, серверов, сетевого оборудования;

  • техническое задание на приобретение оборудования для рабочих мест сотрудников организации (серверы, компьютеры и офисная техника);

  • сметы на закупку сетевого оборудования и выполнения работ;

  • технико-экономическое обоснование проектирования сети;

Участник команды, имеющий роль руководителя проекта, обязан предоставить основные шаги при проектировании, ошибки, допущенные в ходе проектирования, конфликтные ситуации, возникшие в ходе обсуждения внутри команды и документацию на проектируемую локальную сеть организации.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ

После презентации проекта последней команды, жюри отводится время на совещание и подведение итогов. Каждому члену жюри раздаются критерии оценки команд, в которых указаны показатели оценки презентаций и отдельных этапов работ команды (Приложение В). Победителем объявляется команда, набравшая наибольшее количество баллов.



Приложение А


Инструкционная карта руководителя проекта
Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации (на предприятии).

Руководитель проекта - проектная роль должностного лица, ответственного за управление проектом. Руководитель непосредственно отвечает за достижение целей проекта.



Основные полномочия руководителя проекта в рамках деловой игры:

  1. сформулировать цель проектирования;

  2. составить план действий, сформировать предложения по достижению цели, осуществлять контроль над их выполнением;

  3. сформулировать задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели

  4. назначить задачи команде проекта (отдельным ее членам) и контролировать их выполнение;

  5. требовать от команды проекта выполнение своих ролевых функций;

  6. документирование этапов выполнения задач и оформление документации, поступающей от членов команды в электронном документе с помощью MS Office Word;


Инструкционная карта экономиста проекта
«Экономист» - специалист, ответственный за экономическую часть проекта, через него «проходят» все финансовые затраты на реализацию проекта и от правильности его расчетов зависит стоимость реализации. Ошибки, допущенные в расчетах, могут быть критическими для реализации проекта, и конечная стоимость проекта может существенно превышать ожидания. В таком случае заказчики проектирования могут полностью или частично отказаться от внедрения спроектированной компьютерной сети.

Инструкционная карта «ИТ-специалиста» проекта
«ИТ-специалист» выполняет сопровождение организации по вопросам связанными с информационными технологиями. При реализации проекта выполняет работы, связанные с сопровождением оборудования и офисной техники организации, отвечает за закупку оборудования для организации и составляет техническое задание на закупку оборудования. Кроме этого отвечает за рациональное размещение оборудования и офисной техники организации. Составляет сметы на закупку компьютерной и офисной техники, сетевого оборудования и материалов для реализации компьютерной сети. При выполнении своих обязанностей «ИТ-специалист» может консультироваться с «Техником по компьютерным сетям» и «Монтажником компьютерной сети».
Инструкционная карта «Техника по компьютерным сетям»
«Техник по компьютерным сетям», отвечает за поддержку работоспособности компьютерной сети организации, при проектировании компьютерной сети на него ложится огромная ответственность по выбору топологии и технологий реализации компьютерной сети, методов доступа к каналам связи и типа среды передачи данных компьютерной сети. Кроме того именно он отвечает за развитие компьютерной сети и обеспечение безопасной и бесперебойной компьютерной сети, выполняет сопровождение сетевого оборудования. При проектировании сети отвечает за рациональное размещение сетевого оборудования и офисной техники.

Инструкционная карта «монтажника компьютерной сети»
«Монтажник компьютерной сети», производит расчет стоимости монтажных работ в соответствии с планом размещения оборудования, при реализации проекта производит прокладку и установку кабельных систем и оборудования, а так же настройку оборудования. Кроме того он может осуществлять консультации «Техника по компьютерным сетям» и «ИТ-специалиста» касательно размещения оборудования, для минимизации затрат и облегчения прокладывания линий связи при реализации проекта сети.


Приложение Б


План урока

элемента


занятия

Элементы занятия

Время,

минут


1

Организационная часть

Преподаватель-организатор:

  • представляет членов жюри;

  • объясняет правила и цели деловой игры.

Жюри оценивает действия игроков при разработке проекта сети

10

2

Подготовка к игре:

Преподаватель-организатор:

  • выдаёт бейджики командам;

  • выдаёт инструкции.

Участники команд:

15

3

Начальный этап деловой игры

Преподаватель-организатор:

  • контролирует ход деловой игры;

  • отвечает на вопросы игроков в процессе игры.

Участники команд:

  • распределяют задачи между участниками;

  • составляют план достижения поставленной цели.

25

4

Основной этап игры:

Преподаватель-организатор:

  • следит и контролирует ход игры;

Участники команд:

  • следуют инструкциям;

  • выполняют возложенные на них задачи;

  • готовятся к защите проекта (чертежи, техническое задание, сметы на закупку техники и оборудования, технико-экономическое обоснование проекта, презентация)

90

5

Заключительный этап

Преподаватель-организатор:

  • объявляет команды защищающие проекты;

  • подводит итоги игры.

Участники команд:

  • представляют результаты проектирования, чертежи, техническое задание, смету проекта, технико-экономическое обоснование проекта, презентацию;

Жюри:

  • оценивает представленные проекты;

  • подводит итоги игры и объявляет победителя

40




Приложение В


Критерии оценки команд

Критерий

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Команда 4

Команда 5

Члены команды полностью используют индивидуальные сильные стороны, знания и опыт
















Все члены команды активно участвуют в общих совещаниях и дискуссиях
















Каждый член команды ясно представляет, какой индивидуальный вклад команда ожидает от него
















Члены команды уважают индивидуальные мнения каждого и открыто отстаивают свою позицию
















Команда провела качественную презентацию проекта
















Команда провела оптимальное размещение оборудования и оргтехники в помещениях организации (предприятия)
















Команда провела оптимальное размещение сетевых коммуникаций и сетевого оборудования
















Команда провела оптимальный подбор оборудования (в том числе и сетевого) и оргтехники для конкретной организации проектирования.
















Команда выполнила технико-экономическое обоснование проекта локальной сети, отвечающее высоким требованиям
















Команда оптимально подобрала топологию и технологии для проектирования сети, указала методы доступа к каналам связи и тип среды передачи данных
















Итого
















Используйте следующую шкалу баллов:

0 - Критерий никогда не соответствует команде; 1 - редко соответствует; 2 – часто; 3 – обычно; 4 – всегда.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал