Проблемы и перспективы развития туристического кластера в Приморском крае и на Дальнем Востоке в ходе реализации инициатив Восточного экономического форума



Скачать 89.36 Kb.
Дата11.02.2017
Размер89.36 Kb.
Просмотров272
Скачиваний0

Рубрика: Экономическая политика в области туризма. Экономика туризма

УДК 338.48


Проблемы и перспективы развития туристического кластера в Приморском крае и на Дальнем Востоке в ходе реализации инициатив Восточного экономического форума

Горбачева Мария Игоревна,

бакалавр 3 курса,

Голобоков Андрей Сергеевич

кандидат политических наук

доцент, кафедра государственного и муниципального управления и права

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Россия. Владивосток

В статье рассмотрены различные аспекты стратегии вовлечения отдаленных российских территорий в международные туристические процессы и развитие рекреационного кластера на Дальнем Востоке. В связи созданием на Дальнем Востоке территорий опережающего развития (ТОР) и проведением мероприятий международного характера (ВЭФ) сфера туризма приобретает особое значение. В статье рассматриваются проблемы устойчивого развития туристической сферы Дальнего Востока в условиях экономического кризиса и международных санкций, анализируются перспективные пути их решения.

Ключевые слова и словосочетания: туризм, инфраструктура, восточный экономический форум, ВЭФ, Приморский край, дальневосточный регион, ДФО, территория опережающего развития, ТОР, туристический кластер.

Problems and prospects of Primorskiy kray and Far East tourism cluster development during the implementation of the East Economic Forum initiatives

The article deals with different aspects of remote Russian territories involvement in international tourist processes together with Far East recreational cluster development. Though creation priority development areas and international events organization (East Economic Forum), tourist sphere is of great importance. Problems of Far Eastern tourist sphere sustainable development in the conditions of economic crisis and international sanctions are considered. Perspective ways of its decision are analyzed.

Keywords: tourism, infrastructure, East Economic Forum, EEF, Primorskiy Kray, Far Eastern region, FER, priority development area, PDA, tourism cluster.

В условиях процессов глобализации, охватывающих не только экономику государств, но и экономику регионов, важно выбирать интеграционные модели ведения бизнеса, направленных на повышение их конкурентоспособности. Одним из таких типов современных инновационных структур являются кластерные модели организации экономической деятельности, которые доказали свою высокую эффективность в различных странах мира. Международный опыт доказывает целесообразность использования кластерных структур в повышении конкурентоспособности экономики, в том числе, в повышении туристического развития регионов. Кластеры могут быть эффективным инструментом в преодолении негативных факторов, которые сдерживают социально-экономическое развитие Дальнего Востока[1].

Стратегия вовлечения российского Дальнего Востока в интеграционные процессы и создание в этом деловом пространстве собственных центров экономического влияния приобретают в настоящее время особое значение. В сентябре 2015 года на Дальнем Востоке состоялось серьезное политическое мероприятие - первый Восточный экономический форум. Особо значимым он стал не только для Дальнего Востока и России в целом, но и для многих зарубежных деловых партнеров. Основными задачами форума стала презентация новых условий для инвестирования и ведения бизнеса в ДФО, а также всесторонняя экспертная оценка экономического потенциала региона. Его членами стали представители 32 разных стран. Многосторонние переговоры, общение и обсуждение более двухсот проектов с деловым сообществом помогли подписать порядка 109 контрактов на общую сумму 1,8 триллионов рублей, из которых 22 соглашения подписал Приморский край на сумму 100 миллиардов рублей. Из которых два проекта направлены на транспортно-логистическую сферу и 3 – в сферу туризма[2].

Основной эффект ВЭФ можно охарактеризовать как имиджевый. Мероприятия первого восточного форума обозначили основные условия и инструменты обеспечения социально-экономического подъема восточных регионов Российской Федерации: привлечение инвестиций в Дальневосточный регион посредством более активного приграничного сотрудничества, расширение экономической свободы и предоставление для отечественных инвесторов лучших условий для ведения бизнеса с целью привлечения иностранных партнеров к локализации производства на Дальнем Востоке[3].

Вместе с тем, ВЭФ еще раз продемонстрировал и ряд характерных для региона проблем, которые продиктованы комплексными причинами. Прежде всего, это системные факторы, связанные с международными санкциями, экономическим кризисом и усилившие негативное влияние на регион за последний год следующие: высокая инфляция, обесценивание рубля, падение ВВП за год почти на 4%, падение цен на нефть и пессимистичные перспективы, удешевление рабочей силы (в долларах)[3]. В свою очередь, ни государственные структуры, ни крупный российский бизнес не спешат вкладывать свой капитал в развитие обрабатывающих отраслей экономики, хотя опыт Китая показывает, что для эффективного привлечения иностранных инвестиций собственных вложений должно быть больше[4].

По итогам Саммита АТЭС 2012 г. организационные, правовые, инвестиционные и инфраструктурные, условия не позволили претворять в больших масштабах необходимые для Дальнего Востока и заинтересованных зарубежных партнеров совместные бизнес-проекты. С целью создания эффективно работающего туристического кластера существует необходимость корректировки политического статуса региона как объекта и субъекта государственной стратегии, а также решения вопросов управления региональными процессами в условиях инновационного развития.

Транспорт и нехватка инвестиций в туристической сфере – два краеугольных камня, которые останавливали туристское развитие в Приморском крае последние 10 лет. Проекты, представленные на ВЭФ, направлены на кардинальное изменение нынешней экономической ситуации.

Так планируемая ТОР на острове Русский после форума имела двух потенциальных инвесторов в лице японской ООО «ФВ ПРИМОРЬЕ» и китайской «Wen Lian Aquaculture, Co., Ltd» компаний. Японская компания была намерена стать первым резидентом будущей ТОР «Остров Русский» и реализовать несколько проектов в туристско-рекреационной сфере, в том числе построить гольф-курорт, который в зимнее время года можно было бы использовать, как лыжную базу[8]. В свою очередь, китайская компания подписала соглашение о создании морского биотехнопарка «Островной» в ТОР на острове Русский[8]. Компании особо заинтересовались в развитии инфраструктуры на острове, при условии принятия Правительством Российской Федерации решения о создании ТОР «Остров Русский». Два исключительных партнера для Приморского края, могли стать незаменимыми экономическими инвесторами, но как стало известно позднее, создание территории опережающего развития на острове, на сегодняшний день не представляется возможным. Об этом сообщил вице-премьер, полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, по итогам совещания, посвящённого развитию ТОР на Дальнем Востоке. [5]

Перспективы развития туризма в Приморском крае вызвали довольно большой интерес у зарубежных партнеров, особенно со стороны КНР, представившей значительную долю инвестиций. В рамках ВЭФ Китай был представлен 75 национальными компаниями, чья суммарная выручка составляет 1/6 валового внутреннего продукта страны[9]. Основой взаимодействия по данным инициативам является Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР до 2018 г. Антироссийские санкции, удорожание ряда профильных услуг в КНР, и девальвация российского рубля повышают привлекательность российского туристического рынка для иностранцев. В 2015 г. проявились две противоположные тенденции: сокращение квот на приглашение китайской рабочей силы во всех субъектах Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ; и постепенно возрастающее количество граждан КНР, посещающих РФ[6].

По итогам первого ВЭФ инициировано большое количество проектов, оказывающих поддержку развитию туристической области региона. Так, в особой экономической зоне «Соллерс» планировалось собирать новейшие «джет-капсулы», маломерные пассажирские суда. ООО «Джет Капсула» заручились построить новое поколение лодок с применением собственных инноваций. На сегодняшний день прогулочные катера «Jet Capsule» существуют в мире лишь в двух экземплярах, в Монако и во Владивостоке. Эксклюзивное морское такси, изготовленное в Приморском крае, «обещало» стать еще одним способом по развитию туризма в регионе[7]. Но на сегодняшний день владельцы первой туристической лодки, запущенной во Владивостоке в мае 2015 года столкнулись с огромным количеством административных барьеров. Ключевым звеном в данном вопросе, явилась проблема лицензирования пассажирских перевозок. Речь шла о том, что морская экскурсия приравнивается надлежащими органами к коммерческой перевозке, а выдача документов на данную деятельность маломерным судам на сегодняшний день в Приморье является невозможной[10]. Другой проект предполагал модернизацию спортивно-туристического комплекса «Приморское кольцо», после трехстороннего соглашения фондом развития Дальнего Востока, ООО «Технохолдинг Сумотори» и ООО «Приморское кольцо», что даст Приморскому краю шанс стать мировой столицей автомотоспорта. А перспективный проект «ВКАД» (Владивостокская кольцевая автодорога), призванный улучшить дорожную ситуацию в городе, должен стать частью международных транспортных коридоров, как «Приморье-1», так и будущего – «Приморье-3» (Владивосток – Песчаный – Барабаш – Фэньшуйлин – Хуньчунь) [7].

Данные проекты должны послужить долговременной координации взаимодействия участников системы в пределах ее производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля качества и привести к созданию особой формы инновации - совокупного инновационного продукта, нового туристического кластера.

Опыт проведения первого Восточного экономического форума показал ряд перспективных направлений в области развития туристического кластера на Дальнем Востоке. В связи с запуском крупных транспортных узлов на севере Китая и ростом туристического интереса к Дальнему Востоку со стороны КНР планируется модернизировать маршрутную сеть между двумя странами, дополнив действующие авиационные сообщения: Владивосток – Пекин, Владивосток – Харбин, Владивосток – Гонконг, и т.д. и нарастив пассажиропоток по перспективным чартерным маршрутам Чита – Харбин, Владивосток – Янцзы, Петропавловск-Камчатский – Пекин\Харбин и т.д.[11]. Об интересе китайских инвесторов к расширению транспортных контактов в форме государственно-частного партнерства говорит и предложение китайской компании «Changbai mountain» обслуживать авиарейс Владивосток-Чанчунь, а также другие инициативы, озвученные в ходе визита в китайскую провинцию Цзилинь делегации Приморского края[12].

Как представляется, для повышения эффективности совместных усилий необходимо уточнение механизма по актуализации списка ключевых проектов Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 – 2018 годы), а также создание при необходимости координирующего органа для решения организационных вопросов взаимодействия российских и китайских инвесторов и минимизации политических, инвестиционных и иных рисков. Нужно также вести работу по повышению международного имиджа дальневосточного региона для долгосрочного финансирования российско-китайских туристических проектов с привлечением государственной поддержки субъектов Российской Федерации[6].

При этом, предоставление большей экономической свободы региональным властям, являющееся неотъемлемым условием эффективного развития рекреационного кластера должно базироваться не столько на политической децентрализации «вертикальных» функций и расширении прав и полномочий исполнительной ветви власти, сколько на реанимации демократических механизмов взаимодействия центра и региона[1].

Помимо вышесказанного, необходимо максимально популяризовать мероприятия уровня ВЭФ, поставив их на регулярную основу и повысив тем самым уровень информированности потенциальных инвесторов о возможностях, сконцентрированных на Дальнем Востоке России. Ход Восточного Экономического форума показал, что ДФО имеет значительный потенциал для кластеризации как в области коммуникации российского бизнеса и предпринимателей стран Азиатско-тихоокеанского региона, так и в туристических направлениях. Поэтому необходимо обеспечение организационно-правовой, финансово-экономической и институциональной поддержки кластерных инициатив со стороны государства. Благодаря этим усилиям и ресурсам со стороны зарубежных инвесторов, Дальний Восток будет подниматься по ступенькам инновационного развития до активного участника мирового экономического пространства.

______________________________________



  1. Макаренко М.В. Формирование кластерной политики регионов / М.В. Макаренко // Актуальные проблемы экономики. – 2011. – №12. – С. 197-206.

  2. Волонтерами ВЭФ-2016 хотят стать уже 200 человек (Екатерина Голева,) [Электронный ресурс] – URL: http://primorsky.ru/news/common/109072/(дата обращения: 7.04.2016)

  3. Голобоков А.С. Итоги Восточного экономического форума как фактор устойчивого развития социально-экономического потенциала российского Дальнего Востока. Фундаментальные исследования – № 11. – 2015, С. 981-985.

  4. Медведева Л.М., Лаврентьев А.В. Инертность развития российского Дальнего Востока и ее влияние на социально-экономические процессы. Власть и управление на Востоке России. 2012. - № 3. - С. 27-32.

  5. ТОР на Русском остался без финансирования и предприятий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deita.ru/news/economy/24.03.2016/5089186-tor-na-russkom-ostalsya-bez-finansirovaniya-i-predpriyatiy/.

  6. О ходе реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 – 2018 годы) в 2014 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru/regions/foreign-economic-activities/russian-chinese-cooperation-program-monitoring/788 (дата обращения: 13.03.2016).

  7. В Приморье начнут строить уникальные капсульные лодки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primorsky.ru/news/common/93724/.

  8. Богатый урожай ВЭФ или каких изменений ждать Приморью. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primorsky.ru/news/common/94029/.

  9. На ВЭФ Китай заявил о намерении стать долгосрочным партнером России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primorsky.ru/news/main/93934/?sphrase_id=1972329.

  10. Юрий Рябко: в Приморье невозможно использовать "джет-капсулы". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iprim.ru/news/2015-12-16/r96082.

  11. Голобоков А.С., Сабанина Е.Ю. Сможет ли камчатский туристический бренд стать мировым? Ойкумена. Регионоведческие исследования – № 3. – 2014, С. 59-53.

  12. Чартерный авиарейс может соединить Чанчунь и Владивосток. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deita.ru/news/society/17.04.2016/5101071-charternyy-aviareys-mozhet-soedinit-chanchun-i-vladivostok/.

Каталог: files
files -> Основная часть 1 История создания школы
files -> Методические рекомендации по проведению Дня Знаний, посвященного Году кино в РФ
files -> Подросток и компьютерные игры
files -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования
files -> Правила закаливания… Выпуск №1. Чтоб улыбка сияла. Мама первый стоматолог
files -> О существовании значения игры преследования
files -> Учебное пособие по нейрохирургии. Часть I. Краткая история нейрохирургии. Черепно-мозговая травма санкт-Петербург 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал