Проектирование игровой деятельности



Скачать 111.18 Kb.
Дата08.04.2017
Размер111.18 Kb.
Просмотров188
Скачиваний0

Проектирование игровой деятельности.

Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. (Это процесс разработки, составления проекта.)

Игровая деятельность является одним из способов проявления активности личности. (Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении)

Невозможно представить лагерную смену без игры, поскольку игра – это вид развивающей деятельности, особая форма проявления активности, в которой осознается, изучается окружающий мир, создаются условия для проявления и выражения своего «Я», личного творчества, самопознания.

Игра воспитывает и формирует ребёнка как личность, полноправного члена общества, способствует социализации личности, помогает строить человеческие взаимоотношения и реализоваться как человеку, как личности. С помощью игры и игровой деятельности можно определить мотивы поведения ребёнка, особенности его характера, способности и наклонности. Игра способствует воспитанию самостоятельности, воли, формированию нравственных, эстетических, мировоззренческих установок, расширению кругозора. Игра как ничто другое умеет скрасить детский досуг: развлечь, развеселить, позабавить. С помощью игры ребёнок не только активизируется, но ещё и отдыхает.

С детьми и подростками мы играем на протяжении всей лагерной смены: в автобусе, когда едем на отдых в лагерь, во время прогулок по территории лагеря, в любую свободную минуту.

Для того чтобы организовать игру необходимо учитывать ряд факторов: условия местности и природно-климатические условия, где располагается лагерь (центр), наличие необходимого инвентаря и оборудования, т. е. материальную базу, место игры в структуре лагерной смены, ее соответствие реализуемой программе воспитания, возрастные особенности и увлечения детей, которые станут непосредственными участниками игры. Если же необходимый инвентарь отсутствует, то его можно изготовить вместе с детьми своими руками.

На протяжении смены в процессе реализации программы воспитания используются самые разнообразные игры, которые различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении: игры на знакомство, сплочение временного детского объединения, выявление лидера, спортивные и подвижные игры, игры для развития логики, мышления, интеллектуальные игры, уличные командные игры, игры на местности, военизированные игры, деловые игры, ролевые игры, компьютерные игры, игры с использованием новых информационных технологий и др.

Для того, чтобы развивать детскую инициативу и активизировать работу органов детского самоуправления создан клуб игровиков «ПАЗЛ», куда приходят ребята из разных отрядов, разучивают различные виды игр, чтобы потом проводить их со своим отрядом.

Любая лагерная смена начинается с игр на знакомство и сплочение временного детского объединения. Они являются важными и необходимыми, особенно в организационно-адаптационный период, поскольку их основная цель - познакомить детей и подростков друг с другом, создать доброжелательную атмосферу.



Разучивание игр на знакомство и сплочение:

  • «Комплименты»

  • «Батарея»

  • «Интервью»

  • «Оп-паньки»

  • «Пчёлы и змеи»

  • «1,2, ха-ха»

Можно проигрывать такие игры, как «Дрозд», «Эволюция», «Два круга» и др.

Целесообразно использование игр на выявление лидера, так как смена в лагере (центре) – это изменение ребенком его окружения, стиля жизнедеятельности и даже самого себя. Наша задача – помочь ребенку проявить свои лидерские умения и качества, способствовать формированию активной жизненной позиции и навыков, направленных на проявление своей социальной значимости. Необходимо развивать лидерские способности ребенка, включать его в работу органов детского самоуправления, соуправления, привлекать к организации и проведению мероприятий, реализуемых в смене, социально-значимым проектам, акциям, воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Ведь важно, чтобы в течение реализуемой в лагере (центре) программы воспитания ребенок мог раскрыть свои организаторские способности, проявить инициативу:



Разучивание игр на знакомство и сплочение:

  • «Большая семейная фотография»

  • «Досчитай до 10»

  • «Фигуры» и др.

У каждого педагога должен быть запас игр в минутку ожидания. Это игры, которые можно проводить в любом месте, пока вы ждёте своей очереди зайти в столовую или на мероприятие.

Разучивание игр в минутку ожидания:

  • «Ассоциации»

  • «Сосед справа»

  • «Руки вверх!»

  • «Землетрясение»

  • «Письмо»

  • «Билетики»

В любом лагере проводится множество различных мероприятий. Для того, чтобы подготовить зал, разогреть публику проводятся игры с залом.

Разучивание игр с залом:

  • «Музыкальная перестрелка»

  • «Регулировщик»

  • «Повар-булочка»

  • «Соку-бачо»

  • «Армия»

  • «Аукцион» и др.

Большой популярностью среди детей разных возрастов пользуются спортивные и подвижные игры, эстафеты, спортландии, походы, основная цель которых заключается в развитии у ребят сознательного отношения к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как к здоровым и закаленным гражданам общества. Их использование способствует развитию быстроты и ловкости, выносливости и находчивости, настойчивости и смелости.

В связи с этим в НДЦ «Зубренок» функционируют игровой павильон «Неугомонные детки», «Клуб «4 в 1», плавательный бассейн, бильярдная, два спортивных зала, зал настольного тенниса, стадион, открытый теннисный корт, открытые волейбольная, баскетбольная и гандбольная площадки, площадка для пляжного волейбола.

На протяжении лагерной смены дети и подростки с удовольствием играют в футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол, пляжный волейбол, пляжный футбол, хоккей и т. д. Эти игры способствуют формированию не только спортивных качеств, но и развитию умения работать в команде. В содержание лагерной смены могут быть включены спортландии, туристские эстафеты, подвижные игры.

Использование подвижных игр дает возможность снизить информационную перегрузку, поднять эмоциональный настрой отряда. Их проведение не требует большой и тщательной подготовки. Чаще всего такие игры используются в минутки ожидания, во время прогулок по лагерю (центру), на пляже и т. д.: «Землетрясение», «Белые медведи», «Лесные прятки», «Билетики», «Совушка», «Сантики-фантики-лимпомпо», «Летел лебедь», «Почтальон», «Парки, улицы, аллеи» и др.

В программу воспитания могут быть включены соревнования по типу «комбинированный туристский маршрут», которые являются комплексными командными туристскими соревнованиями, включающими в себя элементы техники и тактики пешеходного туризма. Проведение таких соревнований требует более тщательной подготовки, поскольку необходимо заранее продумать сам маршрут, необходимый инвентарь, задания, которые будут выполнять участники соревнования. Использование таких состязаний способствует формированию навыков туризма. Ведь многие ребята, приезжающие в лагерь (центр), увлекаются походами и туристической деятельностью. В связи с этим в лагере (центре) может быть организован «Палаточный городок», посещая который дети и подростки приобретают знания о том, как правильно ставить палатку, разжигать костер, запекать картофель, узнают о способах ориентирования на местности и т. д.

С целью развития волевых качеств подростков, туристических, трудовых, экологических навыков в смене могут быть организованы разнообразные походы: пеший, водный, велопоход. Они способствуют развитию и формированию спортивных навыков и закалки, выносливости, умения работать в команде, доставляют массу положительных эмоций и удовлетворения, развивают взаимоподдержку и взаимовыручку. Для проведения походов нужна хорошая база: наличие рюкзаков, туристических палаток, лодок, велосипедов, хорошей туристической стоянки неподалеку от лагеря (центра). При организации и проведении походов необходимо учитывать состояние здоровья детей и подростков, иметь с собой аптечку для оказания экстренной помощи. Перед походом обязательно нужно проинструктировать ребят, познакомить с требованиями, предъявляемыми к участникам похода.

В каждую лагерную смену целесообразно включать различного рода спортландии, которые предоставляют возможность совершенствования спортивных навыков и умений, способствуют формированию командного духа, создают условия для самореализации ребенка. В зависимости от содержания спортландии могут быть организованы между «детьми и детьми», между «детьми и взрослыми», могут быть тематическими и костюмированными. Проводить их можно на улице и в зале, при этом обязательно учитывая возрастные особенности детей-участников, от которых зависит степень сложности. Эти мероприятия могут быть проведены как в спортивном зале, так и на улице. При подготовке к ним необходимо учитывать природные факторы, а также возрастные особенности детей, для того чтобы грамотно подобрать виды спортивных заданий и упражнений.

При реализации программы воспитания в лагере (центре) можно использовать разнообразные логические игры: шашки, шахматы, буриме, «Морской бой» и т. д. Эти игры близки по сюжетам и целям к традиционным математическим головоломкам и упражнениям. В них важна не скорость, а верность ответа. Направлены на развитие логического мышления, внимания, сообразительности, на формирование умения устанавливать логические цепочки и связи. Необходимое оборудование для этих игр довольно просто в изготовлении. Ведь можно и не иметь стационарного набора шахмат или же шашек. Поля для этих игр и сами фигуры можно изготовить вместе с детьми своими руками. Что касается разнообразных судоку, кроссвордов, ребусов и головоломок, то дети и подростки сами любят их придумывать. Организация и проведение интеллектуальных игр требует уже более тщательной подготовки, поскольку подготовленные вопросы должны иметь четкую и грамотную формулировку, однозначный ответ, быть доступными для понимания участников с учетом их возрастных особенностей, должны способствовать активизации познавательной деятельности, а также актуализации знаний в различных областях и сферах жизни детей и подростков: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Шанс», «Своя игра», «Веришь – не веришь», «Конкурент» и др. Интеллектуальные игры являются эффективной формой пропаганды и популяризации научных знаний по разным отраслям науки и культуры, средством развития логического мышления детей и подростков, навыков быстрого и точного выражения мысли. С целью повышения интеллектуального уровня детей и подростков, расширения их кругозора на базе библиотеки в НДЦ «Зубренок» создан и функционирует интеллектуальный центр, в котором дети и подростки могут воспользоваться электронными книгами и энциклопедиями.

В программу воспитания в НДЦ «Зубренок» включаются военно-спортивные игры. Военно-спортивные игры - это особый вид игры со своим сюжетом и правилами. Они организовываются на обширном участке территории, который ограничивается естественными природными барьерами или условиями игры, и предусматривают активное перемещение детей по этому участку. Военно-спортивные игры позволяют организовать знакомство с территорией лагеря, природным окружением, содействуют сплочению коллектива, выявлению лидеров, воспитанию чувства товарищества и взаимовыручки. Они направлены на развитие двигательных навыков, способствуют физическому развитию ребенка, формируют представления о службе в армии, настраивают на активные виды познавательной и игровой деятельности. К таким играм можно отнести «Зарницу», «Патриот», «Ураган», «Операцию «Х», «Разведчики», «Антидиверсант», «Штурмовой отряд», «Достань шифровку, или некоторые секреты «Зубренка», «Блуждающие огоньки», разнообразные игры-эстафеты на местности и др. При включении таких игр в смену необходимо продумать место проведения игры, учитывая при этом территориальные и природные особенности местности, где располагается лагерь (центр). Нужно продумать форму проведения, а также оборудование и инвентарь, который, возможно, нужно подготовить заранее (шифровки, отличительные знаки команд и т. д.)

Широко используемыми на протяжении всей лагерной смены являются уличные командные игры, которые рекомендуется включать в реализуемую программу воспитания. Они направлены на сплочение временного детского объединения, выявление лидера, развитие ловкости, находчивости, оригинальности, смекалки. Командные игры формируют отношения взаимопомощи и взаимовыручки, дисциплинированности, создают условия для самореализации личности, способствуют активизации отдыха и разнообразию досуга. Чаще всего уличные командные игры представляют собой игру по станциям соревновательного характера или совокупность конкурсов, принимая участие в которых дети и подростки могут проявить свои физические умения и навыки, творческие способности, а также эрудицию, смекалку, любознательность, креативность. Примером таких игр служат «Тропа добрых рук», «Шишкиада», «Золотая цепь», “Кола беларускіх гульняў”, «За двумя зайцами», «Игры и забавы», «Казаки-разбойники», «Европейские каникулы», «Там, на неведомых дорожках», «Рука друга», «По конфетному следу», «Поиски клада» и др. Для организации и проведения уличных командных игр нужна определенная подготовка: небольшое театрализованное представление вначале игры, которое помогает создать благоприятную атмосферу, позитивно настроить игроков; нужно продумать содержание игровых станций и необходимый инвентарь, который может понадобиться на протяжении игры.

Ни одну смену нельзя представить без творческих игр, которые направлены, прежде всего, на формирование и развитие творческих способностей, креативного мышления, фантазии. Посредством таких игр создаются условия для самовыражения личности ребенка, активизации творческой позиции каждого участника игры. Они способствуют созданию позитивного эмоционального фона, снятию напряжения, дают возможность проявить художественные, музыкальные, танцевальные таланты и способности. Существует множество творческих игр, которые можно использовать в условиях детского лагеря (центра): «Цветик-семицветик», «Загадки лета», «В гостях у муз», «Формула-5», «Лесной карнавал», «5 золотых», «Стань звездой», «Музей в чемодане», «Карамель-шоу», «Хиханьки-хаханьки» и др. Эти игры нравятся детям, поскольку с помощью творческого задания у них появляется возможность проявить свою фантазию, воображение, представить то, что на самом деле не существует. Игры и игровые задания творческого характера могут быть использованы на протяжении всей смены.

Довольно интересными и необычными для детей являются сюжетно-ролевые игры, которые также можно включать в программу воспитания. Сюжетно-ролевая игра содействует сплочению коллектива, имеет познавательное значение, активизирует общественную деятельность детей, обеспечивает мыслительную активность участников игры, создает условия для детского творчества. Это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленного сюжета. Сюжетно-ролевые игры учат устанавливать определенные отношения между играющими, строго придерживаться роли, взятой на себя. В течение лагерной смены сюжетно-ролевые игры используются не так часто, поскольку требуют тщательной и серьезной подготовки: создание инициативной группы, определение сюжета, подготовка ролей и т. д. Кроме этого также необходимо определить и обозначить социально-значимую проблему или ситуацию, решить или обсудить которую можно при помощи ролевой игры. Примерами таких игр могут стать «Барьеры в общении», «Дозор» и многие др.

Среди большого многообразия игр, используемых в процессе реализации программ воспитания, обязательно проводятся деловые игры. Они используется в каждой лагерной смене с целью выявления органов самоуправления в отряде. Такие игры предоставляют возможность всем членам временного детского объединения раскрыть и проявить свой личностный потенциал, продиагностировать собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Чаще всего деловая игра представляет собой состязание 2–3 групп, которые в смоделированных воспитателем ситуациях презентуют свои идеи, демонстрируя их приоритетность над другими, и принимают определенные решения, которые удовлетворяют желания и потребности всех членов временного детского объединения. Это такие игры как «Выбор», «Я действую», «Перспектива», «У озера» и др.

В последнее время в связи с появлением новых информационных технологий в течение лагерной смены могут быть организованы разнообразные компьютерные игры, которые пользуются у детей и подростков большой популярностью. Конечно, для организации таких игр необходима хорошая материальная база. В НДЦ «Зубренок» создан игровой павильон «Седьмой континент», в котором проводятся турниры по современным компьютерным играм. Но необходимо помнить, что время провождения детей за компьютерами должно быть ограниченным, поэтому нельзя злоупотреблять проведением данных турниров и соревнований.

Игры с использованием новых информационных технологий могут стать частью отрядных и общелагерных мероприятий, утренних и вечерних разговоров, информационных часов, конкурсных игровых программ, а также использоваться как отдельная самостоятельная форма работы. Они расширяют кругозор детей и подростков, стимулируют их познавательный интерес, формируют те или иные умения и навыки, способствуют психофизическому развитию ребенка.

Игровую деятельность необходимо планировать на всех уровнях:



  • Отрядный (игры на знакомство, на сплочение, на выявление лидера, в минутку ожидания)

  • Корпусной (ОИП, обучающие игры по станциям)

  • Общелагерный (игровой мультипарк, игровые программы, игровой проект смены)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал